ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)
ОТЧЕТ О ВОДНОМ УКОРОЧЕННОМ ПОХОДЕ 2 К. С. ПО МАРШРУТУ:
ХАУТАВААРСКИЕ МОСТЫ - Р. ЮЖ. ШУЯ - ДЕР. УЛЯЛЕГА
С 11 ПО 13 ИЮНЯ 2009 Г.
Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр
1 Общие сведения о походе
Вид туризма: водный.
Место проведения: республика Карелия, р. Юж. Шуя.
Категория сложности: вторая укороченная.
Способ передвижения: сплав на надувных лодках Ватерфлай-2, -3, Щука-2 и катамаранах-2, -4.
Общая протяженность маршрута: 50 км.
Продолжительность: ходовых дней - 3.
Количество участников похода - 16 человек.
2 Подъезд и отъезд
Подъезд
10 - 11 июня: поезд № 382 Москва - Мурманск до г. Петрозаводск (отправление в 20-45, прибытие в 11-07), далее около 120 км на 2-х частных микроавтобусах до моста через реку после дер. Хаутаваара. Машины заказывали из Москвы.
Отъезд
14 - 15 июня: на этих же микроавтобусах от моста перед дер. Улялега до Петрозаводска около 110 км, далее поездами № 211 Мурманск - Москва (отправление в 13-09, прибытие в 4-18) и № 99 Петрозаводск - Москва (отправление в 15-03, прибытие в 4-44).
3 Участники похода, распределение по судам
Экипаж № 1 Ватерфлай-2
Салтырев Александр
Водный опыт: 3 у. Умба - Колвица, Сев. Шуя, Бол. Инзер; 2 р. Полометь, Льняная, Ууксу, Юж. Шуя
Гапонова Татьяна; водный опыт: 1 у. Тудовка (Тверская обл.)
Экипаж № 2 Ватерфлай -2
Мирошкин Сергей; водный опыт: 2 у. Юж. Шуя
Брянцева Анна; водный опыт: ПВД
Экипаж № 3 Ватерфлай-2
Баранов Павел; водный опыт: 1 у. Тудовка (Тверская обл.)
Попова Анастасия; водный опыт: 1 у. Тудовка (Тверская обл.)
Экипаж № 4 Ватерфлай-3
Михалев Илья; водный опыт: 3 у. Умба, Бол. Инзер
Фадеева Ольга; водный опыт: ПВД
Экипаж № 5 Щука-2
Ворожейкин Константин; водный опыт: 1 у. Тудовка (Тверская обл.)
Войтик Юлия; водный опыт: 1 у. Тудовка (Тверская обл.)
Экипаж № 6 Катамаран-4
Цепов Сергей; водный опыт: 3 у. Вама-Водла, 4 у. Риони
Цепова Ирина; водный опыт: 3 у. Вама-Водла, 4 у. Риони
Люлин Александр; водный опыт: 4 у. Катунь, Чуя, 2 р. Мста, Полометь
Устинов Андрей; водный опыт: 2 у. Мста, Полометь
Экипаж № 7 Катамаран-2
Медведев Сергей; водный опыт: 3 у. Вама-Водла, 2 р. Мста, Чирка-Кемь
Хромов Евгений; водный опыт: ПВД

4 Нитка маршрута по дням
11 июня
Стапель на левом берегу в 10 м ниже моста шоссе Петрозаводск-Суоярви - пор. Сизовский (Угрюмый) (2 к.с.) - пор. Островной (Собачий) (1+ к.с.) - ночевка на левом берегу после пор. Островной.
12 июня
Место ночевки - Игнойльская ГЭС (обнос) - пор. Кенякоски (2-3 к.с. в зависимости от варианта прохождения) - пор. Валойне (1+ к.с.) - пор. Сарикоски-1 (1+ к.с.) - пор. Сарикоски-2 (1+ к.с.) - ночевка перед пор. Кумио.
13 июня
Пор. Кумио (2 к.с.) - антистапель и ночевка на левом берегу в 300 м выше моста перед дер. Улеляга.
14 июня
Отъезд в Петрозаводск.
5 Варианты аварийного выхода с маршрута
От Игнойльской ГЭС 9-10 км по грунтовой дороге до шоссе Петрозаводск - Суоярви.
6 Техническое описание
11 июня
Собирались на большой поляне на ЛБ в 30 м ниже а/м моста. Вскоре после отплытия проходим под ж/д мостом. Через 4 км 1-й Хаут-перекат (пор. Цапфовский) (1- к.с.). Он находится на левом повороте реки и разделен большим островом. Реку пересекает ЛЭП. Проходим правым рукавом по цепочке невысоких валов.

Через 2 км 2-й Хаут-перекат (1- к.с.). Цепочка невысоких валов.

Ниже небольшое расширение реки с островом, в дальний правый угол которого бурным порогом впадает р. Пюхяйоки.


Через 3 км подходим к пор. Сизовский (Угрюмый) (2 к.с.) находящемуся после правого поворота реки. По берегам скальные выходы. Просмотр с ЛБ, на котором есть оборудованные, но замусоренные стоянки. Порог представляет собой в левой половине два полуметровых пологих слива с плит с небольшими бочками, находящихся на расстоянии 7-8 м один от другого и последующими валами до 0,7 м. В правой половине мелко и торчит много камней. Окончание порога за плавным левым поворотом. Длина порога 100 - 120 м.


Катамараны и Ватерфлаи успешно проходят слева, пробивая бочки.


Щука тормозится в первой бочечке и киляется.


Стоящий на страховке кат-4 подбирает лодку и экипаж.
До следующего порога 2 км.
Пор. Островной (Собачий) (1+ к.с.) разделен двумя залесенными островами на три протоки. Левая и центральная узкие и мелководные, при нашей воде непроходимые. В июне 2008 г по более высокой воде они были пройдены на каяке.


Правая протока основная. Просмотр вдоль ЛБ со скального острова, на котором находится большая хорошая, но без дров стоянка. Порог представляет собой небольшой пологий слив с последующей цепочкой прямых и косых стояков высотой около 0,5 м. Посередине русла лежат несколько больших полуобливных камней. Длина порога 50-70 м.

Все успешно проходят слева от камней.


Встаем на ночевку на большой оборудованной стоянке на ЛБ сразу после порога.
12 июня
С утра экипаж Александр С. - Татьяна Г. на пустой лодке дважды проходят порог.
После порога до Игнойльской ГЭС тянется 12-13 километровый плес с таежными берегами.
Метров за 200 перед сливом с плотины находится деревянный а/м мост с забитыми бревнами проходами. Проход есть только под ЛБ. Течение перед сливом слабое и можно спокойно зачалиться к ПБ, по которому надо делать обнос. Раньше здесь был 7 м водопад Дюгу. Вода сливается через верх плотины. Над правой четвертью русла находится пешеходный мостик, над средними ничего нет, и это место никак не ограждено, в левой четверти находится здание ГЭС.

200 м обнос выводит к каменистым площадкам, удобным для обеда. На берегу есть плавник. Здесь собирается группа из Питера (катамараны и п/э каяки). Каякеры катают нижнюю часть плотины.



Через 2,5-3 км после плотины подходим к пор. Кенякоски (2-3 к.с.). Просмотр по тропе ЛБ, есть стоянки. Первая часть порога - широкая 500 м шивера (1 к.с.), есть несколько чалок.

Вторая часть - 2-х метровый слив поперек всего русла за правым поворотом. По берегам скальные выходы. Проходить надо между центром реки, где находится мощная бочка, и точащим под ЛБ большим камнем, на который можно поставить направляющего. Под ПБ мало воды и много камней.

Через 10-12 м после слива по центру есть еще одна бочка, способная держать кат-2, что и демонстрировали катающиеся здесь питерцы.

Первым порог по центру проходит кат-4, при этом не делает промежуточных чалок во входной шивере. При заходе он смещается немного правее центра, попытка вывернуть влево ему полностью не удается и он входит в слив полулагом. Катамаран немного тормозится в бочке и хорошо встряхивает сидящих впереди Ирину Ц. и Андрея У.



Все лодки и кат-2 подбираются к сливу делая по 1-2 промежуточных чалки. Следующим по центру идет кат-2. Бочка их притормаживает и Сергей М. вылетает из упоров. При этом у катамарана ломаются 2 центральные деревянные поперечины. Кат-4 готовится к спасработам, но Сергей самостоятельно возвращается на место, не потеряв при этом весла. В дальнейшем экипажу ката-2 пришлось производить ремонт рамы.

Затем слив без проблем проходят 4 Ватерфлая. Траектория движения следующая: из улова за 50-60 м перед сливом надо немного смещаться вправо, чтобы не зацепить большой камень, на котором сидит направляющий. При этом нельзя забирать слишком близко к центру, чтобы не попасть в бочку. Слив плохо виден с воды и перед ним есть обливные камни, которые могут поставить лодку лагом. Непосредственно слив и проносная бочка не представляют никаких сложностей для наших лодок.
Экипаж Щуки проходит шиверу и обносит слив. Затем разгружает один из Ватерфлаев-2 и успешно проходит основную часть порога. Тоже делает и смешанный экипаж Илья М. - Сергей М. на Ватерфлае-3.




Через 300 м ощутимого течения в небольшом скальном каньоне с островом под ПБ начинается пор. Валойне (1+ к.с.), представляющий собой чистую 100-120 м цепочку валов до 0,7 м. Проходим порог без просмотра по центру.


Сразу после порога обширный разлив с 2 островами (есть стоянки без дров). Через 500 м в сужении реки расположен пор. Сарикоски-1 (1+ к.с.). По ЛБ скальные выходы. Чистая 100-120 м цепочка валов до 0, 7 м, первый до 1 м. Просмотр по тропе ЛБ. Проходим по центру. Смешанный экипаж Илья М. - Александр С. на Ватерфлае-3 проходят порог повторно.


Далее идет небольшой плес, который заканчивается пор. Сарикоски-2 (1+ к.с.). Порог находится слева от острова с 2 стоянками, одна из которых занята. Справа от острова мелководная узкая протока. Длина порога 100-120 м. По берегам скальные выходы. На входе почти через всю ширину реки небольшая бочка с языком посередине, через 30 м вторая бочка ближе к ЛБ, далее не сложная шивера с валами до 0,5 м. Просмотр по ПБ с острова. Часть экипажей проходит порог по центру, часть пробивая обе бочки.


До пор. Кумио (2 к.с.) плес 3 км. Проходим мимо занятой за 300 м до порога стоянки на ЛБ. Следующая стоянка свободна и находится на ЛБ над первой ступенью порога. Чалка в огромный улов, просмотр по тропе и со скал ЛБ. Встаем на ночевку.
13 июня
С утра проходим пор. Кумио. Он состоит из 2-х ступеней по 120-150 м, разделенных 100 м участком быстротока. По берегам уходящие в воду каменные лбы. Первая ступень начинается на правом повороте реки, слева огромный улов. Посередине есть бочка с языком посередине, валы до 0,7 м. Струя выносит в огромный улов под ЛБ, под ПБ также есть улов.


После 100 м участка быстротока на левом повороте начинается вторая ступень. Валы до 0,7 м, поворот вправо, под ЛБ есть бочка. После порога большой разлив со стоянкой на высоком песчаном ЛБ.

Первым порог проходит экипаж Сергей М. - Анна Б. При выходе из улова их закусывает струя, они киляются и первую ступень проходят самосплавом, держась за обвязку лодки. Их прибивает в улов ЛБ, упущено одно весло. Разгрузив лодку, они обносят вторую ступень, находят весло в разливе и возвращаются обратно к выгруженным вещам.
Следующим обе ступени порога проходит кат-4 и встает на страховку после второй ступени. 3 Ватерфлая проходят первую ступень, один (Павел Б. - Анастасия П.) встает на страховку в улове под ЛБ. Экипаж Александр С. - Татьяна Г. проходят еще раз первую ступень порога.

Далее порог проходит Щука. Бочка закусывает и ставит лодку лагом, капитан, сидящий на деке, выпадает из лодки, которая остается стоять с матросом, потерявшим весло в бочке. Капитан Щуки цепляется за корму страхующего Ватерфлая, но зачалиться лодка не успевает и вынуждена проходить порог. После сбора упущенных весел он был доставлен на ПБ. Щука с матросом простояла в бочке 45 сек, и не кильнувшись была вынесена в улов под ПБ.

Катамаран-2 проходит сразу обе ступени порога.

За ним вторую ступень проходят оставшиеся Ватерфлаи и Щука.




Ниже на реке тянется 11-12 км плес. Берега одеты смешанным лесом, стоянок мало. Исчезают карельские ландшафты, природа принимает более южный облик. За 300 м до а/м моста перед дер. Улеляга встаем на ночевку и антистапель на стоянке на ЛБ. До моста по берегу реки идет тропинка.
14 июня
С утра уезжаем в Петрозаводск на 2-х заказанных заранее микроавтобусах.
7 Снаряжение
Личное специальное снаряжение (на одного человека):
- спасательный жилет - 1 шт;
- каска - 1 шт;
- весло - 1 шт;
- комплект гермоупаковок.
Групповое специальное снаряжение:
- лодки надувные Ватерфлай-2 - 3 шт, Ватерфлай-3, Щука-2, катамараны-2 и -4;
- весло запасное - 2 шт;
- спасательный конец - 3 шт.
8 Итоги похода
Маршрут представляет интерес со спортивной стороны для туристов-водников, имеющих опыт 1 к.с. Для более опытных это хорошая возможность прокатиться по интересным порогам и полюбоваться красивой природой Карелии. Так же к его достоинствам относятся удобство подъездов/отъездов, следовательно - доступность рек для посещения туристскими группами. Достаточное количество хороших стоянок позволяет разместиться на обед и ночевку большому количеству больших групп, а маленькие группы могут вставать практически в любом месте на небольших полянах. Хорошие тропы вдоль основных порогов позволяют обносить вещи, а если надо, то и лодки для повторного прохождения порогов. Все пороги за исключением Кейнякоски достаточно безопасные и заканчиваются плесами, что дает возможность организовывать хорошую страховку с воды. На маршруте было встречено несколько коммерческих и самодеятельных групп. Первый и третий день погода стояла теплая и сухая, на второй день было немного пасмурно, под вечер прошел небольшой дождик, а ближе к ночи хороший ливень. Комаров и слепней было немного.
9 Литература
(1) А.Л. Шилов «На байдарках по Карелии»
(2) Юж. Шуя http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pilot.php?11
(3) Юж. Шуя. Краткая и точная лоция http://turizm.lib.ru/k/kozin_s_k/shuy_s_2004doc.shtml
(4) Юж. Шуя. Отчет Алексея Лукацкого http://turizm.lib.ru/t/turism/shuq4.shtml
(5) Юж. Шуя. Отчет туристов СК МИФИ, июль 2008 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?606
(6) Другие отчеты на различных сайтах в Интернете.
Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2009/20090612-s_shuya/index.htm.