Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru

Р. СЕВЕРКА

22-23 ИЮНЯ 2013 г


Автор отчета Салтырёв Александр.

Группа

Шли вдвоем с Севой на надувных лодках «Миникаяк» http://drakar-in-russia.blogspot.com/2010/04/blog-post_5782.html
и «Аккорд» http://www.timetrial.ru/accord.html.

Информация

Информация о сплаве по речке минимальная. Все, что удалось найти интересного это общее описание http://turist-vodnik.narod.ru/sewerka.html и
приглашение и короткий ролик о коммерческом сплаве http://www.mosplav.ru/?cat=3.
Еще было найдено достаточно много фотографий речки с пешеходных выходов, например http://www.levinnic.ru/nseverka/nseverka.htm,
http://e-aleks.livejournal.com/162099.html.
Некоторую информацию получил от друга, который был на Северке в начале мая 1982 г, шли от Барыбино до ст. Осенка.

Карта

http://slazav.mccme.ru/maps/gorod/index.htm;

Визитная карточка

Длина сплавного участка от а/м моста у Никоновского до а/м и ж/д мостов в районе Горностаево согласно общему описанию около 55 км. Мы расстояние не измеряли. Перепад высот на пройденном участке согласно карте около 17-18 м, средний уклон порядка 0,3 м/км. По длине реки уклон распределен равномерно. Уровень воды вполне достаточный для сплава. Была в самом начале одна короткая проводка и ниже несколько раз задевали днищем камни на перекатах.

Подъезд

Электричка по Павелецкому направлению до ст. Барыбино, далее до Никоновского на такси. Со слов таксиста асфальт на дороге Бол. Алексеевское - Авдотьино - Никоновское очень плохой, поэтому он повез по дороге на Бронницы с поворотом налево перед Агашкино. Можно ли подъехать на автобусе от Барыбино до Никоновского мы не узнавали.
Другой вариант заброски - на автобусе м. Выхино - Малино, отправление первого утреннего в 8 ч 30 мин. Но в этом случае, скорее всего, пришлось бы долго простоять в пробках на Рязанке. Мы не рискнули.

Краткое описание

Стапелимся на правом берегу сразу после а/м моста.


Под мостом непроходимая плотина.

Вскоре после старта начинаются завалы, идущие примерно до Милино. Преодолеваем их пролазами, перекидыванием, пропиливанием, на берег пришлось выходить раза 3-4. Завалы по большей части образованы одним или несколькими естественно упавшими деревьями (следы бобров есть, но поваленных ими деревьев не много) и прибитым к ним древесным мусором. Так же в этих местах много пластиковых бутылок и прочего человеческого мусора (в верховьях река протекает через сплошную населенку).




Течение медленное, глубина не менее метра, иногда встречаются каменистые перекаты и быстротоки глубиной 30-50 см.


Ширина реки порядка 15-20 м, вода прозрачная, но из-за известняков белесая, растет много желтых кубышек, иногда встречаются и белые. В середине лета в отдельных местах река может зарастать водяными растениями.

Берега высокие, иногда обрывистые, заросшие чем-то вроде ветлы или ракиты, следы весеннего половодья местами видны на высоте 4-5 м.
В районе Милино есть небольшая каменно-набросная плотина.


После Милино река постепенно расширяется до 25-30 м, завалов становится меньше, хотя отдельные встречаются до Бол. Алексеевское и немного ниже, но зачастую под берегом есть чистый проход.



В районе Бол. Алексеевское а/м мост, под ним удобное место для стапеля, надо было начинать сплав отсюда или проехать по плохому асфальту до Авдотьино или дет. дома.
Немного ниже Благовского к воде подходит сосновый лес, есть стоянка. В 200 м по краю поля проходит лесная дорога, есть съезд к стоянке. Решаем вставать здесь на ночевку. Поедаем уже поспевшую землянику.



Метрах в 500 ниже от нашей стоянки есть, похоже, еще одна стоянка. Во всяком случае, есть подход к воде, наверху сосновый лес.


Во второй день сохраняется прежний характер реки - ширина в среднем 30 м, иногда увеличивается до 40 м, на перекатах уменьшается до 20 м. Правда, перекаты из каменистых постепенно становятся песчаными. Временами русло делится островами. Берега высокие, заросшие чернолесьем. Открытых берегов очень мало.




За 500 м перед а/м мостом в Мещерино низкий пешеходный мост (по нашей воде проходим под левым берегом), за ним остатки деревянной плотины, которую мы поленились посмотреть. Итог - на Севеном Аккорде полуметровая дыра.


Ремонтировать такую пробоину лучше в домашней обстановке, поэтому Сева собирается и на попутке и затем автобусе выбирается в Воскресенск. Я в одиночку продолжаю сплав.



Временами встречаются рыбаки и отдыхающие. Некоторые весьма оригинальные.


Попалась необычная понтонная переправа.


В начале села Шкинь через реку переброшен интересный пешеходный мостик, в народе называемый «чертовым мостом». Осенью 2011 г на нем не было настила, и он не доходил до земли. Сейчас все доделано.


С мостика открываются виды на речку, церковь Сошествия Святого Духа (Свято-Духовскую церковь) конца 18 в. http://sobory.ru/article/?object=07341, опоры бывшего моста.


Подплываю ближе к церкви. Ее форма уникальна - она является единственным аналогом Троицкого собора Александро-Невской лавры и относится к крайне редкому в России двухколоколенному типу храмов.

Дохожу до а/м и ж/д мостов. Под а/м мостом есть неплохое место для антистапеля, но я плыву до ж/д моста. После моста на левом берегу есть очень неудобная для разбора площадка, чалюсь на правом берегу перед мостом. Здесь приходится вытаскивать лодку по крутому травянистому склону и собираться на лугу.

Отъезд

Изначально планировалось пройти от а/м или ж/д моста порядка 1,5 км до ст. Осенка (кольцевая дорога), в 19-28 уехать на электричке до Воскресенска, далее на электричке до Москвы. Но антистапель был закончен в 17-00, на другом берегу реки в районе ж/д переезда виднелась автобусная остановка. Пошел туда, есть расписание, ближайший автобус на Коломну через 20 мин.


Минут за 20 доехали до автостанции Старая Коломна, там минут 25 пешком до платформы Коломна (автобус ходит по расписанию, ближайший через 1,5 ч, с большим рюкзаком можно подъехать на такси, которые стоят тут же). Пришел на платформу, и через 5 мин подошла электричка.

Выводы

Северка не самая худшая подмосковная речка, по которой возможен летний сплав. И судя по отсутствию в инете информации не совсем понятно, почему на нее не ходят или если ходят, то крайне редко. Населенка к воде по Подмосковным меркам подходит не часто, в низовьях Дубны или на Москва-реке ниже Можайска ее намного больше. Лесов не много, но вдоль воды почти везде растет полоса деревьев, т. ч. с местом ночевки и дровами особых проблем быть не должно. Протяженность сплава от а/м моста в Бол. Алексеевском (от Никоновского начинать сплав не стоит) до а/м моста после Горностаево около 45 км, при желании можно продолжить сплав до Москва-реки и пешком около 2,5 км выходить на ст. Хорошево или идти до Коломны. Подъезд к началу сплава не сложный - 1 ч - 1 ч 10 мин на электричке с Павелецкого вокзала до Барыбино и 22-23 км на такси, возможно, есть автобусы, но мы не узнавали. Отъезд, правда, немного более длительный. Возможна некоторая культурная программа - в половине населенки, стоящей на берегу есть церкви.
В Авдотьино


В Покровском


В Мещерино


В Федоровском


В Шкине



Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2013/20130622-severka/.
Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru