Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)


ОТЧЕТ О ВОДНОМ УКОРОЧЕННОМ ПОХОДЕ 2 К. С. ПО МАРШРУТУ:

Р. СУОЙОКИ ОТ ИСТОКА ИЗ ОЗ. СУОЯРВИ - Р. ЮЖ. ШУЯ - ИГНОЙЛЬСКАЯ ГЭС

С 12 ПО 14 ИЮНЯ 2008 Г.


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр

1 Общие сведения о походе

Вид туризма: водный.
Место проведения: Юж. Карелия, реки Суойоки и Юж. Шуя.
Категория сложности: вторая укороченная.
Способ передвижения: сплав на надувных лодках Ватерфлай-2, Егерь-2, Щука-1 и -2, катамаран-2.
Общая протяженность маршрута: 62 км.
Продолжительность: ходовых дней - 3.
Количество участников похода: 11 человек.

2 Подъезд и отъезд

Подъезд
11 - 12 июня: поезд № 382 Москва - Мурманск до г. Петрозаводск (отправление в 20-45, прибытие в 11-07), далее около 170 км на частной ГАЗели до моста через реку. Машину заказывали из Москвы.
Внимание! Дорога между Вешкелицами и Хаутаваарой, показанная на генштабовской километровке и на двухкилометровом атласе Карелии, не соответствует действительности. На картах отображена старая грунтовая дорога, а новое шоссе проходит северо-восточнее и не пересекает ж/д полотно.
Отъезд
15 - 16 июня: на этой же ГАЗели от моста перед Игнойльской ГЭС до Петрозаводска около 140 км, далее поездом № 211 Мурманск - Москва (отправление в 13-09, прибытие в 4-18).

3 Участники похода, распределение по лодкам

Экипаж № 1 Ватерфлай-2
Салтырев Александр
Водный опыт: 3 у. Умба - Колвица, Сев. Шуя; 2 р. Полометь, Льняная, Ууксу
Вареникова Наталья; водный опыт: 3 у. Умба - Колвица

Экипаж № 2 Егерь-2
Устинов Андрей; водный опыт: 2 у. Березайка - Мста, Полометь
Гапонов Илья; водный опыт: ПВД

Экипаж № 3 Ватерфлай-2
Мирошкин Сергей; водный опыт: 1 у. Мал. Истра, Великая, Белая (Тверская обл.)
Карпова Екатерина; водный опыт: ПВД

Экипаж № 4 Щука-2
Чопенко Олег; водный опыт: ПВД
Назарьева Александрина; водный опыт: 1 у. Осетр, Пра

Экипаж № 5 Катамаран-2
Медведев Сергей; водный опыт: 3 у. Карелия (многократно), Юж. Буг
Цепов Сергей; водный опыт: 3 у. Карелия (многократно), 4 у. Риони

Экипаж № 5 Щука-1
Ермаков Александр; водный опыт: 1 у. Мал. Истра, Воргол - Сосна



4 Нитка маршрута по дням

12 июня

Стапель на правом берегу в 100 м выше а/м моста в истоке р. Суойоки - пор. Куст (ЛЭП) (1 к. с.) - пор. Грива (2 к. с.) - пор. Рыжик (Суойокский каскад) (2 к. с.) - пор. Медвежий (Мал. Кейнякоски) (2 к. с.) - ночевка на правом берегу.
13 июня

Место ночевки - пор. Луки (1 к. с.) - пор. Олененок (1 к. с.) - пор. Ступенька (1 к. с.) - Хаутоваарские мосты - ночевка на правом берегу перед 1-ым Хаут-перекатом (пор. Цапфовский).
14 июня

Место ночевки - пор. Сизовский (Угрюмый) (2 к. с.) - пор. Островной (Собачий) (2 к. с.) - антистапель и ночевка на левом берегу в 300 м выше Игнойльской ГЭС.
15 июня

Отъезд в Петрозаводск.

5 Варианты аварийного выхода с маршрута

1) Из дер. Суойоки: на частной машине или поезде Костомукша - Петрозаводск. Наличие автобуса до Суоярви нам не известно.
2) От останков старого деревянного моста пешком по грунтовой дороге около 10 км до ст. Суойоки и дороги дер. Суойоки - Суоярви.
3) От Хаутоваарских мостов: на частной машине, автобусе Суоярви - Петрозаводск или поезде Костомукша - Петрозаводск.

6 Техническое описание

Все пороги проходились участниками согласно первоначальному распределению по лодкам. Первыми пороги 2 к. с. проходил катамаран-2 со страховкой с берега спасконцом, после чего вставал для страховки следующих лодок. За всеми шиверами и порогами на реке идут спокойные плесы, т.е. есть хорошие условия для страховки. Техническая сложность порогов взята из (2). Все пороги и шиверы с не указанной сложностью - н/к или 1 к. с. и представляют собой каменистые горки-перекаты длиной от 100 до 300 м. Просматривать их не нужно и прохождение не составляет сложности. При более низкой воде на некоторых из них опасным будет сесть на мель или налететь на камень. В описании отмечаем только те стоянки, в наличии которых убедились лично.
Уровень воды примерно на 1 м ниже пика паводка, который в этом году, судя по сообщениям в различных форумах, был 6-8 мая и на 0,7 - 0,8 м выше июля-августа, что видно по фотографиям из различных отчетов и подтверждается словами одного из участников группы, бывшего на этой реке в августе.

12 июня

Стартовали с ПБ в 100 м выше а/м моста. Есть несколько стоянок, но хороших дров нет, т. к. лес преимущественно лиственный. Метрах в 200-300 выше по течению видна короткая шивера. Вскоре после моста начинается мелководная шивера. Река разделяется на несколько рукавов.


После шиверы небольшое озеро Еккилялампи, а за ним слышен шум пор. Куст (ЛЭП) (1 к. с.). Проходим по основной струе левее островка, заросшего кустарником. В русле лежит множество огромных булыганов, реку пересекает ЛЭП.




Вскоре проходим еще одну шиверу, и примерно через 3 км следующую.
Через 1 км подходим к пор. Грива (2 к. с.). Просмотр по ПБ. В начале идет разгонная шивера длиной менее 100 м, затем в левой половине реки слив с большой V-образной бочкой. Проходим по правой части реки по невысоким стоячкам и полуметровому сливу с плиты. Саша Ермаков на разгруженной Щуке-1 решается пройти через бочку, но заходит немного правее воронки и на косом валу киляется. Лодку и весло подобрал стоявший на страховке Ватерфлай, а Саша сам доплыл до берега.






Через несколько сот метров проплываем по ж/д мостом дороги Костомукша - Петрозаводск. Вскоре после него идет очередная шивера.
Через 1 км подходим к Суойокскому каскаду. Порог состоит из 3-х ступеней:
Первая ступень - короткая шивера, за ней следует 200 - 300 м быстротока и
Вторая ступень - пор. Рыжик (2 к. с.), начинается перед а/м мостом в дер. Суойоки и представляет собой достаточно мощную шиверу с обливными камнями, небольшими валами и бочками. Длина около 250 м, просмотр с моста и по ПБ.






За порогом следует 50 м быстротока и третья ступень - короткая шивера. На ЛБ находится дер. Суойоки. Через несколько сот метров слева двумя рукавами впадает р.Тарасйоки и от этого места река носит название Юж. Шуя.
Через 1,5 км подходим к пор. Медвежий (Мал. Кейнякоски) (2 к. с.). Ближе к ЛБ пологий полуметровый слив с небольшой бочкой, далее 50 м стояков до 0,7 м. Посередине ровный язык с последующим проходом впритирку справа от валов. Под правым берегом множество обливных и надводных камней. Просмотр с ЛБ, вдоль которого находится несколько хороших стоянок. Но из-за близкого нахождения деревни решаем не останавливаться на них на ночевку, а пройти немного дальше. Порог проходим посередине реки.








Примерно через 500 м проходим мимо двух рыбаков (один на ЛБ, другой на лодке - правильно сделали, что не остановились на ночевку на пороге), немного ниже на высоком ЛБ стоят коммерческие рафты. Через пару поворотов реки встаем на ночевку на ПБ на лесной поляне (оборудованной стоянки нет).

13 июня

Через 3 км проходим останки старого деревянного моста. По нашей воде пара разрушенных быков выступает над водой сантиметров на 10, между ними пологий язык и метров 30 ряби на воде. На ПБ стоянка с рыбаками, приехавшими на УАЗике. Через 1 км пор. Луки (1 к. с.). Река разделяется большим каменным островом на два рукава. Проходим более полноводным левым рукавом, который делает плавный правый поворот. Есть обливняки и валы до полуметра.




Через 2 км пор. Олененок (1 к. с.). Русло прямое, валы до полуметра.


Вслед за нами порог проходят рафты, и, заведя моторы, уходят вперед.


Далее следует восьмикилометровый плес и оз. Шуясалми, из которого река вытекает метров через 300, сразу после правого поворота. Через 4 - 5 км несколько простых шивер и пор. Ступенька (1 к. с.) - шивера с обливняками и валами до полуметра. Через 1, 5 км проходим а/м и ж/д Хаутаваарские мосты и через 4 км подходим к первому Хаут-перекату (пор. Цапфовский), перед которым встаем на ночевку на ПБ на оборудованной стоянке.

14 июня

Первый Хаут-перекат (пор. Цапфовский) находится на левом повороте реки и разделен большим островом. Реку пересекает ЛЭП. Проходим правым рукавом по цепочке невысоких валов.




Сразу после переката вылавливаем из воды бобренка.




Через 2 км второй Хаут-перекат. Ниже небольшое расширение реки с островом, в дальний правый угол которого бурным порогом впадает р. Пюхяйоки.
Через 3 км подходим к пор. Сизовский (Угрюмый) (2 к. с.) находящемуся после правого поворота реки. По берегам скальные выходы. Просмотр с ПБ, на котором есть оборудованные, но замусоренные стоянки. Порог представляет собой пологий слив с плиты высотой менее 1 м. В левой половине реки бочка с последующими валами до 0,7 м, в правой торчит много камней. Окончание порога за плавным левым поворотом. Длина порога 100 - 120 м. Все успешно проходят слева, пробивая бочку. Затем разгружаем катамаран и три лодки (Ватерфлай-2, Егерь-2 и Щуку-1) и проходим порог еще несколько раз с различными вариантами рассаживания. До следующего порога 2 км.










Пор. Островной (Собачий) (2 к. с.) разделен двумя залесенными островами на три протоки. Левая и центральная узкие и мелководные, правая основная. Просмотр вдоль ЛБ со скального острова, на котором находится большая хорошая, но без дров стоянка. Порог представляет собой небольшой пологий слив с последующей цепочкой прямых и косых стояков высотой около 0,5 м. Посередине русла лежат несколько больших полуобливных камней. Длина порога 50 - 70 м. Проходим слева от камней и встаем на обед на острове. Перед нашим приходом отсюда отошла группа на байдарках, еще тлеет костер и есть немного дров. Пока готовится обед, разгружаем две лодки (Ватерфлай-2 и Щуку-1) и многократно проходим порог справа и слева от камней с различными вариантами рассаживания, в том числе на Щуке-1 проходим левую и центральную протоки. В них пологий язык, невысокие стоячки и несколько полуобливных камней. В более низкую воду эти протоки будут не проходимы.










После порога до Игнойльской ГЭС тянется 12 - 13 километровый плес с таежными берегами.


На полпути на ПБ стоит группа, видим два катамарана-2. Метров за 250 перед сливом с плотины находится деревянный а/м мост, за 100 м перед ним на ЛБ большие, но замусоренные стоянки. Решаем вставать здесь на антистапель и ночевку, и идем на экскурсию на ГЭС. Раньше здесь был 7 м водопад Дюгу. Вода сливается через верх плотины. Над правой четвертью русла находится пешеходный мостик, над средними ничего нет, и это место никак не ограждено, в левой четверти находится здание ГЭС.





15 июня

С утра уезжаем в Петрозаводск на заказанной заранее ГАЗели.

7 Снаряжение

Личное специальное снаряжение (на одного человека):
- спасательный жилет - 1 шт;
- каска - 1 шт;
- весло - 1 шт;
- комплект гермоупаковок.
Групповое специальное снаряжение:
- лодка надувная Ватерфлай-2 - 2 шт, Егерь-2, Щука-1, Щука-2, катамаран-2 по 1 шт;
- весло запасное - 2 шт;
- спасательный конец - 3 шт.

8 Итоги похода

Маршрут по рекам Суойоки и Юж. Шуя до Игнойльской ГЭС представляет главным образом интерес со спортивной стороны для новичков, имеющих опыт ПВД и 1 к. с. Так же к его достоинствам относятся удобство подъездов/отъездов, следовательно, доступность рек для посещения туристскими группами. Достаточное количество хороших стоянок позволяет разместиться на обед и ночевку большому количеству больших групп, а маленькие группы могут вставать практически в любом месте на небольших полянах. Хорошие тропы вдоль основных порогов позволяют обносить вещи, а если надо, то и лодки для повторного прохождения порогов. Несмотря на праздничные дни на маршруте было встречено только 3 группы, одна из которых была коммерческая (три рафта с моторами). Возможно, большинство групп ходит на среднюю и нижнюю части реки, где есть более сложные и мощные пороги. Погода стояла теплая и сухая, за исключением небольшого дождичка при заезде и дождя в Петрозаводске при отъезде. Количество комаров было небольшое, видимо вследствие прохладной и дождливой погоды, стоявшей вплоть до нашего приезда.

9 Литература

(1) А.Л. Шилов «На байдарках по Карелии»
(2) Юж. Шуя http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pilot.php?11
(3) Юж. Шуя. Краткая и точная лоция http://turizm.lib.ru/k/kozin_s_k/shuy_s_2004doc.shtml
(4) Юж. Шуя. Отчет Алексея Лукацкого http://turizm.lib.ru/t/turism/shuq4.shtml
(5) Другие отчеты на различных сайтах в Интернете.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2008/20080612-s_shuya/index.htm.

Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru