Эссе
Правда о Пакрафте
или
опыт одиночного путешествия по маршруту ст. Имандра –
р. Гольцовка – пер. Сев. Чоргорр
- База КСС – р. Кунийок - р.Куна
- оз. Куна - оз. Имандра - р. Гольцовка
- ст. Имандра. Итого 98 км/6 дней (5 ходовых).
Вот, глядите, - сказал я Пайкрафту на следующий
день, держа полоску
кожи подальше от его жадных рук. - Насколько я
мог разобраться, это
рецепт
для тех, кто хочет сбавить в ВЕСЕ. (О! - воскликнул Пайкрафт.) Я не совсем
уверен, но, кажется, так. Все же,
если хотите послушать
моего совета,
бросьте это дело. Потому что, знаете ли,
насколько мне известно, мои предки
по этой линии были очень странные люди.
Г. Уэллс «Правда о Пайкрафте»
Лирическое введение
Об Американской Мечте, под названием «Пакрафт» я
узнал несколько лет назад, путешествуя по простором Мировой Помойки. Магическое
слово «сверхкороткая и ультралегкая лодка» фирмы Alpacka Rafts, накрепко застряло в закосневшем сознании престарелого туриста-водника.
Катамараны, рафты, надувные суденышки и даже
столь мной любимые неубиваемые полиэтиленовые каяки
как-то отодвинулись на задний план. Всплывали тени неподъемных рюкзаков,
ощущение пота заливающего лицо. Ненавистное суденышко, отлитое из разноцветного
полиэтилена высокого давления, влекущееся за тобой на веревочке и цепляющееся
за каждый камень. На спуске оно предательски подкрадывается сзади и ударят тебя
под и так трясущиеся колени. При этом, на тебе
еще висит тяжелый мешок со всем экспедиционным скарбом. О, это Страшное
слово «ПЕШКА».
Или, тоже неплохое слово - «ЗАБРОСКА КОЛЕСАМИ В ВОДУ». Ты едешь в прицепе
трактора или кузове какого-нибудь Газона-66 по горной дороге (лучше бы ее не
видеть). В течение многих часов ты сидишь не меняя позы, поскольку это
невозможно, распершись между расползающимся от тряски снаряжением и телами потных
и покрытых дорожной пылью единомышленников в позиции коровы из известного
фильма.
Или, например. Друзья обещают тебе «коротенький» переход. Ты идешь и пристально
изучаешь морфологию собственных истоптанных и пыльных ботинок на долгом марше,
обливаясь потом. Затем попадаешь на Реку и видишь там вполне себе современный
автобус, откуда выгружается толпа ну-уже-такого нормального народа, большой рафт и мудрого Гида.
И тут - FREEDOOOM! То есть то, о чем
мечталось много лет. Идти под нетяжелым рюкзаком, непринужденно обозревать
окрестности, не замечать проплывающих под ногами километров, с легкостью
суслика преодолевать какие-то перевалы. И, наконец, достичь кристально-прозрачной,
девственно-нехоженной Реки Твоей Мечты, до которой не
может дотянуть свои жадные до бурноводинга руки
полиэтиленовый ПАДОНАК.
Однако, скажем, что цена Американского Чуда даже чуть превышала стоимость
привычной полиэтиленовой скорлупки вызывающих цветов и с большим трудом
вписывалась в рамки доходов сотрудника высокоумственного
труда. И совсем не совмещалась с г/лыжным «спортом красивым и стремительным».
Я просыпался ночью от просмотренных перед сном роликах о неизвестных Героях,
мечущихся с водопадов и технично проезжающих красивые крикинговые
речки (ну где-то там на других континентах). От фронт- и бэксерфов,
флипов и др. на валу/бочке на фоне далеких северных
гор и ледников (опять же на других континентах).
Через какое-то время стали появляться слухи о Русских Народных Умельцах,
сумевших открыть секрет Американской Мечты. Однако, приводимые картинки и видео
демонстрировали некий очень легкий и даже не тонущий кораблик, способный
перевезти собственное тельце или даже велик через водную преграду. Возможно, он
даже позволяет наблюдать за поплавком сидя среди прибрежных тростников,
неспешно покуривая трубку. Стоимость такого идиллического счастья также пока
оставалась под вопросом.
Я даже вспомнил эпизод, произошедший очень много лет назад, когда нам с
юной барышней при прогулке по Карельскому перешейку было необходимо форсировать
какую-то речку. Ближайшие мостики (или бревна, подходящие для пересечения
водной преграды) находились как-то уж совсем не близко. Дело было осенью и
лезть в холодную мокрую воду не хотелось. Я подозревал, что подобная ситуация может
произойти. В потаенном кармане (поэтому,
а может и не поэтому) у меня имелось несколько пачек противозачаточных резинотехнических
изделий по цене 4 коп/шт. Выяснилось, что изделие, куда Настоящие Русские
Мужики в Старинные Времена упаковывали патроны, спички и отснятые фото-пленки в
надутом состоянии имело объем около 7-8 л. Это поразило воображение. То ли
Советская промышленность производила все с большим запасом мощности и
прочности, или тогда были другие Мужики. Настоящие. То ли дело, современная, закачанная
в фитнесс-клубах мелочня…Впрочем, это к делу не
относится. Резинотехнические изделия были помещены в куртку тика анорак из
капрона по цене 7р/м. Получился вполне элегантный плотик, берущий на борт
одного пассажира и даже обладающий некоторой мореходностью и маневренностью.
Миссия по форсированию водной преграды с успехом была выполнена. Резинотехнические
изделия были выпущены на свободу, т. е. сдуты свободным выпусканием воздуха, и
повисли на краснеющей рябине и окрестных желтых кустах. В ярком осеннем солнце
это выглядело необычно и вызывающе. Я потом подумал, какие выводы и заключения
могли бы сделать проходящие мимо люди увидев столь экстравагантное зрелище в
таком Богом забытом месте.
Эта реминисценция к тому, что в те далекие времена это был прообраз сверхлегкого
судна, умещающегося в кармане и удовлетворяющий требованиям людей любящих
путешествующих уж совсем налегке. А стоимость…. Если это был капрон, купленный
в магазине по 7 р/м – это одно. А если взятый без спроса на секретном
предприятии тормозной парашют или фильтр….. . Да, теперь такое не прокатит ввиду
дороговизны материалов да и означенных резинотехнических изделий тоже. Да и
еще, судно-то было многобаллонное, что немаловажно.
Надо было патентовать.
Завладевшая мною Американская Мечта даже заставила купить в ОКее кЕтайский кораблик, весом
около 3 кг. На удивление, он прожил целых два сезона и прошел не один десяток
километров. Но однажды на просторах осенней Вуоксы
швы его стали непредсказуемо и безнадежно расходиться, причем в разных местах.
Как я добрался до ближайшей суши до сих пор для меня остается загадкой.
Но потом на российских просторах начало появляться нечто такое, что вполне напоминало
Американскую Мечту – т.е. появился киль управляемости, поднялся нос, появились носовые
скулы, и, наконец, о чудо!, фартук и юбка, а также усиленное днище заходящее на
баллоны.
И тогда я сказал себе – пора! Потому, а может быть и не поэтому, это,
смотря, с какой стороны посмотреть, мой
выбор пал на ярко-красный пакрафт С.-Путник (Северный
Путник) (Тайм-Триал). На фирме милая барышня меня сразу предупредила, что
данное изделие не предназначено для контакта с камнями, корягами, русалками (в
особенности), водяными и другой водной нечистью, а изготовлено для плавания в
пределах береговой зоны на расстоянии не более 200 м и высотой волны какой-то
там. Я смотрел на вещи несколько иначе и решил пойти по другому пути.
Вся лодочка влезла в рюкзак объемом 35 л. Я гордо ехал в метро и пугал
пассажиров торчащими из-за стяжек новенькими короткими разборными веслами.
Правда о Пакрафте.
При беглом осмотре я отставил веселки в сторону. При прогулке с юной
барышней по осеннему пруду, засыпанному желтой опавшей листвой они вполне
подходят, но не более. Потом, накачав Мечту я обнаружил внутри девственную
чистоту и пустоту. Исключение составляла вполне грамотно сконструированная и по
месту сидушка. Вставив очко, я осознал, что моя тощая
спина, точнее торчащий из нее позвоночник упирается в аккурат в железку(пластик).
Соответственно неплохо бы вставить некий амортизатор. Кроме того, осуществление
мечты о траверсах мощного потока, сайд- и фронт-серфе
совершенно невозможны без коленных упоров. Ну, и кроме того, поскольку я
собрался совершать Подвиги были необходимы еще и петли для крепления необходимого
для жизни скарба. Иначе, в случае оверкиля можно
много километров брести в печали вдоль серых неприветливых вод среди прибрежных
кустов, камней и болот в поисках палатки, спальника etc.
Вооружившись швейной машинкой, ножницами и клеем и с завистью глядя на
фотографии Американской Мечты я создал более-менее приемлемый аутфиттинг, сильно далекий от совершенства.
Т. о. были доклеены:
Четыре крепежных петли в носовой части, куда при моих габаритах (170)
влезает ок.20 л пожитков и 4 на днище.
Коленные упоры с металлическими полукольцами (под свои габариты и привычки)
с учетом, что на них приходится значительная нагрузка.
Спинной упор из стропы на случай покатушек.
Две петли за декой для крепления 5л гермовки с
носильной одеждой (это на сплав). (Сделаю еще петли, для крепления еще 2 упаковок
для фиксации тощей задницы по бокам, как у реальной лодки типа Alpackastyle)
Взвесив полученную конструкцию я получил цифру 4.1 кг, что находится уже на
грани добра и зла. Правда, я утешил себя тем, что культовые Alpackastyle и Gnarwhal находятся приблизительно в такой-же весовой категории.
Только, Американская Мечта сделана на немного другом уровне (см. alpacka.com) и не потому, что они боятся
совершать Великие Подвиги больше, чем мы.
Они, просто, дороже ценят свою Американскую Жизнь и Американский Комфорт.
И вообще, это вам не кусок твердого полиэтилена весом 15-20
кг на веревочке сзади или 13-15 кг разрозненных железок и прочных тряпиц на
спине! Эйфория!
Далее. Необходимо иметь какое-нибудь специальное водное
платье и сопутствующий стафф.
Итого получилось:
Жилет Тритон (охотничьего фасона, но грамотно
сконструированный и проверенный) –0.4 кг.
Старая добрая каска Prijon Surf - 0.4 кг
Нет, нет, есть настоящие маклауды
которые в целях экономии веса сооружают каски из бутылок из-под кока-колы и
делают спасжилеты из тех же емкостей. Но, кажется
быть забитым под камень, или…или…У меня, лично, еще много жизненных планов,
целей и устремлений....Пусть лучше будут эти 0.8 кг.
Можно еще сплавляться в брезенте и болотниках на манер Old School. Типа, дешево и стильно. Пробовал.
Давно. Не понравилось. Потом трястись от холода и стойко переносить тяготыилишения, как герои ДЖЕКЛОНДОНА. Были тогда люди…НАСТОЯЩИЕ.
Их вскармливали Медвежатиной. А мы уже измельчали.
Юбка -0.2 кг (штатная). Ремарка. Юбка рассчитана либо на мужика
60 размера, который в такую лодку вряд ли поместится, либо одевается сверху на
спас жилет. Я предпочел второе, иначе при нормальном ее одевании под куртку
образуется яма, в которой при нормальной гребле сразу накапливается несколько
литров воды. Швы не проклеены, поэтому через некоторое время по спине и по
коленям начинают неприятно течь холодные струйки. Все-таки, я предпочел бы
привычный стандартный вариант, когда куртка заправляется под куртку.
Неопреновые шорты
(3 мм) (старость приходит, однако, и голым задом в холодную воду…ну, как-то не
очень) + старинная сплавная куртка Hiko + неопр. носки (4мм).
Всего - 0.6 кг.
На воду штаны решил не одевать и ограничился женскими
капроновыми рейтузами плотного плетения. Замечательная штука! Рекомендую. Комары,
конечно прокусывают, но не сразу – ткань плотная, сохнут быстро. Однако. Беречь
зад и гениталии при одевании на голое тело! Прокусывают, а потом чешется.
Ремнабор -0.4
кг.
Кетайская
ножная помпа для детских игрушек – 0.3 кг (ломаться вроде нечему, тряпку можно
заклеить), но, похоже, предмет одно-сезонного характера. Цена вопроса 200 р.
Веревка (6 мм, 8 м) + 2 карабина -0.3 кг.
Весло 2.1 м (Тритон) - 1.2 кг
Итого: 8.1 кг.
Обувь не учитываю, поскольку Salomon Amphibian – качественные, весьма прочные и быстро сохнущие кроссовки и вполне
могут быть использованы в качестве одной пары.
Мечта о романтической прогулке в горах с легким рюкзачком с
лодочкой внутри стала постепенно развеиваться.
ВЕС Пакрафта виртуально невелик, но его МАССА нет. Как была так
и осталась. Все по Г. Уэллсу (см).
Ходовые качества новой лодочки приятно удивили – 4.6-5.4 км/ч
(максимальная – 7.6 км/ч по абсолютному штилю - это в гоночном режиме) в
зависимости от ветра и волны для такого суденышка не так-то и плохо. Это при
пустой лодке При груженой оказалось практически то же самое, поскольку осадки фактически
нет.
На просторах Мировой Помойки я слышал мнение, что пакрафт – это неуправляемый матрас, влекомый
волнами и ветром. Готов возразить. Съездив в Лосево напокататься я осознал, что это, конечно, не каяк, но все основные
маневры, необходимые для сплава по бурной воде он умеет делать при достаточной
квалификации паддлера. Возможно применение всех
приемов управления каяком, включая эскимосский переворот (правда с большим
трудом за счет очень высокого надува кормового элемента у конкретной модели).
Полагаю, что в реальных боевых условиях будет проще отстрелиться, чем бороться
с удушьем под водой, пытаясь поднять лодку. Всем известно, что там темно,
холодно, страшно и дышать очень хочется. Для себя отметил также, что неплохо бы
приклеить лееер, поскольку удержать круглую и легкую
лодку на реальной бурной воде будет очень непросто.
Экпедишн и ее проработка
В результате всех моих попыток уговорить старых, жЫрных и ленивых друзей совершить какой-нибудь хоть мелкий Подвиг,
я остался в одиночестве. Не работал даже аргумент: «Разве я водил тебя
когда-нибудь в плохие места?». Ну и ладно. Соло, так соло. Срочно нужно было
придумать что-то такое, ну такое, пакрафтерское.
Мыслительный процесс опять заработал. И тут мне попался отчет трех безумных
чуваков, которые от пос. Октябрьский поплавали по каким-то речкам перешли по
пояс в снегу Ловозеры, по льду Умбозеро,
через какой-то из Рисчорров в снегу по самое то же, вышли
на базу КСС и сплавились по р. Кунийок и р. Куна.
http://www.my-tour.ru/2017/20170604-kolsky/otchet.htm#DSCN5873.JPG.
Вот. То, что надо. Только я пойду со стороны Имандры и геройствовать в одно жало для начала не буду.
Посмотрим, как пойдет.
Как сразу выяснилось путешествия соло имеют свою специфику.
Моя снаряга рассчитана на двоих. Ничего специального,
кроме рюкзака я не пошить, не купить был не в состоянии. В результате у меня
излишествовала испытанная двухместная палатка Alexika Storm (2.1 kg).
Очень тяжелой получилась кухня (1.1 кг) за счет тяжеленной
старинной горелки Primus адской мощности и котелков из нержавейки. Можно было пережить
без тента (1.5х2.5 м, 0.3 кг). Наверное, излишняя аптека (0.9 кг), но с учетом
путешествия соло…?
Итак список:
Одежда:
Легкая куртка Red Fox Gore-Tex (типа для Elbrus Race) (пользовался мало)
Старая выношенная куртка SoftShell без капюшона (Mountain Warehouse, UK)
Плохо продувается, но отлично дышит.
Брюки из тряпицы типа авизент
(Снаряжение) – тяжеловаты, объемные и для лета и излишние.
Рубашка Polar-100 –самошив (не пользовалась)
Рубашка Polar-200 - самошив
Толстое термобелье (кажется Швеция)
Женские рейтузы
Носки трекинговые (2 пары)
Носки шерстяные
Трусцы
Кроссовки Salomon Amphibian
Ботики-опорки
из EVA с
закрытой пяткой, не «шлепанцы» («Пятерочка» - 200 р.)– 0.3 кг – зачетная вещь для лагеря для любой погоды. Рекомендую
всем, кто ходит в одной обуви. Неопрен, конечно
хорошо, но он, таки, мокрый. Очень приятно снять мокрую гадость и одеть сухие ШЕРСТЯНЫЕ
НОСКИ.
Всего -2.5 кг
Спальник Loap – onekilobag (Primaloft, кажется) (2000 года издания) – собственно, уже является
кусочком тряпочки. (летом на Вуоксе/Ладоге/Карелии -
прокатывает, но не на Кольском полуострове – реально холодно)
Надувной коврик Surf mini
(«Сплав») – единственный возможный вариант для такого мероприятия - 0.4 кг (не представляю, какие «пенки», или другого
типа карематы здесь уместны)
Итого: 1.4 кг
Спиннинг, катушка, блесны – 1.5 кг (очень много!)
Газ 2х230 г. (обошелся бы одним, второй не дожег)
Ножовка садовая складная (260 р) – 0.2 кг
Старые добрые палки-телескопы Comprendell. Без телескопов по подобному маршруту с грузом ИДТДИ ОПАСНО.
Без шуток! Ошибок быть не может. Их последствия описывать, очевидно, не следует.
-0.4 кг
Гермовки 0.5
л, 20 л, 30 л (силиконка (BASEG)
– странная продукция. Ну понятно, что под любую завязку, затяжку, заглушку
подтекает, но чтобы внутри все было как-бы в конденсате??? То-ли травит через
швы, то-ли тряпка такая. Исключение составила гермовка
на 5 л. – всего - 0.4 кг. Следующий раз придется делать дубляж.
Раскладка 500г х 6дн. (приводить не буду, многие будут
удивляться и глумиться) + 200г ЕГО. Ну, + упаковка, около 200-300 г диаграммной
бумаги.
Перед походом был
пошит облегченный рюкзак, оказавшейся весьма удачным. Идея заключалась в том,
что рюкзак состоял из двух независимых частей – сама подвесная система,
каким-то образом оказавшаяся у меня, и, собственно, легкого мешка. Мешок
фиксировался двумя перекрестными латами + одна поперечная, на которую крепились
ремни противоооткида. Памятуя давний опыт рюкзакостроения, мешок сужался к нижней части для смещения
максимального веса на уровень плеч. Сбоку пришиты карманы с размером под лопату
весла. В клапан вшиты лямочки и хитрая система ремешочков
для доп. крепления небольшого груза на случай радиалок.
Подвесная система фиксировалась на дне и на спине на 50 мм липучках. Объем, ну
не знаю, литров 80. Палатка никак не помещалась внутрь, поэтому пришлось
подвесить ее к днищу. Нерепрезентативненько как-то,
никогда так не делал, зато общая вертикаль каким-то образом сбалансировалась и
стало легче. Жилет пристегивался на фасад при помощи специальной системы. Ее,
впрочем, тоже можно усовершенствовать.
Разборная конструкция рюкзака позволяет весьма компактно
сворачивать подвесную систему и убирать ее далеко на задворки, а мешок использовать
в качестве пяточного упора в лодке. Туда грузилась всякая шняга,
не боящаяся вымокнуть, типа кухни, бутылочек с чаем, специями, еtc.
Вес конструкции - 1.1 кг (неплохо, но можно подуменьшить за счет удаления ненужной «вентиляции» спины).
Вообще не видел ни одного рюкзака где «вентиляция» работала бы.
Итак, нитка маршрута сложилась. ст. Имандра – р. Гольцовка – пер. Ю. Чоргорр - База КСС – р. Кунийок-р.Куна
- оз. Куна – оз. Имандра-р. Гольцовка
- ст. Имандра. В программе экспедиции предполагались ненапряжные
переходы, любование красотами северных гор, занятия художественной фотографией
и живописью, сладкий сон, вдумчивое чтение томика А. Рембо, ловля хариуса и
поедание его сырым. Взяты билеты и даже решено не делать попыток бегать вдоль
паровоза на забытом полустанке Имандра, а гордо сесть
в свой вагон в Апатитах, предварительно купив любимого Кольского пива.
И вот упакован рюкзак и
торжественно водружен на весы – 28 кг!!!
ВОТ
ОНА ГОЛАЯ И НЕПРИКРЫТАЯ ПРАВДА О ПАКРАФТЕ!!! Вес виртуально уменьшился, но
масса - нет. Черная магия сделала свое дело.
Я,
признаться, был несколько обескуражен. Сказал окружающим, что старым Херцам – эти килограммы – баловство одно. Однако, хамство в
душе затаил. По правде, я рассчитывал
килограмм на 25, от силы. Но отступать было уже некуда.
Экпедишн
Я
не буду приводить подробное тех. описание маршрута. Оно давно известно, во
всяком случае пешая часть. Водная часть вполне грамотно и квалифицированно изложена
пакрафт-коллегами (http://www.my-tour.ru/2017/20170604-kolsky/otchet.htm#DSCN5873.JPG)
и снабжена подробными фотографиями ключевых и неключевых
мест. Позволю себе остановиться на некоторых собственных курьезных наблюдениях
и на том, чего делать не следует путешествуя соло.
Как
всегда, «в плацкартном купе, мне помогли снять рюкзак с плеча и не дали
скучать» . Я был одинок и взгляд мой был устремлен в себя, как у Печорина.
Короче, весь имидж привлекал к себе внимание. Едущие в Карелию туристы с кучей
байдарок, пожитков и пр. задавали разнообразные вопросы, диалог, короче,
состоялся. Однако, слушавшая неспешную беседу дама, родом из Апатитов,
спросила, а не боюсь ли я в одиночку встретить медведя. Я с достоинством
ответил, что, естественно, нет. Настоящие Герои питаются исключительно
медвежатиной! Она покачала головой и сказала, что очень напрасно, поскольку за
последние пару лет их поголовье существенным образом увеличилось. Они не
брезгуют рыться на помойках городов Апатиты и Кировск, выходят на трассу и т.д.
Она также отметила, что смертных случаев ПОКА не было. Осадок неприятный,
однако, остался.
Вечерело.
Я в одиночестве выгрузился на станции Имандра.
Началось!!! Давно я здесь не был, лет десять как прошло, правда мало что и
изменилось. ЗДЕСЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, м. б. понадобится.
Работающее когда-то окошко для продажи билетов было заколочено, что меня
насторожило. Поинтересовавшись у милой туземной дамы каким образом одинокий интеллигентный
джентльмен с рюкзаком может отсюда попасть в Апатиты, она сказала, что
электрички уже давно ходят только по Пт. и Вс. Это меня не устраивало,
поскольку на месте я должен был в Сб. Выяснялось, что альтернативой является ЕЖЕДНЕВНЫЙ
вагончик дорожных строителей, приходящий на полустанок ок.
15 ч (в зависимости от…), на чем мы расстались и я отправился в сторону Гор.
Шел и прислушивался к тому, как там ведут себя эти самые килограммы за спиной.
Оказалось, что вполне пристойно и даже уютно. В планах было дойти до стрелки Гольцовки с Меридиональным ручьем, чтобы потом двинуться в
направлении Юж.Чоргорра. На переход до базы КСС я
закладывал два дня. Не дошел до стрелки немного, поскольку нашлась вполне
хорошая стоянка.
Утро
поразило идеально чистым небом и практически полным безветрием, что бывает
редко. Пока сворачивал лагерь, мучительно решал «а не замахнуться ли нам на
это, ну, старину нашего этого, пер. Сев. Чоргор», пока
хорошая погода и решил, что let
it
be.
Ремарка
об упаковке рюкзака в режиме соло. Вот Вы как упаковываете рюкзак? Правильно,
легкое и объемное куда-то вниз, тяжелое выше к уровню плеч и ближе к спине,
например еду. Но выяснилось, что когда ты один ВСЕ предметы имеют
приблизительно одинаковый вес и объем, за исключением лодки, но и она-то тоже
не очень тяжелая, хоть и объемная. Даже еда расфасована по каким-то
сравнительно небольшим и легким емкостям. Создалось впечатление, что рюкзак
соло-путешественника является монолитым объектом,
имеющим равный вес, извините, массу, в любой точке. Наверное, здесь есть нечто
сакральное, которое я так и не постиг. Удобной опцией оказалась палатка, как
было уже отмечено, притороченная к днищу, хоть это и моветон. Она придала всей
конструкции некую стройность, стабильность и уравновешенность. Рюкзак правда
стоять сам не мог, но ненапряжно одеть я его все
равно мог только с камня (бревна).
Итак, я взял курс навстречу эдвенчерз. При этом отчетливо понимал, что такое есть спуск
с Сев. Чоргорра. В долине реки Гольцовка
меня поразило количество огромных скоплений народа с детьми, собаками,
улитками, питонами в стеклянных террариумах (что бы еще такое придумать?), которые
организовывали огромные стойбища с колоссальными кемпинговыми палатками мега-глобальными
тентами от непогоды, банями и даже туалетами. Штурмовые Гималайские лагеря… Как
они это все принесли? Местные Шерпы? Я не спрашивал. Самый крутой внедорожник
там проехать не сможет. Это очевидно. Наверное, это неплохо, что все меняется а
отдых аутдорз делается популярнее. Осталось непонятным, где они берут такое мега-количество
дров на такие сообщества? Или приносят с собой газовые плиты с баллонами, хотя
костры я видел. С дровами там всегда было не очень. Это тоже всем известно. Хорошо
челу с горелкой, или готовящему еду на палочках/шишках,etc.
Ремарка. О печках-щепочницах и спиртовках.
Спиртовка из
пивных банок. Объем – ок. 70 мл топлива (ОН, изопропанол). Хватает на 15-20 мин горения. Время закипания
0.8 л воды -12 мин. Т. о., если надо что-то варить необходимо 2 спиртовки (ок. 150 мл), ну допустим 200 - 300 мл/день. 200х6 = 1.2 –
1.8 кг. Газ сильно легче. Наверное, неплохо для марш-броска или др. adventure races.
Была попытка изготовить печку-щепочницу.
Каркас из толстой проволоки, обернутый толстой фольгой. При использовании сухих
наколотых палочек или высушенных веточек время закипания 0.8 л воды -15 мин
(пробные домашние испытания). Реально, когда дров нет совсем (полярная березка,
чахлый сырой можжевельник, мокрые еловые ветки) процесс кипячения воды
представляет собой непрерывный процесс раздувания тухнущих угольков. Как рабы
вековечного кователя Ильмаринена,
раздувающие горн. Я так и не постиг тонкостей искусства приготовления пищи на
шишках и сырых веточках. Надó Учидзе (Грузинский просветитель). В результате, фольга была
терминирована и конструкция превратилась в небольшой таганок.
Из
мокрых веток после дождя костерок развести вообще мало реалистично. Так что,
газ.
Все
оставленные мега-стойбища находились в идеальной чистоте. Это вам не Вуокса /Ладога.
Коллеги, спасибо!
Шел по началу как правильный, 50 мин-10 мин в течение пары часов пока тропа не начала пересекать отроги г. Маннепакх, каньонистые ручейки и не начались заросли полярной березки, за которые нещадно цеплялись торчащие из рюкзака весла. Безмолвные окрестности стали оглашаться потоками нецензурных слов. Припоминалось, что когда-то давно мы сваливали из зоны леса и шли себе как Боги по тундре, руководствуясь картой и нехитрым, придуманном в древнем Китае, навигационным прибором.
Упрямый же GPS навигатор говорил – вот те тропа - иди и не выеживайся. Ну я и шел. Только уже по 30-40/15-20 мин. К тому моменту как я выбрался из кустов полярной березки, организм стал мечтать об “All included”, дармовой выпивке, еде, бассейне. Желательно, где-нибудь в другой местности. Кусты, как полагается, закончились, но начался курумник. Долина ручья со сложно предсказуемыми взлетами.
А навигатор-гад упрямо показывал - нормально, чувак идешь, по правильной тропе и цель – вон она (т.е. забитые координаты) и даже иногда из-за поворота ее видно. Прислушиваясь к голосу чудо-техники, я шел себе и шел.
Набрав последние вертикальные метры перед этим, по сути, незатейливым перевалом, повалился на рюкзак и долго слушал тишину и дыхание Гор. Без мыслей и чувств. Остановка Внутреннего Диалога. Полнейшее безветрие. Так бывает очень редко.
«Роберт Джордан
лежал за деревом, сдерживая себя, очень бережно, очень осторожно, чтобы не
дрогнула рука. Он чувствовал, как его сердце
бьется об устланную сосновыми иглами землю».
Что-то в этом духе. У Хэма это - конец книги, а я то-моста еще и не добрался, и его пока
не взорвал.
Все давно уже осталось внизу и Вдалеке.
День склонялся к вечеру, надо идти. Перевальный
взлет – очень долго – от камня до камня. Осыпь не очень крутая, но палочки-телескопы
– необходимы. Вот он снежник – как-бы счастье.
Но в тени он оказался жестким фирном.
Я смутно помнил, что перевальное ущелье
завалено каменными глыбами размером с небольшую комнату. Или их еще подсыпало
за последние годы? Забыл…. И все это счастье еще пересечено снежными мостами. Наконец,
выход на заветную грань спуска - привычно появились мысли, как это можно
проехать зимой-весной! На шЫроких лыжах, чертя
красивые райдовые дуги. Неприятно заулыбался внутри себя – а где, собственно,
следы людей? Я на это как-то рассчитывал. Есть! Подмерзшие, но хорошие,
глубокие ступени. Одинокого Человека. Что, Люди забыли этот проход?
Подошва Contagrip
прекрасно держит на камнях. А вот как на фирне замечательные легкие кроссовки Salomon? Проверим…
Ну,
все в курсе, срыв на скользком фирне…...
«Медленно-медленно
ползи улитка по склону Фудзи». Аккуратно по ступеням,
палки в боевом положении. Ну вот он и курумник, хоть
крутой, но уже что-то привычное. А идти
вниз еще довольно далеко. Да, все знают. Это так сверху кажется, что близко. Ближайшее
болотистое озерцо. Первая возможная полянка. До речки Кунийок
оставалось 0.5 км. Моста Роберт Джордан, пока не
взорвал. Нужна хорошая разведка.
Даже
двойная доза не дала долго заснуть. Белая ночь. 18 км, около 1000 м набора
высоты всего с привалами и перекусом 9 часов хода. Зачем я пишу так много?
Вероятно, потому что так делать не следует по ряду причин:
ХОТЯ. Утро
следующего дня показало, что я, вероятно, был прав, проскочив по хорошей погоде
с грузом, может быть и не самый оптимальный маршрут.
В
планах были какие-то радиалки, но поскольку шел
дождь, горы были в тумане, да и, вообще, после вчерашнего как-то ничего не
хотелось, я предпочел общество А. Рембо, чай и трубку. К вечеру свернул лагерь
и пошел искать стоянку на речку Кунийок.
СПЛАВ.
Я
зашел на Базу, сказал, что в Старинные Времена считалось хорошим тоном оставить
о себе весточку с описанием маршрута.
Одинокий,
вдумчивый МЧСник ответил, что я поступаю правильно. Спросил
куда я теперь собрался, собственно. Я сказал, что по речке Кунийок
и далее по тексту. Он удивленно посмотрел, и спросил на каком-таком средстве
сплава? Я сказал, что теперь в природе бывают такие маленькие и смешные лодочки
под названием Пакрафт. Он засмеялся и спросил, не
было ли меня в компании с теми странными людьми, которые возникли из снежной неизвестности
в июне? Потом запихали свои пожитки в эти самые маленькие лодочки и также
неожиданно исчезли вникуда. Я покачал головой, и
сказал, что я одинок в своем стремлении. «Ну, тогда удачи тебе. Только отзовонись, когда финишируешь».
МЧСникѝ
опять напомнил про медведей, про которых я как-то забыл. При этом сказал: «Да
че ты ссышь-то, они адекватные и мирные. Случаев покуса/поеда/смертного
задира ПОКА не зафиксировано. Так себе пошаливают. Шляются вокруг, да и все».
Спасибо, успокоил. Блин.
Стартовал чуть ниже Базы КСС, там к
воде подходит дорога.
Упаковка лодки
Учитывая,
что внутри лодки места нет практически совсем, я поступил следующим образом.
Под спиной упор приходилась гермовка (5 л) с
расхожими вещами (куртка softshell, штаны и еще всякая
мелочь). Основная гермовка с объемными пожитками - палаткой,
спальником, etc.
находилась посредине лодки, пристегнутая к днищу. Надувную сиделку я оставил (все-таки
кусочек надувного днища), памятуя систему пакрафта Alpackastyle,
где на половину лодки раскатывается надувной матрасик. Основная гермовка со спальником, палаткой и т.п. крепилась ко дну в
районе коленей (ок. 30 л). В носу помещался мешок от
рюкзака, заполненный нечувствительными к влаге пожитками и служащий пяточным
упором. Сверху (в носовой части) была приторочена гермовка
(20 л), да больше и нельзя. При таком раскладе МАССА была вполне равномерно
распределена по суденышку.
Финальная
сигарета, коленные упоры, юбка и …СТАРТ. Дождь стеной, но уже все равно.
Давненько, давненько я не испытывал ТАКОГО КАЙФА от сплава по Горной Речке. Воды
мало, но уклон очень порадовал (на взгляд ок. 15
м/км). Вернуться бы сюда по Высокой Воде. Микроскопические суводи, куда можно
втиснуть лодочку и выдохнуть. Постоянная работа корпусом, коленями, короче всем
тщедушным тельцем. Жесткий слалом.
Сплав
по р. Кунийок детально описан коллегами.
При
одиночном сплаве на пакрафте самое серьезное это
контакт с БРЕВНМИ И ОСТРЫМИ СУЧКАМИ, КОТОРЫЕ НА НИХ РАСТУТ. Верхняя тонкая
оболочка лодочки представляется крайне ненадежной. Соответственно, пробой монобаллонной лодки чреват последствиями весьма
непредсказуемыми. Бревен и завалов практически не было, наверное сносит
паводком.
Моно-днище
– естественно, расходный материал (я отчетливо это представлял), поскольку
потертости и пробоины неизбежны. За всю сплавную часть я посадил две заметных
дыры (в районе пяток) и, естественным образом, поцарапал днище. Странно,
вроде-бы особо с камнями не контактировал. И еще. Это не возлюбленный Вами
Всепрощающий Полиэтилен. Вспомните Былинные Времена, когда Вы ходили на
байдарках Таймень/Салют или разборных каяках и панически боялись камней. Пакрафт камней очень не любит. Остерегается их. Особенно
днищем. Вспоминайте технику гребного
слалома. Тем более, что в случае пакрафта это очень
просто.
При
достаточной пассивной остойчивости пакрафта на не
мощной воде вполне допустим крен НЕ НА ПРЕПЯТСТВИЕ, А ОТ НЕГО, что, конечно,
грубо противоречит базовой технике сплава. В данном случае выхода особого нет,
принимая во внимание тонкую ткань верхней части баллона. Однако, при такой
малой длине лодки и высоком борте на опоре выкрутится вполне возможно. Но на
большой воде закушенный высокий борт лодочки неизбежно приведет к оверкилю. Это очевидно. Следовательно, считайте траекторию
и держитесь подальше от возможного навала на острые и злые и острые каменюки.
Озеро
Гольцовое. Да, все были. Потенциальное место для
горного курорта. Когда отель «Рамзай» (или как-его?) разрастется до таких
размеров…. А сейчас хорошо, что нет народа. Курорт – в одно жало. Рыбалки,
правда нет.
На
речке Куна порадовал порожек, кажется после оз.Травяное.
Там вся вода из реки неожиданно собирается в узкость и сваливается супеньками с горки высотой в несколько метров. Впрочем, все
описано, и отснято коллегами. Единственное фановое место, пожалуй. Получил
большое удовольствие. Особенно с наплыва. Не считая отдельных небольших плей-спотов на длинных шиверо-порогах
реки. Правда, груженая лодка не очень располагает к покатушкам,
хотя и это вполне допустимо, чем я и пользовался, чтобы разнообразить
достаточно монотонный сплав.
Право,
не знаю, что делают люди на р. Куна. Заметных следов их пребывания в этих
местах не обнаружил. Нарисованные на карте озера имеют глубину приблизительно
по колено. Скорее это просто разливы реки.
Явных признаков присутствия ихтиофауны
обнаружено также не было. Да им там жить и питаться особо негде – мелко, галечное
дно с редкой растительностью. Со стоянками там тоже не очень – сплошное болото
с редкими выходами камней. Я ночевал на очень
красивой стоянке на мысу оз. Калеваевского. На
стоянке были люди, но пару лет назад. Место классное, как-бы «рыбные» свалы,
небольшой перекатик. Но – поклевок ноль. И следов
жизни ихтиофауны – тоже ноль. Вероятно, я не знаю сакральной жизни Кольских
озер. На порожках тоже особо не порыбачишь, поскольку кругом болото, поросшее
кустами, с мега-большим количеством жручей живности,
да и, вообще, ехать надо, а не любоваться красотами болот. «Орхидеи еще не
зацвели». Ремарка. В этом году вообще аномальное лето. Снег сошел к концу
июня-началу июля. Такого количества летающей живности в августе я никогда не
видел, какое-то начало лета. Характерно, что питерский репеллент здесь не
работает вообще. Морошка была еще зеленая, брусника тоже, что удивительно для
этого времени.
Обещаннный МЕДВЕДЬ.
Был. Большой. Может показалось, что Большой. Грязно-бурого цвета. Стоял на
берегу порожка (на последнем каскаде порогов р. Куна). С недоумением посмотрел
на проносящееся мимо красное суденышко с одиноким гребцом внутри. Я не стал
останавливаться, снимать каску, и интересоваться настроением зверька. Наверно,
получилось неинтеллигентно. Надеюсь, что меня простили.
Озера. (Куна, Имандра)
Если
Вы Пантеист просите Богов Рек, Гор, Озер, чтобы они Вас пустили, а главное
выпустили. Я просил. Оз. Куна довольно большое (переход ок.
7 км). При сильном встречном ветре и волне можно вполне поразвлечься, поскольку
дорог рядом нет. Стоянок тоже. Кругом болото.
Короче,
речку с озером Куна шел два дня. Обнаглел совсем, выходил на воду ок. 15 ч, шел неспешно по 3-5 ч.
На оз. Имандра стоял
практически рядом с ж/д мостом – единственное потенциальное место напрорыбачить -
конец реки, перекат, начало озера. Ходит кумжа и хариус. Вспомнил, что не взял традиционные
«мушки» и «балду». На мысу р. Куна и оз. Имандра – изба. Мужики ловят на серую «муху». На кораблик. Взял, паразит, из-под носа кумжину, которая хотела мой “Castmaster” (белый). Да и ладно.
На оз. Имандра
вышел при ливне, встречном ветре, и высокой для такого суденышка волне (оценить
сложно, где-то 0.5 - 0.7 м). Лодочка шла как поплавок. Между волнами. ВАЖНО. Используйте лавировку
между гребнями – при таких размерах лодки это несложно. Просчитывайте и
встречайте скулой подходящую встречную волну. На галсе
можно немного сайд-серфить. Работает. НО, при этом не
забывайте об опорах и коленных упорах, иначе, иначе….. Не ломите ТУПО по
азимуту против волны. Ничего не получится. Лучше сложите рюкзак и идите пешком
(Если есть возможность). При более сильном ветре и волне с барашками я,
возможно, так бы и поступил. Тем не менее, захотелось покататься в спокойной
обстановке на приличной волне и на пустой лодке.
Однако,
через некоторое время ветер подутих и Духа Озера меня
пропустил. Общий non-stop переход до устья р. Куна до устья
р. Гольцовка (там, где эти странные галечные отмели)
- 18 км (4 ч, с учетом коротких перекуров и переписов).
Шел по азимуту на пос. Имандра, пересекая здоровенные заливы. На траверзе поселка
остановился катерок, шедший по своим рыбацким делам. Мужики: «Ты один? Них,
себе.. Че, мудак?» «Да, наверное». Вероятно
дико смотрелась красная точка среди всего этого вокруг. «Откуда идешь?» Я ответил. «Это нереально». Пожал плечами. Они
завели мотор.
Ночевал на этих странных галечных
отмелях у речки Гольцовка.
Утром следующего дня, лениво
валяясь на теплой галькой с кружкой чая, заметил, что вдоль берега по воде передвигается
Нечто, явно на колесах. При этом движущийся аппарат скручивался вдоль
продольной оси где-то на 45о. При ближайшем рассмотрении девайс
оказался вездеходом, аналогов которого я не видел. Всякие внедорожники, квадроциклы…Это для езды по парковым дорожкам. Двигатель 16
л.с. Передний привод, колеса около 1.5 - 1.7 м в
диаметре. Шины низкого давления. Кузов крепится к ведущей части на шарнире.
Мужики выехали на очередные испытания, сказали, что в кузове надо предусмотреть
дренажные отверстия. А то воды набралось где-то с полметра. Машина развивает
скорость до 50км/ч по прибрежным отмелям. Во как бывает.
Уехал,
как и предполагалось, на вагончике, который пришел практически по расписанию.
В
г. Апатиты НЕТ ПИВА «КОЛЬСКОЕ»!!!!!! Хамство!
Итого
пройдено 98 км/5 дней (исключая нулевой и финальный).
Выводы
и рекомендации по большей части в тексте. Фотографировал мало, особенно на
воде, поскольку была только одна маленькая гермовка –
ошибка. Выбор был между сигаретами и фотокамерой. Были выбраны сигареты. А под
рюкзаком особенно фотографировать не хотелось – это же процесс (кадр, там,
свет, экспозиция и т.д.), а не флэш-кадр. Да и, собственно, ничего
примечательного – Хибины как Хибины. Все были, все знают.
Главное
резюме – необходимо уменьшить массу где-то до 25 кг, тогда жизнь начнет
налаживаться.
This is packrafting,
baby. Ищу коллег по безумию.