Фотографии В начало ^ my-tour.ru

Р. ТОХМАЙОКИ - Р. ЯНИСЙОКИ

1 - 5 МАЯ 2014 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр
Автор фильма «Тохмянис» http://video.yandex.ru/users/mr-ponch-presents/view/5/ Комиссаров Всеволод

Группа

4 человека: Катя на Викинге 3,4, Егор и Сева на Аккорде1-30, Саша на Т-34. Все одеты в сухие гидрокостюмы или сухие куртка+штаны.

Литература

Тохмайоки
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pilot.php?22 - лоция К. Бекетова, весенний уровень воды, кат-2.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pilot.php?31 - комментарии А. Матвеева к лоции К. Бекетова, Таймени-2, КНБ, каяк.
http://skitalets.ru/water/karelia/tohma_2002/tohma.htm - отчет М. Трускова, С. Шендеровского, И. Слепцова, конец мая, Таймень-2, Щука-3, КНБ.
http://skitalets.ru/water/karelia/tohma_turbin2004/ - отчет А. Панченко, Н. Турбина, конец апреля, Таймень-2, КНБ.
http://slazav.mccme.ru/ij02ds.htm - отчет Д. Шварца с комментариями к лоции К. Бекетова, начало мая, каты-2 и 4.
http://www.turizmvnn.ru/cont/show/9917/ - отчет А. Андреева, начало-середина мая, каты-2 и 4.
http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=328&gid=94&gpn=0 - отчет И. Черняйкиной и А. Юренева, начало мая, каты-2 и 4.
http://www.moominclub.ru/moomin2/report/report-TU.htm - отчет М. и Н. Федоровых, начало мая, каты-2 и 6.

Янисйоки
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pilot.php?147 - лоция К. Бекетовов, низкая вода.
http://www.moominclub.ru/moomin2/report/report-janis.htm - отчет М. и Н. Федоровых, начало июля, резиновые надувные лодки.
http://www.moominclub.ru/moomin2/report/svodntabjanis.htm - лоция М. и Н. Федоровых.

Так же в интернете на различных видео хостингах можно найти многочисленные видео ролики с прохождением этих рек.

Карты

Карты-километровки Р-36-073,074, Р-36-075,076.

Протяженность маршрута

По р. Тохмайоки около 40 км;
По оз. Янисярви и р. Янисйоки около 18 км.

Краткое описание

Уровень воды на Тохмайоки низкий, на Янисйоки для начала мая, возможно и низкий, но река достаточно большая и вытекает из большого, площадью 175 кв. км озера и недостатка в воде не ощущалось.

1 мая

Погода: переменная облачность, без осадков, около +12 град.
На поезде №18 «Карелия» http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=08569f в 6-11 приезжаем в Лодейное Поле, далее едем на предварительно заказанной через Ольгу Коломеец машине Киа Рио с прицепом (водитель Сергей, 8-921-700-71-60) до разрушенной плотины, препятствия 3 по лоции К. Бекетова, в районе хутора Яккима. Здесь удобное место для стапеля, несколько костровищ, кучи мусора.
Большинство отчетов написаны как комментарии к лоции К. Бекетова. Не будем и мы отступать от этой традиции. Текст лоции выделен курсивом.
разрушенная плотина (препятствие №3), здесь две протоки, основная левая. Заход в порог через узкие бреши в каменной плотине, для катамарана-двойки здесь габаритный непроход. В левой протоке слив высотой около 2,5 м, длина препятствия 30 м. Обнос возможен правым берегом
После сборов и обеда Саша и Сева занесли по левому берегу пустые лодки выше слива, но ниже каменной плотины и прошли слив. Его высота немного больше 1 метра.

Каменная плотина

Слив


В фильме «Тохмянис» с 00-01 по 00-30.
Ниже небольшое расширение русла без течения и слив высотой около 0,5 м. Про этот слив во всех отчетах почему-то умалчивается.


далее цепь несложных шивер (препятствия 4-7)
Проходим, иногда задевая камни. По нашей низкой воде появляются новые перекаты, и препятствий становится немного больше.


ниже ещё один ж/д мост на дороге, ведущей к мраморному карьеру Рускеала. Карьер остатся слева п/х, интересно осмотреть его старую часть с озером на дне; в озере поразительно прозрачная вода зелёного цвета. Из рускеальского мрамора построены Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и многие станции питерского метро
Ж/д не действующая, полотно заросло кустарником. Ниже по течению ж/д некоторое время идет по левому берегу реки. Здесь она укреплена скальными блоками.

Укрепления под ж/д полотном

Идти к карьеру лучше не по ж/д, а примерно 1 км ниже по течению, где к воде подходит грунтовая дорога. Отсюда до карьера метров 200-300.

Основной карьер


Пещера Провал


Итальянский карьер


Итальянский карьер

далее до автомобильного моста в пос.Рускевала цепь несложных шивер и порогов (препятствия 8-10)
Ничего сложного.


В фильме «Тохмянис» с 00-30 по 1-25.
под мостом короткий порожек (препятствие №11)
Простенький пологий слив около полуметра высотой.


В фильме «Тохмянис» с 1-25 по 1-55.
за ним круглый омут, река выходит влево через небольшой гранитный каньончик. Здесь через реку перекинуты брёвна и металлические трубы, в высокую воду обнос 10 м левым берегом
Прошли под правым берегом, слева забито мусором.


В фильме «Тохмянис» с 1-55 по 2-05.
через 300 м на повороте вправо препятствие №12 - разрушенная плотина. Три протоки, проход центральной. Слив высотой не более 1 м. Осмотр прав.берегом
Проходим без просмотра. Порог двухступенчатый, расстояние между ступенями метров 15. Первую ступень - слив около полуметра проходим по центру, далее нужно быстро уходить в правую протоку. Здесь тоже полуметровый, но более пологий слив. Слева и по центру мелко, к тому же по центру поперек лежит бревно.


В фильме «Тохмянис» с 2-05 по 2-58.
далее следуют плёс, за ним цепь мелководных перекатов (препятствия 13-15). Правый берег высокий, с выходами скал, порос еловой тайгой
Проходим без проблем.


В фильме «Тохмянис» с 2-58 по 3-20.
препятствие №16 - разрушенная плотина; ориентир - одинокий дом на лев.берегу. На входе в порог остров, проход слева, затем по центральной струе. Падение в пороге около 3 м, длина 50 м. Осмотр правым берегом
Просматриваем по левому берегу. Хотели было встать у дома на ночевку, но передумали - мусорно, да и местами торчат железяки. Решаем проходить без вещей на Т-34 и Аккордах, Викинг обносим. Идем сразу вдоль правого берега. Порог двухступенчатый. Первая ступень - пологий слив менее полуметра, метров через 15 второй слив немного менее метра, далее в струе большие камни.







В фильме «Тохмянис» с 3-20 по 4-40.
далее на протяжении 1,5 км цепь несложных шивер и порожков (препятствия 17-20)
Все очень простенько. После этого участка встаем на ночевку.

В фильме «Тохмянис» с 4-40 по 4-52.

2 мая

Погода: переменная облачность, около +10 град, пару раз небольшие заряды снега.
после прямого участка ровного течения вправо уходит рукав, слева впереди скальные выходы - это ориентир порога №20. Порог имеет длину 30 м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй. За порогом необходимо причалить к левому берегу и осмотреть водопад
Порог двухступенчатый. Сначала слив около полуметра под правым берегом с навалом на скалы этого берега, затем уход влево и второй полуметровый слив. Расстояние между сливами порядка 10 м.

В фильме «Тохмянис» с 4-42 по 5-20.
через 100 м - мощное препятствия №21 - 4-х метровый водопад, река разделена здесь на 4 протоки, самая мощная - левая. Правая протока удалена метров на 200-300, остальные расположены рядом друг с другом. Реку перегораживает скальная ступень, водопады на всех четырёх протоках. В большую воду все протоки теоретически проходимы, но это препятствия 6 к.с. Место очень красивое, но в 100 м ниже водопадов реку пересекает шоссе, поэтому здесь всегда людно, подъезжают на автомашинах. Останавливаться на ночлег лучше в 200-300 м выше по течению, на прав. берегу основного русла сразу за ответвлением прав.протоки. Здесь много дров, место сухое, до водопадов не далеко и народ не шастает. Обнос водопада удобно сделать слева по скалам вдоль воды, протяжённость 15 м
В большинстве отчетов основной слив водопада оценивается 4 к. с. Сейчас воды очень мало, посередине слива торчат камни и он вряд ли на чем либо проходим. Обносим по тропе и деревянным настилам до окончания скальных выходов метров 100. Указанные в лоции 15 м это если сбросить суда со скал слева от основного слива. Вот только как садиться в них непонятно, только если прыгнуть самим.
В этом месте снимали фильм «А зори здесь тихие» и иногда этот водопад так и называют. Другое название Рускеальский водопад.

Основной слив



Протока справа от основного слива

после шоссейного моста цепь шивер и перекатов (препятствия 22-23)
Этих препятствий не обнаружили. Возможно, они залиты стоящей ниже ГЭС. В одном месте было небольшое ускорение течения и подводные камни.
затем слышен сильный низкий гул воды - это препятствие №24, разрушенная ГЭС и водопад высотой 7 м (!). Приставать удобнее к правому берегу, здесь обнос 50 м по кустам и скальным лбам. Над водопадом перекинут узкий бетонный мост, на левом берегу полуразрушенное строение ГЭС. Видимо, электростанция работала за счёт подачи воды в подземный туннель, т.к. внешне сам водопад никак не затронут деятельностью финских гидростроителей.
Теоретически водопад может быть пройден, но в большую воду вселяет противоречивые чувства, близкие к суеверному ужасу. Это препятствие 6 к.с.

Пор. Рюмякоски, другое название Очарование Роз. До недавнего времени водопад проходили, в инете есть видеоролики. В настоящее время ГЭС восстановлена и прохождение водопада невозможно. Обносим по правому берегу - сначала по тропе, затем по скальным лбам, всего метров 150.

за водопадом круглый омут, выход через узкие скальные ворота с сильным течением
Красивое место. На левом берегу стоит палатка.

затем поворот влево, следуют несколько шивер и перекатов (препятствия 25-27)
Ни чем особенным не запомнились.


В фильме «Тохмянис» с 5-20 по 5-38.
далее 4-5 км тянется гладкая вода с заметным, но не быстрым течением. Справа к реке подходит склон г.Новоринмяки, возвышающейся над руслом на 80 м. Перед горой шивера (препятствие №28), протяжённость около 250 м
С воды гора ничем не выделяется от остальных берегов. Шивера также ни чем особенным не запомнилась.


через 1,5 км начинается мощный порог (препятствие №29), заканчивающийся 2,5-метровым прямым водосливом старой плотины. Протяжённость препятствия 500 м, осмотр по левому берегу. Над порогом реку пересекает линия электропередач. В пороге русло перегораживают 3 ступени примерно по 1 м каждая, при высокой воде линия движения: первый слив - проход слева, второй - справа, третий - по центру правее большой бочки
Порог просматриваем по левому берегу и решаем проходить на разгруженных лодках частями. Первый слив высотой немногим менее 1 метра с бочкой проходим между правым берегом и большим камнем посередине реки, далее метров 50 слалома между камней и второй слив менее полуметра проходим примерно по центру. После этого река немного успокаивается и делает не указанный в лоции правый поворот. Чалимся на левом берегу перед поворотом и обедаем.

Первый слив






В фильме «Тохмянис» с 5-38 по 7-10.
После правого поворота третий слив высотой 30 см. Проходим его под правым берегом с вещами. После левого поворота чалимся в улове на левом берегу перед сливом с плотины.


В фильме «Тохмянис» с 7-10 по 7-35.
затем река делает резкий поворот влево, течение быстрое, но гладкое, и падает в слив разрушенной плотины. Под сливом мощная бочка, проход чуть левее центра по единственному "промывному" валу. Надо хорошо прицелиться при заходе в слив, иначе в бочке есть шанс исполнить кормовую "свечку". За сливом 50 м бурлящей воды и резкое расширение реки
Проходить слив высотой менее 2-х метров решаются только Саша и Сева. Они относят вещи приметно 100 м за окончание выходной шиверы за здание, видимо, бывшей ГЭС. Саша успешно проходит слив, Сева ложится в бочке. Егор и Катя причаливают слева от бетонной тумбы, ограничивающей слив, перетаскивают 20 м по берегу груженые лодки и проходят выходную шиверу.



Выходная шивера

В фильме «Тохмянис» с 7-35 по 8-53.
ниже на 4 км тянется плёс, перед пос.Рюттю небольшой перекат
Перекат короткий, но бурный. В фильме «Тохмянис» с 8-53 по 9-05.
затем препятствие №30 - порог, заканчивающийся разрушенной плотиной. Ориентир входа в порог - деревянный мост. Осмотр препятствия левым берегом. Длина порога 200 м, основную сложность представляет слив плотины. В центре русла большая бочка, в паводок её можно обойти справа вдоль берега
Пор. Кангаскоски. После просмотра проходим на груженых лодках под левым берегом. Слив пологий, высота менее 1 метра. Порог заканчивается выходной шиверой.


Начало порога с моста


Выходная шивера

Основной слив




Выходная шивера

В фильме «Тохмянис» с 9-05 по 9-14.
через 700 м ж/д мост, затем деревянный автомобильный мост, под которым завал из брёвен. Можно "просочиться" самым левым пролётом моста, перетащив судно через одно толстое притопленное бревно
700 м растянулись километра на 1,5. Автомобильный мост примерно через 1 км. Здесь собирается большая катамаранная, похоже, коммерческая группа. Под мостом завал есть, но в центральном пролете есть чистый проход. Незадолго до начала следующего препятствия встаем на ночевку.

3 мая

Погода: переменная облачность, без осадков, около +12 град.
через 3,5 км гладкой воды начинается длинная (около 1 км) шивера (препятствие №31), заканчивающаяся скальной плитой поперёк всего русла - слив 0,5 м. Справа под сливом хорошая стоянка в еловом лесу. Берега реки после шиверы высокие, крутые, поросшие еловой тайгой
Длина шиверы меньше километра, слив в правой части сухой, проходим в левой.


В фильме «Тохмянис» с 9-14 по 10-15.
через 3 км препятствие №32 - водопадный слив высотой 1,5 м через всё русло. В высокую воду существует также узкая правая протока, также с водопадным сливом. Осмотр левым берегом. Длина порога 50 м вместе с выходной шиверой. Проход слева вдоль скальной плиты, по наиболее пологому сливу
Не через 3, а через 1,5 км. Метров за 30 до слива над рекой висят 2 троса. Просматриваем левым берегом. Общая длина порога вместе с выходной шиверой метров 150. Высота слива около 1 м. В правой части он крутой и каменистый, в левой изломан под 45 град. Проходить слив ни у кого желания нет, решаем просмотреть правую протоку.

Несмотря на низкую воду, правая протока вполне проходима - ровный метровый слив шириной порядка 5 м. Проходим на разгруженных Т-34 и Аккордах, Викинг обносим. Катя проходит на занесенном вверх Егоровым Аккорде. Страхуем с берега двумя морковками: первая под сливом, вторая метров через 20 на мелководном перекате.


В фильме «Тохмянис» с 10-15 по 11-05.
После загрузки лодок проходим выходную шиверу.

В фильме «Тохмянис» с 11-05 по 11-55.
до следующего порога (препятствие №33) 3,5 км гладкой воды с заметным течением. Берега лесистые, но вдоль русла полоса кустов, весной залитых водой
Расстояние будет побольше, чем 3,5 км. Берега не только лесистые, но и местами с высокими скальными выходами.


ориентир несложного порога №33 - на правом повороте сжимающие реку небольшие скалы. Ширина гранитных ворот - 6 м. Быстрое течение, после "ворот" - плита поперёк русла, слив 0,3 м, проход слева. Река резко расширяется, слева отличная стоянка на скальных лбах. Елово-сосновый лес на скалах
В этих воротах оказалась и штанга - свежее поваленная живая ель. Протискиваемся ближе к правому берегу. После слива высотой с полметра сильный прижим к большому камню, на котором ложится Сева.


В фильме «Тохмянис» с 11-55 по 12-38.
через 300 м мощное препятствие №34 - порог-водопад высотой более 3 м. Русло разделено островом на две протоки, более мощная левая. Приставать для осмотра и/или обноса удобно к острову. Длина порога 30 м, проход левой протокой в условиях высокой воды вполне реален, но труден из-за сложной перекручивающейся струи во второй части слива. Категорийность препятствия - не ниже 5 к.с
На этих 300 метрах (а может и немного побольше) обнаружился еще один не большой перекат.


Высота двухступенчатого слива порядка 4 м. В литературе сложность порога оценивается как 4 к. с. Чалимся к левому берегу. Смотрим, как его проходит большая катамаранная, похоже, коммерческая группа. Проходить порог у нас желания нет. Переплываем на правый берег, осматриваем правую протоку и по этому берегу обносим вещи и лодки.

Левый слив с левого берега

Левый слив с острова



Левый слив снизу


Правый слив с правого берега

Правый слив снизу



В фильме «Тохмянис» с 12-38 по 13-13.
за порогом круглый омут, справа на холме видны постройки пос.Хелюля. через 300 м разрушенный деревянный мост и за ним плотина с падением 4 м. Теоретически слив плотины можно пройти на судне большого объёма (типа рафта или туристского К-4), сложность представляет исключительно мощная "косоватая" бочка. Обнос препятствия №35 удобен правым берегом
В литературе сложность порога оценивается как 4-5 к. с. До недавнего времени плотину проходили, в инете есть многочисленные видеоролики. В настоящее время здесь восстанавливается ГЭС и ее прохождение невозможно.


Чалимся немного выше на правом берегу, звоним водителю, сушим лодки, обедаем, собираемся. По грунтовой дороге поднимаемся от реки в деревню, грузимся в подошедшую машину и переезжаем на р. Янисйоки.
В фильме «Тохмянис» с 13-13 по 13-55.
Доезжаем до ст. Янисъярви, переходим ж/д пути и по тропинке мимо водонапорной башни метров через 400 выходим к одноименному озеру. На берегу стоит несколько сараев для моторных лодок. Стапелимся и плывем к оз. Калмасари. Встаем на ночевку на его скалистом западном берегу. Воды в озере не хватает по длине метра на три.




4 мая

Погода: переменная облачность, около 8 град, периодически идет снежная крупа.
Ночью начался снегодождь, затем пошел снег, сидим пургуем, выходим в начале 12 ч.


река берёт начало примерно в 1,5 км к юго-востоку от острова, под высоким ж/д мостом в форме виадука. Ширина в истоке - 40 м


через 100 м спокойного течения - препятствие1 (п1): реку перекрывает небольшая плотина, обнос справа 5 м. Падение в плотине около 2 м. Она не может быть пройдена, поскольку наглуха закрыта дощатыми щитами, сквозь которые с трудом просачивается вода
В дырки в плотине видно, что падение воды порядка полуметра.

ниже плотины быстрое течение, по правому берегу грунтовая дорога. Через 0.5 км п2: перекат, переходящий в простую шиверу
Ничего сложного, но большая ширина реки после узенькой Тохмы непривычна.

В фильме «Тохмянис» с 13-55 по 14-07.
в 200 метрах ниже п3 - простой порог в 3-х протоках, разделённых низкими скальными островами. Проход по основной струе левой протокой, наиболее полноводной
Валы стали немного повыше.


В фильме «Тохмянис» с 14-07 по 14-27.
через 200 м автомобильный мост, сразу за ним п4 - порог в двух протоках, проход также слева
Аналогично предыдущему порогу.


В фильме «Тохмянис» с 14-27 по 14-35.
еще 300 м - и реку перекрывает мощная высокая плотина (п5), сложенная из гигантских каменных блоков. Плотина построена финнами на месте некогда очень бурного порога-водопада Хямекоски. За плотиной река в старом русле течёт в естественном каньоне, особенно высок левый берег в 200 м ниже плотины. Часть воды отводится вправо по исскуственному каналу к ГЭС, расположенной в 400 м ниже по течению. В старом русле тянется довольно сложный порог (п6), ключевое место которого - пологий слив высотой около 1,5 м с мощной бочкой за ним и прижимом к скале левого берега на последующем повороте. Слив как раз предваряет вход в наиболее узкое место каньона. Обнос возможен следующим образом: надо вплыть в канал ГЭС и сплавиться по нему (небольшое течение, на входе железный мост с негабаритными для катамарана проходами) практически до самого здания ГЭС. Перед этим зданием над каналом перекинут мостик, вразу за ним надо экстренно зачалиться к левому берегу, в этом месте низкому (до этого места канал имеет относительно высокие отвесные борта, вытащить наверх судно трудно). Слева будет прослеживаться спуск к старому руслу по покатым скалам, это и есть наиболее короткий обнос ГЭС: длиной метров 20 и высотой метров 10-12. В случае прохождения порога в старом русле предстоит обнос плотины левым берегом 20-30 м по кустам. В любом случае просмотр всего этого безобразия удобен по левому берегу исскуственного канала
В старом русле воды вообще нет, только несколько луж. Проход под мостом в начале водоотводного канала забит бревнами, да и плыть по нему нам показалось опасным, течение достаточно сильное. Решаем обноситься по грунтовой дороге правого берега, длина метров 300 до здания ГЭС и метров 100 за него.



В фильме «Тохмянис» с 14-35 по 14-42.
за строением ГЭС перекат 100 м (п7)
Скорее не перекат, а быстроток.

за ним ещё один, переходящий в простую шиверу на левом повороте(п8)
По-прежнему все просто.


В фильме «Тохмянис» с 14-42 по 15-00.
за шиверой широкий плес, река раздваивается: налево основная протока, вправо уходит маловодный, но более короткий рукав. В основной протоке бурный порог (п9) протяженностью 200 м - валы до 1,5 м, серия бочек, сливы со скальных плит расположены в хаотическом порядке. Осмотр возможен по тропе правого берега
Мощный порог, широкое русло, локальные бочки, валы более 1 м, все камни глубоко под водой. Проходим без просмотра.


В фильме «Тохмянис» с 15-00 по 15-50.
за порогом круглый плес и длинная s-образная шивера (п10). Разведка правой протоки показала, что здесь на всём протяжении (около 0,5 км) мелководный слаломный порог, проход возможен в паводок или, на каяках, - при любом уровне воды. Ширина правой протоки в среднем 15 м, по берегам выходы скал
После предыдущего порога не впечатляет.


В фильме «Тохмянис» с 15-50 по 16-10.
после s-образной шиверы и слияния проток перекат (п11), затем короткий порог в скальном сужении русла (п12). Ориентир порога - перед ним хорошо видна дорога на правом берегу. Осмотр порога левым берегом. В большую воду река не помещается в скальную узость, возникает дополнительная левая протока, летом она сухая
Перекат не запомнился. В пороге небольшой правый поворот с прижимом к скале левого берега, валы, в том числе и косые, под 1 м, все камни глубоко под водой.


ниже порога ещё 2 шиверы (п13 и п14); затем до плотины в Харлу тянется плес более 2 км
Шиверы ничем особенно не запомнились. На плесе встретились несколько скальных выходов.


В фильме «Тохмянис» с16-10 по 16-38.



в пос.Харлу река перекрыта плотиной действующей ГЭС (п15). Обнос левым берегом по тропе 200 м (приставать перед железным мостом к дороге, спускающейся к самой кромке берега). В обход ГЭС существует маловодная правая протока, воды почти нет, а то, что есть, образует многоструйный водопадик. Вероятно, ранее на этом месте был величественный порог
Обносим по левому берегу.

в 300 м ниже плотины на правом берегу высокие скалы, с их вершины открывается панорама поселка и на дальнем плане - гор Петсиваара
Скалы не на правом берегу, а на левом. Из-за плохой погоды и дефицита времени прогулку на скалы отменили.


примерно через 1 км бурная шивера 200 м с поворотом направо (п16), за ней резкое расширение
Ничего особенного.


река выходит в дальнем левом углу. Здесь сложный порог (п17): вначале 150 м разгонной шиверы, затем резкий поворот на 90 градусов вправо в скальной узости, далее еще 200 м бурной шиверы, на выходе река широко разливается по каменистой "горке". На повороте мощные косые бочки, водовороты. Часть воды уходит влево в маловодную протоку с большими камнями и пологими скальными выходами. Осмотр левым и правым берегом. Всего в пороге река теряет не менее 3-4 м высоты. Перед порогом хорошая стоянка на правом берегу
Все, как написано. Проходим без просмотра. Все камни глубоко под водой. На выходе река делится на несколько проток. Для ухода в более полноводную правую протоку надо сделать 2 довольно крутых поворота, при этом по берегам лежат бревна. Центральная мелководная протока идет немного вправо, левая, тоже мелководная, забирает чуть-чуть влево. Первый уходит в левую протоку. Много над и подводных камней, в конце совсем мелкая гребенка, пришлось вылезать из лодки. Катя наезжает на камень и ложится в начале деления русла, но самостоятельно переворачивает лодку и продолжает сплав. Повреждений лодки нет.


за порогом несколько км тянется плес, берега поросли густым лесом, река отходит от дорог и населенных мест. Затем по берегам появляются поля (вначале слева, затем и справа). Впереди слышен шум порога Петракоски (п18). Здесь несколько проток, проход возможен в любой из них. Порог короткий, не более 50 м. небольшие валы, бочки, сложная система струй и пологих обливных плит
Похоже, из-за восстановленной немного ниже по течению ГЭС в Ляскеля порога теперь нет, остался лишь небольшой перекат. 3 протоки, основная центральная и по бокам 2 совсем узкие.


за Петракоски плес, чувствуется подпор плотины в Ляскеля. По берегам реки начинается поселок
Через 200 м встаем на левом берегу на ночевку в прибрежных деревцах. До дороги метров 150, машины ездят крайне редко.

5 мая

Погода: ночью начался снегопад, температура чуть выше 0 град.

Хорошо, что лодки и вещи собрали с вечера. Звоним водителю, просим приехать и отвезти нас в Лодейное Поле пораньше. Сергей откликается на нашу просьбу. Из Лодейного Поля уезжаем на поезде № 15 «Арктика» http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=11aa0eda в 18-22.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2014/20140501-tohma_yanis/.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru