Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru


ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ВОДНОМ ПОХОДЕ ПО ХРЕБТУ ЗИГАЛЬГА И РЕКАМ КАТАВ И ЮРЮЗАНЬ

16 - 25 мая 2021 г


Руководитель группы и автор отчета Саша С.

Группа

Женя Р. на модификации Biluta Expedition от RiverFord.
Миша Б. на Drakeboat от Сплава.
Саша С. на модификации Иволги от Каржаева.

Маршрут

Москва/Тюмень – Вязовая (поезда) – дорога на Тюлюк (такси) – переправа на пакрафтах через р. Юрюзань – хр. Зигальга (пешком) – р. Катав до Катав-Ивановска (сплав) – отъезд Жени на автобусе и поезде в Тюмень – р. Катав (продолжение сплава) – р. Юрюзань (сплав) – курорт Янган-Тау – мин. источник Кургазак (пешком) – Кропачёво (2 автобуса) – Уфа (поезд, такси) – Москва (самолет).
Общая протяженность маршрута ~250 км (пешком 75 км, сплав 175 км).


Хр. Зигальга. С учетом коэффициента 1,2 протяженность ~65 км. Набор высоты 2,1 км, сброс 2,0 км.
Р. Катав, 96 км. От старта до моста в с. Верх-Катавка средний уклон 6,2 м/км, до плотины в г. Катав-Ивановск 3,2 м/км, до впадения в Юрюзань в г. Усть-Катав 1,6 м/км.
Р. Юрюзань, 79 км. Средний уклон 0,7 м/км.
Курорт Янган-Тау – мин. источник Кургазак, 9,5 км. Набор/сброс высоты по 0,3 км.
Кроме пешки и сплава поверхностно заглянули в несколько пещер, а одну пролезли метров на 40-50.

Источники информации

Хребет Зигальга популярный маршрут, как для пеших, так и для лыжных походов.
Вот хорошее описание, которым мы пользовались при подготовке маршрута.
Также много полезной информации есть на сайте национального парка Зигальга.
2 года назад в это же самое время Мише и Саше довелось пройти однодневное колечко в районе вершин Поперечная и 1270,0 м (Плато Евлахта). Кроме того, Саша несколько раз проходил отдельные части хребта в лыжных походах.
Информацию о начале маршрута – движению вдоль р. Евлахта и выходу к водопаду Евлахта почерпнули отсюда.
По сплаву по р. Катав не было найдено никаких сведений, кроме видео, где по высокой воде народ от Усть-Катава на большой надувной лодке с мощным мотором поднимался на 2/3 пути до Катав-Ивановска.
Р. Юрюзань ниже устья Катава очень популярная река, есть масса описаний и отчетов.
Мы пользовались вот этим.

Общие сведения

По погоде - на пешей части маршрута тепло, но ветер выше зоны леса, временами облачность, несколько раз морось по 3-5 минут позволяли жить довольно комфортно. А вот на сплаве была уже самая настоящая жара, за +30, практически чистое небо, при этом очень низкая влажность. Спасали только временами небольшой ветерок и движение в тени, чему способствовали высокие берега рек.
Перед походом попалась информация, что на Первомай в районе в. Поперечная снегу было по развилку. У нас же на плато снег был только небольшими пятнами в перелесках, при этом было очень сухо. Т. е. из-за жаркой погоды снег сошел очень быстро. Вода в реках была низкая, со слов местных практически летний уровень.
Большинство старых лесных/луговых дорог, по которым мы шли, еще не успели зарасти травой, и более-менее нормально читались. Согласно отчетам, немного позже будет проще просто идти по азимуту, чем пытаться найти дорогу.
Благодаря хорошим условиям для движения с утра выходили на маршрут достаточно поздно, вставали на ночевку рано, при этом шли быстро. Единственный долгий ходовой день получился когда проходили г. Усть-Катав, и идущую после него вдоль берега ж/д.
Временами и местами было довольно много клещей (обошлись без укусов) и комаров.
На пешей части маршрута, и на сплаве по р. Катав никаких туристов не видели. По берегам Катава периодически встречались рыбаки. Ну и в нижней части реки попался один рыбак на резиновой лодочке. На Юрюзани в первые 2 дня сплава по ней видели огромное количество и сплавляющихся, и отдыхающих по берегам, но тут были выходные дни. Далее 2 дня снова лишь отдельные рыбаки по берегам, и минимум туристов.
Первая часть пешки от старта после переправы через р. Юрюзань до перевала с отметкой высоты 1008,8 м между вершинами 1282 м (5-й Шелом) и 1203,7 м (Антенная), 2,5 дня, проходила по территории недавно созданного национального парка Зигальга. Разрешение на посещение не оформляли, поскольку его надо забирать в Тюлюке, а заезжать в него мы не планировали (лишний крюк), да и если бы поехали, то были бы там часа в 4 утра. Вряд ли кто нас ждал бы в это время.
Вторая часть пешки от указанного выше перевала до северо-западных склонов в. 1427,1 м (Бол. Шелом), немного более 1 дня, проходила по территории ЮУГПЗ, и была полностью незаконна. При обнаружении егерями нам бы грозил штраф от 3 до 4 тр.
Разрешения для посещения заповедника не продаются, заповедник закрытый, создан для охраны стратегического объекта в недрах высшей точки Юж. Урала в. Ямантау. При этом туристы в заповеднике это обычное явление, надо только знать дороги, по которым ездят егеря и их кордоны. Ну и быть внимательным и аккуратным.
Совсем недавно заповедник все же совсем немного приоткрыл свои двери – стало возможно в организованной группе с сопровождением егерей пройти одним днем 4 коротких маршрута.
После заповедника прошли еще пару часов снова по территории парка. После выхода на грейдер (бывшую Белорецкую УЖД) мы оказались вне парка и заповедника.

14 – 16 мая, дорога туда

Ехали на 2-х разных поездах - Женя из Тюмени на 331 поезде, Миша и Саша из Москвы на 14 поезде.
Поезда на ст. Вязовая должны были прийти с 6 минутным интервалом, но где-то после Самары перед поездом из Москвы, буквально в нескольких километрах, сошел с рельс встречный товарняк, из которого на пути рассыпалось несколько вагонов со щебнем, и были порваны контактные провода. По счастливой случайности за ним шел поезд с нашим обратным номером 13. После 3-х часового простоя на какой-то станции (кондиционеры без движения не работали, хорошо, что выпускали на улицу, но и там была жара), нас на микроавтобусах по шоссе, которое проходило параллельно ж/д путям (еще раз повезло как утопленникам :)) перевезли 20 км до станции, где стоял поезд 13, а людей из этого поезда, перевезли, соответственно, в наш 14 поезд. После чего мы постояли еще с час, и поехали. Общий простой составил ровно 5 ч. Прошедший по вагонам бригадир поезда сказал, что поезд идет вне расписания, нас могут тормознуть на любой станции, и когда куда приедем, он не знает. Тем не менее, ехали без простоя, на всех остановках стояли не более минуты, в результате до Вязовой отыграли 1 ч. В качестве компенсации выдали по порции Доширака (лапша или карпюр на выбор), пакетику чая или кофе, сахару, и шоколадному батончику. Жене пришлось отменить заказанное заранее такси, и ждать опаздывающих толком не спамши на станции. А Мише и Саше удалось более-менее нормально выспаться. Хоть какая-то польза от опоздания :).

По приезду в начале 7 утра начали вызванивать такси, поскольку на привокзальной площади никаких извозчиков не было. У того, с кем была предварительная договоренность, телефон был отключен. В другом месте сказали, что у них скоро будет пересменка, и просили перезвонить после 7. Но буквально через несколько минут приехала машина с табличкой такси. Поговорили с водителем, оказался свободен и готов отвезти. Сели, поехали.

16 мая, день 1

Дорога на с. Тюлюк (10 км не доезжая села) – переправа на пакрафтах через р. Юрюзань – р. Евлахта – плато Евлахта
Погода: тепло, преимущественно солнечно, небольшая облачность, выше зоны леса умеренный ветер, раза 2-3 по несколько минут морось.
От станции до места нашего старта ехать порядка 55 км, вначале был асфальт, после дер. Первуха хороший грейдер. Здесь сворот с дороги и брод через р. Юрюзань. Немного походили вдоль реки, померили глубину – под берегом выше колена, но в целом вода не высокая. Решаем переплывать на лодках.



Сушим лодки, завтракаем. Идем по наезженной грунтовке, в самом начале которой стоит шлагбаум и знак, предупреждающий, что мы входим в национальный парк Зигальга. После пересечения с ЛЭП сворачиваем налево на старую зарастающую лесовозную дорогу, и идем параллельно р. Евлахта. По ней летом давно не ездили, а вот зимой, судя по узким пропилам упавших деревьев, ездят на снегоходах. На полянах и небольших луговинах дорога не читается, идем просто по лесу, он достаточно легко проходимый.
После первого перехода снимаем каждый с себя по несколько клещей. После чего начинаем постоянно, даже на ходу осматриваться. Чем дальше, тем клещей становится меньше, перехода через 3 они совсем исчезают.


Постепенно дорога начинает уходить на север. Сходим с нее и далее идем вдоль р. Евлахта, периодически переходя с одного берега на другой.




Выходим к водопаду Евлахта. Точнее это 4 метровый водоскат, стекающий с языка курумной реки. Под водопадом находится небольшое озерцо.



Из дальнего угла озера начинаем подниматься по крутому курумнику, затем идем по ровной курумной реке, и в итоге выходим на хр. Зигальга в том месте, которое называется плато Евлахта. Это плато является самым высокогорным на Юж. Урале, и представляет из себя чередование каменных россыпей, луговин, стланика и небольших еловых перелесков.

Первый снег



В. Поперечная

Мал. и Бол. Иремели


В. Евлахта


Иремели

Вид на север, в сторону гг. Трехгорный и Юрюзань

В прямой видимости городов Трехгорный и Юрюзань есть сотовая связь и интернет (как минимум МТС и Мегафон).
На плато сушь, воды нигде не видно, нет даже заболоченных участков, которые мы в большом количестве видели 2 года назад. Только небольшие пятна снега прячутся в перелесках. При этом 2 недели назад здесь было еще много снега. Газа мы взяли с некоторым запасом, поэтому топка снега для еды не проблема.


За день пройдено 15 км.

17 мая, день 2

Плато Евлахта – в. Поперечная (1389,2 м) – в. Мерзлая (1235,7 м) – руч. Сухой
Погода: тепло, преимущественно солнечно, небольшая облачность, выше зоны леса умеренный ветер, раза 2-3 по несколько минут морось.
Идем на в. Поперечная. Подъем в целом достаточно пологий, была только одна короткая ступенька из огромных каменных блоков.



Ступенька

Вид на плато Евлахта


Останец

Нашли лужицу с водой, фильтруем

Вершина платообразная, высшая точка небольшое скальное возвышение.

Иремели


Вдали белеет Ямантау – высшая точка Юж. Урала

Видны вершины Шелом

По средней крутизны курумнику спускаемся на седловину между вершинами Поперечная и Круглая (1360 м), где подсекаем вездеходный след, и по нему выходим на широченное южное ребро Круглой. На вершину не идем, поскольку с нее практически те же виды, что и с Поперечной.

В. Круглая с в. Поперечная

В. Поперечная из-под в. Круглая


Спускаемся с ребра по протяженному курумно-травянистому склону средней крутизны в направлении седловины между вершинами Круглая и Мохнатый Дол (1246 м).

На переднем плане в. Мохнатый Дол, вдалеке Шеломы

Спустились в зону леса, подсекли лесную дорогу, идущую параллельно хр. Зигальга, и пошли по ней. Прошли пересечение с дорогой, идущей с юга (от дер. Александровка) через перевал куда-то на север, и под склонами в. Мохнатый Дол.


В. Мохнатый Дол

Затем прошли траверсом в. Мерзлая (1235,7 м). По карте она безлесная, но лес активно наступает (видео). Подъем и спуск достаточно пологие. Сотовая связь еще есть, но уровень сигнала стал заметно хуже. Вершина не плохая обзорная точка.

Мохнатый Дол, Круглая

Иремели


Хр. Бол. Пасынок

Мерзлая



Поскольку в горах нигде нет воды, и закончились из-за понижения хребта снежники, то для ночевки приходится спускаться к руч. Сухому, который вытекает из большого болота Чертов Дол, расположенного между хребтами Зигальга и Бол. Пасынок. Вначале идем по лесной дороге, затем по азимуту по лесу и полянам. К счастью, ручей оказался совсем не сухим, а вполне полноводным.


За день пройдено 19 км.

18 мая, день 3

Руч. Сухой – дорога Александровка-Верх-Катавка – седловина 1008,8 м между вершинами Антенная (1203,7 м) и 5-й Шелом (1282 м) – седловина между вершинами 3-й Шелом (1311 м) и Мал. Шелом (1368 м)
Погода: тепло, преимущественно солнечно, небольшая облачность, выше зоны леса умеренный ветер, раза 2-3 по несколько минут морось.
По густому лесу, местами бурелому и заболоченным участкам выходим на дорогу Александровка-Верх-Катавка, и идем по ней до седловины 1008,8 м. Дорога местами хорошо накатана, местами активно зарастает.


С седловины по не крутому лесному склону поднимаемся к северному подножию в. 5-й Шелом. Здесь лежит снежник, есть ручеек, и оборудованная стоянка (небольшое кострище и выложенные вкруг плоские камни).


Хр. Зигальга на северо-восток

По подножию вершин обходим 5-й и 4-й Шеломы.

5-й Шелом с юга



3-й, Малый и 4-й Шеломы


4-й Шелом


3-й Шелом

К северу от в. 3-й Шелом находится высоченный (по карте 12 м) скальный останец с названием Верблюд. Обходим его с разных сторон.


По северным склонам в. 3-й Шелом поднимаемся на седловину между вершинами 3-й и Малый Шеломы, где и встаем на ночевку. Воду в виде лужицы находим около одного из снежников.

4-й и 5-й Шеломы


3-й Шелом

За день пройдено 15 км.

19 мая, день 4

Седловина между вершинами 3-й Шелом (1311 м) и Мал. Шелом (1368 м) – седловина между вершинами Мал. Шелом и Бол. Шелом (1427,1 м) – в. Бол. Шелом (рад) – полотно бывшей Белорецкой УЖД – р. Катав
Погода: ночью был сильный ветер, утром туман, затем постепенно распогодилось до состояния предыдущих дней.
Собираемся не торопясь, ожидая, когда начнет рассеиваться туман.

Склоны в. Мал. Шелом представляют собой протяженный и достаточно крутой курум. Проходим его с северной стороны.

Облако над Бол. Шеломом


Выходим на седловину между Малым и Большим Шеломами. Точнее седловин 2, они разделены не высокой плоской вершинкой. Когда подошли к подножию Бол. Шелома он очистился от тумана и облаков.


Оставляем рюкзаки, и идем на в. Бол. Шелом. Набор высоты более 200 м по достаточно крутому куруму. Вершина огромное ровное поле, высшая точка – скальные выходы высотой несколько метров с противоположной стороны.

Мал. Шелом


Впереди по центру высшая точка



Вдалеке Ямантау и хр. Нары

Видно с. Верх-Катавка


По пути подъема возвращаемся к рюкзакам, обедаем. Воды найти не удалось, в третий раз приходится топить снег. Спускаемся сначала в северном направлении, затем поворачиваем на северо-запад. Первое время идем по азимуту, лес достаточно легко проходимый, пересекаем идущую по границе Башкирии и Челябинской обл. (а заодно по границе заповедника и нац.парка) заросшую просеку, и выходим на еле заметную, но постепенно улучшающуюся старую лесовозную дорогу, которая выводит на грейдер, проложенный по насыпи бывшей Белорецкой УЖД. Здесь стоит шлагбаум и информационный щит нац.парка. Все, мы вышли за приделы охраняемых территорий.
Пока шли по лесовозке сняли с себя несколько клещей.




Идем пару км по грейдеру на юг. Навстречу проезжает буханка с егерями, интересуются, куда мы идем. Отвечаем, что сплавляться по Катаву от бывшего моста, а ныне брода, чуть ниже границы заповедника, показываем подсунутые под боковые стяжки рюкзака весла. Говорят, что там можно заночевать в избушке, предупреждают, что воды мало и просят быть аккуратнее с костром. От грейдера до реки 600 м также по грейдеру, который ведет к бывшим деревням и вырубкам. Воды в реке мало, но вполне проползаемо. После некоторых раздумий сплавляться завтра решают Женя и Саша, а Миша пойдет пешком по дороге до а/м моста после с. Верх-Катавка. Там речка должна быть и полноводней, и с меньшим уклоном. Избушка находится с левой стороны в 100 м от брода, с дороги не видна, но подъезд есть. Палатки ставим рядом с избушкой.


Брод


Лестница к реке


Biluta Expedition Жени

Иволга Саши


Миша пойдет пешком


Когда сели ужинать к броду подъехала машина, через некоторое время к нам подошел мужчина в шлепках на босу ногу, и куртке с логотипом какой-то неизвестной нам фирмы. Сказал, что приехал порыбачить. Немного с ним поговорили, он рассказал, что несколько лет назад по большой воде здесь сплавлялась группа: все байдарки почти сразу по переворачивались, порвались/поломались, до деревни доплыл только один катамаран. Затем ушел к машине, взял спиннинг, минут 15 походил-покидал, и уехал. У нас сложилось впечатление, что это или егерь, или ими подосланный проверить, действительно ли мы пришли сплавляться, или ушли в заповедник. Нас от брода не видно, и не слышно, а он по приезду почему-то сразу направился к домику, при этом без спиннинга.
За день пройдено 16 км.

20 мая, день 5

Р. Катав (сплав)
Погода: тепло и солнечно.
Средний уклон от старта до моста в Верх-Катавке 6,2 м/км. Из-за низкой воды постоянный маневр в поисках более-менее чистого прохода между камней. Периодически приходится вылезать для проводки лодки. На начальном участке завалов нет, и, похоже, здесь уклон заметно более 6,2 м/км.




Затем уклон реки заметно уменьшается, течение ослабевает, больших камней в русле становится меньше, и в русле появляются завалы. Самый большой и протяженный был в районе, где река делилась на несколько проток. Пришлось проводить лодки, идя по руслу по щиколотку-колено в воде, где-то их пропихивать под бревнами, где-то перекидывать.





А Миша тем временем идет по дороге. Встреченный егерь (по виду начальник) поинтересовался, почему он идет пешком, где остальные, и не были ли мы на Шеломах. Конечно, не были :). Все, что выше написано плод больного воображения автора, а все фотографии взяты из инета, и отфотошоплены :).

5-й, 4-й, 3-й и 2-й Шеломы



Перед с. Верх-Катавка

Ближе к с. Верх-Катавка завалы исчезают, камни в русле становятся совсем маленькими, идем, не вылезая из лодок. Село достаточно долго тянется по левому берегу. Вскоре после него разрушенный старый а/м мост, и бывший ж/д, по которому теперь ездят машины. Миша уже ждет в тенёчке под мостом.




Видны все 5 Шеломов

Женя говорит, что немного не рассчитал с продуктами, и идет в село в магазин. Покупает несколько упаковок вермишели Доширак, какой-то Колы и полтарашку пива по просьбе Саши.
На участке от с. Верх-Катавка до г. Катав-Ивановск средний уклон реки 3,2 м/км. Препятствия – быстротоки, перекаты, отмели. Иногда приходится вылезать из лодки для ее проводки.





Ночуем на стоянке с баней. Снимаем с себя и вещей несколько клещей. Вечером Женя говорит, что он завтра уезжает из Катав-Ивановска (изначально планировал днем позже из Усть-Катава).

За день пройдено 29 км.

21 мая, день 6

Р. Катав (сплав)
Погода: переменная облачность, тепло. В полдень несколько минут дождик.
Почти сразу после места ночевки по правому берегу начинаются высокие скальные выходы. В целом река сохраняет свой вчерашний характер после с. Верх-Катавка.





Перед началом г. Катав-Ивановск проплываем под а/м мостом, затем после впадения левого притока р. Нила еще один а/м мост на задворках города. Женя решает здесь антистапелиться. Далее из центра на такси уезжает в Усть-Катав, и на поезде к себе в Тюмень.
Миша и Саша продолжают сплав. Почти сразу после второго моста исчезает течение и начинается Катав-Ивановский пруд. Ближе к плотине он разделен дамбой с пешеходной дорожкой и мостиком с какими-то трубами снизу. Проходим под ним на грани. Чалимся справа перед плотиной, обносимся по ж/д пути (одна рабочая не электрифицированная ветка). Миша идет до ж/д моста, Саша спускается к воде немного раньше, в первом возможном месте, и до моста проходит пару бурляшек. Длина обноса получилась 750 и 400 м соответственно.



За сидящим на бордюре рыбаком есть спуск

В городе явно есть сбросы нечистот в реку, вода стала заметно грязнее, но хорошо, что без запаха. Больше мы ее для еды из реки не брали, всегда искали впадающие ручьи.
Проходим участок с разбоями русла, и мусором в реке. Течения здесь почти нет, вот он и скапливается в этом месте. Через несколько километров преимущественно низких, и не интересных берегов впереди на холме, на левом берегу виден мергелевый рудник, а справа цементный завод. То ли рудник, то ли завод, то ли и то, и другое издают весьма сильный грохот. Вскоре проплываем под мостом, по которому проезжают карьерные самосвалы.




Вдали на холме виден рудник

Далее опять пошли симпатичные места - берега повысились, появились скальные выходы.



Проплываем сгоревший крутой высокий склон. В одном месте еще немного тлеет, Миша слазил, раскидал бревна, и вылил 2-х литровую бутылку воды.






На ночевку встаем на галечном пляже. Здесь можно не бояться клещей. Из минусов – слишком близко к воде, с утра под тентом будет конденсат.

За день пройдено 41 км.

22 мая, день 7

Реки Катав и Юрюзань (сплав)
Погода: солнечно и жарко.
В одном месте видим горящий костер, при этом на берегу никого нет. Уехали и не затушили костер, хотя до воды буквально пара метров. Пришлось заливать Мишиным сапогом.







Проходим Орловку – достаточно крупное и живое село.

И козам жарко



Обедаем в тенёчке


Гротик

Незадолго до моста трассы М-5 Урал на высоте 17 м над уровнем воды находится Бол. Усть-Катавская (Хапова) пещера. От воды к ней ведет достаточно крутая тропинка. Как и положено популярному месту около входа сильно намусорено. Зашли внутрь пещеры насколько это возможно без ползания на пузе, в общем, весьма недалеко.



Неподалеку находятся еще 2 входа – один узкий, до другого, над ним, надо пролезть метров 5 по вертикальным скалам. Ни в один из этих входов мы не полезли.


Наверх ведет очень крутая тропинка, в 2-х местах проходящая через почти вертикальные кулуарчики.




Проплываем под мостом трассы М-5 Урал. Фуры идут одна за другой, шум страшный, при этом на узкой полосе между дорогой и рекой отдыхает огромное количество автотуристов с палатками.


После моста начинается Катавский пруд и г. Усть-Катав. Плотину обносим по левому берегу, по городской улице. Спуск к воде по металлической лестнице. Длина обноса получилась 450 м. После обноса Саша сходил в магазин, и купил ведерко шашлыка, пару литровых пакетов винца, и для себя 4 полтарашки пива. Шашлык был замороженный, и чтобы он не растаял и не испортился, Миша завернул его в свой спальник.



Миша обносит техногенную бурляшку

Вскоре после плотины впадаем в р. Юрюзань. Средний уклон реки на пройденном 79 км участке до санатория Янган-Тау 0,7 м/км. Немного выше устья через Юрюзань перекинут Французский мост. По правому берегу проходят ж/д пути.


Через 3 км от устья р. Катав по правому берегу начинаются скалы Герасимов камень. После скал ж/д полотно проходит по пробитой в скалах выемке Герасимов камень.
Неподалеку от выемки находится Станционная пещера. Зашли внутрь насколько это возможно без ползания на пузе, в общем, весьма недалеко.



Вскоре проплываем под ж/д мостом, называемым Смирновым, в честь расположенных здесь скал Смирнов гребень.




За мостом по правому берегу идут многочисленные стоянки отдыхающих с музыкой и катанием на моторных лодках. Проходим немного дальше и встаем на ночевку на большом острове. Денек сегодня выдался длинный, встали только в 19 ч. Все остальные дни позже 17 – 17-30 никогда не вставали. Шашлык решаем делать с утра. Он еще не оттаял, и Миша его на ночь заворачивает в свои неопреновые шорты, и прячет в тенек под кусты. Снимаем с себя нескольких клещей.


За день пройдено 26 км по р. Катав и 8 км по р. Юрюзань.

23 мая, день 8

Р. Юрюзань (сплав)
Погода: солнечно и жарко.
С утра Миша встал пораньше, разжег костер для углей, достал ведерко. А шашлык до сих пор замороженный. Отложили его приготовление до вечера.
В первой половине дня проходим мимо нескольких стоящих на берегу больших групп с катамаранами и рафтами, на воде был только 1 катамаран.


Кочкаринская пещера это огромный и сильно замусоренный грот.


Кочкаринская пещера

Постоянно, то по одному, то по другому берегу тянутся высоченные и длинные скальные стенки (гребни).


Малый Лимоновский гребень


Навесной гребень


Лимоновский гребень



Жеребчиков гребень

По очереди идем смотреть Идрисовскую пещеру. Место мега популярное, есть автомобильный подъезд, парковка, толпы людей, как на смотровой площадке в начале пещеры, так и загорающих и пикникующих на берегу.



Внутрь пещеры можно залезть метров на 40-50. Местами можно идти в полный рост, а местами на коленках или гусиным шагом. По любому, одежда запачкается мокрой глиной, придется оттирать. Ход в пещере только один, боковых ответвлений, куда можно уйти и заблудиться нет.



Вода в Юрюзани низкая, со слов местных практически летний уровень. Зачастую, чтобы не сесть на мель, приходится выбирать траекторию движения.

Скала Трезубец

Скалы Салавата



Монахов гребень

Ночуем на небольшой полочке, по которой проходит тропа. Приготовили шашлык, его хватило и на ужин, и на завтрак. Вечером на лошади проехал местный из какой-то находящейся неподалеку деревни, искал корову.



За день пройдено 36 км.

24 мая, день 9

Р. Юрюзань (сплав)
Погода: солнечно и жарко.
Постепенно скальные гребни становятся ниже, и встречаются реже, скорость течения реки ослабевает.


Идем вместе осматривать пещеру Салаватскую. До ближайшей дер. Верхняя Лука, расположенной немного ниже по течению, по берегу идет тропинка. Народу никого, выходные закончились, да и место не особенно популярное. 4 входа, которые внутри пещеры соединяются между собой. Местами есть узости, куда в обычной одежде лезть не хочется. Много коротких боковых ходов, также заканчивающихся узостями.








Проходим длинный участок реки с населенкой. Сначала дер. Новые Каратавлы слева, затем а/м мост, с. Малояз слева и дер. Калмакларово справа. Берега все более открытые и низкие, не дающие тени, в которой можно спрятаться от палящего солнца.





Козырбакская пещера (грот)


Ночуем в чернолесье, в тенёчке. Во время половодья это место затапливается водой, травы здесь нет, и можно не опасаться клещей.

За день пройдено 21 км.

25 мая, день 10

Р. Юрюзань (сплав) – курорт Янган-Тау – мин. источник Кургазак (пешком)
Погода: солнечно и жарко.
На левом берегу в районе дер. Комсомол находится минеральный источник Кургазак. Температура воды +16 град, при этом никакого запаха у нее нет. Зачалились в месте впадения ручья из источника в Юрюзань, и по очереди сходили искупаться в источник. Идти метров 200. По случаю утра народу никого нет.







Вскоре подходим к началу холма, на котором находится курорт Янган-Тау. В этом месте проходящая вдоль берега дорожка начинает серпантинами подниматься на холм. Чуть выше находится минеральный источник Цинковый, и указатель с надписью Золотое кольцо Янган-Тау. Беседка, скамейки, урны, нет мусора, видно, что за местом следят. Заканчиваем здесь сплав, в тенёчке под деревьями сушимся, собираем рюкзаки, и по дорожке идем вверх.





Источник на замке, да и ванна маленькая, явно не для купания




Через открытые нараспашку ворота заходим на территорию туристического комплекса курорта, проходим по нему в западном направлении. Народу почти никого, встретили только одну отдыхающую в беседке девушку.

Конно-спортивный комплекс



Скульптура Созерцатель


Одна из нескольких смотровых площадок

Затем через еще одни открытые ворота с надписью типа «Открыто с 6 до 22» заходим на территорию санатория курорта. Здесь уже достаточно много народу.

Питьевой бювет


Теплая вода

Холодная вода


Паровая лечебница


На улице почти сауна





Суховоздушная лечебница

На выходе будка КПП, далее находится поселок для сотрудников курорта. Нас без вопросов выпускают, но через полминуты бегут с вопросами кто мы такие, и как оказались на территории охраняемого объекта. После объяснений попросили показать хотя бы один паспорт, и на этом удовлетворили свой интерес к нам.
Пройдя через посёлок по дороге спустились с холма, по а/м мосту перешли Юрюзань, и дошли до минерального источника Кургазак, где еще раз искупались. Миша сходил на разведку, и узнал, что скоро будет автобус до Малояза, а там можно будет пересесть на автобус до Кропачёво.
За день пройдено по р. Юрюзань 14 км, и 9,5 км пешком.

25 – 26 мая, дорога обратно

Автобус типа ПАЗика оказался курортным, но водитель все же согласился нас подвезти. В Малоязе сели на проходящий Уфимский микроавтобус. В Кропачёво он не заходит, надо выходить на повороте, и идти 2,5 км до ж/д станции. Ехать на нем еще 3 ч до Уфы не лучший вариант, на поезде намного удобнее. Да и билеты на поезд у нас были куплены заранее. На 391 поезде доехали до Уфы, на такси до аэропорта, и под утро самолет в Москву. На этот раз дорога неприятных сюрпризов не преподнесла.

Общественное снаряжение

1) Система приготовления пищи STAR FMS-X1 от Fire-Maple, 475 г. Номинальный объем 1 л, но реально можно заливать на 150-200 мл больше. На троих как раз, чтобы запарить кашу/суп или попить чаю. Кипятить приходилось 2 раза за одну готовку.
2) Газ, 450 г резьбовые баллоны, 2 шт. Израсходовали менее 1,5 баллонов, оставшийся газ перед посадкой в поезд в Кропачёво отдали местному жителю.
3) Ножовка, 215 г. Пригодилась всего 1 раз для заготовки дров для шашлыка.
4) Тент общественный Cowl Сплав. При заявленном размере 2,7х3,0 м реально оказался 2,6х2,7 м. Вес с шестью 5 м оттяжками из паракорда диаметром 2,5 мм 550 г. Не пригодился.
5) Аптечка, 500 г. Не пригодилась.
6) Запасная горелка на баллон, 125 г. Не пригодилась.
7) Фильтр Surv Straw Carbon, 94 г. Регулярно фильтровали воду для просто попить.

Раскладка

Раскладка полностью индивидуальная, из общественного был только кипяток :).
Для примера раскладка Саши:
Завтрак 133 г:
Мюсли, типа таких, есть разные наполнители, 50 г + сухое молоко 20 г + песок 10 г = 80 г. Все это положено в п/э пакетик, завязано, пакетик вывернут и еще раз завязан. Итого получается двойной п/э пакетик для избежание просыпания.
Шоколадный батончик Бабаевский 50 г.
Кофе 3 г.
Сахарозаменитель.

Обед 154 г:
Сало, провернутое с чесноком 25 г.
Карпаччо куриное 20 г. Порезано на небольшие кусочки и подсушено. Усыхание до 50 %.
Сыр 32 г. Жирность не менее 45 %. Порезан на тоненькие полоски и подсушен. Усыхание до 25%.
Шоколад молочный Аленка 50 г.
Орешки кешью жареный 25 г.
Чайный пакетик 2 г. Использовал дважды – в обед и вечером.
Сахарозаменитель.

Ужин 163 г:
Хлопья гречневые/рисовые/гороховые 50 г // кускус 50 г // карпюр 38 г + сухое молоко 12 г + мясо самодельное варено-сушеное 15 г + соль, приправы 5 г = 68 г. Все это положено в п/э пакетик, завязано, пакетик вывернут и еще раз завязан. Итого получается двойной п/э пакетик для избежание просыпания.
Сало, провернутое с чесноком 25 г.
Карпаччо куриное 20 г. Порезано на небольшие кусочки и подсушено. Усыхание может быть до 50 %.
Шоколадный батончик Бабаевский 50 г.
Сахарозаменитель.

Всего на день 450 г.
Если бы не подсушенные сыр и карпаччо, то раскладка была бы порядка 500 г. Экономия веса в 10-ти дневном походе получилась порядка 500 г.
Все шоколадки (предварительно развернутые и поломанные на небольшие кусочки) клались в п/э пакетик, в который также клались пакетики с утренней и вечерней кашей на день. Этот пакетик клался в 2 п/э пакетика, куда также клалась дневная порция сыра и карпаччо. Таким образом, почти вся дневная еда лежала в одном многослойном кульке, а количество мусора было минимальным – 5 п/э пакетиков.
Расфасовка дневной порции раскладки в походе по Архызу в 2020 г показана здесь.
Провернутое сало с чесноком и перцем лежало в пластиковой баночке, рассчитанной на хранение в морозилке. Кофе, сахарозаменитель и пакетики с чаем хранились в п/э пакетиках.
Если бы шоколадки брались в родных упаковках, то набежала бы еще пара сот грамм. Таким образом, только на раскладке получилось облегчиться грамм на 700.
Для запарки каши использовалась пластиковая кружка с герметичной крышкой.

Стартовый вес рюкзака получился 19,8 кг + добавилось грамм 500…700 остатков поездной еды. Итого порядка 20,5 кг.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru