ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)
ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 2 (С ЭЛ. 4) К. С. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ
С 14 ПО 24 МАРТА 2005 Г.
Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр
Общие сведения о походе
Вид туризма: лыжный.
Место проведения: Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика КОМИ, Полярный Урал, хребты Мал. Пайпудынский, Харбей-Хой, Рай-из. Карты Q41-35,36 и Q41-47,48.
Категория сложности: вторая (с эл. четвертой).
Протяженность маршрута: 173 км, к зачету 158 км.
Перепад высот: 8,8 км (4,4 км вверх и 4,4 км вниз).
Продолжительность: 11 ходовых дней.
Количество участников: 4 человека.
Подробная нитка маршрута
Ст. Полярный Урал - пер. Медвежий (н/к, 400 м) - пер. Леквож (1А, 800 м) + в. Пендирмапэ (восх., 1Б, 1221 м) - пер. Зеленый (1А, 960 м) - пер. Олений (н/к, 800 м) - пер. Бадьяшор (н/к, 800 м) - пер. Дьявольский (н/к, 620 м) - пер. Снежный (1А, 900 м) - пер. Кемьрезьрузь (н/к, 300 м) - ст. Собь – каньон под пер. Водопадный + пер. Обходной (720 м) (связка, 1Б) - в. 1213 м + пер. Ложный Грандиозный (1000 м) (траверс, 1Б) - ст. Собь.
Участники похода
Салтырев Александр
Лыжный опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал; 4 (с эл. 5) л. у. Кольский, 3 (с эл. 5) л. р. Кольский, 1 (с эл. 5) л. р. Пол. Урал
Мороз Андрей
Лыжный опыт: 2 л. у. Кольский, Юж. Урал
Дмитриев Сергей
Лыжный опыт: 2 л. у. Пол. Урал, Кольский, 2 л. р. Кольский
Бек Игорь
Лыжный опыт: 3 л. у. Пол. Урал, Вост. Саяны, Кольский
Общая идея похода
Судя по найденным в библиотеке МГЦТК и в Интернете отчетам, подробного изучения районов хребтов Мал. Пайпудынского и Харбей-Хой не проводилось. Маршруты в основном прокладывались по долине р. Бол. Пайпудына с уходом на север (или в обратную сторону к ж/д), или кольцевые маршруты по рекам Мал. и Бол. Пайпудына с прохождением одного-двух н/к перевалов и восхождением на вершины Пендирмапэ и Понпельиз и с дальнейшим уходом через ж/д на юг.
Мы хотели немного компенсировать этот пробел и более подробно изучить Мал. Пайпудынский хребет. Маршрут был составлен на основе фотоотчета с короткими пояснениями о летнем походе [3].
Подъезд и отъезд (все время московское)
Подъезд: поезд № 376 Москва - Воркута (ежедневно), прицепные вагоны ст. Сейда - ст. Лабытнанги. Отправление из Москвы в 13 ч 20 м, прибытие на ст. Полярный Урал в 17 ч 20 м.
Отъезд: поезд № 22 Лабытнанги - Москва. Отправление со ст. Собь в 9 ч 50 м, прибытие в Москву в 4 ч 50 м.
Поезд Москва - Лабытнанги (фирменный, плацкартные билеты дороже в 1,5 раза чем в обычном поезде) ходит зимой 2 раза в неделю (из Москвы по вторникам и пятницам в 19 ч 20 м, прибытие на ст. Собь по четвергам и воскресеньям около 15 ч, обратно по понедельникам и пятницам. Таким образом, уезжая в пятницу вечером можно выиграть более суток по сравнению с отъездом в субботу днем.
Следует учитывать, что поезд идет по тундре, ст. Полярный Урал - перевал Европа-Азия (хотя и не высокий, около 160 м), и в случае пурги движение может быть задержано до нескольких суток.
Стратегия похода. Аварийные выходы
Маршрут длиной 130 км от ст. Полярный Урал до ст. Собь планировалось пройти за 8 ходовых дней, еще 2 дня оставались на случай вынужденных дневок. Поскольку информации о большинстве перевалов не было, то их сложность оценивалась по фотографиям из [3] и карте-километровке и не должна была превышать 1А (так оно и оказалось).
Нитка маршрута проходила невдалеке от ж/д Сейда - Лабытнанги (станции Полярный Урал, 110 км (пос. Полярный), Собь). Аварийные выходы по рекам Леквож, Маниташор, Мал. и Бол. Пайпудына.
Изменения маршрута и их причины
Маршрут пройден по намеченному плану с тремя изменениями:
1) Из-за плохой погоды отказались от траверса Мал. Пайпудынского хребта с пер. Бадьяшор до пер. Дальний;
2) Из-за начинающейся ухудшаться погоды отказались от восхождения на в. Понпельиз;
3) В связи с тем, что на маршруте не было использовано ни одного запасного дня и у нас осталось до поезда 2 дня, было решено подняться к водопадам в верховьях руч. Сев. Нырдвомен-Шор (под пер. Водопадный) и совершить там 2 радиальных выхода. Этот район известен руководителю по походам 2001 и 2004 гг.
Техническое описание
Понятия «правый» и «левый» даны оррографически кроме отдельно оговоренных случаев.
Понятие «снежный склон» означает как чисто снежный, так и чисто фирновый склон, но чаще всего комбинированный. Могут присутствовать небольшие россыпи камней.
В случае не оговоренного характера склона подразумевается именно такой склон. В разные годы он зависит от количества снега, направления ветров, температуры воздуха.
Хронометраж времени на маршруте не производился, продолжительность дневных переходов порядка 8 ч чистого времени (4 ч до обеда, 4 ч после). Темп движения средний. На обед устанавливали палатку, кроме 2 раз, когда была плохая погода - ограничивались сухим перекусом и 2-х последних дней - обедали в балке.
Температура днем от -10 до -20 град, утром и вечером от -20 до -33 град.
Перечень пройденных и планируемых пройти перевалов и вершин.
(Номер по карте). Название (категория сложности, высота). Откуда взято название. Источники информации.
Список литературы приведен в конце отчета.
(1) Пер. Медвежий (н/к, 400 м). Название из [3]. Информацию не нашли.
(2) Пер. Леквож (1А, 800 м). Название из [3]. Информация о подъеме из [1], о спуске не нашли.
(3) В. Пендирмапэ с пер. Леквож (1Б, 1221 м). Информация из [1].
(4) Пер. Зеленый (1А, 960 м). Название из [3]. Информацию не нашли.
(5) Пер. Олений (н/к, 800 м). Название из [3]. Информацию не нашли.
(6) Пер. Бадьяшор (н/к, 800 м, 2 седловины). Название из [3]. Информацию не нашли.
(7) Пер. Дьявольский (н/к, 620 м). Название наше. Информация из [1] (под названием перевал 620 м).
(8) Пер. Снежный Вост. (1А, 900 м). Название наше. Информацию не нашли.
(9) Пер. Снежный Зап. (ориентировочно 1А, 900 м). Название наше. Информацию не нашли. (Перевал нами не был пройден).
(10) В. Понпельиз (1081 м). Информация из [2]. (Восхождение нами не было совершино).
(11) Пер. Кемьрезьрузь (н/к, 300 м). Название наше. Информация из [7] (перевал без названия).
(12) Каньон под пер. Водопадный (1Б). Название перевала общепринятое. Каньон пройден руководителем группы в 2001 и 2004 гг.
(13) Пер. Обходной (1А, 720 м). Название и информация из [4], [5].
(14) В. 1213 м с восточного плато (1Б). Информация из [5], [8].
(15) Пер. Ложный Грандиозный (1Б, 1000 м). Название из [4]. Пройден руководителем группы в 2004 г.
14 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок.
Вылезли из поезда, и пошли на север с небольшим набором высоты до тех пор, пока не оказались вне зоны видимости станции.
Пройдено 3 км. Перепад высот 100 м.
15 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок.
Для обзора окрестных гор по пологому склону поднялись на широкий хр. Падьяхамусюр и пошли по нему в северо-восточном направлении.
После короткого спуска в долину левого притока р. Леквож начали подъем на пер. Медвежий (н/к, 400 м). Седловина огромная, ровная. Крутизна склонов до 10 град.
Обед на пер. Медвежий
Спускаться по руч. Медвежий не стали, а траверсом левого борта долины вышли к руч. Прямой и стали подниматься к пер. Леквож (1А, 800 м)
Пройдено 17 км. Перепад высот 400 м.
16 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок, на в. Пендирмапэ небольшая облачность.
Слева пер. Леквож
Подъем на перевал - 200 м снежного склона, в верхней части крутизна до 30 град, фирн.
Седловина большая, ровная, покрытая скальными обломками.
Справа в. Пендирмапэ
Оставили вещи, и пошли на в. Пендирмапэ (1221 м). Подъем в северном направлении по широкому снежно-осыпному гребню крутизной в верхней части до 30 град выводит на основной хребет, на котором расположено несколько вершин-жандармов. Какая из них главная вершина непонятно, поэтому поднимаемся на ту, которая, кажется нам наиболее высокой (слева по ходу).
Слева от центра в. Пендирмапэ
В нашу сторону с хребта сходят снежно-осыпные склоны до 30 град, на другую сторону он обрывается очень крутыми скалами и снежными кулуарами. Непосредственно выход на вершину - 10 м до 50 град фирна между скалами.
На в. Пендирмапэ
В. Пендирмапэ
Гребень
Спуск с вершины на перевал по пути подъема. Спуск с перевала на лыжах по пологому широкому кулуару истока р. Леквож - 2 км.
Далее начинаем подъем по снежно-осыпному склону до 20 град крутизной под пер. Зеленый (1А, 960 м). Метров через 300 склон выполаживается до 5-10 град. Здесь, выровняв склон, встали на ночевку.
Пройдено 5 км + 2 км радиально. Перепад высот 1000 м.
17 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок, на перевалах сильный.
Долина р. Леквож
Подъем на перевал - длинный снежный склон с постепенно увеличивающейся крутизной от 10 до 30 град. Чтобы обойти последний крутой участок, поднимались траверсом левого борта долины.
Седловина большая, ровная.
Спуск с перевала состоит из 2 ступеней.
Пер. Зеленый с пер. Олений
Первая - снежный склон 150 м до 30 град. Начало спуска по левому борту долины до огромного камня, около которого есть небольшая ровная полочка (50 м, наибольшая крутизна).
Далее вниз по линии падения воды, крутизна постепенно уменьшается. Замерзшее озерцо обходим справа и выходим ко второй ступени - снежному склону 150 м до 25 град. Спустившись с него, почти сразу начинаем подъем по 300 м склону до 20 град на пер. Олений (н/к, 800 м)
Пер. Олений с пер. Зеленый
Седловина огромная, засыпанная скальными обломками. Спуск сначала 150 м до 15 град, далее более пологий выводит в долину р. Нияю.
В. Пендирмапэ с северо-запада
Перекур у первого кустика
Следы куропаток
Вдоль нее идет зимник и уходит на северо-восток к ручьям Кварцитовидный, Хрустальный и Глубокий. Не доходя до реки, поворачиваем на восток-северо-восток и идем вдоль р. Ниявож (Ягодная). Встаем на ночевку в районе многочисленных ручьев. Фирн настолько плотный, что невозможно на всю длину воткнуть ножовку или штыковую лопату. Видимо здесь могут дуть очень сильные ветра, но стенку поставить нереально. В 2-3 км от нас, под в. 863,1 м, небольшое стойбище ненцев. Подъехали к нам, предлагали мясо и шкуры.
Пройдено 14 км. Перепад высот 1200 м.
18 марта
Погода: при подъеме на пер. Бадьяшор (н/к, 800 м) ухудшается, сильный попутный ветер, видимость 200-300 м, при спуске с перевала начинает улучшаться, к вечеру ветер стих и прояснилось.
Подход к перевалу пологий, до 5 град, долина каньонообразная, местами наледи. У перевала 2 седловины: западная и восточная, разделенные невысокой округлой вершинкой. Подъем на обе седловины 200 м до 20 град. Поднялись на западную.
Седловина большая, ровная. Из-за плохой погоды отказываемся от подъема на Мал. Пайпудынский хребет и его дальнейшего траверса. Спуск с перевала 200 м до 20 град.
Далее спуск более пологий по широкой каньонообразной долине выводит в огромную ровную долину р. Бадьяшор к месту слияния множества ручьев стекающих с окрестных гор. По берегам ручьев небольшие кучки кустарников.
Скульптор
Пройдено 19 км. Перепад высот 900 м.
19 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок.
Подъем на пер. Дьявольский (н/к, 620 м) длинный пологий тягун до 10 град.
Седловина большая ровная. На спуске такой же длинный пологий тягун. Перед выходом в долину р. Б. Пайпудына проходим каньон с видом на в. Понпельиз (1081,6 м).
Вид на пройденный каньон. Пер. Дьявольский налево
Пересекаем реку, по берегам которой растет кустарник (лес начинается немного ниже) и входим в долину руч. Понпельшор.
Долина руч. Понпельшор слева
Через 1,5-2 км начинается лиственный лес, тропежка до 20 см, без лыж проваливаешься по развилку.
Пройдено 18 км. Перепад высот 800 м.
20 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок, на перевале сильный.
Движемся по лесу по долине руч. Понпельшор. Незадолго до поворота на руч. Снежный лес кончается. Через 1 км после поворота руч. Снежный входит в каньон, который тянется до подножия перевалов.
В центре Западная, слева Восточная седловина пер. Снежный
Начали подниматься по снежно-осыпному гребню до 15 град между первым и вторым правыми притоками руч. Снежный на пер. Снежный Вост. (1А, 900 м). При подъеме из долины первого правого притока крутизна склона 35 град.
На западную седловину перевала можно подниматься либо из долины ручья (крутизну склона сложно определить из-за постоянной тени, ориентировочно около 30 град), либо по гребню правого борта долины (крутизна до 20 град). В обоих случаях придется преодолевать каньон, возможны карнизы.
Седловина восточного перевала - небольшое понижение гребня, на востоке видна Ханмейская стена.
Спуск по 150 м снежному склону до 30 град выводит к руч. Рудному, одному из истоков р. Бол. Ханмей. Долины истоков этой реки узкие, много коротких боковых ущелий, возможны сход лавин и обвалы карнизов.
Пройдено 14 км. Перепад высот 1000 м.
21 марта
Погода: с утра пасмурно, вскоре после выхода начался сильный северо-восточный ветер, поземка, видимость временами до 100 м, вечером ветер стал стихать, видимость улучшилась, но пошел снег.
Из-за ухудшения погоды отказываемся от восхождения на в. Понпельиз и уходим вниз по р. Бол. Ханмей.
Дует
Долина постепенно расширяется, появляется кустарник. Ветер более-менее попутный и можно продолжать движение. Сворачиваем на запад-северо-запад и по пологому, не более 5 град склону, выходим на водораздел ведущий к руч. Кемьрезьрузь. По такому же пологому склону спускаемся к водоразделу ручьев Кемьрезьрузь и Ампельшор, и, повернув на юго-запад, продолжаем движение по долине руч. Кемьрезьрузь. Все наши маневры контролируем по GPS. Проходим большую наледь, по берегам высокие скалы. Вскоре появляется кустарник, а затем и смешанный лес (лиственница, береза и др.). Вечером по многолетней традиции зимних походов отметили день рождения Игоря Бека.
Новорожденный в центре
Пройдено 24 км. Перепад высот 400 м.
22 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок.
По долине руч. Кемьрезьрузь дошли до ж/д идущей вдоль р. Собь и по шпалам пошли на ст. Собь. По берегам реки смешанный лес.
Впереди видна г. Поуркеу
Ночевать остановились на горнолыжной базе (ж/д вагоны переделанные под жилые домики, электричество, титан, плита).
Магазина на станции нет, продукты можно купить в вагоне-магазине поезда Воркута - Лабытнанги.
Пройдено 12 км. Перепад высот 100 м.
23 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок, над горами легкая дымка.
Оставили в домике временно ненужные вещи и продукты. Перешли на правый берег р. Собь, и, пройдя 3 км вверх по течению, повернули на юг и стали подниматься по долине руч. Сев. Нырдвоменшор. Пересекаем сильно укатанный вездеходами зимник, ведущий со ст. 110 км на ст. Харп. На северном склоне г. 1159,0 стоит балок. В поезде на обратной дороге житель пгт. Харп сказал, что здесь собираются открыть новый рудник. Немного выше этого места из года в год образовывалась огромная наледь. В этом году ее нет или она вся засыпана снегом. Вскоре входим в красивый каньон.
Метров через 500 поднимаемся на правый борт долины, на котором стоят 2 балка.
Балки слева
Один полуразрушенный, забит снегом, другой жилой, есть печка, может разместиться до 8-10 человек. Через неплотно закрытую дверь набилось немного снега, на стенах и потолке иней.
Расчистили балок, оставили вещи и на лыжах пошли в кольцевой выход: каньон под пер. Водопадный (1Б) + пер. Обходной (1А, 720 м). Спускаемся в долину ручья, проходим небольшой каньон и подходим к системе замерзших водопадов
Все 3 ступени по сравнению с прошлыми годами сильно изменились. Первая ступень полностью заметена снегом, крутизна до 35 град, 10 м. Одному удалось подняться на лыжах, остальные в кошках.
От второй ступени остались лишь воспоминания, толщина льда уменьшилась метра на 1,5-2. Подъем в кошках, лыжи вытащили веревкой.
Третья ступень тоже уменьшилась в размерах, подъем по заснеженным скалам слева по ходу.
Дальнейший путь на пер. Водопадный проходит по узкому каньону со свисающими карнизами. Пройдя метров 500, поворачиваем направо, вылезаем из каньона и по 10 град склону выходим на пер. Обходной.
Слева пер. Водопадный, направо долина пер. Неожиданный
Слева плато Рай-Из, справа пер. Водопадный
Седловина большая, снежно-осыпная, представляет собой небольшое понижение ригеля в месте его стыка с северо-восточным гребнем в. 1316 м.
Пер. Грандиозный и восточное плато в. 1213 м с пер. Обходной
Спуск с перевала на лыжах из дальнего левого угла по склону до 25 град. Катание без рюкзаков - одно удовольствие. Ночевать решили в балке.
Пройдено 15 км + 5 км кольцевой выход. Перепад высот 1100 м.
24 марта
Погода: солнечно, временами небольшой ветерок, над горами легкая дымка. На в. 1213 м сильный ветер, видимость до 200 м.
Кольцевой выход: юго-восточный гребень в. 1213 м - в. 1213 м - пер. Ложный Грандиозный. Пошли без лыж, сразу одели кошки.
Налево к водопадам, направо в долину под пер. Грандиозный. Стык гребня в центре кадра и ригеля - пер. Обходной
Начало подъема в долину к пер. Грандиозный
По вчерашней спусковой лыжне подошли под начало гребня и начали подъем по снежно-осыпному склону до 30 град.
Подъем на плато по правому п/х гребню
Набор высоты метров 400. Далее по слегка наклонному плату с большим количеством камней выходим к узкой (местами до 2 м) 100 метровой перемычке, отделяющей плато от вершины. Здесь дует сильный ветер, видимость плохая.
Вершина ровная, диаметром около 100 м. Окружающих гор совсем не видно. Спускаемся по пологому плато на северо-восток, на пер. Ложный Грандиозный. Ветер исчезает, видимость быстро улучшается. Спуск с перевала: 100 м склона до 25 град.
Далее длинный пологий участок, после чего начинается постепенно ссужающийся кулуар до 15 град, в конце которого две полузаснеженные 4-5 м ступени замерзших водопадов крутизной до 40 град. С в. 1213 м также возможны спуски на перевалы Грандиозный, Каровый, Сев. Каровый (все 2А). Дошли до балка, собрали вещи и по вчерашней лыжне вернулись в домик на ст. Собь.
Переходим р. Собь
Пройдено 10 км кольцевой выход + 15 км возвращение на ст. Собь. Перепад высот 1800 м.
На следующее утро уехали в Москву.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Лавины
Снега, судя по состоянию наледей и водопадов на руч. Сев. Нырдвоменшор и заснеженности окружающих гор, было достаточно много, но в безлесной зоне он был в основном зафирнованный, на склонах глубина тропления без лыж не превышала 10-15 см. Потенциальную опасность могут представлять узкие и глубокие долины в районе в. Понпельиз.
Карнизы
На Мал. Пайпудынском хребте карнизы свисают с гребня в. Пендирмапэ в сторону Европы. Также карнизы свисают с большинства плат. При движении по ним нельзя подходить близко к краю. При определенных условиях карнизы могут образовываться над узкими и глубокими долинами в районе в. Понпельиз.
Пурга
Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4 дня похода надо закладывать один день пурги. У нас однажды через 2 часа после выхода началась пурга средней силы, но мы смогли продолжить движение (см. техническое описание).
Ветер
Ветер в горах не предсказуем, иногда внизу он достаточно сильный, а стоит подняться на перевал или вершину - а там безветрие. Сильные ветра дуют по широким длинным долинам, через низкие перевалы. Иногда бывает очень сильный ветер-поземка, при этом остается отличная видимость, чистое небо, солнце. Изменений маршрута из-за сильных ветров у нас не было.
Для противостояния ветру требуется психологическая устойчивость и хорошая одежда. Из ветрозащиты у нас были не продуваемые мембранные костюмы, горнолыжные очки, поларовые повязки.
Подлип
Подлипа на маршруте не было, так как погода была достаточно морозная, постоянно ниже минус 10 град. В последние дни градусник на солнце показывал до +10 град (в тени градусов на 20 ниже), но подлипа не возникало.
Реки
В конце марта все реки и ручьи еще подо льдом. Видели несколько промоин и выходов воды на р. Собь и руч. Сев. Нырдвоменшор. В районе горнолыжных домиков около ст. Собь есть висячий мост через реку.
Выводы
Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избежать при правильной тактической и технической подготовке группы.
Снаряжение, питание
Личное специальное снаряжение: кошки, ледоруб (у одного айсбайль), карабин, лавинная лента, горнолыжные очки.
Общественное специальное снаряжение: веревка 8 мм 25 м, ножовка, штыковая лопата с укороченным черенком, лавинный лист, насаживаемый на ледоруб, 2 фирновых ледобура, GPS.
Набор личного и общественного снаряжения, а так же продуктов питания стандартные для лыжного похода по горной местности.
Палатка у нас была самодельный восьмигранный шатер (D = 3,5 м, Н = 2,2 м) из не продуваемой ткани «Оксфорд 190» с низкими (0,5 м) стенками. Центральный кол составной, из трех дюралевых труб диаметром 25-30 мм. Поскольку палатка была новая, и мы не знали ее возможности стоять в пургу без стенки, то в безлесной зоне ставили стенки высотой в 2 кирпича. Один раз в долине р. Нияю стенку поставить не удалось, т. к. фирн был настолько твердый, что невозможно было воткнуть ни ножовку, ни штыковую лопату. Палатку пришлось растягивать на фирновых ледобурах и клювиках ледорубов.
Расчет категории сложности маршрута
За 11 дней пройдено 173 км, в зачет П = 158 км (15 км - возвращение на ст. Собь) - соответствует 2 к. с.
На маршруте набран перепад высот В = 8,8 км (подъемы и спуски по 4,4 км).
Пройдено: 5 некатегорийных перевалов - 0 баллов;
5 категорийных препятствий - соответствует 4 к. с.:
3 перевала 1А (в зачет 2 перевала, т. к. с одного совершено восхождение на вершину 1Б) - 2 балла;
1 связка перевалов 1Б - 2 балла;
1 восхождение на вершину 1Б с перевала 1А - 2 балла;
1 траверс вершины 1Б - 2 балла.
Совершенная работа Т = 8 баллов.
Техническая сумма ТС = В + Т = 8,8 + 8 = 16,8 баллов - соответствует 4 к. с.
Эквивалентная протяженность маршрута ЭП = П + 5хТС = 158 + 5х16,8 = 242 км.
Вывод: маршрут по протяженности соответствует 2 к. с., а по технической сумме соответствует 4 к. с. Таким образом, маршрут следует классифицировать как маршрут 2 к. с. с элементами 4 к. с.
Рекомендации
Представляется интересным следующий траверс Мал. Пайпудынского хребта: в. 1192 м - в. Пендирмапэ - в. 1198,1 м - пер. Дальний с изучением возможных сквозных перевалов через хребет. Участок в. 1192 м - в. Пендирмапэ описан в [6]. В [3] есть фото пер. Третий, но какой из 3 истоков р. Третий ведет на перевал не совсем понятно. Крутизна гребня в районе в. Пендирмапэ с европейской стороны местами достигает почти 90 град и здесь можно проложить достаточно сложные альпинистские маршруты.
Хр. Харбей-Хой имеет сложную оррографию, большое количество узких и глубоких долин. Здесь возможно прохождение большого количества перевалов (правда, многие из них не имеют самостоятельного значения). Возможен и траверс основного хребта (траверс в. 1016,8 - в. Понпельиз описан в [7]).
В поезде на обратной дороге житель пгт. Харп сказал, что пос. Полярный закрыт, а жители переселены в пгт. Харп или г. Лабытнанги.
Литература
В процессе подготовки к походу и при определении категорий сложности препятствий использовались следующие материалы:
[1] Отчет о лыжном походе 4 к. с. группы из Санкт-Петербурга, рук. Тюньков В., в 2000 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?30;
[2] Отчет о лыжном походе 3 к. с., рук. Харитонов В.И., в 1998 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?10;
[3] Фото походов. Пол. Урал - 2002. (Фотографии пешеходного похода 3 к. с. с краткими пояснениями),
http://ktmztravel.boom.ru/polarural2002/gammy/index.html;
http://ktmztravel.boom.ru/polarural2002/mike1/index.html;
http://ktmztravel.boom.ru/polarural2002/mike2/index.html.
[4] Полярный Урал. Перевалы. Массив Райиз
http://ktmz.boom.ru/library/region/sev1172/polural/raiiz.html;
[5] Отчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Санкт-Петербурга, рук. Бекетов К.Н., в 1992 г.,
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?66;
Отчеты в библиотеке МГЦТК:
[6] № 3911
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32791&page=1;
[7] № 5254
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=35286&page=1;
[8] № 4220
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33030&page=1.
Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2005/200503-pol-ural/index.htm.