Фотографии В начало ^ my-tour.ru

РЕКИ ПШЕХАШХА И ПШЕХА

1 - 7 НОЯБРЯ 2015 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Саша.
Автор фильма https://www.youtube.com/watch?v=WtuHpd7Xh7g Комиссаров Сева.

Группа

3 человека: Бертов Миша на Каньон-Спорте, Комиссаров Сева на Синице, Салтырёв Саша на Миникаяке.

Литература

На майские праздники на Пшехашху и Пшеху ходит достаточно много народа и, как следствие, в интернете есть большое количество отчетов. К примеру, 12 отчетов из Московского городского центрального туристского клуба http://www.tlib.ru.
5 отчетов из Перовского турклуба г. Москвы http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=5.
Есть интересный отчет о пеше-водном походе http://weter-peremen.org/biblioteka/otchety/voda/kavkaz/fisht-lago-naki-psheha.
Из найденных отчетов, только один описывает поход по рекам Пшехашка и Пшеха в осенний период (начало ноября) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=36908&page=1, средства сплава 2-х местные катамараны.

Карты



Карты-километровки L-37-140, L-37-128.

Общие сведения

Протяженность маршрута: около 7,2 км пешая часть (от пос. Отдаленный (Шпалорез) до третьего брода через Пшехашху) и 98 км водная (от третьего брода через р. Пшехашха до начала пос. Ерик).
Общее падение русла 375 м. Согласно данным из отчетов среднее падение русла по участкам маршрута распределяется следующим образом: у Пшехашхи 18 м/км, от пос. Отдаленного (Шпалореза) до пос. Черниговского 9,5 м/км, в районе ст. Самурской 3,4 м/км, от ст. Ширванской до устья 1,7 м/км.
Уровень воды очень низкий. Сплавляться (и то с многочисленными проводками) можно только на одноместных надувнушках, причем в верховьях желательно на более коротких.
По средней воде прохождение данного маршрута оценивается 3 к. с., по высокой с элементами 4 к. с. (пор. Водопадный и Нижние Волчьи Ворота). По нашей низкой воде было не выше 2 к. с.
Погода: За время похода не было ни одного дождя. Со слов местных последний дождь (сильный и целые сутки) был за неделю до нашего приезда, вода была высокая, но после его прекращения за 2-3 дня полностью сошла. Все дни кроме одного (6 ноября) днем было тепло, около +15, в последний день +18 град, солнечно или переменная облачность, 6 ноября пасмурно и прохладней. По ночам все дни кроме одного был плюс, в ночь с 4 на 5 ноября 0…-1.

Краткое описание

1 ноября

На поезде № 110 Москва-Анапа в 5-45 приезжаем в Краснодар, с ж/д вокзала переходим в здание автовокзала, которое находится на противоположной стороне площади.
В 7-30 уезжаем на Хадыженском автобусе http://www.avtovokzaly.ru/avtobus/krasnodar-apsheronsk до Ашшеронска (прибытие в 9-55),
где быстро пересаживаемся на автобус до Черниговского http://www.avtovokzaly.ru/avtobus/apsheronsk-chernigovskoe (отправление в 10-00, прибытие в 10-55). Хадыженский автобус большой, но без багажных отсеков, вещи водитель просит складывать около задней двери. Цена билета с багажом порядка 250 р. До Черниговского идет ПАЗик, цена билета с багажом порядка 60 р.
Из Черниговского до Отдаленного (местные называют Шпалорез) можно добраться по узкоколейной ж/д на матрице (автомотрисе) - железнодорожном вагоне, совмещенным с тепловозом (примерно 30 км), либо по лесовозной дороге, идущей по горам (примерно 75 км). Время отправления матрицы можно уточнить у машинистов по телефонам 8-918- 226-39-87 (Сергей) и 8-918-954-22-14 (тоже Сергей). Мы дозвонились по второму телефону, нам было сказано, что в воскресенье рейс будет в 7 вечера.
По приезду в Черниговское (конечная остановка автобуса на большой площади, здесь же конечная остановка матрицы и несколько магазинчиков) уточняем у местных время отправления матрицы (нам подтверждают 7 вечера) и пытаемся разузнать по поводу дороги. Говорят, что можно уехать либо на лесовозах, либо на каких-то попутках, но все машины уходят утром. Из частников вроде как возит один мужик, но сегодня он работает. Решаем отойти немного от поселка и ждать вечера на берегу Пшехи. Зашли в один магазинчик, купили немного недостающих продуктов. Только собрались идти, как подошла матрица и 2 машиниста стали чего-то перебирать в колесах. На всякий случай еще раз уточнили время отхода.

По ж/д путям отходим километра на 1,5 вверх по течению реки. Здесь уже нет населенки. Сидим в перелеске, едим, разговариваем.


В 6 вечера идем обратно в поселок, заходим еще раз в магазин, грузимся на матрицу и едем. Кроме нас еще человек 6-7 местных. Половина выходит на остановках по дороге, половина едет до Отдаленного (Шпалореза). Стоимость проезда с багажом порядка 90 руб.

Приехали в Отдаленный (Шпалорез) к половине 10 вечера и пошли по грунтовой дороге, переходящей в лесную, по левому берегу Пшехи. На выходе из поселка перешли р. Тугупс - Миша по бревну, Сева и я вброд, глубина сантиметров 25. Дорога идет недалеко от берега реки и периодически слышен ее шум. На космоснимках эта дорога видна, также она прорисована на имеющейся в нашем навигаторе карте. До первого брода через Пшехашху примерно 6 км, дошли ближе к полуночи. Здесь место базового лагеря во время майских походов. Перед бродом на левом берегу стоят 2 балагана, лежат здоровенные бревна для сидения, есть несколько костровищ. Встаем на ночевку немного в стороне от балаганов. На земле лежит много колючих опавших каштанов, места под палатки приходится тщательно вычищать, чтоб не проткнуть наши самонадувные коврики.

2 ноября

В соответствии с изначальным планом с утра идем на сплав без вещей по Пшехашхе к третьему броду. Поскольку воды очень мало, Миша от сплава отказывается, говорит, что его Каньон-Спорт великоват для этого ручья и идет с нами просто гулять и фотографировать. Рюкзаки прячем в кустах. Переходим по броду на правый берег и идем по дороге вдоль речки 700 м до второго брода. По пути пытаемся просматривать речку. От второго брода до третьего 500 м.



Второй брод

Оставляем всю водную снарягу у третьего брода и идем просматривать пор. Бегемотик, находящийся метрах в 400 выше по течению. Дорога после брода уходит резко вверх, поэтому приходится идти то по кромке одного берега, то другого, то просто по воде. В одном месте пришлось перелезть через небольшой скальный прижим.


Перед пор. Бегемотик речка делится на 2 протоки, основная правая, воды еще меньше, много камней, поэтому решаем стартовать от третьего брода.

Первая ступень пор. Бегемотик



Вторая ступень

Надуваем лодки у третьего брода. Пор. Змейка начинается сразу за бродом на левом повороте реки и представляет собой короткую крутую горку с большим количеством крупных обливных и надводных камней. На правом берегу скальные выходы. На выходе небольшое расширение русла, справа улов.

Пор. Змейка

Первым в порог иду я. Прохожу очень грязно, собираю все камни (а по иному там не пройти), 3 раза на грани киля.




Поглядев на это безобразие, Сева решает стартовать ниже порога.
Далее следуют участки быстротока, разделенные двумя-тремя горками. Постоянно чиркаем днищем за камни, глубина воды по колено уже хорошо, чаще намного мельче. В районе второго брода пришлось провестись.


Второй брод

Через несколько поворотов после второго брода находится пор. Водопадный. По нашей воде ничего водопадного в нем нет - сужение русла до 1,5 метров, скальные выходы по берегам, слив менее 1 метра, затем короткая крутопадающая горка. Все это осложнено тремя поворотами. Решаем не рисковать, и обносимся по правому берегу.


Перед пор. Водопадный


Пор. Водопадный



Далее 200 м скалистых берегов и место, которое, похоже, в некоторых отчетах называют пор. Шахматный - несколько огромных камней в русле и ступенька высотой чуть более полуметра. Просматриваем по правому берегу, проходим по центру.


Пор. Шахматный

Через 150 м сходу проходим еще одну ступеньку высотой чуть более полуметра в скальном сужении и метров через 20-25 ступеньку немного пониже. Меня перед первым сливом развернуло камнем, и в слив я зашел лагом. Сева проходит чисто. Похоже, что это место в некоторых отчетах называют пор. Пихтовый или Пихта.

Пор. Пихтовый

Вскоре проходим первый брод и останавливаемся на обед на левом берегу там, где прятали рюкзаки. Миша надувает лодку и дальше сплавляется с нами.


Далее следуют участки быстротока, разделенные двумя-тремя горками, и начинается цепочка порогов в устье Пшехашхи, которая заканчивается вскоре после слияния с Пшехой. По некоторым отчетам это место называют каньоном длиной 200 м, но ничего каньонного там нет, все то же самое, что было до этого. По другим данным здесь порог протяженностью 60-80 м. По нашей воде здесь порядка 7-8 ступенек высотой не более 1 метра и крутых горок высотой до 1,5-2-х метров, протяженность метров 250-300. Некоторые участки проходим с просмотром. Примерно посередине участка впадаем слева в Пшеху. Точнее сказать в Пшехашху впадает Пшеха, поскольку расход воды в ней раза в 3 меньше. Длина сплавного участка по Пшехашхе 1,7 км.



Пороги в устье Пшехашхи












После порожистого участка берега и скорость течения понижаются, уменьшается количество больших скальных выходов, долина реки и ее ширина расширяются. Встаем на ночевку на левом берегу в дубово-пихтовом лесу не доходя пару километров до Отдаленного (Шпалореза). В 100 м дорога, по которой мы заходили.



Мелкий ремонт Синицы


3 ноября

День Рождения Севы!
Весь день идет чередование плесовых участков с невысокой (относительно предыдущего дня) скоростью течения, горок с большим количеством камней, мелководных перекатов, где приходится проводиться, иногда встречаются ступеньки высотой менее 1 метра. На одной из горок с последующим крутым поворотом об упавшее в воду дерево киляется Сева (первый раз на Синице - с почином!).
Находящиеся по берегам населенные пункты совершенно не напрягают, дома и заборы лишь иногда видны с воды.






Ж/д мост в Отдаленном (Шпалорезе)


Собор-Скала






Перед Нов. Режетом проходим Верхние Волчьи Ворота - каньонообразный участок реки с высоченными скалами по берегам протяженностью по разным отчетам от 300 до 500 м. В русле небольшое ускорение течения, много крупных камней, небольшие горки и ступеньки. На выходе, на скалах на правом берегу находится металлический ж/д мост.
В этих Воротах начинается очень сильный ветер. Направление его не понятно, поскольку он крутит, и если оказывается встречным, но двигаться вперед, даже с учетом течения, становится очень трудно.

Верхние Волчьи Ворота




В Нов. Режете реку перегораживает ступенька - по середине и слева слив высотой более полуметра, справы горка. Я прохожу сходу по центру, Сева и Миша после просмотра по горке.


Далее по левому берегу находятся интересные выходы окаменелой глины.

Не доходя до Десятого километра встаем на ночевку в дубовом лесу на левом берегу. Весь вечер и всю ночь дует довольно сильный ветер, стихает только под утро.

4 ноября

Ветер раздул переменную облачность, небо полностью безоблачное.
С утра неспешное течение реки, требующие проводки перекаты, берега пологие, вдали видны горы. От Десятого километра видны вдалеке только пару домиков.


Ориентир начала Нижних Волчьих Ворот (скального каньона с несколькими ступенями порогов протяженностью по разным отчетам от 800 до 1500 м) - скала и большие камни по левому берегу. Обещанного сильного прижима к скале по нашей воде нет. Метров через 100 после скалы чалимся к левому берегу.

Начало Нижних Волчьих Ворот

От места чалки немного поднимаемся вверх, выходим на узкоколейку и по ней идем просматривать каньон. За деревьями и скалами ничего толком не видно, но понятно самое главное - почти везде по одному из берегов возможна чалка и просмотр.


Вдоль узкоколейки стоит несколько памятников защитникам Кавказа.



Проходим Нижние Волчьи Ворота с постоянным просмотром по 1-2 ступени. Вначале они представляют собой осложненные крупными надводными и обливными камнями сливы высотой 50-70 см, затем крутые горки-шиверы также с большим количеством камней. Между ступенями участки по несколько десятков метров быстрого, но ровного течения, и проблем с чалкой нет. Всего таких ступеней по нашей воде было порядка 10, в более высокую воду в отчетах указывается 4 или 5.

Нижние Волчьи Вотота








Скалы по берегам




После окончания Ворот продолжается привычная картина - река расширяется, и идут многочисленные мелководные перекаты, иногда требующие проводки.



Проходим Черниговское - по левому берегу видны промышленные строения, жилые дома, висячий и автомобильный мост. От висячего моста по левому берегу порядка 200 м до центральной площади с конечными остановками автобуса, матрицы и магазинами, в одном из которых мы немного пополнили запас продуктов. От старта до висячего моста 36 км.
После Черниговского долина реки еще более расширяется, горы отступают, вместо каменистых берегов начинают преобладать глиняные. Также протяженные глиняные выходы встречаются и на дне. Мелководные перекаты никто не отменял. Постепенно, из-за глины, вода перестает быть идеально прозрачной и становится белесой.


Встаем на ночевку на правом берегу немного не доходя до впадения р. Цица.

5 ноября

Утренний осмотр днища моего Миникаяка показал его сильную потертость под сидением. Материал был не рваный, без царапин, а что-то типа протертого в локте рукава старого свитера. Миникаяк у меня уже 4 года и за это время прошел уже достаточно много подобных шкуродерен. А учитывая, что лодка сшита из облегченных материалов, то ничего удивительного в этом нет.
Впадение Цицы увеличения глубины не дает, поскольку Пшеха немного увеличивается в ширину.


Слева (по фото) впадает р. Цица

Далее неспешное течение реки временами разбавляется перекатами. Берега после верховий трудно назвать красивыми, но все равно лучше, чем в Подмосковье.




Вскоре после окончания пос. Новые Поляны находится очень интересный порог - по краю огромной, размером с футбольное поле, более-менее ровной и плоской каменной площади река промыла узкий и глубокий канал длиной метров 30. Заход в порог все равно остался мелководным и каменистым. Материал, из которого сложен порог достаточно мягкий, недалеко от уреза воды есть высверленные водой круглые отверстия. Нашлась и одна друза.

Друза


Первым на груженой лодке иду я. Метров через 7-8 после слива лодку наваливает на выступающий справа камень, и, поскольку я сидел без бедренных упоров, то вываливаюсь в воду, а избавившуюся от балласта лодку ниже прибивает к правому берегу. Глубина промоины оказалась такой, что достать ногами дно мне не удалось, течение очень быстрое, берег обрывистый и скользкий, так что выбраться на берег удалось только метров через 50, при этом еще умудрился упустить весло. Спасибо ребятам, быстро спасли мои потери.
На днище лодки обнаружилась дырка размером 15х20 см, как раз там, где была потертость. Баллон днища, который очень грамотно убран в дополнительный тонкий чехол, не пострадал. Похоже, разрыв случился на одном из утренних перекатов. Отремонтировать лодку решил просто - сдул дно и подсунул кусок старого коврика, который использовал в качестве сидушки.

Сева и Миша успешно проходят порог на разгруженных лодках, а затем катают его еще раза 3 или 4. Правда, иногда их все же немного прижимало к тому самому камню. У меня случилась какая-то апатия, и желание пройти порог еще раз не возникло. Кстати сказать, и в дальнейшем не случилось сожаления от не пройденного порога.




Перед ст. Ширванская Пшеха течет в высоких глинистых берегах, постоянно встречаются перекаты с глиняным дном. В отличие от каменистого дна по такому очень скользко ходить.






Мост бывшей УЖД в пос. Годовников

В районе Ширванской проходим две полуметровых глиняных ступеньки. Самой станицы с воды практически не видно.


На выходе из станицы находится еще одна глиняная ступенька высотой до метра. Поскольку пора вставать на ночевку, а на левом берегу находится более-менее подходящее место, то прохождение откладываем до утра. Надо заметить, что до этого дня проблем с выбором места ночевки не было, а сегодня они случились из-за обрывистых и сильно заросших колючим кустарником берегов.

6 ноября

С утра на разгруженных лодках проходим порожек. По наклонной глине лодки скатываются легко и без вреда для шкуры. Про себя эти 3 порожка в районе Ширванской назвали Ширванскими или Веселыми глинками.



Далее берега понижаются, много безлесных участков, да и вместо нормальных лесов стал преобладать кустарник и невысокие деревья. Иногда встречаются перекаты. В районе Апшеронска дома не везде подходят к воде, бытового мусора не много, но встречаются какие-то бетонные блоки, остатки от укрепления берегов и прочий строительный мусор.


Конгломератный останец



Дырявые конгломератные камушки

На ночевку встаем на левом берегу немного ниже пос. Калинина, находим полянку в более-менее нормальном лесу.

7 ноября

Доходим по начала пос. Ерика. Находим небольшую полянку, разбираемся, сушимся.


Выходим на трассу, в начале четвертого уезжаем на Хадыженском автобусе в Краснодар http://www.avtovokzaly.ru/avtobus/apsheronsk-krasnodar. В Краснодаре в начале шестого, в 22-36 поезд № 30 Новороссийск-Москва.

Повреждения лодок

У моего Миникаяка, кроме выше указанной дырки, добавились небольшие царапины и потертости.
У Мишиного Каньона-Спорта тоже появились небольшие царапины и потертости.
Севина Синица на дне получила порядка 5 мелких проколов и 2 пореза в 3 и 5 см, которые приходилось по мере их получения заклеивать.



Рекомендации

Как надо было бы идти, будь уровень воды немного повыше.
В день заезда вставать на ночевку не у первого брода, а немного ниже слияния Пшехашхи и Пшехи, день-два катать без вещей порожистый участок (за день можно пройти пару раз). Нижние Волчьи Ворота, кроме прохождения с вещами, пройти еще разок-другой налегке (про тропу обноса можно найти в отчетах) и сплавляться до Черниговского. Далее, в зависимости от времени, или еще раз повторить верхний участок, или идти далее докуда получится (ниже на порядок скучнее, чем в верховьях). Дорога с автобусом на левом берегу недалеко от реки и проблем с выброской не будет.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2015/20151101-psheha/index.htm.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru