По мотивам похода по р. Важинка 7.06 - 13.06.13 г.
Автор рассказа Медведев Сергей.
Выехали с Ленинградского вокзала 7.06.13 на поезде № 018 в 20.30 мин. Нас 12 человек. Суда: 2 шт. кат 2, Щука 2, Ватерфлай 2, Каньон 2, Миникаяк и Северянка 32. Прибыли в Петрозаводск около 9.00 8.06.13. Нас уже ждал 12-местный Фольксваген с багажником на крыше (рядом с паровозом). Водитель тот же, что возил нас в 2012 г. на Видлицу.
Погрузились и выехали около 10.00 в посёлок Верхние Важины. После Святозера свернули с М18 налево на В. Важины. Дорога - грейдер. Не доезжая до В. Важин (около 2 км) свернули налево по лесному просёлку к разрушенному мосту. Через 500 метров - развилка: налево дорога уходит на север в сторону каньона; направо - в сторону разрушенного моста. Через 500 метров разгрузились, расплатились с водителем и оставшиеся 300 метров до моста шли пешком (нависшие и поваленные деревья). Около 12.00 были у моста. Левый пролёт моста цел, но под ним всё забито нанесённым водой деревянным хламом, который создал небольшую плотину, и вода перед мостом поднялась (глубина около метра). Правая протока представляет собой большую промоину со стоячей зацветшей водой, в которой лежит несколько бетонных (фундаментных) блоков. Даже не смотря на плотину под мостом, вода из реки в правую протоку не попадает из-за высокой каменной отмели на правом берегу. За мостом дорога просматривается метров на 100, а дальше заросла мелколесьем. Ниже моста в русле торчат камни, и становится понятно, что вода в реке сильно упала. Кстати, наш водитель сказал, что в Петрозаводске не было серьёзных дождей недели три.
На правом берегу у моста разбили лагерь, частично собрали суда, пообедали и около 15.00, бросив лагерь на произвол судьбы, пошли смотреть каньон. После развилки (см. выше) каменисто-песчаный, твердый, хорошо накатанный просёлок плавно, но заметно поднимается в гору. Прошли несколько деревянных, но ещё прочных мостиков через ручьи. Примерно до третьего моста дорога соответствовала генштабовской километровке, далее карта стала бесполезной. Хорошо, что Андрей (Андрей и Виталий шли на Каньоне 2) закачал в свой навигатор карту, она-то и позволила более-менее спокойно ориентироваться, так как лес кругом стоял стеной и ни река, ни каньон, ни старые просеки, обозначенные на карте, не просматривались. Дорога постоянно меняла направления и поднималась в гору и, наконец, справа под прямым углом к ней, появилась просека. В конце просеки, идущей с понижением в направлении на юг (около 500 м), просматривались вырубка и дальний лес на левом берегу Важинки. По просеке вышли на вырубку. Вырубка круто спускается вниз к реке, но до реки не доходит - по крутому берегу полоса леса метров 200-300 шириной. Другой берег Важинки (левый, южный) также высок, ещё более крут и полностью зарос лесом. По навигатору и по карте получалось, что мы находимся в нижней части каньона. Река в каньоне течёт с востока на запад, а затем начинает поворачивать к югу. С верхней части вырубки это хорошо просматривается. Вообще всё это выглядит не как каньон, а как каменистый овраг со склонами крутизной 30 и более градусов.
По дороге идущей вниз по вырубке спустились до леса и там, на засохшей глине обнаружили след небольшого медведя недельной давности. Через густой смешанный лес вышли к реке.
Важинка в каньоне течёт с очень приличным уклоном. Ширина реки в этом месте 10-12 метров, глубина максимум по колено, очень много камней и совсем нет песка. В такую воду сплавится невозможно - сплошная проводка, что при таком уклоне превращается в шкуродёрню. Если вода будет выше на метр, то лететь по такой шивере будет одно удовольствие. Но тогда будет большая проблема с чалкой.
Прошли пару сотен метров вверх по реке и на другом берегу у воды увидели скальный выступ. Присмотревшись сквозь ельник, увидели склоны сложенные курумником. Визуально, в этом месте высота склона 50-60 метров. Ребята вброд перешли реку, полазили по склонам и скалам, фотографировали. Когда ходили по правому берегу, видели два кострища и небольшую стоянку.
На дорогу от лагеря до каньона (больше 10 км по навигатору) потратили больше полутора часов. Ещё минут сорок отдыхали и осматривали каньон. В шестом часу вышли в обратную дорогу. Когда поднялись по вырубке, прошли просеку, вышли на дорогу и осмотрелись, стало ясно, что дорога продолжается на восток параллельно каньону. Борода, толи в шутку толи в серьёз, предложил съездить сюда в следующем году на 9 мая. В принципе, по этой дороге весной вполне может проехать «буханка». Тогда заброска возможно к самому началу каньона и почти без «пешки».
В восьмом часу вернулись в лагерь. Ужинали, купались. Андрей с Виталием поймали перед мостом щуку на полкило. Никита поймал там же хорошего подъязка на купленную им перед самым походом удочку. Рыбу пожарили на решётке и съели.
Наутро 9 июня встали в восьмом часу, позавтракали и стали собираться. В одиннадцатом часу ребята стали отчаливать. Мы с Никитой проковырялись почти до 12 часов. Связались с Андреем Устиновым по рации и узнали, что ребята ещё не дошли до В. Важин, воды в реке так мало, что приходится проводить суда через каждые 50-100 метров. Около 14.00 мы догнали группу после моста у В. Важин - ребята ходили в магазин за пивом и мороженым. В колодце у реки набрали воды. После впадения справа Рандозерки на левом берегу встали на обед. Солнечно, жарко, периодически купаемся. Вообще в реке явно не хватает сантиметров 20 воды. Добавить бы водички и проходились бы все препятствия или почти все. Из-за маловодья и каменистого дна Миша Бертов предложил называть речку не Важинкой, а «Шкрябой».
Пока стояли на обеде два раза слышали шум машин проезжающих по дороге от В. Важин на Кашканы. У Кашкан набрали воды из скважины на берегу.
После 19.00 стали искать стоянку. Приставали к берегу десяток раз. Вопреки мнению, высказанному в некоторых описаниях, хороших стоянок не так уж и много. Из-за высокого половодья почва лугов по берегам, оказывается, сложена камнями разных калибров. Песчаных намывов нет. Даже в лесу, выше линии половодья, земля очень неровная, каменистая. Часто в нескольких десятках метров от берега начинаются болота. В девятом часу встали на стоянку на левом берегу (на левом повороте), в лесу метрах 50 от берега. Высота берега 2,5 метра. На стоянке рядом с костром из земли торчали кольца ржавого троса диаметром 25 миллиметров. Очевидно следы молевого сплава.
Утром 10 июня встали довольно рано (к 8.00 уже позавтракали). Но на воду встали всё равно к 10.00. С утра (ещё на стоянке) немного поморосил дождь. Но днём опять стало очень жарко. На реке, попеременно, то плёсы со встречным ветром, то мелководные перекаты и разбои. Прошли Любскую плотину. Если бы не знали, что такое сооружение здесь когда-то было, ни за что бы ни догадались. Практически никаких следов, только два крупных переката. Саша Борода вытащил щуку килограмма на полтора. На обед встали на левом берегу, на солнышке и ветерке - чтобы меньше кусали всякие твари. Вообще комаров, мошки и гнуса в этом походе было предостаточно.
Около 18.00 прошли Мошничье (нежил.). От деревни осталось только две поляны: большая на правом берегу и поменьше - на левом. На большой поляне, у воды, стоит деревянный крест. Поляна на склоне, очень неровная, бугристая, да и вставать на ночёвку рядом с крестом не хотелось. В конце большой поляны, на опушке леса, полусгнивший сруб, то ли дома, то ли сарая.
На ночёвку встали около 19.00 на правом берегу, не доходя 200 метров до разрушенного моста узкоколейки. Берег высокий (около 3 метров), склон (градусов 20-30) зарос ельником и осинником. Выше склона идёт старая дорога. За дорогой ельник. Палатки поставили по краю дороги и в ельнике, а костёр развели прямо на дороге. Дорога одним концом упирается в овраг, по которому течёт ручей, перед самой мостовой насыпью. На насыпи ни рельс, ни шпал нет, только следы машин и костров - очевидно приезжают рыбаки. Река напротив лагеря мелкая, буквально по колено. Дно каменистое. Ужинали, жарили на решётке Сашину щуку.
Утром проснулись от шума дождя. Дождь шёл разной интенсивности часов до восьми. Позавтракали и около 10.00 встали на воду. Вообще погода в этот день стала заметно меняться - солнце периодически закрывалось быстробегущими облаками, из которых иногда сыпал мелкий дождь. Иногда налетал порывистый ветер. Характер реки не изменился: те же мелководные каменистые перекаты с разбоями, иногда участки практически без течения с оставшимися от сплава топляками. Около 14.00 встали на обед на левом берегу.
На счёт берегов на Важинке есть небольшое замечание. В том месте, где мы обедали, берег метров 20 полого поднимался от воды и заканчивался полутораметровым песчано-каменистым обрывчиком, над которым уже начинался лес. Под обрывом в этом песчано-каменистом грунте хорошо просматривались угловатые вмятины (не заросшие травой), с углами прямой формы. Создавалось впечатление, что здесь под обрывом какое-то время лежали тяжёлые предметы прямоугольной формы, толщиной около 0,5 метра и длиной более метра, исчезнувшие затем неизвестно куда. Посоветовавшись, мы решили, что вмятины - это ни что иное как следы от занесённых сюда высоким половодьем обломков льда, поставленных на попа, прислонённых к обрывчику и растаявших после спада воды. Вообще во многих местах на Важинке видны следы задиров на коре и корнях ближних к воде деревьев со стороны реки на высоте от 1,5 до 2,5 метров от уровня летней (нашей) воды. Значит, половодье здесь бывает очень высоким и достаточно продолжительным.
Около 18.00 подошли к Согиницам. Ещё не доходя до деревянного храма, на одном из перекатов (в левой протоке) мы с Никитой наехали правой гондолой на что-то острое. В результате на оболочке образовался порез 10-12 см. Баллон не пострадал. Никита сказал, что это была прямоугольная ржавая железяка похожая на дверцу от холодильника.
Осмотрели деревянную церковь, и пошли дальше искать стоянку. После Согиниц по левому берегу близко к реке идёт дорога. Там где дорога отходит от берега появляются дачные участки. Правый берег высокий, поросший чаще всего осинником. Периодически в реку из леса вытекают ручьи. Приставали к берегу несколько раз, но везде встречали одно и тоже: метрах в 20-30 от края леса начинается болотина, переходящая в склоны холмов, сложенных замшелыми валунами и поросших тем же осинником. Остановились на ночёвку километрах в 10 ниже Согиниц, на правом берегу, на большой поляны урочища Пичино. Покрытая густой высокой травой неровная поляна полого поднимается вверх по склону метров на 200-250. По всей поляне разбросаны поодиночке и мелкими группами деревья: ёлки, сосны и какие-то лиственные. Лагерь разбили метрах в 100 от берега в начале поляны.
С утра всё небо было затянуто низкими тучами, из которых постоянно моросил дождь. Позавтракали под дождем, и вышли около 11.00. К нашему выходу дождь прекратился. По карте выходило, что идти нам 6-7 км, но по этим мелководьям и разбоям к мосту в Важинах мы подошли только ближе к 13.00. Антистапель был на правом берегу перед мостом. Не прошло и часа, как начался постоянно усиливающийся дождь. Схватили вещи и перетащили под мост, где уже и поковали рюкзаки. Там же Борода развёл костёр и сварил обед (борщ).
К 15.00 дождь почти стих. Вышли на станцию Свирь (4 км по асфальту). Только отошли от моста на километр, как дождь снова усилился и поливал нас минут 40-50. В начале пятого часа дождь прекратился окончательно и примерно в 16.20 мы стояли на станции и сохли под летним солнышком. Поезд 211А отправлялся в 17.00. Под посадку его подали примерно в 16.30.