Фотографии В начало ^ my-tour.ru

Р. БОЛЬШАЯ УШМА

12-13 октября 2013 г


Салтырёв Александр

Группа

Шел один на надувной лодке «Миникаяк» http://drakar-in-russia.blogspot.com/2010/04/blog-post_5782.html.

Литература

Отчет Д. Шварца, 12-13 июня 2005 http://slazav.mccme.ru/ush05ds.htm

Карта

http://slazav.mccme.ru/maps/ushma/index.htm



Краткое описание

Ехал на электричке Москва Курская - Петушки, отправление в 6-40, прибытие в 9-05. Стартовый вес рюкзака 23,5 кг, из которых 7 кг - лодка, весло, насос, гермы. До моста в районе ур. Омуты (15,5 км) дошел за 3-10 с 10 мин перекуром.


р. Сеньга


Дорога после недавних дождей подсохла, лужи стоят только в низинах, в районе болотин.
Под мостом речка протекает в нескольких трубах разного диаметра.

1,5 ч на сборы и обед, в 13-50 отчаливаю. Вода в реке высокая, берега и некоторые деревья подтоплены. Ширина порядка 20 м, есть заметное течение. Берега преимущественно низкие, заболоченные, поросшие лиственным лесом.


Но примерно каждый километр встречается более высокий (1,5-2 м) сосново-еловый берег.



Временами попадаются расчески, полуобливные бревна.

До второго моста был всего один обнос толстенного дерева.


На полпути между первым и вторым мостом начинается протяженный участок спрямленного русла, который заканчивается вскоре после второго моста.

После второго моста количество древесного мусора в реке увеличивается, но все проходится либо не вылезая из лодки, либо достаточно вылезания на бревно.


После впадения Мал. Ушмы оба берега становятся почти постоянно высокими (до 1,5-2 м), зачастую обрывистыми, скорость течения возрастает, появляются поганки, часто на поворотах половина реки перегорожена бревном.




Один раз пришлось обнести ощетинившуюся елку.


Также пришлось обнести и третий мостик.


По-прежнему, вплоть до впадения в Клязьму, регулярно попадаются сосново-еловые перелески вполне подходящие для ночевки.



В 18-30 дохожу до впадения в Клязьму, которая не создает ни какого подпора Ушме.

Луна над Клязьмой

Закат над Ушмой

Итого на речку затрачено 4-40. На левом берегу, на стрелке среди дубов есть загаженная рыбацкая стоянка. К ней по берегу подходит не обозначенная на карте лесная дорога. Встаю на ночевку на Ушме в 100 м выше стрелки. Костер не развожу, готовлю на горелке. В начале девятого заваливаюсь спать. Утром отсыпаюсь, не торопясь собираюсь и в 9-30 выхожу. Не торопясь иду вначале по лесной дороге вдоль Ушмы.


Через 500 м сворачиваю на север. Вопреки карте дорога не сразу выходит на берег Клязьмы, а поворачивает на северо-запад и порядка 3 км идет по луговинам и только затем выходит на берег Клязьмы. Постоянно останавливаюсь, отдыхаю, до электрички еще масса времени.



Дохожу до грейдера Костерево-Мишеронский, по нему выхожу на мост через Клязьму. Противоположный край моста перекрыт воротами, на несколько метров оцеплен колючей проволокой, стоят 2 солдатика. Увидев меня, сразу отпирают ворота, но на вопрос, пропустят ли в обратном направлении, говорят, что не пропустят, там якобы запретная зона. После моста иду по грунтовке, затем вдоль уложенных на нее бетонных плит и далее по асфальту. К 14-00 дохожу до ст. Костерево. Пройдено 13 км. Электричка Владимир-Москва идет в 15-01. Электричек до Петушков нет, похоже, что отменили.

Выводы

Длина сплавного участка от моста у ур. Омуты до впадения в Клязьму согласно отчету Д. Шварца 14,1 км. Я расстояние не измерял, но учитывая, что оно промерялось, скорей всего по карте, можно предположить, что реально будет несколько больше. Во всяком случае, промер навигатором таких речек как Кременка, Каменка, Бол. Сестра показал, что реальное расстояние превышает измеренное по карте и указанное в статьях и отчетах Д. Шварца, В. Завьялова, А. Тониса до 30-40%. Но учитывая, что на реке есть большой спрямленный участок, можно предположить, что реальная протяженность пройденного участка будет больше измеренного процентов на 20 и равняться примерно 17 км. Перепад высот на пройденном участке согласно карте около 7 м, средний уклон порядка 0,4 м/км.
Речка, да и весь маршрут понравились. Пешая заброска и выброска проходят, в основном, по приятным лесным дорогам. При желании и наличии времени водную часть маршрута можно продлить до Жохово (далее на автобусе до ст. Ундол) или до Собинки (4 км до ст. Ундол). Берега Ушмы не типичны для Подмосковья - заболоченные лиственные берега с выходами сосново-еловых островков (впрочем, это уже не Подмосковье, а Владимирская область). Ходить на речку оптимально только по высокой воде. Упади ее уровень на полметра, и большое количество обносов будет гарантировано.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2013/20131012-big_ushma/.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru