Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru

*ММБ 2008, осень. ХРОНИКИ ПРОИСШЕСТВИЯ.*



Все началось ещё задолго до соревнования. В походе на Кавказ в группе
родилась идея поучаствовать отделением в московском марш-броске.
Родилась и ладно. Все про неё забыли…Пока забыли… До сентября месяца. В
сентябре началось формирование команды, проработка целей и задачей
группы на маршрут, покупка снаряжения и продуктов.

Итак. Казанский вокзал время 20.30. У пригородных касс полно народу с
рюкзаками. Некоторые делают вид, что так и надо. Другие с любопытством
оглядываются, ища знакомые лица. Видимо новички. Снаряжены все
по-разному. Кто-то с небольшим штурмовым рюкзачком. Некоторые с рюкзаком
на 80-120 литров. И у кое-кого он забит полностью. Ужас!

Но надо спешить. Любимый четвёртый вагон не резиновый. Нужны места под
нашу многочисленную армию авантюристов. В вагоне встречаю знакомых,
любителей четвёртого вагона. И вот мы все вместе, паровоз тронулся…нет
не умом конечно (умом мы тронулись, а если быть точнее это было лЁгкое
замутнение сознания – ровно надвое суток). Вагон забился битком
туристами. Мирные жители в панике и испуге от происходящего уходили
дальше вглубь состава, надеясь там найти местечко. Но это был не их
паровоз. А _НАШ_!!! На соседних скамейках ехал турист с собакой, весом
под 100кг. Зашедший на огонёк продавец газет начал было рекламировать
свой товар. Но ей стоило, нет, не гавкнуть, а всего лишь зевнуть и он в
панике ретировался дальше вглубь состава. Наверное, думал там лучше –
наивный.

Медик, как и обещала притараканила литр гречневой каши с сосисками,
которую мы с удовольствием откушали. Потом были пирожки, потом печенье,
потом…потом уже ничего не помню. Помню только, как ВСЯ электричка вышла
на одной платформе. Как задорно светя фонариками, дружно топала по
тропинке к старту. Как переходила колонной дорогу. Машины уступали,
отдавая дань уважения мощи и единству нашего движения.

На старте наша армия разделилась на свои группы. Пожелав удачи и
проронив скупую мужскую слезу мы переоделись, взяли карту и…. Вот именно
так мы должны были сделать. Но!!! Пока мы переодевались, один из
участников отошёл по делам и заблудился. Ждать пришлось минут 15. Вокруг
горели костры, ориентировщики неторопясь готовились к маршруту. Кто-то
спал неподалёку до рассвета.

И вот долгожданный кусочек бумаге у нас в руках. У каждого. Чтобы каждый
смог его посмотреть, понюхать, погрызть с голодухи…. Со старта сначала
ломанулись по тропе. Далее решили для лёгкого разнообразия по азимуту
выйти на речушку. И вот начались первые блуждания по лесу. Привыкание
ходить по компасу. Болота. Проломившись вышли к реке. По тропе прошли
вдоль берега пока не нашли замечательный брод – чуть ниже развилки (это
как позже, оказалось был самый глубокий брод за всё ММБ). С честью и
достоинством, написанным на наших лицах, мы мужественно преодолели это
водное препятствие (а по-другому было и нельзя: позади нас толпилось ещё
человек 10-15 и с ехидцей смотрела).

К замечательному столбу «С» выходили по тропе-болоту-тропе- болоту… На
тропе впервые услышал шорох и мелькнувшую тень – это пролетел «лось».
Впервые шли «паровозом» за людьми, абсолютно уверенными в себе и в своих
познаниях ориентировщика. Впервые усомнились в их разуме и пошли своим
путём. И вот долгожданный столб. Вокруг месиво из следов от нескольких
сотен ног. Впервые решили с оригинальничать и пошли брать КП спецэтапа
не по часовой стрелке как большинство, а против часовой. В результате
хвоста за нами не было. Зато было море фонариков в лицо, широкая тропа,
ведущая от КП к КП. И лёгкое взятие всех КП спецэтапа. На одном из
последних КП встретили дружественную группу, которая нас выводила на
последние два КП спецэтапа. За ними пришлось топать вприпрыжку. И вот
удача мы переходим дорогу и углубляемся в лес. Похоже болота на сегодня
закончились. На одной из лесных развилок встретили вторую часть нашей
группы. Они никого, не трогая, закусывали, восстанавливая силы.
Окрылённые неожиданной встречей мы выходим на 21–е КП. У контрольного
пункта дымят костры, стоят палатки. Решили и мы полежать немного.

Но перед этим, как положено: отметили нашу встречу, поставили палатки и
завалились спать до утра… Так я рассчитывал. На самом деле проснулся от
того, что было ужасно холодно. Оказывается, коврик из-под меня съехал к
соседям. Похоже, у них ему там было комфортнее. Ну и шут с ним. И я
оказался лежащим практически на земле. Кое-как, устроившись в ногах у
товарищей, досидел до общего подъёма. Брр-р как же неприятно с утра
влезать в мокрые неопреновые носки, а затем натягивать ещё и невысохшие
штаны брр-р. Для поднятия боевого настроения сварили борща. Вот только
воды было мало и получился не суп, а каша из борща. Брр-р. Позавтракали.
Бодро хромая и постанывая резво поплелись дальше по маршруту. Наконец-то
светло и можно оценить все прелести осеннего леса. Дорога сменилась
просекой, которая периодически оказывалась, залита водой. Вдоль маршрута
то там, то сям стояли палатки с ммбешниками. Чем выше поднимается
солнце, тем больше людей встречаем идущих по тропе. Выходим к очередному
КП… Млин, оно оказывается пошаговым и нам ещё идти и идти…. Лес красив.
Красив своей тишиной и безмятежностью. Почти не видно присутствия следов
людей. Вот только тропа тех, кто прошёл здесь до нас напоминает, что
погулять не получится. Надо идти маршрут.

К пошаговому КП выходим в составе «паровоза». Странно, но народ к нему
подходит со всех сторон. Даже противоположных нашей. Откуда они? Место
сильно заболочено, неподалёку расположен пруд. Толпа ринулась на север,
ища выход на нужную просеку. Немного притормозив у КП мы отстали от
основной массы людей и пошли своим путём. Вместе с нами довольно долго
шла группа в составе которой был пёс. На животное было безжалостно
навьючена плащ-палатка. Мимоходом возник философский вопрос: «А собаке
то за что?».

Позже мы узнали что НАШ путь был не лучшим вариантом. Поплутать пришлось
изрядно. Дурацкая нужная просека так и не была найдена. По азимуту
вышли на хорошую уезженную дорогу, по которой и вышли к нужной просеке.
Впереди и позади собирался локомотив. Заняв своё место в составе
«паровоза» шли дальше. Недалеко от нас шла женщина с полуторагодовалым
ребёнком за спиной. До финиша они дошли.

Контрольные пункты следовали за контрольными пунктами. Позвонил «лосям»,
которые уже финишировали на промежуточном финише. Они нас «обрадовали»,
что от смены карт до промфиниша ещё семь часов ходьбы. При выходе на
последнее КП перед пунктом смены карт попал в болото длиной метров
300-400. И как дурак скакал по нему, хотя левее метров в 80-и была
хорошая натоптанная тропа. И основная часть группы топала по ней.
Фотографируемся. С этого КП выходим на хорошую лесную дорогу. Появляется
два пути захода на смену карт, но «лось» по телефону путает нас и
направляет через какой-то мост, которого никогда и не было. Тратим
нужное дефицитное время, пытаясь его найти. В результате….

…на смену карт заходим через деревню Федотиха. Добрые местные жители
напоили нас водой. На вопрос, сколько человек до нас здесь прошло.
Ответили: « Сто пятьдесят». Очень обрадовались, что стартовало полторы
тысячи. Теперь появятся тропинки ходить за грибами.

Около половины пятого пришли на пункт смены карт. Контрольные пункты
посетили все. Сели пить чай с печенюжками. Соседи по поляне предложили
гречневую кашу, которую мы с удовольствием съели. На их извиняющее «каша
несолёная и без масла», недоумённо пожимали плечами и ели дальше. Жаль,
каши было мало. Взяли карту (ура! Всего один лист!), бодро хромая и
постанывая, пошли дальше по маршруту.

Выходим на КП, по легенде оно где-то на верхушке лежащей сушины. При
выходе на КП промахнулись метров на 150 севернее. Кругом болото и не
слабое. Тратим много времени и сил, пока не соображаем искать южнее.
Ура! КП взято. Дальше, дальше скоро стемнеет окончательно. По азимуту
через бурелом выходим на асфальтовую дорогу. Уже почти стемнело, поэтому
решаем на следующее КП выходить по асфальту сделав небольшой круг. Но
перед этим сидим на обочине, бинтуемся, клеимся и отдыхаем. Мимо
проезжает автобус, мелькает нелепая мысль, которую отгоняю усилием воли.
Кажется, дальше будет проще. Голова ещё работает, ноги уже почти нет. А
ещё идти и идти.

С асфальта сворачиваем к реке, в зарослях сухой тропы пробираюсь вдоль
реки, ища выход на мост. Вот и он. Хорошо, что мост нормальный. Берём
КП. Светлячки фонарей окружают со всех сторон. Красиво.

Решаем не брать одно из КП листа и по асфальту выходить к другому. Ногам
плохо, очень плохо. После мягкой земли и мха в лесу идти по асфальту это
убийство. Опускается густой туман. Видимость падает до 20-30 метров.
Мимо проезжает авто. Люди недоумённо спрашивают, что и как. На КП
заходим через д. Горки. На повороте к нужной дороге стоит парочка: дед с
бабкой и всем приветливо подсказывают куда топать. Идём. Блин, местность
на краю деревни не имеет ничего общего с картой. Ориентироваться сложно,
кругом туман и ночь. Находим какую-то тропинку идём по ней, благо
направление выдерживаем. Выходим на хорошую лесную дорогу. Пройдя по
ней, утыкаемся в развилку. Подумали, прикинули….и чуть не ушли в
противоположную сторону. На развилке собирается паровоз – человек 30-40.
К КП идём в группе незнакомых, но уже примелькавшихся на пути людей.
Голова соображает туго. Берём предпоследнее КП на сегодня. Сидим рядом с
ним – отдыхаем. Люди проходят мимо, даже не останавливаясь….похоже КП им
не нужно. Все устали.

Большой группой идём к последнему КП. Идём, идём. Паровоз потихоньку
растягивается… Контрольный пункт расположен рядом с поймами с водой,
доходящим до пояса. Некоторые освежаются, хорошо. Народ совсем выдохся.
Пристаём паровозом к группе. Они соглашаются вывести нас на промфинишу.
Идут не торопясь, мы поспеваем за их темпом. Голова совсем отказывает,
главное идти. Перед промфинишем глубокая промоина. Кто-то положил там
бревно. Собирается народ на переправу. Страхуют переправляющихся по
колено в воде и выше. Спасибо организаторам, иначе пришлось бы придти на
промфиниш грязными в болотной жиже. Помылись здорово!!! Пройдя немного,
видим множество горящих огней костров и вывеску «Промфиниш». Всё дошли.
Время 00.30.

Ставимся, кушать хочется, но готовить сил нет. Лишь бы поспать. Ищу
дрова, фонарь светит совсем плохо – комплекта аккумуляторов хватило едва
на 15 часов работы. Кругом лежат люди, кого-то видно – горит костёр,
стоит палатка. А кого то и нет. Приходится осторожно собирать валежник …
вот и первое пламя горит…это как чудо. Теперь самое страшное – стянуть
ботинок и посмотреть ноги…. Могло быть и хуже….Огня мало, поэтому решаю
идти спать. В пути сегодня провели 16 часов. Настроение у всех
отвратительное. Ноги убиты и хочется забить на вторую часть маршрута…Но
решение правильнее будет принимать завтра….

….Как же надоело мёрзнуть. Холодно ужасно. Из-за этого приходиться
вставать в половине седьмого. Быстро развёл костёр. Хорошо-то как. По
лагерю в граммофон объявляют старт. Старт общий в семь утра. Цепочка
людей, претендующая на лидерство, выстраивается в шеренгу. Старт! Быстро
берут карты и вперёд. Беру и я. Начинаю прикидывать, какие КП можно не
брать. А значит, есть шансы дойти до финиша. Решаю подбодрить народ.
Народ вяло шевелится в палатках и что-то не бодрится. Скучно…. Тем
временем отыскивается вторая половинка команды, с которой расстались на
старте. Решаем идти вместе. Делимся впечатлениями.

Тем временем группа лениво выползает из палаток. Уже слышен смех и
шутки. Покушали, собрали вещи, стиснув зубы и подтянув ремни, хромая
поплелись дальше.

Первое КП второго участка маршрута располагалось на правом берегу реки.
На него мы вышли достаточно легко. Но чтобы не мокнуть протопали ещё
прилично вдоль реки, ища мост. В результате мостом оказалась спиленная
берёза. Потом мы шли, шли и шли. Взяли ещё КП.. В лесу много следов
пребывания кабанов. Земля изрыта копытами. По пути пересекли ещё одну
реку опять же по лежащей берёзе. Незнакомый парень, шедший за нами решил
бревно преодолеть сидя. Но не доехал до берега около метра, бревно под
ним крутанулось и он съехал в воду по грудь. Кое-как державшись за
бревно он доплыл до берега. Глубина реки была такова, что он не доставал
ногами до дна.

Довольно удачно вышли на лесную дорогу являющуюся удобным пунктом для
выхода на несколько КП напротив тропы ведущей к финишу. На дороге
находилось много народу. Кто-то как и мы сидели отдыхали-перекусывали.
Кто-то варил полноценный завтрак-обед.

Следующее КП было взято радиально, без рюкзаков. Погода шептала,
солнышко светит. Травка зеленеет, турики бегают суетятся. Незнакомые
дедки угостили изюмом. Это было последнее КП, стоящее в стороне от
дороги, ведущей на финиш. Запомнилось пересечение протоки по бревну,
которое плавало в воде. Пришлось проявить чудеса эквилибристики, чтобы
не искупаться. Последнее КП взяли без особых усилий. Часть дороги
пролегала по полю, заросшего травой.

На финиш выходили по тропинке протоптанной вдоль канавы. Группа опять
разделилась и те кто пошустрее убежали вперёд. На финишной прямой
наблюдал ситуацию. В группе шли девушка и парень. Сил идти у девушки уже
не было – она побежала. Парень, вздохнув, побежал следом. Наиболее
шустрые ммбешники обгоняли и обгоняли.

Ура! Финиш! Быстро, быстро сдали бумажку с отметками, получили значки
и….опять потопали, на этот раз на станцию. По пути встретили группу
туристов идущих навстречу. Видимо заблудившихся. Расписание электричек
подвело и одну из электричек отменили. На платформе скопилось тьма
туристов: стоящих, сидящих и даже лежащих.

Пошли в магазин, отметить наш финиш. Но он, к сожалению, оказался
закрытым. На счастье, мимо топали турики, которые и указали на ещё одну
торговую точку. УРА!!! Завалились туда хромая и охая. Тепло. Сухо.
Красота. Витрины уже наполовину опустели. Продавец в шоке. На пути
перед платформой поставили грузовой электропоезд. Млин. Быстро, быстро
перелезли под вагонами.

Помню потом брали билет. Очередь огромная. Кассир обслуживает медленно.
Прошёл слух, что электричка придёт битком. Поэтому группа
рассредоточилась по платформе для быстрого проникновения в вагон и
занятия места в нем. Ждём, ждём….

Пришла электричка. Народ ломанулся в вагоны. Сидящих мест практически
нет. Ещё и вылысыпыдысты едут. В итоге наша группа осталась тусоваться в
тамбуре. Стоящие рядом с нами пенсионная пара подсказала нам выйти на
следующей остановке, где мы сели в пустую электричку идущей в Москву.

Едим. В вагоне кроме нас ещё 5-6 человек. И тут началось. Кто-то делает
бутерброду, кто-то снимает носки. Кто-то их ест. Да не носки ест, а
бутерброды. Бедные пассажиры в ужасе пробегали мимо такого безобразия, а
нам хоть бы хны.

Ещё помню как укрывшись спальником удалось подремать. Как проходящий
мимо контроллёр проверял билеты. Как вышли из вагона, а ноги идти
отказываются. Как пришёл домой уже не помню…






Коля М.



Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru