Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru


ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ВОДНОМ ПОХОДЕ ПО РЕКАМ ЭЛНЙОК, ПОНОЙ, САХАРНАЯ, ЛЕНЪЯВР, КУРГА

22 августа - 5 сентября 2021 г


Руководитель группы и автор отчета Александр Салтырёв.

Группа

Искандер Карманов (Казань) на модификации пакрафта Иволга.
Максим Бочков (Могилёв) на пакрафте Иволга.
Александр Салтырёв (Москва) на паккаяке LOLA-310.

Маршрут

Москва - Апатиты (самолет) - нижний мост через р. Цага (82 километр) (машина) - дорога на Чурозеро до слияния рек Элнйок и Лоленьйок (пешком 40,4 км) - р. Элнйон - р. Поной до устья Сахарной (сплав 84,9 км) - р. Сахарная до первого каскада порогов (вверх по течению пешком 6,6 км и на лодках 3,1 км) - г. Плоская - район г. Слюдяная - район г. Ровгора - район г. Платонгора - оз. Сред. Ленъявр (пешком 78 км) - р. Ленъявр - оз. Ефимозеро - р. Курга до о. Курга (сплав 64,4 км + волок пешком 0,8 км) - о. Курга (пешком 9,3 км) - пос. Ловозеро (катер) - Мурманск (машина) - Москва (самолет).
Общая протяженность маршрута 287,5 км, из них пешком 135,1 км, сплав 152,4 км.
Набор высоты на пешке +1239 м, сброс -1176 м. Суммарный сброс высоты на сплаве 79 м.


Пешка по навигатору.

Разработка маршрута, источники информации

Район знаменит своими бурлацкими (пеше-водными, а точнее волоко-водными маршрутами), с подъемом вверх по течению на веслах, корабликом и волоком. В сети можно найти большое количество отчетов и видео. Пакрафты для подъема на веслах совсем не приспособлены (на паккаяке еще можно было бы поупираться), поэтому маршрут составлен таким образом, чтобы максимально отказаться от подъемов вверх по рекам. Исключение составила р. Сахарная, по которой половину пути поднялись пешком по берегу, затем на лодках переправились через широкий глубокий приток, а потом спонтанно решили еще 3 км до первого каскада порогов подняться по воде. Причем примерно треть этого расстояния прошли пешком вдоль берега, волоча за собой лодки.
Вот несколько наиболее интересных и полезных для нас отчетов:
1) Главным мотиватором нашего похода послужил отчет Максима Шамина. Одной из его особенностей было то, что после сплава по Елнйоку и Поною ребята выбросили лодку и весла, и пошли в пешку без водного снаряжения.
2 отчета Михаила и Ольги Осадчих:
2) 2011 г,
3) 2013 г.
2 отчета Константина Бекетова:
4) 2012 г,
5) 2019 г.
6) Отчет о велопоходе сборной команды в 2007 г.

Общие сведения

По погоде - первый день почти постоянно дождик, затем 9 дней более-менее нормально, но прохладно, 10-12 град, тепло, до 20 град, было только пару дней. В эти дни активизировалась мошка, в остальное время ни мошка, ни комары не доставали. Пара раз ночью был совсем небольшой минус. Ветер слабый, даже на открытой местности. Затем резкое похолодание до 4 град, 2 дня (через день) постоянные дожди, в остальные дни дожди периодически, на озерах волна и сильный северо-западный ветер. Со слов местных, такое похолодание свойственно для середины сентября, а тут случилось на 2 недели раньше.
Уровень воды, скорей всего, средний.
За все 15 дней только 3 раза встречали людей: в конце первого дня 3-х джиперов на 2-х машинах, на 4-й день на р. Элнйок группу на 4-х местном катамаране с мотором, и на 12-й день на Ефимозере рыбацкую группу на 2-х катамаранах с моторами. На следующий день уже вечером они прошли мимо нашего лагеря.
Море грибов (4 раза готовили), всевозможных ягод (постоянно ели), кроме морошки, ее не было совсем на всем маршруте, не видели ни единой ягодки. Рыбу сильно не ловили, только чтобы немного разнообразить раскладку - десятка полтора хариусов и одна щука.
Никаких зверей не видели, даже на открытых, далеко просматриваемых пространствах, не было даже леммингов, но мы регулярно и весьма громко поминали мишек ласковыми веселыми словами. Периодически в густом лесу ветер доносил до нас отчетливый запах зверя, а один раз видели полуметровую цепочку свежего медвежьего гуано с непереваренной шикшей.

21 августа, дорога туда

Искандер прилетел в Москву из Казани на самолете, Максим приехал из Могилева на поезде. На самолете авиакомпании S7 прилетели в аэропорт Хибины (г. Апатиты), загрузились в заказанную заранее «буханку», и поехали к месту старта. Традиционно машину заказывали через Виталия Попкова (turservis2004@mail.ru, 8-921-275-14-97, 8-951-296-14-61). Виталий сам приехать не смог, вез его знакомый Максим (+7-963-360-46-10, +7-921-031-02-04). По дороге остановились закупить продукты на дорогу в Магните (ехать порядка 4-5 ч), и первый ужин. До пос. Октябрьский асфальт, затем остатки стройки № 509 - глубокие лужи, камни, бревна.
Доехали до нижнего моста через р. Цага (82 километр), встали на ночевку на площадке на правом берегу. Немного мусорно, здесь место начала сплава по р. Цага. С левого берега, где находится база геологов, прибежала собака, что-то типа помеси лайки и дворняги, с удовольствием ела и черный хлеб, и чипсы. Довольно воспитанная, на стол не лезла, но пугливая, боится резких движений.

22 августа, день 1

Нижний мост через р. Цага (82 километр) - дорога на Чурозеро до верхнего моста через р. Цага (пешком).
Пройденное расстояние 18,4 км (пешком).
Погода: весь день идет дождик, прекратился только вечером, когда уже встали на ночевку.
Идем по дороге. Сначала по бывшей стройке № 509, затем повернули на юг, перешли р. Цага по среднему мосту (бетонные плиты), затем по левому берегу параллельно реке до верхнего моста (тоже бетонные плиты). Встали на ночевку до моста на бугорке, на котором есть несколько старых кострищ. Дорога местами неплохая лесная, местами глубокие лужи, которые приходится обходить по обочинам, местами мокрые болотины. Проблем с преодоление ручьев не было - или нормально переходятся в сапогах, или есть мостики.
Собака с утра прибежала к нам в лагерь, и пошла с нами. Никакими криками и маханиями палками прогнать ее не удалось. Пришлось подкармливать, хорошо, что с дороги осталось немного еды.
Вечером во встречном направлении проехали 2 машины - черный Гелик и белый Патриот, 2 парня и девушка. Поговорили с ними, оказались из Питера, хотели доехать до Чурозера, но машины плохо подготовленные, поэтому не рискнули проехать какую-то большую болотину. Сказали, что собаку зовут Найда, и она любит охотиться на куниц.




Огромная лужа перед мостом, чуть дальше видна Цага


23 августа, день 2

Верхний мост через р. Цага - дорога на Чурозеро до слияния рек Элнйок и Лоленьйок (пешком).
Пройденное расстояние 22,0 км (пешком).
Погода: переменная облачность, периодически короткий дождик, но в целом погода улучшается.
Сегодня дорога намного интересней, по большей части идет по сосновому лесу с белым ягельником.
Во время одного из перекуров Найда убежала в лес, и вскоре послышался ее надрывный лай. В ответ на лай стало доноситься недовольное ворчание, причем расстояние, судя по звукам, было не более 100 м. Поскольку лай не смещался в сторону, стало понятно, что собака загнала какого-то зверя на дерево. Стали фантазировать, что если зверь медвежонок, то сейчас придет мама, задерет собаку, а затем придет разбираться с нами. Минут через 5-10 лай стал удаляться, а вскоре Найда прибежала к нам.
Широкую болотину на р. Марьйок прошли без проблем, сама речка протекает в трубе. С переходами других ручьев проблем также не было. А вот оба брода через р. Элнйок были на грани заливания сапог. Правда, похоже, что по левому берегу речки шла старая заросшая дорога, и можно было бы обойтись без бродов. На ночевку встали около избы на левом берегу Элнйока незадолго до впадения в него Лоленьйока. Искандер с Максом решили ночевать в избе, я поставил палатку рядом.

Видны плиты-мостик через Цагу



Обед около избушки рядом с небольшим озерцом



1-й брод Елнйока

2-й брод



24 августа, день 3

Р. Элнйок (сплав).
Пройденное расстояние 29,9 км (сплав).
Погода: переменная облачность.
Первые полдня речка весьма симпатична - песчаные косы, сосновый лес, мелководные перекаты. Скорость течения почти везде быстрая.



Вскоре после обеда по берегам начинаются болота, которые от реки отделены узкой полосой чернолесья. Достаточно скучные и однообразные пейзажи. Течение немного замедляется.
Под вечер долго не можем найти место для ночевки - под ногами ямы, криво, мокро, лес густой. Да и вылезать везде неудобно - берег крутой, под ним большая глубина, песчаных кос нет. Ровные места под одну палатку если и есть, то достаточно далеко друг от друга. Вылезать на берег для просмотра пришлось более 10 раз, при этом пару раз видели старые кострища - народ или перекусывал, или стоял с одной палаткой.



25 августа, день 4

Реки Элнйок и Поной (сплав).
Пройденное расстояние 38,1 км (сплав).
Погода: переменная облачность.
Река ни чем не отличается от того, что было вчера во второй половине дня. Течение постепенно замедляется, появляются отдельные перегораживающие реку деревья - несколько раз перетаскивали через них лодки, несколько раз пролезли под ветками, пару раз пришлось поработать ножовкой.


Пролезаем под деревом


Стараемся не пропустить место впадения притока из оз. Чурозеро. Согласно отчету (1) русло сразу после слияния забито топляками, заилено и заросло. Продолжение реки совершенно не читается, течения нет, и ребята уплыли вверх по притоку. Вернувшись назад, после того как они поняли свою ошибку, ребята увидели, что продолжение реки идет в одном узком месте под кустами. Еще в одном отчете группа на байдарках стартовала с Чурозера, тоже не увидела продолжения Елнйока, и ушла вверх по нему. А вот в отчете (5) за 2019 г сказано, что это место пропилено, и промахнуться теперь не возможно. Реально же глобальный завал остался, но в самом конце есть узкий пропил, в который и течет река. Причем, в этом месте она набирает неплохую скорость, а русло не только узкое, но и делает несколько поворотов. К счастью, на нашем пути никаких поперечных бревен не оказалось. Через сотню-другую метров русло начинает постепенно расширяться, а течение успокаиваться.
В паре километров ниже на правом берегу песчаный обрыв с соснами, явно есть стоянка.
Немного ниже встречаем группу на большом катамаране с мотором. Идут вроде как с Курги, пешка на Сахарную, далее поднимаются вверх по Поною и Елнйоку в Чурозеро, от которого у них заказана выброска.
Впадаем в Поной, расход воды в реках примерно одинаковый, но течение Поноя заметно быстрее. Ширина реки увеличивается раза в 1,5, никаких завалов впереди больше не будет.
Как и вчера, место для ночевки нашли не сразу, но заметно быстрее, при этом оно было намного более просторным, и здесь уже кто-то стоял до нас - было небольшое кострище.

Встречная группа на кате-4





26 августа, день 5

Р. Поной до устья р. Сахарная (сплав) - р. Сахарная до первого каскада порогов (вверх по течению пешком и на лодках).
Пройденное расстояние 16,9 км (сплав).
Пройденное расстояние 6,6 км (пешком).
Пройденное расстояние 3,1 км (вверх по реке).
Погода: переменная облачность.
В реке появились камни, быстротоки, перекаты. Проходим стоянку на правом берегу, вскоре еще одну также справа на высоком песчаном обрыве. Сразу за ней простой порожек, и, похоже, слева стоянка. Немного ниже слева еще одно перспективное место для стоянки.




Перед впадением р. Сахарная бурный перекат, порогом это назвать сложно.


Впадение р. Сахарная. Из-за сильного течения с большим трудом на веслах поднимаемся по ней метров на 100. Идти вдоль берега бечевой нельзя из-за кустарника, по воде тоже нельзя из-за глубины минимум по развилку. Решаем сдуваться и идти пешком.

Идем по правому берегу Сахарной. Вначале есть тропа, берега влажные, неровные, много ям, упавших деревьев. Через несколько сот метров проходим стоянку.

Вскоре начинается чистый сосновый лес с ягельником. Благодаря возможности подъезда тяжелой техники много спиленных деревьев. Затем идем по болоту, потом снова по лесу, потом снова по болоту. В итоге выходим к устью глубокого ручья шириной 5-7 м. Вброд его не перейти, надо переправляться на лодке. Поскольку течение в Сахарной в этом месте слабое, решаем подниматься по ней на веслах.


До устья Кульйока, расход воды в котором примерно равен расходу Сахарной, дошли без проблем. Дальше скорость течения возросла, река стала мелкой, и стало возможным местами проводить лодки вдоль берега. Показанный на карте порожек оказался достаточно простым для волока.


В итоге, где на веслах, где проводкой вдоль берега, дошли по первого каскада порогов на Сахарной, и встали на ночевку на левом необжитом берегу (есть только маленькое кострище). На правом большая стоянка с баней.

Сахарная 2-3 сотни метров протекает в подобие каньона. Сплавиться по нему весьма проблематично из-за небольшого расхода воды и множества камней, особенно на выходе, где они перекрывают русло полностью, не оставляя прохода.



27 августа, день 6

Р. Сахарная - г. Плоская - левый приток р. Сахарная.
Пройденное расстояние 18,5 км (пешком).
Погода: преимущественно солнечно.
Проходим вдоль реки до конца каньона.

По сосновому лесу с ягельником переваливаем гребень со скальными выходами. Далее идем по границе болота и другого скального гребня.




Переходим болотину. Один ручей перешли в сменной обуви - ЭВА сандалиях, другой удалось перепрыгать не переобуваясь. Вдоль ручья поднимаемся на в. Плоская Гора, на которой находится старый карьер по добыче амазонита. На месте вахтового поселка стоит вполне жилой домик, подходить близко не стали. Немного в стороне видны длинные траншеи - выемки грунта. Показанный на фотографиях карьер сходу не нашли (я забыл отметить его координаты), и решили не искать, как не особо интересное место.


Подсекаем старую тракторную дорогу, ведущую к этому месторождению, и идем по ней, в надежде, что она идет глобально на север, в сторону дороги бывшей № 509 стройки. Проходим по краю болота, пересекаем ручей приток Сахарной (рядом с бродом нашли упавшее дерево), и выходим на ягельники с редкими невысокими березками, где мы и встаем на ночевку.


28 августа, день 7

Левый приток р. Сахарная - р. Быстрая (переправа на лодке) - верховья р. Сахарная.
Пройденное расстояние 19,5 км (пешком).
Погода: переменная облачность.
Дорога сразу начала забирать на Ю-З, а нам глобально надо на С. Пошли по азимуту на С, а затем в С-В направлении. Постоянно перемежаются участки ягельника с редкими деревцами и кустарником, более густого и влажного леса, моховых болотин. Броды через ручьи проблем не вызвали.




Что пересекли дорогу бывшей № 509 стройки, поняли только по торчащему на болотине столбу не действующей ЛЭП, сама дорога, по крайней мере, в этом месте, уже не читается.
Вскоре поворачиваем на С-З, а затем на С. Временами приходится переходить через невысокие почти безлесные каменистые холмики. Для преодоления р. Быстрая мне пришлось надувать мою лодочку. Речка хоть и не широкая, метров 5-7, но достаточно глубокая, порядка 1 м, не считая ила, и с заросшими кустарником берегами. Благодаря тому, что у меня не рюкзак, а подвесная система (см. подробности в конце отчета в главе «Мое личное снаряжение и одежда»), вынуть лодку - надуть - сдуть - подстегнуть к подвеске занимает минут 20. Еще минут 10-15 надо на короткую переправу. Если бы лодка лежала внутри рюкзака, как у ребят, переправа заняла бы раза в 2 больше времени.




На ночевку встаем на берегу Сахарной.


29 августа, день 8

Верховья р. Сахарная (переправа на лодке) - район г. Ровгора - руч. Ровозерский.
Пройденное расстояние 18,6 км (пешком).
Погода: переменная облачность.
Берега Сахарной схожи с берегами Быстрой, и для ее преодоления мне снова пришлось надувать мою лодочку. Переправлялись по очереди со своими вещами, лодку с веслом перетягивали веревкой.

Выходим на дорогу, которая спускается с возвышенности Кейвы. На карте показано, что она идет до оз. Ниж. Ленъявр, это всего на 6 км в стороне от оз. Верх. Ленъявр, откуда мы планируем начинать сплав, но в отчете (4) сказано, что реально этой дороги нет. Прошли по дороге несколько километров, но она вместо запада, как показано по карте, уходит на Ю-З. Местами по обочинам видны выемки грунта, небольшие отвалы камней, можно найти куски кварца и слюды. Идем на С, к подножию г. Ровгора, и начинаем по дуге по сопкам обходить оз. Ровозеро. Преодоление нескольких ручьев и речушек особых проблем не вызвало. Видео перехода через один из ручьев. На ночевку встаем на притоке руч. Ровозерский.

Вдалеке видна западная оконечность Кейв в. Слюдяная







Загон для оленей



30 августа, день 9

Руч. Ровозерский - р. Рова - озеро на р. Юмперуайв.
Пройденное расстояние 17,8 км (пешком).
Погода: в первой половине дня преимущественно солнечно, к вечеру постепенно затягивает облаками, поднимается ветер.
Идем по редкому березовому лесу и ягельным тундрам по гребням холмов. Редкие участки густых зарослей карликовых березок и ивы сложности для прохождения не вызывают.




Спускаемся к месту слияния рек Платонов и Рова. Обе речки узкие и мелкие, переходятся без проблем. Затем идем по левому берегу Ровы вверх по течению. Переваливаем гребень, и спускаемся к озерцу на р. Юмперуайв, где и встаем на ночевку.


Тепло, можно типа загорать :)





31 августа, день 10

Озеро на р. Юмперуайв - оз. Сред. Ленъявр (пешком) - р. Ленъявр - оз. Ниж. Ленъявр (сплав).
Пройденное расстояние 3,6 км (пешком).
Пройденное расстояние 7,9 км (сплав).
Погода: ночью был дождь, весь день пасмурно, периодически дождь.
По камушкам перепрыгиваем мелководные р. Юмперуайв и ее левый приток.

Переваливаем через гребень и спускаемся к окончанию оз. Сред. Ленъявр.




Стапелимся на берегу озера, и начинаем сплав по р. Ленъявр. Показанные на карте многочисленные пороги представляют из себя перекаты с огромным количеством камней, в том числе и весьма больших. Постоянно приходится или сталкивать лодку веслом, или вылезать из нее для короткой проводки.




Выходим в оз. Ниж. Ленъявр, на его южной оконечности находим оборудованную стоянку, где и встаем на ночевку.

1 сентября, день 11

Дневка по погоде. Всю ночь и полдня дождик не прекращался, после полудня шел периодически. Резко похолодало до 4 град (все оставшиеся дни держалась эта температура), и задул сильный северо-западный ветер.



2 сентября, день 12

Оз. Ниж. Ленъявр - оз. Ефимозеро (сплав и волок).
Пройденное расстояние 9,3 км (сплав).
Пройденное расстояние 0,8 км (пешком).
Пройденное расстояние 6,4 км (сплав).
Погода: пасмурно, периодически дождик. Сильный северо-западный ветер, на озере волна, на больших открытых пространствах с барашками.
Чем дальше идем по Ефимозеру, тем все более мы открыты для северо-западного ветра. Идем, стараясь быть максимально защищенными от ветра берегами.



На месте обеда провели 5 ч, поскольку при дальнейшем движении укрываться под берегом не было никакой возможности. Затем прошли 800 м пешком по берегу, таща за собой лодки. К этому моменту то ли ветер немного поутих, то ли мы к нему немного привыкли, но дальнейший путь по озеру мы прошли без особых переживаний за свою безопасность.




На ночевку встали, когда уже начинало смеркаться на большой замусоренной стоянке в самом конце Ефимозера. Эта ночевка находится на длинном узком мысу, разделяющим Ефимозеро и следующее за ним после переката оз. Кальман. Причем со стоянки есть выходы на оба эти озера. С дровами тут весьма напряженно, сушин нет, пришлось по всей округе подбирать с земли все, что можно отправить в костер.

3 сентября, день 13

Оз. Ефимозеро - р. Курга (сплав).
Пройденное расстояние 27,5 км (сплав).
Погода: почти весь день дождь, на оз. Яловое сильный северо-западный ветер, холодно, температура 4 град.
На Курге перемежаются участки со спокойной водой и порожистые участки. В основном, это простые шиверы-перекаты, только штуки 3 можно классифицировать как 2 к. с., все идется с ходу, воды вполне достаточно, чтобы не чиркать днищами лодок камни.
На обед сглупили, и встали на оборудованную стоянку. Все дрова выбраны даже в округе. А поскольку уже 4-ый день идут дожди, то и весь древесный мусор, что лежит на земле, мокрый. Развести нормальный костер и погреться не удалось. Было совсем немного огня, и много дыму. Воду вскипятили на горелке.
Вечером, чтобы гарантированно были дрова, решили вставать не на стоянке, а просто выбрали место с удобным выходом, более-менее ровное, и не сильно заросшее. Найти сухие дрова было не проблема.
Из-за дождя, и постоянно подмерзающих рук не было никакого желания доставать телефон и что-то фотографировать. Сделал всего несколько фото только вечером на стоянке.


4 сентября, день 14

Р. Курга - губа Летняя Курга - о. Курга (сплав).
Пройденное расстояние 13,3 км (сплав).
Погода: пасмурно, периодически дождик. Сильный северо-западный ветер, в губе Летняя Курга волна с барашками.
Проходим еще несколько шивер и порожков, затем начинается подпор оз. Ловозеро. Течения нет, русло расширяется, на участках, повернутых на С-В, дует сильный ветер.

Показались Ловозерские тундры

Выходим в губу Летняя Курга. Идем вдоль восточного берега о. Курга, доходим до поворота на запад. Дальше из-за высокой волны и ветра идти уже нереально. Видео. Хорошо, что в этом месте находится небольшая стоянка с дровами.
У нас в планах было своим ходом дойти до пос. Ловозеро, и хотя прогноз погоды не сулил ничего хорошего (была слабенькая связь МТС, позвонили домой, и попросили посмотреть прогноз), все равно решили посмотреть, что будет ночью или утром.



5 сентября, день 15

О. Курга (пешком).
Пройденное расстояние 9,3 км (пешком).
Погода: повторение вчерашней - пасмурно, периодически дождик. Сильный северо-западный ветер, в губе Летняя Курга волна с барашками.
Добираться до поселка своим ходом не судьба, поэтому пытаемся вызвать моторную лодку из пос. Ловозеро. Звоним человеку, который в прошлом году забрасывал на Кургу большую группу. Человек отвечает, что он сегодня работает, и обещает связать с другим человеком. Вскоре нам перезванивают, и долго пытаются понять, где мы находимся. Как мы поняли, у местных свои названия островов и озер, а подписанные на картах они не знают. После выяснения нашего положения говорят, что из-за мелей подойти к нам не могут, и предлагают перейти на южную оконечность о. Курга, к проливу в оз. Зимняя Курга, там есть рыбацкие избы и мостки. Отвечаем, что туда идти порядка 8-10 км, будем там часа через 3-4, и тогда перезвоним.
Идем сначала по азимуту, потом выходим на просеку с лесной дорогой, выведшую нас на западный берег острова. Искандеру жена присылает номер еще одного лодочника. Звоним. Отвечают, что из-за волн и ветра не смогут за нами приплыть.



Затем идем снова по азимуту на юг по лесу и тундре.


Выходим к мостку и домикам. Звоним, но телефон у человека выключен. По случаю дождя затаскиваем вещи на крыльцо строящегося домика. Дверь в сам домик на замке. Через каждые минут 15 звоним, но по-прежнему безрезультатно.

На крыльце холодно, в соседнем домике есть закрытая полиэтиленом веранда-кухня, дверь на крючке, легко открывается с улицы. Перетаскиваем туда вещи. Перезваниваем по первому номеру (тому, кто сегодня работает), он говорит, что не надо беспокоиться, если обещали, то обязательно приплывут. Дело уже к вечеру, но не плывут, и телефон по-прежнему отключен. Звоним Сергею Хитушкину (+7-921-287-34-26), с которым у нас договоренность о трансфере завтра в 9 вечера из пос. Ловозеро в аэропорт Мурманска, и у которого есть возможность заброски по озерам на катерах. Сергей отвечает, что постарается нам помочь. Через некоторое время перезванивает, и говорит, что можно позвонить Михаилу (+7-921-734-83-08). Звоним. Михаил уточняет, где мы находимся (оказывается, что это его дом). Договариваемся, что он приплывет за нами завтра в 9 утра, а затем отвезет в свой гостевой дом в пос. Ловозеро.





6 - 7 сентября, дорога обратно

Погода: пасмурно, без осадков. Сильный северо-западный ветер, на Ловозере волна.
Ночью вершины Ловозерских тундр посеребрило снегом.


Михаил приплыл за нами на час раньше, говорит, что беспокоится, как бы волна не стала больше. У него большой крытый катер на 8 пассажирских мест (с учетом больших рюкзаков мест будет меньше), и мощным мотором. Домчал до Семерки (закрытая бухта со стоянками моторок и катеров неподалеку от пос. Ловозеро) с ветерком и комфортом. Видео.

В районе Семерки стояло несколько мощных катеров. Михаил назвал их «блокадниками» - питерцы, которым нынче запретили ловить рыбу на Ладоге троллингом с большим количеством спиннингов, и вот они теперь переметнулись на другие большие озера.


Затем Михаил на машине отвез нас в свой гостевой домик на окраине поселка. Оказывается, что у Михаила своя турфирма Ловозеротур. По дороге заехали в магазинчик при местной пекарне за вкуснейшим хлебом и булочками. Мне показалось, что именно в этом месте я 3 раза покупал булочки еще в начале - середине 90 х годов. По крайней мере, их вкус не изменился. Разместились в 2-х этажном 6-ти местном номере, который занимает половину домика.


Коридорчик

Холл с типа кухней



Плиты нет, только микроволновка и чайник


4 кровати

Есть горячая вода, все нормально помылись


Лестница на 2-й этаж

Там 2 кровати


Сходили в магазин за продуктами


Отмечаем окончание похода

Пельмени сварили на улице на горелке

Ближе к 9 вечера приехал Сергей, и отвез нас в аэропорт Мурманска. Там полубессонная ночь сидя на стульчиках, и в 7 утра самолет до Москвы. Изначально брали билеты на полночь, но Аэрофлот перенес рейс сначала на 6, а затем и на 7 ч.
Из Москвы Искандер улетел к себе в Казань на самолете, а Макс уехал в Могилёв на автобусе.

Общественное снаряжение

1) Кухонно-газово-костровой набор, 875 г:
Котелок круглый, ~2,5 л - транспортировочная банка от примуса Шмель-4, ручка из стального 2 мм тросика.
Крышка самодельная из какой-то жестяной банки.
Самодельная титановая печка-экран, средний вариант.
Горелка газовая Volcano FMS-118.
Розжиг костра - ватные диски, пропитанные парафином.
Перчатки строительные.
Подставка под горелку.
Стеклоткань.
2) Газ, 450 г резьбовые баллоны, 2 шт. Покупал забросщик.
3) 2 маленьких ножовки, 215 и 360 г.
4) Тент общественный Сплав Cowl. При заявленном размере 2,7х3,0 м реально оказался 2,6х2,7 м. Вес с шестью 5 м оттяжками из паракорда диаметром 2,5 мм и 4-мя длинными колышками 640 г.
5) Аптечка, 380 г.
6) Ремнабор, 387 г.
7) 3 рулона фольги, 512 г.
8) Пластиковая баночка с герметичной крышкой, 60 г.
9) Фильтр Surv Straw Carbon, 94 г.
10) Ведро для воды Сплав Bowk 10l, 96 г.
11) Соль + приправы для рыбы и грибов, 300 г + 30 г.

Раскладка

Раскладка полностью индивидуальная, из общественного был только кипяток, и соль + приправы для рыбы и грибов.
Моя раскладка 460 г в день, точно такая же, как и в майском походе 2021 г по Юж. Уралу. Многовато, постоянно не доедал, полностью съел раскладку только в последний день. Но надо учитывать, что, начиная с 3-его дня, у нас всегда была небольшая подпитка в виде рыбы или грибов, а первые 2 дня доедали остатки с дороги.
Спирт, настоянный на лимоне, 2 л.
Стартовый вес рюкзака с раскладкой на полные 16 дней получился 24,2 кг + добавилось грамм 500 - 700 остатков еды со дня заброски. Итого не более 25 кг.

Мое личное снаряжение и одежда

Расписал более-менее подробно, чтоб на будущее самому было проще собираться.
Паккаяк LOLA-310.
5-ти составное весло RST Эко, укороченное до 197 см.
Самодельный спасжилет. В карман на спине вставлен полноразмерный ковер толщиной 4 мм (объем 4 л), в карман на груди надутая 2 л фляга Platypus, и 2 обычные 0,5 л бутылочки. Туда же пихались пластиковая коробочка с блеснами, 5 м стропы из дайнимы шириной 1 см с немуфтованным карабином и телефон-фотоаппарат в гермомешочке.
Подвеска для гермомешка.
Гермомешок 100 л, с растопыренной горловиной 120 л, сделан по заказу Константином (на разных форумах Thymallus/Z-Axis/Sage). Материал ТПУ, из него Константин делает свои пакрафты. Вес 490 г. Для уменьшения площади поперечного сечения (для использования гермы как спинка в лодке, и ношения на маршруте, когда лодка находится вне гермомешка) нашил с последующей промазкой изнутри клеем петли для шнуровки - продольно 2 ряда тонкой узкой тесьмы. На будущее надо будет пришить еще 2 ряда тесьмы, буду шнуровать не по фасаду, а по бокам. И под эту шнуровку будет более удобно, чем под поперечные стяжки подвески, подсовывать весла. Прибавка в весе будет грамм 40.

В первый день лодка лежала внутри гермы


Лодка между подвеской и гермой


Спинка в лодке, герма положена поперек бортов

Ношение лодки снаружи – или скрученной под боковыми стяжками, или скрученной снизу или сверху рюкзака, или плоско сложенной под спиной имеет огромное преимущество перед ношением внутри рюкзака в случае переправ на маршруте по времени этих самых переправ, поскольку не требуется разборка всего рюкзака.
Палатка Hilleberg Enan.
Про небольшую доработку и некоторые впечатления можно прочитать здесь.
Полноразмерный 4 мм коврик-пенка noname.
Надувной коврик Therm-a-Rest NeoAir XTherm.
Спальник пуховый Сивера Ирий -6.
3 легких гермомешка 12 л Readily 12l.
Легкий герморюкзак 25 л Clever Web 25. Он же ручная кладь в самолет.
Гигиена, личные ремнабор и аптечка.
Фонарик Nitecore NU25 (родная тяжелая подвеска заменена на круглую шнур-резинку).
Аккумулятор 18650 на 3500 мА с зарядным устройством и кабелями.
Смартфон Oukitel K10000 с аккумулятором 10 А и функцией повербанка, в гермочехле, использовался как навигатор.
Смартфон Xiaomi Mi Max 3 с аккумулятором 5,5 А, в гермомешочке, использовался как фотоаппарат, и для связи.
Трекпалки.
ЭВА сапоги с двумя дополнительными стельками.
ЭВА сандалии с дополнительными стельками.
Компрессионные высокие (до колен) носки для пешки, и 3 мм неопреновые носки для сплава.
Полутеплые носки для цивилизации, флисовые носки для ночевки.
Доработанные штаны Hiko Ronwe и на пешку, и на сплав. Заменены узкие и короткие липучки на поясе и снизу штанин на широкие и длинные.
Легкие синтетические штаны на цивилизацию.
Тонкие флисовые штаны для ночевки.
Трусы 2 шт.
Плотная (не прокусывается кровососущими) рубашка-анорак с капюшоном Сивера Мураш.
Тонкий флисовый свитер.
Легкая ветровка.
Легкая дешевая мембранная куртка.
Облегченная хорошая мембранная куртка.
Тонкая синтепоновка.
Тонкие флисовые перчатки (надо было брать варежки), перчатки виндстопер (не прокусываются кровососущими), мембранные варежки.
Тонкая флисовая шапка, бейсболка, антимоскитная сетка.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ www.my-tour.ru