Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)


ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 2 К. С. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

С 20 МАРТА ПО 2 АПРЕЛЯ 2011 Г ПО МАРШРУТУ:


Ст. Никита (29 км) - левый исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель - рад. выход под пер. Верх. Хойла (1Б) - средний исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель - правый исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель - рад. выход под пер. Пайты (1А) - исток правой составляющей р. Лев. Кёч-Пель - рад. выход на пер. Левопайёрский (н/к) - рад. выход под в. Сомнем-Пай (1Б) - р. Средн. Кёч-Пель - р. Прав. Кёч-Пель (оз. Кёч-Пель-Ты) - в. 1330,0 м (Зап. Пай-Ёр, рад., 1А) - ст. Елецкая


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр.

1 Участники похода

1. Салтырёв Александр.
2. Тюриков Александр.
3. Хатин Геннадий.



2 Общие сведения о походе

Вид туризма: лыжный.
Место проведения, карты: Россия, Республика КОМИ, Полярный Урал, массив вершин Сомнем-Пай и Пай-Ёр, карты Q-41-031, 032, Q-41-033, 034, Q-41-043, 044, Q-41-045, 046, Q-41-055, 056, Q-41-057, 058.
Категория сложности: вторая.
Протяженность маршрута: 168,5 км.
Перепад высот: 6,67 км (3,32 км вверх и 3,35 км вниз).
Продолжительность: 14 дней.
Количество участников: 3 человека.

3 Общая идея похода

Основной целью этого похода кроме хорошего отдыха было изучить и собрать информацию о районе вершин Сомнем-Пай и Пай-Ёр. Первоначально нитка маршрута выглядела следующим образом: ст. Никита (29 км) - пер. Верх. Хойла (1Б) + в. Географов (рад, 1Б) + в. Хойла (рад, 1А) - пер. Правопайерский (н/к) - пер. Узел (1Б, в режиме п/п) - пер. Хойла + в. Сомнем-Пай + пер. Левопайерский (трав, 1Б*) - пер. Успешный проход (1Б) - пер. Вост. Пайерский (рад, 1Б) - пер. Спартак (1Б) - пер. Зап. Пайерский (1Б) - в. Зап. Пай-Ер (рад, 1А) - в. Пай-Ер (рад, 1Б*) - пер. Седло (н/к) - пер. Сев. Пайерский (1Б) - ст. Елецкая, 204 км, 4 с (эл. 5) к. с. Но природа решила по-другому. 13 дней из 14 была плохая и очень плохая погода: постоянный юго-западный ветер, снег, мгла, температура немного ниже нуля. Раза 2-3 ненадолго раздувало после обеда и тогда удалось сделать несколько радиальных выходов. С подобной настолько устойчивой плохой погодой сталкиваюсь первый раз за 7 походов в данный район. Нечто похожее было в 1994 г., но тогда уезжали на 7 день непогоды. В огромном количестве прочитанных отчетов подобная погода встречается крайне редко.

4 Техническое описание

Понятия «правый» и «левый» даны орографически, кроме отдельно оговоренных случаев.
Темп движения группы средний.
Понятие «снежный склон» означает как чисто снежный, так и чисто фирновый склон, но чаще всего комбинированный. Могут присутствовать небольшие россыпи камней. В случае не оговоренного характера склона подразумевается именно такой склон.
Температура воздуха первые 11 дней не опускалась ниже -10С даже к ночи, последние 2 ночевки было -18С и -16С.
На станциях Сейда и Елецкая появились вышки сотовой связи, так что теперь вдоль ж/д и на полпути от ж/д до гор есть связь (пользовались МТС).



18-20 марта

Поезд № 22 «Полярная Стрела» Москва - Лабытнанги.
Отправление из Москвы в пятницу в 19 ч 50 мин, прибытие на ст. Никита (29 км) в воскресенье в 12 ч 39 м http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=ffb85bf9.
Годовой график движения поезда http://www.tutu.ru/poezda/view_times.php?np=ffb85bf9.

20 марта

Ст. Никита (29 км) - р. Ивланьвис.
Погода: тепло, солнечно, отлично видны горы.


От станции спускаемся на р. Уса и немного проходим по ней. Далее идем по смешанному лесу и кустарнику. Рыхлый снег, местами тропежка «по колено», почти Подмосковье.

Постепенно лес редеет, начинают преобладать ели.

Выходим в зону тундры с отдельно растущими деревцами.

Встаем на ночевку на правом берегу р. Ивланьвис в последнем еловом лесу. Есть сотовая связь.


Пройдено 10 км. Перепад высот: 70 м --> 130 м --> 80 м = +60 м; -50 м.

21 марта

Место ночевки (МН) - р. Прав. Кёч-Пель - 2 км к востоку от в. Кёч-Пель.
Погода: с утра тепло, солнечно, хорошая видимость; постепенно погода портится и после полудня видимость уже не превышает 500 м, слабый ветер и небольшой снег.
Идем по слабо всхолмленной тундре. Пересекаем р. Прав. Кёч-Пель. Под вечер поднимаемся на увал восточнее в. Кёч-Пель, где встаем на ночевку. Все еще есть сотовая связь.


Пройдено 27 км. Перепад высот: 80 м --> 150 м --> 110 м --> 280 м = +240 м; -40 м.

22 марта

МН - р. Лев. Кёч-Пель - левый исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель.
Погода: ночью погода совсем испортилась; с утра сильный ветер, плохая видимость, снег; к полудню раздувает, но вечером опять портится.
С утра 2 ч ждем улучшения погоды, затем выходим. Идем вдоль р. Лев. Кёч-Пель, далее по ее левой составляющей. Постепенно втягиваемся в горы.


Проходим каньон - сначала по правому берегу, затем, когда он становится обрывистым, переходим на пологий левый.

Проходим развилку 3-х истоков левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель и вскоре встаем на ночевку.
Пройдено 18 км. Перепад высот: 280 м --> 250 м --> 520 м = +270 м; -30 м.

23 марта

Вынужденная полудневка. МН - руч. Лев. Кёч-Пель - верхнее озеро под в. Географов.
Погода: сильный ветер, очень плохая видимость, снег.


До обеда ждем улучшения погоды, но оно не наступает. Далее все же решаем заходить в верховья долины. По бортам долины немного видны выходы камней и это позволяет идти без использования навигатора. Проходим мимо двух (слева п/х) еле различимых сквозь непогоду широких и пологих кулуаров в правом борту долины, по которым можно подняться на в. 1136,0 м. Крутизна подъема в верхний цирк до 20 град. Здесь находится нежилой вагончик и много геологического мусора. Встаем на ночевку на маленьком верхнем озере со всех сторон окруженном высокими моренами, где в отличие от других мест практически не дует.
Пройдено 5 км. Перепад высот: 520 м --> 730 м = +210 м.

24 марта

Вынужденная дневка. Попытка радиального выхода на пер. Верх. Хойла (1Б).
Погода: утром сильный ветер, очень плохая видимость, снег; после полудня немного раздувает, но сильный ветер сохраняется; к ночи ветер прекращается, и небо почти полностью очищается.
Прямо над нами находится гребень с двумя небольшими понижениями. На то, что ниже по долине (очевидно, пер. Верх. Хойла, 1Б) ведет широкий снежный склон с выходами камней крутизной до 35 град, на то, что выше по долине (очевидно, пер. Географов, 1Б) ведет неглубокий кулуар крутизной вверху до 40 град. По всей длине гребня виден надув. Поднимаемся на предполагаемый пер. Верх. Хойла.



Очень жесткий фирн, местами с корочкой льда. Кое-где поверх него лежит до 25 см сухого сыпучего снега. Надув оказывается высотой около 3 м и крутизной 70-80 град, под ним короткий участок снега глубиной по пояс. Сильный попутный ветер поднимает и крутит снег, забивая глаза и резко ограничивая видимость. Пробивать карниз в таких условиях совершенно не хочется. Спускаемся к палатке по пути подъема.
Пройдено 0,5 км радиально. Перепад высот: 730 м --> 910 м --> 730 м = +180 м; -180 м.

25 марта

Вынужденная дневка.
Погода: весь день очень сильный ветер и очень плохая видимость, снег.
Ночь была тихая и звездная, но с сигналом будильника начинается ветер и снег. Место для палатки выбрано настолько удачно, что мы почти не ощущаем ветер, лишь отдельные его порывы изредка долетают до нас. Но стоит отойти от палатки метров на 50, тем самым поднявшись на 3-4 метра, как понимаешь, что пургуем не зря.

26 марта

МН - левый исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель - средний исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель.
Погода: весь день сильный ветер, плохая видимость, снег; под вечер ветер очень сильный, сбивающий с ног.
Решаем переходить в долину среднего истока левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель. Где-то там по слухам должен быть жилой вагончик с печкой. Спускаемся по пути подъема до стоянки 22 марта, затем траверсом переходим в долину среднего и правого истоков. Здесь под горой находятся остатки геологического поселка: один вагончик полуразрушен и нежилой, другой наполовину полуразрушен, а его целая с печкой половина без двери и полностью забита снегом. Вокруг валяется множество деревяшек и железяк, стоит каркас сарайчика. Проходим немного вверх по долине среднего истока, но усиливающийся встречный ветер заставляет повернуть назад. Заглядываем в кулуар правого борта долины в надежде, что там будет дуть меньше. Но надеждам не суждено сбыться. Тогда решаем откапывать забитую половину вагончика. Отрыли примерно на 4 м в длину, 2 м в ширину и 1,5 м в высоту. Дверь занавесили палаткой. Получилась полупещера - с 3-х сторон снег, с 3-х других крыша и стенки вагончика. Немного прохладней, чем в палатке, но зато намного суше.

Пройдено 15 км. Перепад высот: 730 м --> 550 м --> 700 м --> 550 м = +150 м; -330 м.

27 марта

Вынужденная дневка. Радиальный выход: правый исток левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель - попытка подъема на пер. Пайты (1А).
Погода: утром сильный ветер, очень плохая видимость, снег; после полудня постепенно раздувает.
До обеда пургуем.


Постепенно погода разгуливается. Гена идет осматривать близлежащую горку, на которой видны следы деятельности геологов. По склону наверх идут серпантины старой тракторной дороги, а так же стоят остатки деревянных опор, на которых лежали рельсы для вагонеток.
Саша С. и Саша Т. решают пойти погулять на лыжах в верховья правого истока к пер. Пайты (1А).


Улучшающаяся погода позволила совершить попытку подъема на перевал. Оставляем около начала подъема лыжи и начинаем подниматься по склону крутизной до 30 град.


К сожалению, мы не рассчитывали на такой подарок от природы и не взяли с собой кошки, о чем вскоре пожалели. Снизу одним ударом ноги делается хорошая ступенька, но чем выше, тем снег становится все плотнее. К тому же сверху начинает задувать сильный ветер. Не дойдя до седловины около 50 м (по навигатору) понимаем, что дальше идти опасно, и поворачиваем вниз. Па первых полпути до нашего вагончика удалось отлично прокатиться на лыжах.
Пройдено 4 км радиально. Перепад высот: 550 м --> 900 м --> 550 м = +350 м; -350 м.

28 марта

МН - левая составляющая р. Лев. Кёч-Пель - верховья правой составляющей р. Лев. Кёч-Пель.
Погода: весь день ветер, плохая видимость, небольшой снег.
Ночь была тихая, но под утро опять поднялся ветер, ухудшилась видимость. Решаем переходить в долину правой составляющей р. Лев. Кёч-Пель. Спускаемся вниз к каньону на левой составляющей р. Лев. Кёч-Пель.


Огибая с севера склоны в. 1017,0 переходим в долину правой составляющей р. Лев. Кёч-Пель. В предгорьях погода оказывается немного лучше, чем верховьях долины: слабее ветер, лучше видимость, сквозь мглу проглядывает солнце.


Поднимаемся в верховья долины. По мере подъема портится погода.

В районе оз. Лев. Кёч-Пель-Ты стоят 2 нежилых, полуразвалившихся балка. Встаем на ночевку в районе верхнего озера. Северный гребешок кара защищает от дующего вверх по долине ветра.

Пройдено 17 км. Перепад высот: 550 м --> 400 м --> 640 м = +240 м; -150 м.

29 марта

Вынужденная дневка. Радиальные выходы на пер. Левопайёрский (н/к и под в. Сомнем-Пай (1Б).
Погода: весь день ветер, плохая видимость, небольшой снег. Под вечер временами немного раздувает.
Идем в радиалку на пер. Левопайёрский.


(Фото сделано после полудня во время кратковременного улучшения видимости)

Начинаем подниматься по пологому каньону.


Крутизна постепенно увеличивается до 20 град. Прямо по ходу виднеется седловина пер. Кечпельский.


Уходим влево п/х по склону крутизной до 20 град в направлении виднеющихся 2-х седловин пер. Левопайёрский.

Поднимаемся на более низкую левую платообразную седловину. Проходим немного в направлении в. 999,0 м в надежде рассмотреть вариант спуска с перевала в долину р. Средн. Кёч-Пель. Но и без того плохая видимость резко ухудшается, усиливается ветер. Безрезультатно стоим минут 20, после чего отказываемся от попытки траверса хребта до в. Сомнем-Пай и спускаемся по пути подъема к палатке.
После обеда поднимаемся в кошках по косому кулуару крутизной до 35 град находящемуся в юго-восточной части кара на верхнее плато к подножию в. Сомнем-Пай. Снег достаточно плотный, а то, что кулуар косой более-менее гарантирует от лавиноопасности.

Наверху достаточно много рыхлого снега, лыжи с собой мы не брали, а без них дойти до в. Сомнем-Пай и спуститься обратно засветло мы не успеем. Отказываемся от выхода на вершину и прогуливаемся вдоль кара.

Пройдено 5 км радиально. Перепад высот: 640 м --> 860 м --> 640 м --> 1040 м --> 640 м = +620 м; -620 м.

30 марта

МН - правая составляющая р. Лев. Кёч-Пель - р. Средн. Кёч-Пель - р. Прав. Кёч-Пель (оз. Кёч-Пель-Ты).
Погода: с утра ветер, плохая видимость, небольшой снег; после полудня немного раздувает.
Решаем переходить в долину р. Прав. Кёч-Пель на оз. Кёч-Пель-Ты. Спускаемся вниз к подножию в. 1028,0 м и начинаем огибать с севера ее склоны. Опять в предгорьях погода оказывается немного лучше, чем верховьях долины: слабее ветер, лучше видимость, сквозь мглу проглядывает солнце.

Выходим в долину р. Средн. Кёч-Пель. В верховьях долины виден вариант прохождения пер. Левопайёрский.


Переходим через северо-западный отрог в. 1330,0 м (Зап. Пай-Ёр) и спускаемся в долину р. Прав. Кёч-Пель к оз. Кёч-Пель-Ты. Проходим озеро и встаем на ночевку под скально-осыпным холмом.


Пройдено 20 км. Перепад высот: 640 м --> 400 м --> 750 м = +350 м; -240 м.

31 марта

МН - радиальный выход на в. 1330,0 м (Зап. Пай-Ёр, 1А) - р. Прав. Кёч-Пель.
Погода: с утра ветер, очень плохая видимость, снегопад; после полудня постепенно раздувает; вечером небо полностью очищается и холодает до -18С.
С утра не видно даже холма находящегося в 50 м от палатки. От досады хочется удавиться.

Решаем ждать до обеда и уходить вниз. Вдруг менее чем за час погода резко переменилась: прекратился снегопад, стих ветер, небо очистилось и выглянуло солнце. И сразу же с холма стали сходить микро лавины. Идти на в. Пай-Ёр по кулуарам северо-западной стены в такой ситуации опасно. Решаем подниматься на в. 1330,0 м (Зап. Пай-Ёр) по широкому и пологому северо-западному гребню.

По своей вчерашней полузаметенной лыжне подходим к началу подъема на гребень, где оставляем вещи. Берем с собой только кошки. Поднимаемся на вершину вдоль края гребня, с которого свисают мощные карнизы. Вначале идем на лыжах, на полпути одеваем кошки. Крутизна подъема не превышает 20-25 град, на коротких участках до 30 град. Постоянно чередуются жесткий фирн и рыхлый по колено снег.

Справа п/х видна Пила Пай-Ёра - юго-западный гребень вершины с несколькими жандармами.


По мере подъема погода немного портится: снизу поднимается мгла и усиливается ветер. Сама вершина представляет собой гребень с пологими склонами в Европу и круто обрывающейся в Азию. Триангулы нет, тура или тоже нет, или он засыпан снегом. Вершина прекрасная обзорная точка.



Спускаемся по пути подъема, постоянно останавливаясь для фотографирования.



После одевания лыж получилось прекрасно скатиться до рюкзаков. Дальше спускаемся по левому берегу р. Прав. Кёчь-Пель, протекающей в неглубоком каньоне.


Доходим до окончания гор и встаем на ночевку. Прекрасный тихий звездный вечер, вдали видны огоньки Елецкой. Холодает до -18С, кажется, что погода наладилась.

Пройдено 8 км + 4 км радиально. Перепад высот: 750 м --> 1330 м --> 400 м = +580 м; -930 м.

1 апреля

МН - р. Прав. Кёч-Пель - руч. Вёрга-Шор.
Погода: ночью поднялся небольшой ветер и пошел снег. С утра ветер, плохая видимость, небольшой снег; после полудня над тундрой раздувает, но гор не видно. К вечеру холодает до -16С.


Погода опять не смогла наладиться. Ну что ж, зато не так обидно заканчивать маршрут. Берем азимут на станцию и целый день идем по прямой. Встаем на ночевку на руч. Вёрга-Шор. В обед появилась сотовая связь.
Пройдено 26 км. Перепад высот: 400 м --> 250 м --> 350 м --> 150 м = +100 м, -350 м.

2 апреля

МН - руч. Вёрга-Шор - ст. Елецкая.
Погода: ночью поднялся небольшой ветер и пошел снег. С утра ветер, плохая видимость, небольшой снег; после полудня над тундрой раздувает, но гор не видно.
Выходим на ст. Елецкая.
Пройдено 9 км. Перепад высот: 150 м --> 100 м = -50 м.

2-4 апреля

Поезд № 953 Лабытнанги - Москва (прицепные вагоны к поезду № 375 Воркута - Москва).
Отправление со ст. Елецкая в субботу в 15 час 13 мин, прибытие в Москву в понедельник в 15 ч 43 м http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=e136dcca. График движения поезда - ежедневно.

5 Снаряжение, раскладка

Личное специальное снаряжение: грудная обвязка, блокировка, прусик, 3 карабина, зажим tibloc от Petzl, кошки, ледоруб (у одного айсбайль), лавинная лента, ветрозащитная и горнолыжная маски.
Понадобились: ледоруб, кошки, ветрозащитная и горнолыжная маски.
Общественное специальное снаряжение: веревка 8 мм 50 м, штыковая и совковая лопаты, 2 расходных петли, 2 фирновых ледобура, крюк - швеллер, спусковое устройство - восьмерка.
Понадобились: обе лопаты - копание снега и закрепление оттяжек палатки.
Лыжи:
Саша Т.: backcountry лыжи со ski-tour креплениями и рантованными кожаными ботинками, камуса;
Саша С. и Гена Х.: горные лыжи с тросиковыми креплениями, мази держания.
Палатка Mirage 3 от Alexika с пришитыми к внутренней палатке тубусами.
Горелка Primus Easy Fuel Duo. Запасная горелка Primus Express Duo stove.
Кастрюли Primus EtaPower 2,1 и 2,9 л.
9 газовых баллонов Campingas CV-470 и Primus Power Gas 450. Израсходовали немногим более 5 баллонов.
Ножовка, аптечка, ремнабор, хознабор, стеклоткань, GPS навигатор, градусник, комплект карт, 2 компаса, 2 цифровых фотоаппарата.
Питание общественно-индивидуальное. Общественная часть 250 г, остальное по желанию. На обед по мере возможности ставили внутреннюю палатку и готовили чай.

6 Литература

(1) Отчеты №№ 4167, 4220, 4398, 4531, 4641, 5443, 6680, 6901 и многие другие в библиотеке МГЦТК и на сайте http://www.tlib.ru/.
(2) Отчёт о лыжном походе 3 к. с. группы из Москвы, рук. Чхетиани О. Г., в 1989 г. http://tourism.ru/phtml/users/get_report.php?9.
(3) Отчёт о лыжном походе 4 к. с. группы из Москвы, рук. Чхетиани О. Г., в 1997 г. http://turizm.lib.ru/c/chhetiani_a/polural88doc.shtml.
(4) Отчет о походе 5 к/с группы Санкт-Петербургского Государственного Университета под руководством Бекетова К. Н. в 1999 г. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?8.
(5) Рассказ о лыжном походе, рук. Васильев В., в 2001 г. http://www.satila.ru/article/club2.html.
(6) Отчет о походе 5 к/с группы Воркутинского городского туристского клуба «Дриада» под руководством Чижика С. Л. в 2002 г. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?223.
(7) Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из В. Новгорода, рук. Курочкин А.А., в 2003 г. http://www.turist-ark.narod.ru/otchet/ural2003.doc.
(8) Отчёт о лыжном походе 4 к. с. группы из Москвы, рук. Бутов Р., в 2007 г. http://www.mytravel.pp.ru/2007_ural/.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2011/20110320-pol_ural/index.htm.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru