Протяженность маршрута: 4,5 км пешая радиалка от Чертова моста в Дигорское ущелье, 87 км сплав до плотины в г. Майский (64 по Уруху и 23 по Тереку), 2,5 км пеший выход до станции ж/д Котляревская.
Общее падение русла Уруха 620 м, средний уклон 9,7 м/км, на участке от старта до предместий Хазнидона 180 м/14 км = 12,8 м/км, от предместий Хазнидона до района моста трассы Кавказ 296 м/30 км = 9,8 м/км, от района моста трассы Кавказ до устья 142 м/20 км = 7 м/км. Общее падение русла Терека 42 м, средний уклон 1,8 м/км.
Уровень воды низкий, тем не менее, вполне достаточный, чтобы на первой, наиболее спортивной половине маршрута не особенно часто задевать камни и очень редко вылезать из лодки для проводки. На второй половине маршрута на реке многочисленные рукава и проводиться приходилось постоянно. На этом участке вначале были безлесные пейзажи, а перед впадением в Терек река ушла в леса, и к проводкам добавились многочисленные обносы.
Погода - первый день переменная облачность, затем 2 дня пасмурно, потом день поздней осени, далее 2 дня золотой осени и в последний день опять пасмурно. Днем всегда плюсовая температура примерно от 5 до 15 град, по ночам 2 раза небольшой минус, в остальном без заморозков.
По классификатору Урух оценивается как 3 к. с., но по нашей низкой воде было немного проще, ориентировочно 2+.
Краткое описание
30 октября
На поезде № 34 в 7-53 приезжаем в Нальчик, на привокзальной площади удачно находим таксиста, который знает дорогу. Цена вопроса 2000 р за ~85 км. Можно было на этом же поезде (вагоны расцепляют в Мин. Водах) приехать во Владикавказ, но это будет на 2 с лишним часа позже, да и на машине ехать на 10 км больше.
Приезжаем к Чертовому мосту через Урух. Спускаемся к реке по крутому землянисто-конгломератно-осыпному склону с нашего правого берега в нескольких десятках метрах ниже по течению. Прячем в кустах и складках местности вещи, вылезаем опять на дорогу и идем гулять вверх по долине в Дигорское ущелье (каньон Ахсинта).
Погода переменная облачность, достаточно тепло. Выходим на Чертов мост. По разным данным его высота над уровнем воды от 70 до 80 м (мне кажется не больше 50).
Невдалеке от моста в скале пробит тоннель, а по краю пропасти под скальным навесом идет старая дорога.
Река течет в глубоком ущелье и не всегда просматривается с дороги. Местами склоны над дорогой закрыты сеткой, местами установлены камнеулавливатели, но все равно периодически видны следы обвалов.
Доходим до сворота дороги к селениям Ниж. и Верх. Задалеск, поворачиваем назад и возвращаемся к вещам. К сожалению, я только во время написания отчета прочитал про эти селения http://www.esskmv.ru/zadalesk-i-hanaz-zamok-tsallaevyh.html и мы их не посетили.
Немного ниже от места, где мы прятали вещи, в Урух впадает ручей и на его правом берегу есть удобные полочки для ночевки. Вверх по склону уходит еле заметная тропинка, скорей всего по ней было бы намного удобнее спускаться с дороги. Решаем сегодня не сплавляться, и устанавливаем лагерь. Я иду прогуляться немного ниже по течению реки.
Ночью шел небольшой мокрый снег, но под утро прекратился.
Собираемся, стартуем. Миша одет в неопрен + ветро-влаго защиту. Спасжилет у него самодельный под п/э бутылки. (Лично мне в этом спасжилете не нравится то, что между верхней стропой и телом большой зазор и в низко наклоненных деревьях или завалах можно нанизаться. Надо либо стропу пускать под бутылками, либо ее убирать и делать стяжки по бокам.)
Сева незадолго до похода купил сухие штаны и куртку российской фирмы Вода http://aquaninja.ru/shop, https://vk.com/vodagear. Забегая вперед, вот его оценка по результатам 6 дней сплава:
«Местами отошла проклейка на штанах. Причем, не все швы нагружаемые, видимо брак. На куртке заметны намеки на истирание в подмышечной области, отклейки ленты нет. Ещё выпал люверс дренажного отверстия на рукаве куртки, но это скорее всего по моей неаккуратности. Всё это меньше, чем за неделю (20 ч) эксплуатации. Крой и общий дизайн комплекта мне действительно очень понравился, этакий минималистично практичный. Короче, общая оценка: покупать не советую.»
На мне третий год сухие штаны NRS и куртка Shakoo. (Все проклейки пока держатся.)
Река представляет собой непрерывную шиверу со средним уклоном 14 м/км, причем немного более спокойные участки по несколько сот метров чередуются с более крутыми горками. В старых отчетах указываются названия этих препятствий - пороги Краснопресненский, Корейский перевал, Два камня, шиверы Учебная, Машинная, Бык, Двухступенчатая, Разгонная, Поповская. Мы не стали идентифицировать, где какое препятствие. Уровня воды хватает, чтобы при правильных маневрах достаточно редко задевать днищами камни. Скорость течения очень высокая. Крупные выступающие над водой камни встречаются не особенно часто. Также не много мелководных горок, где приходилось вылезать из лодки для ее проводки. Периодически встречаются 90 градусные повороты с сильными прижимами к скальным стенкам. Больших сливов нет, а небольшие локальные с последующими бочечками встречаются постоянно. В одной из таких развернуло лагом и кильнуло Севу, но все обошлось без последствий. Обещанных в старых отчетах завалов почти нет, только пару раз пришлось немного обнести или провести лодки. Ширина реки порядка 15-25 м, временами они делится на 2-3 протоки, но по нашей воде проходима только одна. Идем минут по 15-20, затем минут 10 отдыхаем. Постоянно меняем лидера. Все идется сходу, крутые повороты просматриваем, заходя в уловы под внутренним берегом.
Селения Калух с воды не видно. Проходим старый мост. Немного ниже в проходящем по правому берегу водоводе образовалась дырка, из которой под мощнейшим напором хлещет вода.
Через 100 м после водомета над рекой перекинута ферма с какой-то трубой.
От селения Ахсарисар на высоченном берегу виден только забор и один дом. Подходим к пор. Ахсарисарскому. Его ориентиры - левый поворот реки, в русле и по берегам огромные конгломератные глыбы. Чалимся к правому берегу и идем осматривать порог. Основная протока левая, в правой воды совсем мало. Переходим вброд правую протоку и осматриваем порог с галечного островка с огромным камнем в его верхней части. Начало порога это струя с отдельными бурунчиками, слева и справа огромные камни. Далее один из таких камней лежит посередине русла, проход по любой из сторон. Немного ниже посередине русла лежит еще один огромный камень, а перед ним обливняк. Уходить надо влево в большой улов (на видео с 5-25 по 6-12). Справа тоже есть улов, но он глухой, т. к. продолжение реки идет под самым левым берегом, да и выбраться из него в случае попадания будет довольно проблематично. Выход из порога перегорожен несколькими огромными камнями, и осложнен прижимом и крутым правым поворотом. Слева перед поворотом есть небольшой улов, которым удобно воспользоваться для отработки ухода от прижима (на видео с 6-13 по 6-38). Успешно проходим порог. Его сложность не превосходит сложности других порожков и шивер Уруха, а отличается только тем, что это единственное на реке место, требующее просмотра из-за наличия огромных камней.
Уже дома после повторного прочтения отчетов обратил внимание, что описания, схемы и фотографии порога во всех отчетах, кроме (7) совершенно не сходятся с тем, что было у нас - полностью отсутствует упоминание о камнях почти полностью перегораживающих выход из порога. Возможно, что эти камни прилетели со склонов или река в этом месте очень сильно размыла дно (как сказано в одном из отчетов: «ущелье сложено песчаными, легко размывающимися и осыпающимися породами, что со временем может привести к изменению характера препятствий на реке»), но почему есть несоответствие в отчете 2006 г?
Проходим совсем немного после порога и встаем на ночевку на полочке правого берега.
На воде были 3,5 ч общего времени.
Пока готовился ужин, Миша вылез из ущелья наверх и немного прогулялся по окрестным полям.
1 ноября
Ночью был небольшой плюс. Днем пасмурно, прохладно, без осадков.
Вначале, до немного выше селения Хазнидон, характер реки сохранялся прежним. Вскоре после старта, перед старым мостом, был очередной прижим, но на этот раз осложненный большим карманом в скальной стенке. Мне пришлось от прижима отталкиваться веслом, Сева прошел чисто, а Мишу затянуло в карман и стало притапливать корму лодки. Чтобы не кильнутся, он спрыгнул из лодки и вплавь дотолкал ее до берега. Поскольку он был одет в неопрен и ветро-влаго защиту, то в дальнейшем постоянно подмерзал.
Проходим разрушенную плотину - бетонные опоры и железяки в русле, укрепленные берега. После этого места характер реки начал меняться - долина реки расширилась, горы отступили, стало меньше лесов. Постоянно, то один, то другой берег это обрывистая конгломератно-глиняно-песчаная стенка. Река по-прежнему на поворотах создает ощутимые прижимы, часто делится на протоки. Один раз из-за небольшого мусора в русле пришлось провести лодки. Проходим селение Хазнидон, которое недолго видно по левому берегу и под а/м мостом.
Из-за подмерзающего Миши решаем вставать на ночевку пораньше. Находим полянку в лесочке на правом берегу между селениями Хазнидон и Новый Урух. На воде были 2 ч общего времени.
2 ноября
Утром, пока собирались, начал идти все усиливающейся снег, температура около 0. Скорость течения немного уменьшилась, но все равно остается высокой. Проходим 40 мин чистого времени и решаем искать место для ночевки. Через 5 мин находим полянку на правом берегу в высоких кустах между селениями Новый и Средний Урух. Ближе к вечеру снег уже перестал таять на земле и вещах, но к счастью вскоре закончился. Когда стемнело, прояснилось, немного похолодало, и вскоре все небо было в звездах.
С утра поздравляем Севу с Днем Рождения! Погода отличная - небольшой морозец, чистое небо, одно плохо - из-за высокого правого восточного берега, под которым мы стоим, солнце выйдет не скоро. Собираемся долго, ждем солнце, выходим только в 11 ч. До этого все 3 дня выходили в районе 9-30.
Выходим. Тепло и солнечно. Погода преподнесла Севе отличный подарок на ДР.
Чем дальше сегодня идем, тем ниже стенки по берегам, больше разбоев русла и меньше леса. Ближе к мосту трассы Кавказ берега уже совсем низкие и безлесные. Скорость течения остается достаточно высокой. После моста река настолько делится на многочисленные рукава, что становится 5 м речушкой. Стараемся идти всегда самым правым рукавом. Причина следующая - вскоре после селения река уходит в сплошные леса. А количество проток становится просто огромным. Отчет (8) и космоснимки говорят, что наиболее полноводная протока самая правая, Гозбаровская согласно генштабовской карте.
С началом леса начинаются и завалы. Находим место для ночевки и встаем. На воде были 5 ч общего времени, шли без обеда. Как только стемнело, на небе появилось огромное количество звезд.
4 ноября
Ночью был небольшой минус. С восходом солнца чистое небо и тепло. В районе нашей ночевки и без того не большая речка разделена на несколько проток с завалами. Решаем пройти пешком по лесу несколько сот метров до места слияния рукавов.
После слияния рукавов ширина речки порядка 10-15 м, течение заметное, периодически делится на 2-3 протоки, постоянно встречаются завалы. Такое ощущение, что мы не на Кавказе, а на средне заваленной Валдайской или Вепсовской речке на сходе паводка. Удивительно, но в старых байдарочных отчетах ничего не сказано про эти завалы, и нет ни одной фотки с этих мест, так же, как и нет фоток с Терека. А вот катамаранная группа в 2006 г из-за этих завалом немного раньше запланированного закончила маршрут.
Проходим находящиеся недалеко друг от друга два места с какими-то пирамида образными конструкциями. Возможно, это ледоломы на месте не достроенной дороги между селениями Змейская и Александровская.
На перекуре обсуждаем, где будем ночевать. Однозначно, что после впадения в Терек, но не можем решить до или после селения Александровская. Решаем, что по ходу будет видно.
Подходим к месту впадения Уруха в Терек, точнее в его левый рукав. Видно, что у него в этом месте очень сильное и бурное течение. Я иду первым, и уже начинаю заходить в Терек и тут чувствую резкий неприятный ванно-банный запах, и вижу очень грязную воду. Кричу ребятам, чтобы поворачивали назад. Проблема с местом ночевки решена. Поднимаемся вверх по течению Уруха метров на 100 и находим на правом берегу в лесу большую поляну. На воде были 3 ч общего времени. Как только стемнело, опять появилось огромное количество звезд, но вскоре все небо затянуло облаками.
Ночью заморозков не было, с утра пасмурно. Набираем в бутылки чистую воду для обеда. Морщась и кривя носами, выходим в Терек. Отвратительный запах, вода очень мутная, видно огромное количество каких-то мелких частичек, прозрачность меньше длины лопасти весла. Явно вверху идет слив с очистных сооружений. На первых нескольких сотнях метрах до слияния с основным правым рукавом сплав немного напряженный. У реки очень высокая скорость течения, несколько крутых поворотов с прижимами к огромным древесным скоплениям, ширина порядка 50 м. Искупаться в такой воде было бы ужасно. После слияния ширина реки ненадолго увеличилась, поскольку дальше опять продолжила делиться на рукава, но скорость течения немного уменьшилась. Берега низкие и скучные, лес находится вдали, а у воды преимущественно растет кустарник.
После ж/д моста правый берег повышается.
Финишировать надо на левом берегу перед плотиной. Поскольку плотина не создает на реке никакого подпора воды и течение остается достаточно быстрым, то остерегаясь, чтобы не затянуло в слив, начинаем заблаговременно искать место антистапеля. Но найти его не просто. Берега высотой порядка 1,5-2 м, густо заросли деревьями и кустарниками, а у кромки воды находится полоса топкой грязи. При попытке вылезти нога быстро засасывается в эту грязь. Находим место более-менее удобного выхода на берег, но в 10 м вглубь берега обнаруживается старица со стоячей водой. Про ее запах лучше вообще не говорить. Но делать нечего. Перетаскиваемся в старицу, проходим по ней метров 100 до ее слияния с основным руслом и в этом месте находим удобный выход на берег, а на берегу удобное место для антистапеля. Надо заметить, что отойдя от воды на несколько метров, тошнотворный запах уже не ощущается. Неподалеку сидит рыбак, значит отсюда можно выйти в цивилизацию. Иду с ним поговорить. Он объясняет, как выйти по тропинке к плотине. Спрашиваю про воду, отвечает, что такая вода в реке это нормальное явление, сбросы происходят периодически. Ловит он ради интереса, а пойманную рыбу отпускает.
Собираемся, идем несколько сот метров по тропинке до плотины, по пути по толстому дереву переходим еще одну узенькую старицу.
От плотины до станции Котляревская идем по смартфону с закаченными космоснимками. Вначале порядка 1 км по тропинкам мимо отстойников, болотин, прудов, каналов, водоотводов. Вроде запаха нет, но виды совершенно не привлекательные, даже фотографировать не захотелось. Затем еще столько же по частному сектору. На станции есть открытый зал ожидания, касса не работает. Проходят электрички Нальчик - Мин. Воды и Владикавказ - Мин. Воды. Неподалеку есть несколько магазинчиков, а в 10 мин Магнит.
На поезде Владикавказ - Москва № 33 в 19-19 уезжаем домой, в Москве 7 ноября в 6-28. Можно было уехать на 45 мин ранее на Нальчикском поезде, но решили иметь на всякий случай некоторый запас времени, тем более, что в Мин. Водах поезда сцепляют в один и в Москву они приходят одновременно.
Краткие выводы
Речка очень понравилась, причем, как горная часть маршрута, так и долинная. На майские праздники воды должно быть немного побольше, и тогда будет честная 3 к. с. В конце мая - начале июня уровень воды из-за таяния снегов и льдов сильно повысится и река станет намного опасней для прохождения. Также сильные подъемы воды могут быть из-за дождей. Вдоль 2/3 маршрута (Чертов мост - трасса Кавказ) проходит шоссейка, т. ч. очень удобно ходить с машиной сопровождения или разгонять машины. Наиболее спортивный участок Чертов мост - мост в Хазнидоне можно пройти за 1 день, до трассы Кавказ за 2 дня, а до Терека за 3 дня. Поскольку сам Терек ходить не стоит, то с выброской из устья могут быть некоторые проблемы в виде пешки и преодоления нескольких рукавов. Кто к этому не готов можно сплавиться до Александровской с надеждой, что не будет сбросов нечистот. По судам - верхние 2/3 маршрута можно идти на всем, нижнюю треть лучше на легких одноместных лодках. На катах только для любителей садо-мазо.