ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)
ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1 (С ЭЛ. 5) К. С. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ
С 22 МАРТА ПО 1 АПРЕЛЯ 2004 Г.
Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр
Общие сведения о походе
Вид туризма: лыжный.
Место проведения: Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика КОМИ, Полярный Урал, южная часть, массивы Собский и Рай-Из.
Категория сложности: первая с элементами пятой.
Общая протяженность маршрута: 112 км.
Перепад высот: 7,9 км (3,95 км вверх и 3,95 км вниз).
Продолжительность: 9 ходовых дней + 2 дня пурги.
Количество участников: 2 человека.
Подробная нитка маршрута
Ст. 110 км (пос. Полярный) - пер. Водопадный (1Б, 669 м) - пер. Неожиданный (1А, 1120 м) - связка (1Б; подъем на пер. Сложный (1010 м) - спуск с плато на р. Лев. Макар-Рузь) + траверс (1А; пер. Сложный - подъем на в. 1176 м - по плато на юго-запад) - связка (1А; подъем на в. 1276 м - спуск с пер. Сев. Леквожский (900 м) в долину р. Собь) + траверс (1Б; в. 1276 м - ее северный гребень (Леквожская стена) до западного гребня в. 1168 м - пер. Юж. Леквожский (910 м) - пер. Сев. Леквожский) - пер. Сев. Каровый (1А, 950 м) - пер. Ложный Грандиозный (1Б, 1000 м) + восх. на в. 1213 м (н/к) - пер. Озерный 2 (н/к, 650 м) - р. Собь – ст. Собь.
Участники похода
Салтырев Александр
Опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал
4 (с эл. 5) л. у. Кольский
3 (с эл. 5) л. р. Кольский
3 г. р. Кавказ
Тюриков Александр
Опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал
3 (с эл. 5) л. у. Кольский
4 г. у. Алтай, Кавказ
Общая идея похода
Несмотря на то, что данный район часто посещается лыжниками, а в библиотеке МГЦТК и в Интернете находится много отчетов и обзоров, все же есть неописанные перевалы, траверсы, вершины, существуют различные названия одного какого-то перевала, есть одно название, относящееся к различным перевалам, некоторые перевалы вообще не упоминаются ни в отчетах, ни в обзорах по данному району.
Главной целью этого похода был сбор информации о неописанных препятствиях района.
Во время похода были отсняты 4 фотопленки и 45-минутный видеофильм.
Проведя анализ найденных отчетов и обозрений, а, также используя данные, полученные в этом походе и походе 2001 г., мы выработали свою версию названий и категорий сложности некоторых перевалов Собско-Райизского массива.
(№ перевала по карте) Название перевала (категория сложности, высота) [источник информации], (другие названия перевала [источник информации])
Список литературы приведен в конце отчета.
(1) Сев. Леквожский [наше название] (1А, 900 м), (Шлем [16]);
(2) Юж. Леквожский [наше название] (1Б, 910 м), (Леквожский [1], [3]);
(3) Собский (н/к, 509 м) [2], [4], [5], [8], [9], [11], [13], [15];
(4) Сложный (Спортивный) (1Б, 1010 м) [1], [5], упоминается в [14], (Лев. Макар-Рузь [16], без названия упоминается в [3], [4]);
(5) Геологов (1А, 720 м) [2], [3], [4], [5], [7], [8], [10], [11], [14], [15], [17];
(6) Топографов (2А-2Б, несколько седловин, 1100 м) [16], упоминается в [5], (без названия упоминается в [3]);
(7) Сев. Каровый (1А, 1000 м) [16], (без названия упоминается в [2]);
(8) Каровый (1Б, 1100 м) [1], [2], [5], [10], [11], [12], [13], [17], (Сев. Каровый [3], [4]);
(9) Люблинский (1Б, 1100 м) [5], [16], (Юж. Каровый (Неизвестный) [1], [3], [9]);
(10) Грандиозный (2А, 1150 м) [1], [2], [5], [8], [9], [13], [14], [15];
(11) Ложный Грандиозный (1Б, 1100 м) [2];
(12) Неожиданный (1А, 1120 м) [2], [8], [15];
(13) Водопадный (1Б, 699 м) [1], [2], [5], [6], [7], [8], [9], [13];
(14) Озерный 2 (н/к, 650 м) [2];
(15) Озерный (н/к, 250 м) [2], (Тракторный [15]);
(16) Шлем (н/к, несколько седловин, 510 м) [3];
(17) Первоапрельский (2Б, несколько седловин, 1100 м) [3];
(18) Обходной (1А, 720 м) [2];
(19) Логичный (н/к-1А, 670 м) [2], (Хиповый [16]);
(20) Юж. Логичный (наше название) (н/к, 400 м), (без названия упоминается в [3], [6]).
Подъезд и отъезд (все время московское)
Подъезд: поезд № 376 Москва - Воркута (ежедневно), прицепные вагоны ст. Сейда - ст. Лабытнанги. Отправление из Москвы в 13 ч 26 м, прибытие на ст. 110 км (пос. Полярный) в 16 ч 40 м.
Отъезд: поезд № 375 Воркута - Москва (ежедневно), прицепные вагоны ст. Лабытнанги - ст. Сейда. Отправление со ст. Собь в 11 ч 10 м, прибытие в Москву в 15 ч 12 м.
Время на территории республики КОМИ (Европа) московское, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Азия) +2 часа к московскому.
Следует учитывать, что поезд идет по тундре, через перевал Европа - Азия (хотя и не высокий, около 160 м), и в случае пурги движение может быть задержано до нескольких суток.
Стратегия похода. Аварийные выходы и запасные варианты
Поход изначально планировался исследовательским (максимум неописанных препятствий при минимуме километража), участвовать должны были 4 человека. Но за неделю до выхода на маршрут двоих не отпустили с работы. Учитывая достаточно большой полярный опыт двоих оставшихся (порядка 5-6 походов на Кольский (перевалы до 2А) и 3-4 похода на Полярный и Приполярный Урал (перевалы и вершины до 1Б*), поход в 2001 г. в этот район), горный опыт 4 к.с. и 10 лет совместных походов, было принято решение все же провести поход по намеченному плану.
Нитка маршрута проходила невдалеке от ж/д Сейда - Лабытнанги (станции Полярный Урал, 110 км (пос. Полярный), Собь, Харп) и двух зимников: один ведущий от ст. Харп на рудник на пер. Геологов (постоянно ходят самосвалы и вахтовки), второй от ст. Полярный Урал через некатегорийный пер. Собский мимо подножия пер. Геологов и далее на юг к базе геологов. Из любой точки маршрута можно было за один ходовой день выйти в «цивилизацию». Достаточно большое количество перевалов в данном районе позволяло в зависимости от состояния группы и погодных условий заменять их или обходить по долинам.
Изменения маршрута и их причины
Маршрут пройден по намеченному плану с одним изменением: вместо достаточно сложного пер. Люблинский (1Б) и пройденного в 2001 г. пер. Каровый (1Б), прошли некатегорийный пер. Озерный 2 с дальнейшим движением вдоль р. Собь до ст. Собь. Так как на руках были обратные билеты, то хотелось подстраховаться на случай ухудшения погоды за счет движения по лесу и пройти еще один неописанный перевал.
Техническое описание
Понятия «правый» и «левый» даны оррографически, кроме отдельно оговоренных случаев.
Хронометраж времени на маршруте не производился, продолжительность дневных переходов порядка 8 ч чистого времени (4 ч до обеда, 4 ч после). Темп движения средний. На обед устанавливали внутреннюю палату.
На большее количество пройденных нами перевалов, вершин и траверсов описаний найти не удалось:
- подъем с пер. Сложный на в. 1176 м;
- спуск с плато в долину р. Лев. Макар-Рузь;
- траверс: Леквожская стена - З. гребень в. 1168 м - пер. Ю. Леквожский - пер. С. Леквожский;
- подъем на пер. С. Каровый;
- прохождение пер. Ложный Грандиозный и подъем с него на в. 1213 м;
- прохождение пер. Озерный 2.
Значения высот на неописанные перевалы примерные, определяли по карте и относительно соседних перевалов и вершин.
Некоторые из представленных фотографий относятся к походу в эти места в 2001 г.
22 марта
Стартовали от ст. 110 км (пос. Полярный). Перешли через р. Собь, по берегам которой растут только редкие кустики и вышли к вездеходной дороге, которая переваливает через начало северного гребня в. 1159 м и через пер. Озерный ведет к ст. Харп.
Долина р. Собь
Встречный ветер. Вдоль дороги дошли до седловинки, где заночевали под прикрытием одиноко стоящего скального гребешка.
Пройдено 6,2 км. Перепад высот 200 м.
23 марта
Съехали по пологому склону в долину р. Сев. Нырдвомен-Шор и оказались чуть ниже большой наледи. Прижимаясь к левому склону, прошли мимо нее и вошли в широкий пологий каньон.
Наледь на р. Сев. Нырдвомен-Шор
Каньон на р. Сев. Нырдвомен-Шор
Местами в ручье встречаются небольшие промоины. Выйдя из каньона, оказались в огромном цирке, из которого расходятся пути на перевалы Озерный 2, Водопадный, Обходной, Грандиозный и Ложный Грандиозный. На террасе правого борта стоят 2 балка, один жилой, есть печка. Наш путь в каньон к пер. Водопадный. По сравнению в 2001 г. водопады сильно изменились, перед тремя ступенями образовалась небольшая «нулевая» ступень. Видимо сказалось меньшее количество выпавшего снега. Ширина каньона 10-15 м. Все движение в кошках, системах. На первой и второй ступени первый шел с айсбайлем и ледорубом, провешивая веревку, нулевую и третью ступень прошли индивидуально. Значения высот водопадов даны по вертикали.
Нулевая ступень. В 2001 г. ее не было. 2 м 30 град льда.
Через 50 м пологого снега первая ступень. Проход по центру. Внизу 3 м 30 град снега, затем 2 почти вертикальных ледовых ступени по 2 м с узкой покатой полочкой между ними и после метровой ровной полки еще 1,5 м 45 град ледовая ступень. Наверху наледь, по краям проступает вода. Провешена 1 веревка.
Первая ступень
Далее через 50 м пологого снега вторая ступень. Проход справа п/х. Внизу 3 м 30 град снега, затем 4 м 45 град льда. Наверху сухая наледь. Провешена 1 веревка.
Вторая ступень. Вид сверху вниз
Вторая ступень (фото 2001 г.)
Далее через 100 м пологого снега третья ступень. Проход слева п/х. 3 м 30 град льда между скальными выходами.
Со скал над водопадами на левом борту долины видны пер. Ложный Грандиозный и Грандиозный.
Пер. Ложный Грандиозный, в. 1159 м, долина р. Сев. Нырдвомен-Шор (фото 2001 г.)
пер. Грандиозный, в. 1213 м (фото 2001 г.)
Далее по пологому каньону на лыжах вышли к развилке на перевалы Водопадный и Неожиданный.
Развилка на перевалы Водопадный и Неожиданный (фото 2001 г.)
К пер. Неожиданный поднимаемся по пологой долинке. Встали на ночевку под восточным цирком в. 1316 м.
Пройдено 14,6 км. Перепад высот 500 м.
24 марта
Подъем на перевал на лыжах по правому борту долины по склону до 20 град. Седловина явно не выражена. Слева п/х ограничена небольшим повышением гребня, справа п/х сбросами западного цирка в. 1316 м.
Пер. Неожиданный. Вид с подъема на плато Рай-Из (фото 2001 г.)
Пер. Неожиданный
Наверху огромное плоское поле, ветер. Спуск на лыжах по пологому расширяющемуся кулуару. Скальные сбросы в узком кулуаре перед выходом в долину р. Енга-Ю обошли без лыж справа по присыпанной снегом крупной осыпи до 25 град 150-200 м (см. Ф16, Ф30).
На севере, в верховьях р. Енга-Ю видны перевалы Сложный, Топографов, Люблинский, Каровый, Грандиозный и вершины 1287 м (Топографов), 1309 м (Полярный Урал), 1213 м.
Пер. Люблинский, в. 1309 м, пер. Каровый, в. 1213 м, пер. Грандиозный (фото 2001 г.)
В. 1287 м, пер. Люблинский, в. 1309 м, пер. Каровый
Перешли через долину и начали подниматься на лыжах по пологой долинке в направлении пер. Сложный.
Пер. Сложный с пер. Неожиданный
На среднюю часть широченной седловины перевала можно подняться в лоб по склону с постепенно увеличивающейся крутизной (вверху 35 град), но ровных площадок для ночевки не видно, поэтому пришлось подняться по склону до 25 град на левый борт долины, который представляет собой систему из нескольких расположенных на разной высоте цирков, разделенных пологими моренными валами. Заночевали в цирке под восточными склонами в. 1176 м.
Пройдено 12,2 км. Перепад высот 1200 м.
25 марта
Пурга средней силы. Вынужденная дневка.
26 марта
В кошках по 100 м склону до 40 град поднялись на северную часть перевала, затем по склону до 25 град вышли на в. 1176 м.
В. 1176 с пер. Сложный
Сам пер. Сложный представляет огромное поле, спуск на юго-запад - пологий 8 км тягун до долины р. Макар-Рузь. Без вещей прошли по краю плато до в. 1216 м, от которой начинается спуск к пер. Топографов.
Пер. Топографов и вершина 1287 м, пер. Неожиданный с в. 1176 м
В. 1309 м, пер. Люблинский, пер. Топографов и вершина 1287 м с в. 1216 м
Вернувшись обратно, пошли с небольшим сбросом высоты по плато на юго-запад.
Пер. Сложный с юго-запада
Леквожская стена с западного плато в. 1176 м
Затем по длинному склону до 20 град спустились в долину р. Лев. Макар-Рузь за 2 км до слияния ее с долиной р. Макар-Рузь. Перед заключительной частью спуска одели лыжи. Вышли в долину р. Макар-Рузь (ветер с пер. Собский) и, перейдя через нее, хотели зайти в долину р. Кузь-Ты-Вис, но ураганный ветер с пер. Макар-Рузь вынудил повернуть обратно. Зашли в начало распадка к юго-востоку от в. 1276 м (почти безветрие), где и заночевали.
Пройдено 16 км. Перепад высот 1300 м.
27 марта
По широкому длинному склону до 25 град поднялись на в. 1276 м.
Плато Енга-Ю-Из с в. 1276 м
После короткого спуска по 15 град склону вышли к началу Леквожской стены. Восточный склон - скальные сбросы со снежными кулуарами крутизной более 45 град, западный - снежный склон до 30 град с выходами скал и осыпей. Гребень - скалы покрытые изморозью, карнизы на восток.
Леквожская стена с в. 1276 м
Шли по западной стороне гребня несколько метров ниже его с небольшим сбросом высоты до явно выраженной седловины - пер. Первоапрельский.
В. 1168 м с пер. Первоапрельский
Затем в связи с ухудшением погоды без сброса высоты подошли под в. 1168 м и спустились по ее западному гребню до двурогого скального жандарма (300 м до 30 град). Крутизна гребня при продолжении траверса с седловины на в. 1168 м до 20 град.
Траверс в. 1168 м
Заночевали на небольшой ровной площадке под прикрытием жандарма.
Жандарм на западном гребне в. 1168 м
Место ночевки
Особенностью траверса является постоянная смена плотности снега с рыхлого глубиной по колено до жесткого фирна и переходы на крупную осыпь и скальные выходы. Все движение в кошках.
Пройдено 8,4 км. Перепад высот 1100 м.
28 марта
Пурга средней силы. Вынужденная дневка.
29 марта
От места ночевки траверсом 30 град склона в обход в. 1168 м в северо-восточном направлении вышли на пер. Юж. Леквожский (2 седловины, разделенные небольшим бугорком). Далее по пологому широкому гребню прошли на пер. Сев. Леквожский (также 2 седловины, разделенные небольшим бугорком).
На пер. Юж. Леквожский
С северной седловинки по 20 град склону спустились на восток, прошли слияние с долинкой пер. Юж. Леквожский.
Перевалы Сев. и Юж. Леквожские с востока
Далее по кулуару до 15 град съехали в долину р. Собь. Со стороны пер. Собский дует сильный ветер. По пологой долине правого притока р. Собь начали подъем под перевалы Сев. Каровый и Каровый.
Перевалы Каровый и Сев. Каровый
Крутизна перевального взлета на пер. Сев. Каровый (слева п/х) в «лоб» 30-35 град. Мы прошли дальше по долине (пологие невысокие моренные валы) под в. 1213 м, где встали на ночевку.
Пройдено 15,2 км. Перепад высот 1200 м.
30 марта
По 20 град склону вышли метров на 200 южнее седловины, до которой пологий тягун. Сама седловина напоминает кратер вулкана. Посредине небольшое понижение (видимо замерзшее озерцо), с запада и востока ограничено седловинками. Спуск с восточной седловинки - чередование ровных участков с невысокими моренными валами до 20 град.
Далее долина уходит на север в каньон, а на восток отходит долина под пер. Ложный Грандиозный. Подъем на него проходит по склону с постоянно увеличивающейся крутизной (вверху до 30 град).
Пер. Ложный Грандиозный с пер. Сев. Каровый
Седловина - огромное, немного всхолмленное поле, с которого в юго-западном направлении по склону до 10 град. вышли на плато к В. от в. 1213 м. Переход с плато на вершину разделен 100 м снежно-скальной перемычкой, ширина на одном коротком участке 1,5 м. Сама вершина - поле диаметром около 100 м, с разных краев которого расходятся гребни на перевалы Грандиозный, Каровый, Сев. Каровый.
Перевалы Люблинский и Каровый с в. 1213 м
Пер. Каровый с в. 1213 м
Пер. Грандиозный с в. 1213 м
Вернувшись обратно на перевал, начали спуск: 100 м 25 град склона, затем длинный пологий участок, после чего начинается постепенно ссужающийся кулуар до 15 град, в конце которого две полузаснеженные 4-5 м ступени замерзших водопадов крутизной до 40 град.
Ледопад на спуске с пер. Ложный Грандиозный с в. 1213 м
Заночевали: один в балке, другой в палатке около балка.
Пройдено 14,6 км. Перепад высот 1600 м.
31 марта
В 100 м севернее балков начинается широкий до 10 град кулуар, выводящий на пер. Озерный 2. Седловина - огромное ровное поле. Спуск - склон до 10 град, далее можно спускаться либо влево на северо-восток по ручью, либо перевалив через символическую седловинку спускаться прямо по 5 град склону (наш вариант спуска). Начинается долина ручья, вскоре появляются первые кустики, а в месте впадения ручья в р. Вост. Нырдвомен-Шор начинается лиственничный лес.
Цирк к северу от в. 1134 м
Спуск в долину р. Вост. Нырдвомен-Шор
Глубина тропежки в лесу до 20 см. Выйдя к р. Собь повернули налево на север и пошли по правому берегу реки, иногда выходя на лед, иногда заходя в лес.
Долина р. Собь
По левой стороне реки проходит ж/д. За 1,5 дня движения вдоль нее прошло порядка 5 составов.
Пройдено 19,8 км. Перепад высот 800 м.
1 апреля
Движение по правому берегу реки до горнолыжной базы около ст. Собь. Под вечер стала портиться погода. Заночевали на базе в переделанном для проживания вагоне. 50 руб. с человека в день, есть титан, электрические плита и печки отопления, кают-компания. Вечером началась средней силы пурга.
Пройдено 15,2 км.
2 апреля
Утром продолжение пурги. Поезд пришел вовремя, но далее шел очень медленно, подолгу ждал, когда расчистят дорогу. К ст. Елецкая погода улучшилась, стих ветер, появилась видимость. Несмотря на длительную задержку, все-таки успели к воркутинскому поезду.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Лавины
Малое количество снега в горах обуславливало отсутствие лавинной опасности на маршруте. Большинство склонов были фирновые, с выходами осыпей и разрушенных скал, в направлении которых можно пролагать безопасную линию движения.
Карнизы
Наибольшую опасность на маршруте карнизы представляли при траверсе Леквожской стены (с восточной стороны). Линия нашего движения проходила по западной стороне гребня, на несколько метров ниже его. Так же карнизы свисают с большинства плат. При движении по ним нельзя подходить близко к краю.
Пурга
Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4 дня похода надо закладывать один день пурги. У нас было 2 пурги средней силы, причем оба раза мы стояли достаточно высоко, под самыми перевалами. Третья пурга началась, когда мы уже находились на горнолыжной базе около ст. Собь. Там мы узнали, что внизу все 10 дней была хорошая погода и обе наши пурги были локальными.
Палатка у нас была «Высотная» фирмы «Мегатест», не требующая установки стенки, единственно присыпали снегом юбку. Во время пурги приходилось 2 раза в день расчищать снег по периметру.
Ветер
Ветер в горах не предсказуем, иногда внизу он достаточно сильный, а стоит подняться на перевал или вершину - а там безветрие. Сильные ветра дуют по широким длинным долинам, через низкие перевалы Собский, Кузь-Ты. У нас с этих перпендикулярно расположенных друг к другу перевалов ветер дул одновременно. Изменений маршрута из-за сильных ветров у нас не было, за исключением того, что не смогли войти в долину р. Кузь-Ты-Вис.
Для противостояния ветру требуется психологическая устойчивость и хорошая одежда. Из ветрозащиты у нас были не продуваемые мембранные костюмы, горнолыжные очки, поларовые шарфики.
Подлип
Подлипа на маршруте не было, так как погода была достаточно морозная, постоянно ниже минус 15, за исключением второй пурги, когда было минус 6.
Реки
На р. Сев. Нырдвомен-Шор встретились несколько промоин, мокрые наледи. Р. Собь в конце марта еще подо льдом, промоин и выходов воды не видели, в районе горнолыжных домиков около ст. Собь есть висячий мостик через реку.
Выводы
Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избежать при правильной тактической и технической подготовке группы.
Снаряжение, питание
Личное специальное снаряжение: кошки, беседка с самостраховкой, у одного ледоруб, у другого айсбайль, 2 карабина, ледобур, лавинная лента, горнолыжные очки.
Общественное специальное снаряжение: веревка 8 мм 25 м, штыковая лопата с укороченным черенком.
Набор личного и общественного снаряжения, а так же продуктов питания стандартные для лыжного похода по горной местности.
Расчет категории сложности маршрута
За 11 дней пройдено П = 112 км - соответствует 1 к. с.
На маршруте набран перепад высот В = 7,9 км (подъемы и спуски по 3,95 км).
Пройдено: 1 некатегорийный перевал, 1 некатегорийная вершина и 8 категорийных перевалов и траверсов (1А - 4, 1Б - 4).
Совершенная работа Т = 1х4 + 2х4 = 12 баллов.
Техническая сумма ТС = В + Т = 7,9 + 12 = 19,9 баллов соответствует 5 к. с.
Эквивалентная протяженность маршрута ЭП = П + 5хТС= 112 + 5х19,9 = 211,5 км.
Вывод: маршрут по протяженности соответствует 1 к. с., а по технической сумме соответствует 5 к. с. Таким образом, маршрут следует классифицировать как маршрут 1 к. с. с элементами 5 к. с.
Рекомендации
Из возможно еще не пройденных маршрутов можно порекомендовать прохождение траверса: в. 1276 м - в. 1168 м с дальнейшим спуском либо на пер. Ю. Леквожский, либо через в. 1043 м в долину р. Собь (точка 351,6 м). Предвершинные гребни в. 1168 м достаточно узкие, скально-фирновые. Возможно прохождение траверса и в обратную сторону.
Перевалы Сев. Каровый и Ложный Грандиозный самостоятельного значения не имеют, но логичным представляется их связывание с перевалами Каровый, Люблинский, Грандиозный, Водопадный.
Маршрут пер. Ложный Грандиозный - в. 1213 м может быть включен в траверс в. 1213 м.
На пер. Геологов последние годы действует рудник, построен поселок, на ст. Харп ведет дорога. Добыча ведется открытым способом: взрывают склон, потом собирают руду. Чтобы не попасть под взрывы, рекомендуем заходить на перевал по долине второго левого притока р. Макар-Рузь, с последующим подъемом на плато по левому борту. Склон до 20 град, выходы осыпи.
Пер. Геологов с западного плато в. 1176 м
Далее по плато на север. Спускаться с перевала на восток можно либо с седловины по кулуару, либо в случае плохой видимости пройти еще по плато на север, выйти на дорогу, которая серпантином спускается в долину (наш маршрут в 2001 г.). Возможен подъезд на вахтовке.
Начинать маршрут лучше со ст. Собь. Поезд приходит в 17 ч 10 м (московское время) и светлого времени в конце марта остается около часа. Можно встать либо в перелеске в долине р. Сев. Нырдвомен-Шор, либо при плохой погоде в горнолыжных домиках (на майские праздники свободных мест может не быть). При начале маршрута со ст. 110 км (прибытие в 16 ч 40 м) ночевать придется либо на виду поселка, либо идти 1,5 - 2 ч, чтобы выйти из зоны видимости поселка (мы так и поступили, вставали уже по темноте). В пос. Полярном есть большой горнолыжный дом, рядом склон, есть магазин. (Во время похода 2005 г. на Пол. Урал узнали, что пос. Полярный закрыт, а жители переселены в пгт. Харп или г. Лабытнанги.)
Литература
В процессе подготовки к походу и при определении категорий сложности препятствий использовались следующие материалы:
[1] К. Бекетов и О. Чхетиани. Южная часть Полярного Урала. Обзор туристских возможностей района
http://www.mountain.ru/world_mounts/ural/2001/polyarny/kandid.shtml;
[2] Полярный Урал. Перевалы. Массив Райиз
http://ktmz.boom.ru/library/region/sev1172/polural/raiiz.html;
[3] Отчет о лыжном походе 6 к. с. группы из Челябинска, рук. Пугачев С.Н., в 2002 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?127;
[4] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Челябинска, рук. Кочурин В.А., в 2002 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?278;
[5] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Супруненко А., в 1992 г.,
http://skitalets.ru/ski/2006/polarural_suprunenko/;
[6] Отчет о лыжном походе 3 к. с., рук. Харитонов В.И., в 1998 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?10;
[7] Отчет о лыжном походе 4 к. с. группы из Санкт-Петербурга, рук. Тюньков В., в 2000 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?30;
[8] Отчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Санкт-Петербурга, рук. Бекетов К.Н., в 1992 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?66;
[9] Отчет о лыжном походе 3 (с эл. 4) к. с. группы из Москвы, рук. Конилов Д.А., в 2003 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?190;
Отчеты в библиотеке МГЦТК:
[10] № 2179
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=30523&page=1;
[11] № 3232
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31761&page=1;
[12] № 3758
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32636&page=1;
[13] № 4167
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32937&page=1;
[14] № 4220
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33030&page=1;
[15] № 4314
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33298&page=1;
[16] № 4379
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33234&page=1;
[17] № 4431
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33240&page=1.
Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2004/200403-pol-ural/index.htm.