Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ВОДНОМ ПОХОДЕ ПО КИЦКИМ ТУНДРАМ И РЕКАМ КИЦА И КОЛА

4 - 16 августа 2019 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Саша.

Группа

Бочков Максим, Ворожейкин Костя и Салтырёв Саша на пакрафтах Иволга с различными модификациями деки,
Горшков Коля и Миронов Андрей на пакрафтах Тритон.

Маршрут

Москва/Могилев/Санкт-Петербург - Оленегорск (3 разных поезда) - поворот с дороги Оленегорск-Ловозеро на трассу Кола (машина) - в. Комариная - оз. Пятнявр - оз. 259,0 м - в. Рамозеро - в. Нинтлахк - в. 507,0 м - в. Юксвыд - оз. Ниж. Эльчявр - в. Вируайвенч (рад.) - р. Кица - оз. Кицкое (Чедъявренч) (пешком) - р. Кица - р. Кола - Кольский залив Баренцева моря до Кольского моста (сплав) - Мурманск (пешком) - ж/д вокзал (автобус) - Москва/Могилев/Санкт-Петербург (3 разных поезда).
Общая протяженность маршрута 188,5 км, из них пешком 67 км, сплав 121,5 км. Набор/сброс высоты на пешке примерно по 2200 м; сброс высоты на сплаве 259 м (о среднем уклоне говорить бессмысленно, на маршруте много участков практически без течения и 3 озера).


Запланированный и пройденные маршруты


Источники информации

В сети по данному району очень мало информации. Вот все, что удалось найти:
Кицкие тундры:
(1) Общие сведения и отчет о лыжном походе.
(2) Пешеходный поход.
(3) Еще один пешеходный поход.
(4) Рыбацкий поход.
(5) Еще один лыжный поход.
Р. Кица:
(6) Р. Кица на Википедии.
(7) Пеше-водный поход на 2-х местном катамаране.
(8) Рыбацкий поход на 4-х местном катамаране (видео).
Оба этих похода заканчивались у моста трассы Кола и не затрагивали нижнюю часть реки с 2,5 км шиверой.
(9) Нижняя часть Кицы, высокая вода (видео).
(10) Нижняя часть Кицы, очень высокая вода (видео).
После этого ролика, думаю, будет понятно, почему мы не пошли в начале-середине июня, как прошлые 3 Кольских похода. В середине июня 2017 г мы с Костей ехали на поезде со ст. Имандра в Мурманск и из окна видели эту воду, только на р. Кола, у которой площадь бассейна в 3 раза больше.
Р. Кола:
(11) Р. Кола на Википедии.
(12) От пос. Шонгуй до пос. Молочный, спокойная вода .
(13) Видео с порогами.
(14) Видео с морскими порогами.
Каких либо описаний о прохождении порогов на Коле найти не удалось.
Места расположения всех порогов на обеих реках хорошо видны на различных космоснимках на сайте nakarte.me.

Заброска, выброска

Туда: ехали на 3-х разных поездах - Андрей, Костя и Саша из Москвы на 92 поезде, Максим из Могилева до Невеля на своей машине, далее на Минском 658 поезде (так получается намного дешевле, чем напрямую из Могилева) и Коля из Санкт-Петербурга на 16 поезде.
Далее на найденной около вокзала 7-ми местной Тойоте Хайс (Геннадий, 8-921-038-23-55) до поворота с дороги Оленегорск-Ловозеро на трассу Кола (35 км, 1500 р).
Обратно: из южного микрорайона Мурманска Юж. Нагорное на рейсовом автобусе до ж/д вокзала. Далее на обратных заброске поездах.
Андрей сошел с маршрута с моста трассы Кола через р. Кица.

Общие сведения

Лето достаточно холодное и сухое. Со слов Оленегорского водителя, в этом году было только 4 или 5 дней, когда температура повышалась до +25…+30 град. Как следствие почти полное отсутствие грибов и ягод. 2 раза собрали немного подосиновиков, на болотах редкая незрелая морошка, в зоне леса местами мелкая шикша. Черники, голубики, брусники нет вообще. Комаров и мошки весьма умеренное количество, гнуса не было вообще. Уровень воды в реках ниже среднего. Остатки половодья на обеих реках видны на высоте до 2,5 м.
В Кицких тундрах и на реке Кица до моста трассы Кола практически полное отсутствие следов туристов, лишь изредка видны следы рыбаков. Дорог и тропинок также минимальное количество.
Никаких животных, за исключением мышеобразных, не видели. Андрей говорил, что один раз ночью слышал хруст веток и порявкивание, но после его окрика мишка ушел в сторону.
Темп движения на пешке для меня не высокий, поскольку была большая разница в физической подготовке разных участников, плюс сказались проблемы с ногами у некоторых участников. На воде все шли нормально. 7,5 дней на 120 км сплава позволяли особо не торопиться, поэтому вставали на ночевку довольно рано.

4 августа, день 1

Поворот с дороги Оленегорск-Ловозеро на трассу Кола - в. Комариная (471,4 м) - оз. Пятнявр - оз. 259,0 м.
Погода: пасмурно, периодически то дождик, то морось, прохладно, по ощущениям не выше +5…+7 град, выше зоны леса и на озерах сильный ветер.
Выгружаемся из машины на перекрестке. В отчете (2) написано, что куда-то сюда выводит набитая тропа, идущая от рыбацкой избушки на южном берегу оз. Пятнявр, но не сказано на основную дорогу или боковую. Местность вокруг сыроватая, и было бы оптимально пройти несколько километров по тропе до подножия гор. Но решили не бегать по обеим дорогам в поисках тропы, а довериться интуиции и пойти по основной. Прошли метров 300, тропы не обнаружили. В результате свернули с дороги, и пошли по небольшому бугорку. Лес достаточно чистый и легкопроходимый. Затем шли по также легкопроходимому болоту, потом по лесотундре.



Вышли выше зоны леса и по пологим, покрытым ягельником склонам, вышли на в. Комариная.


Спустились в зону леса - седловину перед следующей безлесной вершиной. Здесь подсекли набитую тропу, по которой вышли к рыбацкой избушке на южном берегу оз. Пятнявр. Похоже, что тропа начиналась с боковой дороги, и мы пошли не в ту сторону.




Свернули налево, на запад, и пошли по тропе по берегу озера. Затем уже без тропы перевалили через бугор, и вышли к южной оконечности озера с отметкой 259,0 м, где встали на ночевку.
С самого первого перехода начинает отставать, а вскоре и прихрамывать Коля.




За день пройдено 16,8 км.

5 августа, день 2

Оз. 259,0 м - в. Рамозеро (587,8 м) - в. Нинтпахк (552,0 м) - ручей к северу от в. Нинтпахк
Погода: пасмурно, ограничивающая видимость низкая облачность (или туман), почти постоянно то дождик, то морось, прохладно, по ощущениям не выше +5…+7 град, выше зоны леса сильный ветер.
Идем вдоль берега озера на север. Иногда чтобы обойти скальные выходы приходится подниматься на несколько десятков метров вверх.


Вытекающий из озера ручей совсем маленький, легко перепрыгивается по камням.


Начинаем подниматься на южные отроги в. Рамозеро. В лесу много поваленных деревьев, к тому же движение осложняют камни и небольшие скальные выходы. Выше зоны леса идется легко, вот только погода не особенно располагает к любованию пейзажами.




Дует. Летает ремешок фотика

Перед в. Рамозеро находим лежащую на мху поржавевшую бензопилу Хускварна и рюкзачок с бензином и маслом. А за вершиной распиленное на несколько частей бревно диаметром 15…20 см. Похоже, что здесь побывали лесорубы из Сахары :), но зачем бросили пилу и куда делись совершенно не понятно.

Коля продолжает прихрамывать и отставать, а тут еще Андрей говорит, что у него проявилась старая проблема с коленом и он не может идти. Спускаемся с в. Нинтпахк, доходим до ближайшего ручья и встаем раньше запланированного времени на ночевку и лечение больного колена.


Ветер и морось. Объектив фотика мокрый


За день пройдено 10,1 км.

6 августа, день 3

Ручей к северу от в. Нинтпахк - в. 527,0 м - в. 507,0 м - в. Юксвыд (551,4 м) - оз. Ниж. Эльчъявр.
Погода: пасмурно, периодически то дождик, то морось, прохладно, выше зоны леса ветер.
Лечение колена (пара уколов диклофенака и наколенник) немного помогло, и Андрей может идти дальше.
Продолжаем идти траверсом вершин. Первые 2 седловины находятся в начала зоны леса, третья, между в. 507,0 м и в. Юксвыд, уже в нормальном лесу. Местами на склонах скальные стеночки, которые приходится обходить по куркмникам. Обходим по восточным склонам в. Юксвыд, далее идем по всхолмленному плато с небольшим уклоном на север-северо-восток.








К проблемам с ногами Коли и Андрея добавляются мозоли у Максима. Решаем сокращать пешку и выходить на р. Кица кратчайшим путем. Изначально планировали выходить к воде по большой дуге через вершины Сытрантеч, 512,0 м, Ягелькоутькант, и с радиалкой на высшую точку Кицких тундр р. Волшепахк (612,0 м).
Начинаем спускаться вдоль ручья к протоке между озерами Верх. и Ниж. Эльчъявр и подсекаем вездеходную дорогу, которая выводит нас к броду через протоку. Похоже, что дорога идет от пос. Бол. Рамозеро, на ней видны следы гусениц этого года.


На правом берегу вставать негде - криво и сыро. Чуть выше брода переходим протоку, высоты сапог хватает, чтобы не замочить ноги. На левом берегу, на бугорке находится место для ночевки.




За день пройдено 17,5 км.

7 августа, день 4

Дневка. Радиальный выход на в. Вируайвенч (599,3 м).
Погода: пасмурно, почти без осадков, с утра выше зоны леса ветер, затем прекращается.
Сегодня дневка для того, чтобы отдохнули ноги у Коли, Андрея и Максима. А мы с Костей идем в радиалку на вторую по высоте вершину Кицких тундр - Вируайвенч. Сначала идем на север по слабозаметной тропинке, затем она исчезает или мы ее теряем. Далее идем просто по лесу средней проходимости. Через 1,5 км выходим из зоны леса и поворачиваем на северо-запад. Идем по плато с небольшим набором высоты. Из-за низкой облачности видимость сильно ограничена.

Проходим в. 497,2 м, подъем и спуск до 20 град.


В. Вируайвенч двуглавая, более высокая дальняя, северо-западная. Подъем на нее крутизной до 25 град, есть скальные выходы, которые обходим по курумнику. На вершине есть видимый снизу большой тур, немного в стороне стоит триангуляционная вышка. Есть слабая сотовая связь МТС, Билайн поймал сигнал и тут же потерял.



Возвращаемся в лагерь по пути подъема. Резко стихает ветер и тут же налетают комары. Улучшается видимость.

В лагере были к обеду, после которого сходили с Костей посмотрели на продолжение дороги, в надежде, что по ней можно будет легко выйти на р. Кица. После брода дорога по буграм выходит на берег оз. Ниж. Эльчъявр, некоторое время идет вдоль него, но вскоре уходит на заболоченные участки с глубиной выше сапог. Вдоль берега ниже впадения протоки есть рыбацкая тропинка.
За день пройдено радиально 7,5 км.

8 августа, день 5

Оз. Ниж. Эльчъявр - верховья р. Кица - оз. Кицкое (Чедъявренч).
Погода: пасмурно, иногда морось, прохладно.
Идем по тропинке, по которой шли вчера с Костей, затем по азимуту на север выходим из зоны леса. Далее по тундре идем на северо-восток к р. Кица.

Переходим ручей - правый приток Кицы и подсекаем вездеходку, похоже, ту самую, по которой мы не рискнули идти. Вышли на берег реки, оценили уровень воды. Ширина 1-5 м, большие камни создают не проходы, видны завалы. Не понятно, как тут прошли на кате-2 из отчета по ссылке (7), возможно, у них была чуть более высокая вода. Решаем идти по дороге до оз. Кицкое (Чедъявренч).





Идем по дороге. Местами она проходит по хорошим сухим местам, иногда по заболоченным, но они проходятся без особых проблем.


Встаем на ночевку в самом начале озера, в 250 м от берега. Ближе встать невозможно, вокруг заболоченный кустарник метровой высоты.

За день пройдено 12,2 км.

9 августа, день 6

Р. Кица.
Погода: пасмурно, но изредка показывают кусочки синего неба, периодически морось, прохладно.
Кто за раз, кто за 2 раза перетащили лодки и вещи на берег.

Стартуем. Проходим озеро подобное расширение, затем узкую протоку с перекатом и выходим на простор оз. Кицкое (Чедъявренч). Дует не сильный встречный ветер.

После озера некоторое время река спокойная, шириной метров 20, затем начинается порожистый участок. Река ссужается до 3-10 м, иногда делится на 2 протоки, много камней, локальные сливы высотой до 0,5 м. Для прохождения (хоть какого, о чистом речь по такой воде вообще не идет) требуется постоянный маневр. По берегам стена кустарника, временами он почти полностью перегораживает русло, вылезти на берег весьма проблематично. Сам берег низкий и заболоченный. Протяженность шиверок и порожков до нескольких сот метров, они разделяются небольшими расширениями русла со спокойной водой.
Пару раз за день в стороне пролетел вертолет, сначала на восток, потом обратно.











Такой характер реки продолжается до вечера. Встали, пожалуй, на первом пригодном для постановки 5 палаток месте за весь день.

За день пройдено 17,3 км.

10 августа, день 7

Р. Кица.
Погода: немного прояснилось, временами показывали синее небо, и можно было угадать с какой стороны солнце.
С утра над нами пролетел вертолет типа Ми-8.
Продолжается вчерашний характер реки. Вскоре впадает крупный левый приток р. Кайхъявръйок и воды становится заметно больше. Участки спокойной воды стали более протяженными.







Проходим второе большое озеро - Чумъявр. На его восточном берегу виден большой песочный пляж, а перед истоком реки рыбацкий сарайчик.


Сегодня берега не такие низкие и заболоченные, как вчера, периодически встречались потенциальные места для ночевки.









За день пройдено 14,1 км.

11 августа, день 8

Р. Кица.
Погода: переменная облачность.
Продолжается вчерашний характер реки после впадения р. Кайхъявръйок.





Проходим третье большое озеро - Майтманыч.


После впадения левого притока Мал. Кица воды становится еще больше, а через несколько сот метров начинается цепочка уже достаточно мощных и просторных шивер и порожков. Теперь в русле нет только одного варианта прохождения, каждый выбирает свой путь.





По их окончанию большое расширение русла, на левом берегу немного замусоренная рыбацкая стоянка, на которой встаем на ночевку. В 50 м проходит лесная дорога, вдоль берега натоптана тропинка. Надо заметить, что есть свежий мусор этого года, т. е. сюда приезжали в июне на первую волну нереста семги. Второго хода пока нет, значит маловероятно, что кто-то нас побеспокоит. Есть слабая сотовая связь МТС.




За день пройдено 21,1 км.

12 августа, день 9

Р. Кица.
Погода: переменная облачность.
Через несколько шиверок-порожков проходим заметный порог - несколько полуметровых сливов с бочечками, все это осложнено многочисленными камнями. Похоже, что в отчете по ссылке (7) именно его назвали самым сложным порогом и оценили 3 к. с. Мне удалось в середине порога наехать на камень и сделать пару фотографий, вверх и вниз.



Далее снова привычные шиверы-порожки. Упоминаемая в отчете по ссылке (7) 2-х км шивера 3 к. с. не впечатлила.







Согласно карте, на 5 км участке перед мостом трассы Кола берега заболоченные, поэтому вставать на ночевку надо не доходя до этого участка. С выбором места для ночевки сегодня проблем нет, много высоких сухих берегов.
Перед ужином Андрей говорит, что он уже хорошо отдохнул и поэтому завтра от моста снимается с маршрута.
Надо заметить, что по обоим берегам, как около воды, так и в отдалении появились хорошо натоптанные тропинки. Вполне возможно, что кроме рыбаков сюда приходит народ и за сбором грибов и ягод, ведь до трассы отсюда всего несколько километров. Вечером по берегу прошел рыбак со спиннингом, это был первый увиденный нами человек за 9 дней. Сотовой связи нет.

За день пройдено 17,7 км.

13 августа, день 10

Р. Кица - р. Кола.
Погода: переменная облачность.
До моста трассы Кола прошли несколько не сложных перекатов и шиверок, затем порядка 5 км спокойной широкой воды. На этом участке было несколько потенциальных стоянок. Видели одно выпрыгивание из воды семги, значит, начался ход рыбы на нерест.


У моста есть нормальная сотовая связь. Прощаемся с Андреем, идем дальше.

Проходим несколько разделенных плесами перекатов.

Далее после остатков моста (на некоторых космоснимках он еще показан как существующий) начинается самый интересный участок на Кице - 2,5 км мощная шивера с падением 25 м. Причем если на первой половине шивера иногда прерывается участками быстротока, то на второй половине русло ссужается, уклон и мощь возрастают, надводные и полуобливные камни вынуждают к энергичному маневру, есть один ярко выраженный порог сложностью 3 к. с. Что здесь происходит по большой и очень большой воде можно посмотреть на видео по ссылкам (9) и (10). Успешно проходим этот участок. Перед впадением в р. Кола Кица успокаивается, чалимся на стрелке.

Идем смотреть, что собой представляет р. Кола. Согласно (11), картам и космоснимкам до пос. Шонгуй должен быть порожистый участок. Пока ничего сложного, просто бурные перекаты. Периодически выпрыгивает семга, по берегам видны рыбаки, но поскольку для ловли нужна дорогая рецензия, и у них скорей всего ее нет, то все одеты в камуфляж, и заметить их можно только с очень близкого расстояния.
По левому берегу реки почти до самого устья проходит железная дорога, иногда она видна с воды, иногда нет. Интенсивность движения порядка 1 состава в полчаса.



Когда на правом берегу появляются первые дома пос. Лопарская проходим порог - короткую бурную горку, а вскоре следующий аналогичный. Сложность порогов по нашей воде немного не дотягивает до 3 к. с.

После подвесного моста, ведущего из поселка к одноименной станции ж/д, и деревянной церквушки на правом берегу проходим третий, самый мощный порог-горку. Здесь косым валом кладет Костю, он удерживает лодку, но упускает весло, которое подобрал идущий сзади Максим. Немного ниже Костя переворачивает лодку, залезает в нее, ему передают весло и мы проходим вторую часть порога.
Между этими тремя порогами было несколько быстротоков и не сложных перекатов.



Костя заплыл




Немного ниже порога встаем на ночевку на острове под левым берегом.


За день пройдено 14,3 км.

14 августа, день 11

Р. Кола.
Погода: переменная облачность.
Сегодня почти весь день чередуются участки то со спокойной водой, но заметным течением, то с перекатами, шиверами и 3 порогами. Третий порог, самый сложный, находящийся после впадения левого притока р. Тухта, просмотрели. С воды там видны огромные камни, и создается ощущение, что они полностью перекрыли русло, и не понятно, можно ли вообще пройти. Этот порог, пожалуй, заслуживает 3 к. с. Видео с этим порогом можно посмотреть по ссылке (13). Берега Колы достаточно высокие, сухие, много сосны и елей. Из населенки левом берегу был небольшой пос. Магнетиды с а/м мостом через реку и достаточно большой пос. Шонгуй, который находится по обоим берегам реки. Части поселка соединяет а/м мост, но несколько лет назад паводком он был сильно поврежден, и его не восстанавливают. Незадолго до моста, на правом берегу есть 2 небольших магазина, в которых мы прикупили немного небольших радостей жизни :).







Впадение р. Тухта



Камни в начале сложного порога









Впереди пос. Шонгуй

Перед пос. Шонгуй река успокаивается. Вскоре после поселка встаем на ночевку на высоком левом берегу. До железки метров 100, но поскольку поезда ходят довольно редко, примерно раз в полчаса, а ночью совсем не ходят, то такое соседство не утомляет.

Рухнувший мост в пос. Шонгуй




Кто по пиву, кто по молоку

До окончания маршрута остается порядка 20 км. Через 3 км начнется почти сплошная населенка, вряд ли где можно будет заночевать перед выходом в Кольский залив, поэтому решаем завтра сделать дневку.
За день пройдено 17,2 км.

15 августа, день 12

Дневка.
Погода: переменная облачность.
Весь день спали, ели, пили, разговаривали, в общем, ничего не делали.

16 августа, день 13

Р. Кола - Кольский залив Баренцева моря до Кольского моста (сплав) - Мурманск.
Погода: переменная облачность, с утра немного поморосило.
Идем по длинному, широкому плесу, течения практически нет.



После подвесного мостика в пос. Молочный начинаются морские пороги. На 3,5 км длины падение 20 м. Вначале идут 3 не сложных шиверы.


Затем весьма мощный порог. После правого поворота идут высокие валы, которые хорошо умывают, затем на левом повороте слив высотой под метр, навал воды идет на большие камни под правым берегом. Затем опять валы и правый поворот. Я шел первым, в валах залило очки, и я вовремя не разглядел, что впереди слив. В результате зашел в него не совсем прямо, и меня положило. Лодку и весло я удержал, удалось сойти со струи и прибиться в заводь к правому берегу. Ребята по моим действиям поняли, что ждет впереди, и сумели зайти в слив правильно. Ну и у них нормальное зрение.




Заходит Максим

Затем еще 2 интересных шиверы, перекат под а/м и ж/д мостами и начинается Кольский залив.



Немного видео с морскими порогами можно посмотреть по ссылке (14).

По заливу гребем к левой оконечности Кольского моста, там лес, нет населенки, и можно будет спокойно антистапелиться. Сейчас отлив и это заметно ускоряет движение.


Мурманск, микрорайоны Юж. и Сев. Нагорное


Г. Кола

Ж/д мост через р. Тулома

Чалимся перед мостом, разбираемся. Примерно через полчаса появляется человек в камуфляже, в маске, с дубинкой, наручниками и рацией. Представляется какой-то там службой по охране стратегических объектов. Спрашивает, кто мы такие, что здесь делаем и как сюда попали. Говорит, что здесь находиться нельзя, указывает на предупреждающую табличку, которая стоит немного в стороне, около лестницы, ведущей наверх на мост. Объясняю ему кто мы, как сюда попали, что через полчаса уйдем и что табличку не видели. Боец отходит, переговаривает по рации, возвращается и просит переписать мои паспортные данные. Показываю ему паспорт, он по рации диктует мои ФИО и год рождения и уходит.

После сборов поднимаемся на мост, переходим на правый берег и идем на право, на юг до остановки автобуса идущего до автостанции и расположенного рядом ж/д вокзала. В районе моста промзона и ближайшая остановка оказывается достаточно далеко, в 1,2 км от моста, уже в жилом секторе.

Морской порт

Г. Кола, начало залива

Рядом с вокзалом находится морской порт, а в нем стоит первый в мире атомный ледоход Ленин, который нынче превращен в музей. По совету друзей, которые в нем были, мы идем туда тоже.
Затем неподалеку закупаемся в небольшом магазинчике рыбой и расходимся по заведениям общепита, кому куда понравилось. Мы с Костей в ирландский пивняк Harat`s pub, который расположен на привокзальной площади.
После того, как подкрепились, закупаем продукты на дорогу и идем на вокзал. Фотографии с Мурманских прогулок можно посмотреть отсюда и дальше.
К сожалению, не хватило времени чтобы сходить на мемориал Защитникам Советского Заполярья, в народе называемым Алёшей.
За день пройдено 19,8 км по реке и морю и 2,9 км пешком.

Общественное снаряжение

Кастрюля радиаторная Primus EtaPower 2,9 L, старая модель, 600 г.
Стеклоткань, 170 г.
Горелка Track Rocket, 195 г.
Запасная горелка Track Sharp, 160 г.
Подставка под горелку (пластиковая дощечка), 60 г.
Ножовка, 215 г.
Тесак, 290 г.
Тент общественный 3х5 м, 1,1 кг.
Аптечка, 400 г. Кроме этого у каждого должна была быть индивидуальная аптечка.
Газ, 450 г резьбовые баллоны, 4 шт. Израсходовали ровно 3 баллона. В среднем на 1 человека в день получилось 22,5 г при 3-х разовом горячем питании.
Ведро для воды, 100 г.
Фольга и полиэтиленовые пакеты для рыбы, 500 г.

Личное снаряжение

Из обязательного специального снаряжения, кроме пакрафта и весла, были: каска, спасжилет, морковка, комплект герм. Сплавные куртку и штаны брали по желанию. Четверо шли в ЭВА сапогах, один в легких треккинговых ботинках. Спали каждый в своей индивидуальной палатке.

Раскладка

Традиционно в нашей группе общественно-индивидуальная.
Общественная часть 170 г на 1 человека в день:
Завтрак - гречневые хлопья/мюсли по 50 г, сухое молоко 20 г, соль, чай.
Обед - каркаде.
Ужин - рисовые и гороховые хлопья/кускус по 50 г/карпюр 40 г + сухое молоко 10 г, варено-сушеное мясо 15 г, сушеные овощи 10 г, соль, чай.
Ничего не варили, только запаривали. По времени для этого было достаточно 10-15 мин.
На каждый прием пищи кипятили полный 2,9 л котелок, обычно его хватало и на запарку, и на попить. Несколько раз дополнительно кипятили еще немного воды. Расход газа на 1 человека получился 22,5 г.
Индивидуальная часть полностью по желанию. На обед можно было запаривать супчики.
Вот такой была моя личка, 310 г в день:
Завтрак - сыр 30 г, шоколадный батончик 40 г, сахарный песок 20 г (10 г в кашу и 10 г в кофе), кофе 2 г.
Обед - лапша б/п 30 г + варено-сушеное мясо 10 г, сыровяленые колбаса и мясо 31 г, чеснок 2,5 г, шоколад 50 г, курага 21 г.
Ужин - сыровяленые колбаса и мясо 31 г, шоколадный батончик 40 г, чеснок 2,5 г.
Курага и порезанные на маленькие кусочки сыровяленые колбаса и мясо перед походом в течение 2-3 недель подсушивались на батарее. Выход воды в зависимости от изначальной влажности составляет до 35 %.
Суммарный вес раскладки получился 480 г.
У остальных участников суммарный вес раскладки был примерно таким же или немного побольше.
Из дополнительного питания в конце пешеходной части 2 раза запекли в фольге немного подосиновиков, а в начале водной части 3 раза поели щучек и окуньков, также запеченных в фольге. В нижней части Кицы ничего поймать не удалось, а в Коле не ловили - начался ход семги, ловля рыбы чревата крупными штрафами.

Стартовый вес рюкзаков был 24…26,5 кг.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru