Р. АМАНАУЗ - Р. ТЕБЕРДА - Р. КУБАНЬ
2 - 8 НОЯБРЯ 2014 г
Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр.
Автор фильма «р. Теберда, ноябрь 2014 г.» http://youtu.be/zotAwe22Odk Комиссаров Всеволод.
Группа
3 человека: Сева на Аккорде 1-30, Миша на Каньоне 2+ (с середины второго дня), Саша на Миникаяке.
Литература
Аманауз - Теберда
1) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29793&page=1 Начало мая 1969 г, надувные лодки.
2) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31240&page=1 Начало мая 1975 г, каркасные байдарки.
3) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32366&page=1 Начало мая 1980 г, кат-2, байдарка Салют.
4) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=36094&page=1 Конец апреля 1988 г, каты-4.
5) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=36668&page=1 Начало мая 1998 г, каты-4, каркасный каяк.
6) http://komanda-k.ru/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5/%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0 Август 2003 г, п/э каяки, Скаут, кат-2.
7) http://vodnikiurala.ru/index.php/otchjoty/4-kavkaz-2010-dnevnik-pokhoda-po-rekam-ullu-kam-kuban-bolshoj-zelenchuk-aksaut-teberda?showall=1&limitstart= Начало мая 2010 г, п/э каяки, каты-2.
8) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=38694&page=1 Конец июня 2010 г, каты-2.
9) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39359&page=1 Начало мая 2013 г, п/э каяки, каты-2.
10) http://magnatmg.ru/reports/otchet-o-vodnom-pohode-3-k-s-v-rayone-karachaevo-cherkesskoy-respubliki-r-teberda-r-kuban-r-b-zelenchuk-r-aksaut Конец апреля 2013, каты-2 и 4.
11) http://www.gpsigma.ru/reki-teberda-kuban Начало октября 2014, Щука-3.
Кубань от Невинномысска до Армавира
1) http://www.skitalets.ru/books/100mar/kuban.htm Описание маршрута из книги Ю. Б. Воронова "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке".
2) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33578&page=1 Середина ноября 1986 г, каты-4.
Карты
Карты-километровки К-37-36, К 37-24, К-37-12, L-37-132, L-37-120, L-37-119, L-37-107.
Примерная протяженность маршрута
60 км по Аманаузу - Теберде при падении русла 600 м, т. е. среднее падение 10 м/км.
110 км по Кубани при падении русла 145 м, т. е. среднее падение 1,3 м/км.
Краткое описание
Уровень воды низкий, а может и очень низкий. Возможно, для начала ноября это нормальный уровень воды.
Погода на Теберде аномально холодная. Со слов местных, обычно в начале ноября намного теплее. Обещанный на различных метео сайтах прогноз погоды оправдался - первый день резкое похолодание и снегопад, со второго дня солнечно и холодно, но в целом небольшое постепенное повышение температуры.
Часть маршрута от старта до г. Теберда проходила по территории Тебердинского заповедника. Согласно сайту заповедника и из разговоров с егерями во время летнего похода по Домбаю было выяснено, что официально сплав по р. Теберда на этом участке запрещен. Согласно некоторым отчетам, группы, заплатив некоторую сумму денег, договаривались с егерями о проведении сплава. Мы решили действовать по принципу «не пойман - не вор». И пойманы не были.
2 ноября
Погода: в Невинномысске ночью тепло и сухо, пока ехали, начался дождь, перешедший в снег. Ко времени приезда к месту стапеля (около 5 ч) осадки прекратились, прохладно, но не холодно. Часов в 8 начался снегопад, который прекратился только ближе к вечеру, после чего стало холодать и проясняться.
На поезде № 34 Москва-Владикавказ в 2-32 приезжаем (Сева и Саша) в Невинномысск, находим такси (точнее, таксист сам нас нашел) и едем в сторону Домбая по долине р. Теберда. Выше слияния с р. Гоначхиром река называется Аманауз. Выгружаемся в 1 км выше слияния. До реки примерно 250 м густого леса. На берегу натягиваем тент, утепляемся, достаем коврики и спим часа 1,5. В 7 ч уже светло, начинаем стапелиться. На улице пасмурно, горы в районе Домбая не видны, к тому же начинает идти снег. Собираемся, в 10-30 выходим.
Вода низкая, прозрачная, все подводные и полуобливные камни хорошо видны. Вот только из-за встречного ветра и снега видимость резко ограничена. Обмерзает лицо, одежда, сильно мерзнут пальцы рук, а в остальном в сухих гидрокостюмах с поддетым поларом вполне сносно. Ширина реки от 15 до 30 м, она постоянно делится на протоки, есть вероятность завалов. Один раз пришлось обнести лежащее поперек реки дерево. Серьезных препятствий нет, в основном перекаты с достаточно сильным течением, сбойки струй при слиянии проток, мелководные участки, на которых частенько приходилось вылезать из лодок. Больших камней, сильно возвышающихся над уровнем воды, мало. Долина реки достаточно широкая, берега низкие, чередуются россыпи камней, кустарник или еловый лес. Раза три дорога близко подходит к правому берегу реки. Постоянно реку пересекает ЛЭП. В районе впадения левого притока р. Бадук есть висячий мост, немного ниже на этом же берегу стоит домик егерей. Отсюда начинается пеший маршрут на Бадукские озера. Когда проходили под мостом, по нему проходили двое мужчин в камуфляже и две женщины, на правом берегу стояли две машины. Один из мужчин спросил, не холодно ли и откуда плывем. Возможно, это были егеря, но решили не связываться с такими как мы отморозками :).
Километра за 3-4 до начала по правому берегу г. Теберда берега повышаются, река течет одним руслом. В русле появляются крупные полуобливные камни, начинается более-менее шиверистый участок. На крутом, высотой 7-8 м правом берегу в районе впадения руч. Шумка решаем вставать на ночевку. Время 13-00. До дороги через еловый лес около 150 м. Чтобы не привлекать лишнего внимания, решаем костер не разводить. Готовить мы изначально планировали только на горелках. Ближе к вечеру снег прекращается и постепенно проясняется и холодает.
За день пройдено около 12 км примерно за 2 ч чистого ходового времени с двумя небольшими остановками.
3 ноября
Погода: Ночью были луна и звезды, температура, по ощущениям, не выше -10 град (по прогнозам обещали до -15 град). Весь день ясно и солнечно, на солнце небольшой плюс, в тени минус.
С утра опять не разжигаем костер. Задубевшие за ночь неопреновые носки и перчатки отогреваем теплой водой или надеваем сухие запасные. Созваниваемся с Мишей, договариваемся о месте и времени встречи.
Выходим в 10-45. Начавшийся вечером шиверистый участок тянется до начала г. Теберда.
В г. Теберда выходим из тени. Населенка близко к воде почти не подходит, в основном заборы и какие-то сараи. На реке опять перекаты и разбои. После а/м моста небольшой локальный порожек.
После окончания города, ближе к а/м мосту, ведущему к карьеру, начинается новый спортивный участок - Джемагатская шивера. Река течет одним руслом, есть локальные сливы с полуобливных камней, стоячие валы до полуметра, сбойки струй, поганки. Поскольку река течет на север, то вся забрызгивающая вода мгновенно на нас и лодке замерзает. Мерзнут руки.
В районе моста встречаемся с Мишей, который шокирован нашим замороженным видом.
После моста продолжается шиверистый участок. Где-то здесь находится порог Моренный, но идентифицировать его мы не смогли, поскольку подобных горок-порожков в сужении русла на данном участке было несколько. В одном из таких мест кильнулся Сева, но весло не упустил, быстро перевернул лодки и залез в нее.
Порог Моренный?
В районе пос. Верх. Теберда река успокаивается. В двух километрах ниже поселка на левом берегу находим оборудованное место для пикника, где в 14-30 и встаем на ночевку. До дороги метров 300-400 через огороженное забором пастбище.
За день пройдено около 20 км примерно за 2,5 ч чистого ходового времени с двумя остановками.
4 ноября
Погода: Ночью были луна и звезды, температура, по ощущениям, не выше -10 град. С утра немного пасмурно, потом прояснилось. Весь день ясно и солнечно, на солнце небольшой плюс, в тени минус.
Сегодня на реке чередуются участки, где река течет одним руслом с разбоями. Часто встречаются повороты с прижимами и нависающими кустами, сбойки струй на слиянии проток, поганки, перекаты, короткие мелководные горки. По берегам появляются скальные выходы высотой в несколько метров. По-прежнему река течет на север и вся забрызгивающая вода мгновенно на нас и лодке замерзает. Мерзнут руки. В районе пос. Ниж. Теберда правый берег реки укреплен бетонными плитами, но в реке никакого техногенного мусора нет. Вскоре проходим пос. Нов. Теберда, также расположенный на правом берегу.
На ночевку встаем на правом берегу, напротив в. Джингирик на травянистой поляне со следами пикникового места. К берегу подходит заснеженная лесная дорога, до трассы не менее 200-250 м через невысокие деревца. Немного впереди за каменным забором стоят дом и хозяйственные постройки.
За день пройдено около 18 км примерно за 2,5 ч чистого ходового времени с одной остановкой.
5 ноября
Погода: Ночью были луна и звезды, температура, по ощущениям, не выше -10 град. Весь день ясно и солнечно, на солнце и в тени небольшой плюс.
Сегодня немного теплее, забрызгивающая вода на нас и лодке уже не замерзает, руки почти не мерзнут. Река течет одним руслом.
Вскоре после ночевки по левому берегу начинается пос. Джингирик, а на реке шиверы. Подходим к Гай-порогу (пор. Джингирик). С воды его не видно, ориентиры - незадолго над рекой проходит трубопровод, река делает правый поворот, огибая галечную отмель, затем левый, при этом правый берег повышается, на него снизу ведет набитая тропа. За порогом виден подвесной мост. Идущая по правому берегу а/м дорога подходит близко к обрыву. Просмотр порога проводится по тропе и дороге. Его длина не более 100 м, падение 4 м. В пороге две глобальных протоки, разделенных нагромождением камней. Заканчивается порог перед навесным мостом, к которому от дороги спускается тропа. Через несколько десятков метров спокойного, но быстрого течения начинается шивера. По нашей низкой воде проход возможен только по правой протоке под самым правым берегом по череде осложненных камнями сливов высотой до полуметра и последующими за ними бочками. Левая протока совсем маловодная. Решаем проходить порог без вещей.
Первым со страховкой морковкой порог успешно проходит Саша.
Вторым идет Сева. Страховка уже морковкой и стоящим после моста Миникаяком. Пройдя примерно треть порога, Сева киляется. Весло он не потерял, а вот удержаться за лодку не удалось. По окончании порога Миша морковкой помог Севе вылезти на берег, а лодка была зачалена Сашей на Миникаяке.
Миша от прохождения порога на своем Каньоне 2+ отказывается. После небольшого отдыха продолжаем сплав. На всем последующем пути (примерно 6 км) река течет одним руслом, достаточно мощные шиверы идут одна за другой почти непрерывно. За исключением Гай-порога, это самый спортивный участок на реке. Местами на повороте русло ссужается, и образуются горки-порожки. В одном месте река уходила вниз и с воды не просматривалась. Пришлось зачалиться и просмотреть с берега. Ничего страшного, просто крутопадающая шивера. Пос. Джингирик плавно переходит в Карачаевск, строения находятся по обоим берегам, но не сплошной стеной и не всегда близко подходят к воде. Вопреки некоторым отчетам, техногенного мусора в реке почти нет, да и из-за довольно высоких берегов цивилизация не слишком сильно портит впечатление о реке.
Финишируем на левом берегу после второго а/м моста. Здесь находятся гаражи, и есть большая травянистая площадка, окруженная бетонным забором. Разбираемся, переходим по мосту на правый берег и, пройдя примерно 1 км по частному сектору, выходим на шоссе. Найти таксиста не проблема и вскоре уезжаем в Невинномысск.
Пройдено около 10 км примерно за 1,5 ч чистого ходового времени.
В Невинномысске вылезаем у большого сетевого магазина, закупаем недостающие продукты, находим такси и едем на р. Кубань. Стапелимся на левом берегу немного ниже плотины. Река широкая, но мелководная, течение быстрое, дно каменисто-иловое. Проходим пару километров, начинаются острова и протоки. Встаем на ночевку на левом берегу в лесочке.
6-8 ноября
Погода: Все 3 ночи были лунные и звездные, в первые две ночи небольшой минус, в третью первый раз за поход был плюс. Днем ясно и солнечно, температура до 12-15 град.
Кубань на пройденном участке постоянно делится островами на протоки. Некоторые острова это небольшие галечные отмели, некоторые огромные залесенные.
Течение почти постоянно быстрое, часто встречаются перекаты, иногда цепочки невысоких стоячков.
Вода белесая, достаточно прозрачная. Наибольшую опасность представляют лежащие в русле (зачастую еще и на поворотах) стволы огромных деревьев, которые перегораживают большую часть проток. Рулить и отгребаться в таких местах приходилось вполне серьезно.
Преимущественно по правом берегу встречаются высокие глиняные обрывы.
По левому берегу галечные отмели.
Вдоль правого берега реки, на удалении нескольких километров, находятся отроги Ставропольского нагорья.
По берегам в основном находится полоса пойменного леса.
Населенные пункты находятся на возвышении, в воде почти не подходят и с нее почти не видны.
Несколько раз водопадиками впадали небольшие притоки.
Заканчиваем маршрут на правом берегу вскоре после а/м моста в Армавире. Здесь низкий галечно-травянистый берег, тропинка, прогуливаются местные жители и как всегда в таких местах полно мусора и битого стекла. До ж/д вокзала, который находится на левом берегу, около 1,5 км по городу.
9 ноября на поезде № 33 Владикавказ-Москва в 1-21 уезжаем домой.
Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2014/20141102-teberda-kuban/index.htm.