Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru

Р. КРУШМА

13-14 апреля 2013 г

Автор отчета Салтырёв Александр.

Группа

Шли вдвоем с Севой на надувных лодках «Миникаяк» http://drakar-in-russia.blogspot.com/2010/04/blog-post_5782.html
и «Аккорд» http://www.timetrial.ru/accord.html.

Литература

http://slazav.mccme.ru/po00.htm
http://www.veslo.ru/2001/baza/ring/Nring.dat/W0860.HTM
http://slazav.mccme.ru/kru06.htm
http://slazav.mccme.ru/kru12.htm

Визитная карточка

Длина сплавного участка от а/м моста у дер. Вишневая (алексинские таксисты называют Вишенка) до слияния с Правой Крушмой 3,5 км и 28,5 км от слияния до устья. Промерено навигатором «Орегон 450», лежащем при сплаве в лодке. Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hvpscyjleddpwedb. В литературе указывается длина 3,5 и 25 км соответственно.
Перепад высот (согласно литературе) от слияния Правой и Левой Крушмы до устья 38 м, средний уклон 1,5 м/км, площадь водосбора в начале/конце 273/402 км2. Реально немного меньше из-за большей протяженности. Уклон на нижней половине реки превышает уклон на верхней половине реки.
Уровень воды вполне достаточный для сплава, но еще не пик.
Сложность (с моей точки зрения) верхней части Б, нижней Б+.

Карта

Арбалетовский атлас Тульской области, стр. 18.



Подъезд

Из Москвы в Алексин возят несколько фирм, мы выбрали ту, которая возит на автобусах http://bus-line.ru/theme/main/doc/raspisanie.doc (возможно, есть и еще какие). Ехали на автобусе отправлением в 7-20 от м. Бульвар Дмитрия Донского, конечная остановка в Алексине на левом берегу реки. Можно было выходить на правом берегу, здесь при въезде в город у автобусов есть остановка. Далее на такси до места старта за 400 р. Места на автобус забронировали по телефону, правда автобус был не полный и никто со списком брони не подошел. У подвозившего таксиста на всякий случай взяли номер телефона: 8-953-429-99-86, Сергей, машина Шевроле Круз.

Краткое описание

Речку можно разделить на 2 участка: от старта до входа реки в леса (немного выше моста у дер. Сенево, ~18 км) и до устья (~15 км). На первом участке берега в основном низкие, река часто затапливает прибрежные кусты и деревья, постоянно приходится маневрировать, скорость течения не очень высокая. Зачалиться можно практически в любом месте.


Очень много ледовых заторов, которые в зависимости от ситуации приходилось либо обносить по берегу по колено в снегу, либо перетаскиваться по льду.





Пару раз лед Севу не выдерживал, но сухая гидра рулит!

Иногда, правда, берега повышаются, речка течет в русле и немного увеличивается скорость. Ледовых заторов в этих местах не было. Ничего сложного, сложность - типичная Б.


Обносных завалов, не связанных с ледовыми заторами, могло было быть максимум 2-3. При немного более высоком уровне воды пришлось бы обнести а/м мост в районе дер. Богучарово.


Находящийся за ним ж/д мост разобран. Устраиваем здесь достаточно долгий обед с приготовлением чая на горелке. С насыпи открывается хороший вид на окрестности.



А окрестности, надо заметить, весьма не плохие. Поля, перелески, холмы…

Встаем на ночевку на краю перелеска вскоре после моста у дер. Болото. За ~6 ч общего ходового времени (без учета обеда) пройдено 14,5 км.


С утра на протяжении около 3 км продолжается вчерашний характер реки. Затем оба берега повышаются, река входит в лес и начинается второй участок реки - почти непрерывные просторные шиверки, осложненные поганками, водоворотами, противотоками, навалами на берег или деревья. Ни одного завала или ледового затора. 14 км КАЙФА! Берега местами не просто высокие, а обрывистые, подмытые течением. Найти место для чалки уже становится проблемой. Проходим этот участок практически на одном дыхании, точнее на двух - примерно посередине сделали небольшую остановку. Моя оценка сложности Б+.




Дополнительную сложность придавали плывущие рядом льдины и бревна, которые то приходилось пропускать вперед, то обгонять, то отпихивать веслом.



Сразу после моста перед дер. Картавцево начинает ощущаться подпор Оки, а метров за 500 до устья упираемся в капитальный ледовый затор.

Перетаскиваем лодки 250 м через поле и выходим на берег Оки. Устраиваем здесь достаточно долгий обед с приготовлением чая на горелке.



Думаем, где будем антистапелиться. Есть вариант идти до а/м моста, от него до автобусных остановок на левом и правом берегу порядка 2 км, но непонятно, можно ли там нормально выйти на берег и разобраться. Да и идти до моста 12 км лениво. В прошлогоднем отчете В. Завьялова группа собиралась в 1,5 км ниже ж/д моста, выходила в город на правом берегу реки и долго искала места отправления автобусов. Такой вариант возможен, если знать точный адрес (его можно уточнить по телефону для бронирования), но и 9-10 км идти нам лениво. Решаем пройти 2 км до пригорода Алексина - Петровское (левый берег) и уехать оттуда на такси.
Сева решает устроить тюлений старт с высокого берега Оки. Результат вполне предсказуем - киль http://video.yandex.ru/users/brds2/view/7/?cauthor=brds2&cid=2&ncrnd=5450#.

Разбираемся на открытом берегу.



Отъезд

Поднимаемся в горку и идем по ул. Чехова до автобусной остановки Дом Быта на пересечении с ул. Вересаева (менее 1 км). Вызываем по телефону такси. Доехали на нем до конечной остановки автобусов на Москву за 200 р. Время 16-00. Расписание автобусов на информационном щите немного отличается от вывешенного на сайте - вместо автобуса в 17-00 указан в 16-45. Звоним забронировать на него места, говорят мест нет, предлагают на маршрутку в 17-00. В 16-30 подъезжают автобус, маршрутка, подходит диспетчер со списком брони. Говорит, что в маршрутку наши рюкзаки не поместятся, предлагает загрузить в автобус. Соглашаемся. Перед отправлением автобуса выясняется, что есть 2 свободных места и нас на них сажают. Из всего этого делаем вывод, что при отъезде из Алексина надо бронировать места на 2-3 автобуса на разные фамилии.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2013/20130413-krushma/.

Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru