Фотографии В начало ^ my-tour.ru


РЕКИ ШОКША, КУЗРА, ТЯНУКСА, САРА - ШАПША, АЩИНА, ОЯТЬ

28 АПРЕЛЯ - 2 МАЯ 2018 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Саша.
Автор видеоролика По притокам р. Оять Комиссаров Сева.

Группа

4 человека: Руслан Жалялетдинов на Миникаяке от Дракара, Игорь Карнаух на Ватерфлай-1 от Тайм Триала, Комиссаров Сева на Эридане от Дракара, Салтырёв Саша на Иволге от Каржаева.

Литература

Судя по найденной в инете информации, притоки Ояти, в отличие от самой Ояти, ходят крайне редко. Всего удалось найти 1 полноценный отчет за 2001 г, 1 описание района и 1 полуотчет - полуописание:
1) В. Завьялов, Д. Шварц Оять и ее притоки (Сондала, Шокша, Тянукса, Шапша и Ащина);
2) Д. Шварц Реки Вепсовской возвышенности;
3) Г. Пакин Реки Вепсовской возвышенности.
Кроме этого, в 2017 г мы с Севой прошли Шокшу на том же участке, что и в этом году.

Подробный маршрут

Москва - Подпорожье (поезд) - мост через р. Шокша на дороге Винницы - Аверкиевская (такси, 90 км) - сплав по р. Шокша (8,8 км, максимальный уклон до 15 м/км) - сплав по р. Оять до р. Кузра (12 км) - пешка на р. Кузра (3 км) - сплав по р. Кузра (3,3 км, средний уклон 9 м/км) - сплав по р. Оять до дер. Ярославичи (9,7 км) - пешка на р. Тянукса (5,3 км) - сплав по р. Тянукса (8,6 км, максимальный уклон до 13 м/км) - сплав по р. Оять до дер. Надпорожье (12,8 км) - пешка на р. Сара (6,8 км) - сплав по рекам Сара (11,6 км, средний уклон 5 м/км) и Шапша (10,5 км, максимальный уклон до 6 м/км) - сплав по р. Оять до р. Ащина (2,3 км) - пешка на р. Ащина (6,7 км) - сплав по р. Ащина (7,8 км, максимальный уклон до 26 м/км) - сплав по р. Оять до дер. Алеховщина (29,1 км) - Лодейное Поле (такси, 45 км) - Москва (поезд). Итого сплав 116,5 км, пешка 21,8 км. Километраж измерен по космоснимкам, уклоны взяты из (1) и (2).

Карта




Погода, уровень воды

Погода преимущественно переменная облачность, днем градусов 12…15. В первую ночь минус 1, в последующие небольшой плюс. В первый день после полудня была небольшая морось. Во время второй ночевки был длительный дождик, и несильные дождики на четвертый день при прохождении Ащины, вечером и ночью.
Уровень воды достаточно высокий, ниже максимальных отметок примерно на 1 м или немного более. В прошлом году на 9 мая, при очень поздней весне, на Шокше воды было совсем немного больше. При сравнении фоток с мостом на старте Ащины в нашем походе и из отчета (1) видно, что у нас уровень воды было несколько выше. Также по ощущениям кажется, что у нас и на шиверах было меньше надводных камней. А вот на Тянуксе наоборот, кажется, что у нас воды было меньше.

Описание маршрута

28 апреля

Около 7 утра приезжаем на ст. Подпорожье, грузимся в заранее заказанную машину (микроавтобус на 7 пассажирских мест, Денис-авто, 8-931-249-84-03, 8-911-116-56-48, цена 2000 р) и едем 90 км до моста через р. Шокша на дороге Винницы - Аверкиевская. Дорога разного качества асфальт, только последние 6 км после Винниц хороший широкий грейдер. Стапелимся на левом берегу выше моста в еловом лесу.
Шокша, протяженность сплава от моста до впадения в Оять 8,8 км, максимальный уклон до 15 м/км.
На первых километрах 3-х препятствий нет, течение не быстрое, иногда встречаются локальные бурлявчики. Ширина реки до 40 м. Затем река немного ссужается, и начинаются шиверы длиной по несколько сот метров, разделенные плесовыми участками с быстрым течением. Высота валов иногда под метр. Сливов нет, все камни залиты водой. Периодически встречаются достаточно большие залесенные острова. По мере приближения к Ояти шиверы упрощаются.






Мост в устье Шокши

Оять, протяженность сплава до р. Кузра 12 км.
Ширина реки до 70 м, скорость течения до 5 км/ч. Берега преимущественно высокие и залесенные. Большое количество оврагов с ручейками, некоторые из которых по левому берегу (обращенному к северу) с ледничками.




Ручей с ледничком

Чалимся у устья Кузры и идем осматривать ее нижнюю часть (от а/м моста), где согласно (3) находится самый сложный участок.
Кузра, протяженность сплава от моста лесовозки до впадения в Оять 3,3 км, средний уклон 9 м/км.





Речка узкая, 10-12 м, камни преимущественно обливные, на нижних 3 км значительных притоков нет, т. ч. вполне можно сплавляться. На это решаемся мы с Севой. Отдаем Игорю и Руслану часть своих вещей (спасибо ребятам!) и договариваемся, что сразу после одноименной деревни они начинают искать место для ночевки. Идем по лесовозной дороге, идущей вдоль левого берега речки. Благодаря этому речку удается просматривать. Непрерывная перекато-шиверка, завалов нет.




Стартуем от брода, находящегося чуть ниже моста лесовозки. До Ояти долетаем за 20 мин.


Оять, протяженность сплава до подвесного моста в дер. Ярославичи 9,7 км.
Через пару километров после устья Кузры на левом берегу, на краю поля стоят ребята.




Перекат

Чалимся на левом берегу у подвесного моста в Ярославичах, собираемся и по тропе поднимаемся к грунтовой дороге в дер. Лаврово. Проходим 1,5 км по дороге и сворачиваем направо на лесовозную дорогу. Через 2,5 км выходим к броду через Тянуксу. Всего пешка получилась 5,3 км.

Крыши домов покрыты дерном



Подъем в горку 100 м по высоте

Игорь челночит





Брод через Тянуксу

Согласно (1) немного ниже брода были 2 мощных завала. За 17 лет от завалов остался только один и не особенно мощный. Просматриваю речку метров на 300 вниз - отдельные деревья в русле есть, но все проплывается. Обедаем и стапелимся немного ниже завала на правом берегу в еловом лесу.



Тянукса, протяженность сплава от брода лесовозки до впадения в Оять 8,6 км, максимальный уклон до 13 м/км.
Ширина 12-15 м, вначале достаточно быстрое течение. Было штук 5 коротких обносов или перелазов. Постепенно начинаются не сложные шиверки, большинство камней залиты водой. На шиверах дрова под берегом есть, но реку они ни разу не перегораживали. Несколько раз встретились высокие обрывы.









Перед впадением в Оять шиверы усложняются. Мощная струя, для ухода от обливняков требуется быстрый маневр. Киль у Севы без последствий с последующим эскиматрасом (переворачиванием лодки с воды и залезанием в нее). На последних 100 м Тянукса полностью успокаивается.


Налетел на камень


Оять, протяженность сплава до окончания Надпорожского порога 12,8 км.
Сразу после впадения в Оять проходим шиверу с пологими стояками высотой менее полуметра.

На ночевку встаем на левом берегу на полпути до Надпорожского порога.




Баночка морских гадов

Рис+морские гады+селедка=паэлья по вепсовски

По спокойной воде дошли до Надпорожского порога.

Порог особенно не впечатлил, ожидали большего. Не сложнее Мстинских порогов, да еще и без бочек, только метровые валы. Ориентир - высокий обрывистый правый берег. 2 ступени - на левом повороте, и после быстротока на правом повороте снова на левом. Чуть ниже примерно по центру локальная цепочка высоких валов с пенными гребнями. Умывает хорошо, но при желании можно обойти под любым из берегов. Дальше продолжаются небольшие бурли.


Чалимся на правом берегу в Надпорожье, сама деревня к воде не подходит, находится на высоком берегу. Собираемся, по тропе поднимаемся в деревню и выходим на дорогу к автобусной остановке и работающему магазину. Поворачиваем направо, проходим 500 м по дороге, сворачиваем налево на полевую дорогу и еще через 500 м выходим на отсыпанную гравием дорогу, ведущую к начинавшемуся строительству Ленинградской ГАЭС.

Проходим 2,2 км до развилки, гравийка уходит налево, мы сворачиваем направо на лесовозку, идущую по огромным вырубкам леса. На обочинах дороги уже появились сморчки. Ближе к границе леса лесовозка делится на несколько слабо наезженных дорог. От границы леса до Сары порядка 500 м по еловому лесу. Вышли к реке немного ниже показанного на генштабовской километровке брода. Всего пешка получилась 6,8 км.


Сара, протяженность сплава до впадения в Шапшу 11,6 км, средний уклон 5 м/км.
Немного ниже старта начинаются и продолжаются до устья простые перекаты и шиверки. Большинство камней залиты водой, остальные без проблем обходятся. Ширина речки порядка 15 м, берега высокие, лесные, преимущественно еловые. Большое количество высоченных обрывов. Был только 1 обносной завал.









Шапша, протяженность сплава до впадения в Оять 10,5 км, максимальный уклон до 6 м/км.
Впадаем в Шапшу и вскоре встаем на ночевку на правом берегу в еловом лесу.



Сморчки



Вначале Шапша спокойная речка с отдельными бурлявчиками. Ширина 30-40 м, берега лесные. Никаких последствий строительства ГАЭС с воды не видно, за исключением срезанного обрыва с торчащей трубой в районе дер. Ратигора. Вскоре после этого места начинаются не сложные протяженные шиверы, немного усложняющиеся ближе к устью.



Оять, протяженность сплава до немного выше устья Ащины 2,3 км.
Разбираемся на левом берегу на рыбацкой стоянке. Есть слабая автомобильная колея. Если подняться немного от реки, то слышен шум воды на Ащине, хотя до нее метров 200-300. Игорь на реку не пойдет, поскольку она самая сложная на маршруте, а у него нет ни спаса, ни каски, ни гидры. Договариваемся, что он будет ждать нас не далее, чем через 2 км от устья Ащины. Отдаем ему немного не нужного снаряжения и продуктов (Игорь, спасибо!). Поднимаемся в горку и выходим на поле в ур. Карпина Гора, где подсекаем идущую на восток разбитую лесную дорогу. Игорь решает немного прогуляться, и некоторое время идет с нами.


Выходим к большой вырубке, наша дорога сливается с подошедшей слева лесовозкой. Дальше проходим еще 2 вырубки, каждый раз слева подходит очередная лесовозка. Постепенно дорога становится песчаным грейдером.


Выходим в мосту через правый приток Ащины р. Сарка. (Интересно, почему Сара впадает с Шапшу, а Сарка в Ащину? Было бы логично, если Сарка впадала в Сару.)



Проходим еще 2 вырубки. Через 2,6 км выходим к мосту через р. Ащина. Всего пешка получилась 6,7 км. От моста вверх по реке по правому берегу идет лесовозка, но, судя по космоснимкам, вскоре она отходит от реки, т. ч. зайти выше не получится. Обедаем и стапелимся на правом берегу немного ниже моста. Здесь в 1 ряд посажены с десяток елок, есть кострище.

Лесовозка вверх по Ащине



Ащина, протяженность сплава до впадения в Оять 7,8 км, максимальный уклон до 26 м/км.
Перед самым стартом начинается дождик. Вначале река спокойная с отдельными короткими, но бурными шиверами. По берегам много погрызенных бобрами деревьев, но нет ни одного завала, прижима к бревнам или даже низко наклоненного над струей дерева. То же самое будет и на шиверах. Берега высокие, местами обрывистые. Лес смешанный. Ширина реки 15…20 м.






Приметно от линии ЛЭП (2,4 км от старта) уклон реки резко увеличивается, и начинаются мощные протяженные шиверы, разделенные короткими участками быстрого течения. Большинство камней залиты водой, иногда за камнями свалы до 1 м. Высота отдельных валов также до 1 м. После впадения правого притока Сарки (в устье очень крутая маловодная горка, от ЛЭП 1,8 км) мощь шивер постепенно ослабевает и река становится похожа на начальный участок. Ближе к устью еще один каскад шивер, но менее мощных.



Оять, протяженность сплава до а/м моста в Алеховщине 29,1 км.
Игорь ждет нас километром ниже на левом берегу у впадения небольшого ручейка. Делимся впечатлениями, забираем оставленные у него свои вещи. Проходим несколько километров и после Подборья (ПБ) встаем на ночевку на левом берегу. Немного позже проплывают 3 лодки (Таймень-3, типа 2-х местной Хатанги и Свири) и плот с четырьмя парнями. Вечером и ночью небольшой дождик.



Гребем до Алеховщины. Течение по прежнему быстрое, только ближе к финишу немного замедляется.


Безымянный приток


Ур. Мириничи


В районе Мустиничи (с воды не видно) на Ояти последний перекат со стояками менее полуметра.
За 9 км до финиша справа впадает еще одна перспективная для весеннего сплава речка Савинка. Согласно описанию (2) средний уклон на 7 нижних километрах достигает 6 м/км. Но заброска на реку возможна только в верховья с дороги Алеховщина - Лодейное Поле, от Ояти дорог нет. Заходим в Савинку метров на 100, еще немного просматриваем по берегу. Вполне сплавная речка.



Антистапелимся на правом берегу на поляне перед а/м мостом. В 5 мин находится магазин, на котором висит телефон местного водителя. Переписываем его.

Проходит плот, теперь на нем значительно больше народу. Похоже, местные. На мосту их встречают друзья.

Звоним таксисту, через несколько минут он подъезжает. Машина Тойота Камри. Говорит, что всех заберет за раз, только заедет домой за рейлингами. И действительно уместились, правда, один рюкзак пришлось взять на заднее сидение. Цена вопроса 1000 р.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru