Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПО КУТУРЧИНСКОМУ БЕЛОГОРЬЮ (ВОСТОЧНЫЙ САЯН)

31 ДЕКАБРЯ 2022 Г – 8 ЯНВАРЯ 2023 г


Группа

Александр Салтырёв. Соло поход.

Маршрут

Москва – Красноярск (самолет) – ст. Мана (эл-ка) – вверх по р. Мана до Бол. Манского Порога (по берегам и по льду) – Соболиные скалы – оз. Атласное – траверс: в. Алат (1765,6 м) + в. Баян (1699,5 м) + в. 1500,2 м – р. Ангул – пос. Хабайдак – ст. Мана – Красноярск (поезд) – Москва (самолет).
Общая протяженность маршрута около 85 км.
Набор и сброс высоты по 2,3 км.


Примерный маршрут

Маршрут на сайте nakarte.me.

Источники информации

Про Кутурчинское Белогорье узнал совсем недавно (хотя про р. Мана и скалы по ее берегам (Манские Столбы) слышал давно), в марте прошлого года из статьи в блоге сайта магазина Спортмарафон. Как-то сразу загорелся районом, стал собирать информацию. Нашел еще парочку зимних описаний:
Раз.
Два.
Парочку полезных летних отчетов:
Раз.
Два.
Когда уже писал этот отчет, то нашел описания на сайте Красноярского хайкинга.
А вообще, Кутурчин для Красноярских туристов является районом для проведения пеших, лыжных и снегоступных ПВД и коротких походов круглый год. На видео хостингах и в соцсетях можно найти много видео и фотографий. Плюс сплавляются по Мане. Большой Манский порог и еще несколько порогов выше по течению весьма спортивны.

Общие сведения

Никаких ограничений по передвижению (заповедников, ООПТ, военных частей и пр.) на маршруте не было.
Погода не очень хорошая. Солнечными были только 2 дня, на первый и третий дни похода. Ну и в день заезда тоже было солнечно, но там я шел всего чуть более 1 ч. 4 дня переменная облачность, ветер, временами небольшой снег. И 2 дня были сильный ветер даже в зоне леса, снег, плохая видимость.
Температура плавно поднималась от -30 с хвостиком (мой градусник ниже -30 не показывает) в новогоднюю ночь до -4 в последний день. А на следующий день в Красноярске было +4.
Высота снежного покрова от 5-10 см внизу до более метра наверху в зоне леса. Глубина тропежки местами была по колено. Выше зоны леса снег сильно задут.
Утром 1 января на дороге, идущей по левому берегу р. Мана, встретил грузовик, который ехал с базы золотодобытчиков где-то в долине р. Мал. Арзыбей. В предпоследний день вечером встретил 4-х человек в районе скал на в. 1500,2 м, которые приезжали сюда на 1 день из Красноярска. А утром последнего дня на маркированной тропе с этой вершины в долину р. Ангул встретил еще 4-х человек из Красноярска, которые ходили 4-х дневный маршрут. Эта тропа, со слов второй группы, была набита и до них, но находилась в сильно заметенном состоянии. В долине р. Ангул в районе скальных останцев, и частично вниз по долине были набитые тропы. Больше людей, и каких либо троп или лыжней не видел.
Видел 3-х оленей в долине р. Мана (двое блеснули своей белой ж…). Несколько раз, в том числе и один раз ночью, был ими облаян. На подъеме наверх вдоль Соболиных скал в зоне леса на снегу видел то ли белку, то ли кого-то схожего с ней по размерам, и вроде бы соболя (черного пушистого зверька размером с большую кошку). Различных следов животных в зоне леса огромное количество. Много и птиц, причем некоторые не боялись прыгать по веткам в 5 м от меня.
Связь и интернет только Теле2 в районе поселков Мана и Хабайдак, а также на северных склонах вершин Алат, Баян, 1500,2 м.
На маршруте пользовался распечатанной генштабовской километровкой, а также картами Яндекс и OSM залитыми в смартфон.
Названия вершин Алат, Баян, озера Атласное, различных скальных останцев указанных ниже по тексту не официальные, туристские. У местных жителей имеются свои названия.
По Кутурчинскому Белогорью можно проложить и более продолжительные маршруты. От поселков Мина и Кутурчин по долине р. Мина проходит гравийная дорога, выводящая в итоге к Юльевскому прииску в верховьях р. Мана. В верховьях р. Мина несколько лет назад появился новый прииск (он виден только на космоснимках ESRI).
А юго-восточнее этого прииска находится высшая точка Кутурчинского Белогорья – в. 1876,7 м. Если найти авто заброску к этому прииску (например, здесь), или дойти до него по дороге (28 км от пос. Кутурчин, или 56 км от ст. Мана),
то можно проложить маршрут по верхам хребта.

30 – 31 декабря, дорога туда

Ночной самолет из Москвы до Красноярска. ЮТэйр, 8 тр + 1,5 тр за лыжи.
Такси из аэропорта до ж/д вокзала.
Эл-ка Красноярск – Мана, 10-12 – 15-25. Ходит только по выходным дням.
От ст. Саянская эл-ка идет по «Трассе мужества» Тайшет – Абакан,
воспетой в своей песне Юрием Визбором.

Выезд из Манского тоннеля длиной почти 2,5 км


Ж/д идет рядом с авто дорогой


31 декабря, день 1

Ст. Мана – разрушенный мост через р. Мана.
Пройдено 5 км.
Погода: весь день было солнечно. Температура вечером ниже -30 град (когда 8 января вышел обратно на ст. Мана, продавщица в магазине сказала, что в НГ было -33 град).
По приезду на ст. Мана в 15-25 иду посмотреть время работы зала ожидания. Написано, что с 23-00 до 2-00 ежедневно (время прохода поездов на Абакан и Красноярск), и по выходным днем (время прихода и ухода Красноярской эл-ки). Но тут подходит женщина, и говорит, что поскольку уже несколько лет касса не работает, зал ожидания открыт круглосуточно. Зашел внутрь – комната примерно 6х8 м (может немного побольше), чисто, тепло (работают батареи), с дюжину металлических сидений.
Иду по раскатанной дороге параллельно ж/д. Дохожу до разрушенного моста. На трех космоснимках (ESRI, Yandex и Bing) он показан целый, и только на Google разрушен. Дорога на другой берег идет по льду, никаких промоин не видно.

Разрушенный мост через р. Мана

Снега совсем мало, 5-10 см. Встаю на ночевку вскоре за мостом, немного отойдя от дороги в лес. Тут еще есть сотовая связь (Теле2).

1 января, день 2

Левый, затем правый берег р. Мана – устье руч. Каменный.
Пройдено 18 км.
Погода: солнечно. Температура с утра ниже -30 град, днем немного потеплело.
Иду по раскатанной дороге. Встретил грузовик, который ехал с базы золотодобытчиков где-то в долине р. Мал. Арзыбей, немного поговорил с водителем. Недалеко от устья р. Мал. Арзыбей сворачиваю на не раскатанную дорогу, идущую вдоль Маны, основная дорога пошла по долине р. Мал. Арзыбея. Некоторое время дорога шла по берегу реки. Снега немного прибавилось, тропежка 10-15 см. Вдоль дороги постоянно встречаются оленьи лежки.

Р. Мана


После поворота дороги на юг показались горы.



Слева направо вершины Алат, Баян, 1500,2 м

Перед устьем Сред. Речки поворачиваю налево, на заросшую дорогу (тем не менее, читаемую по космоснимкам), и вскоре выхожу к Мане. Перехожу ее по льду, оказываюсь на месте бывшей дер. Ангул. Сейчас на ее месте стоят 2 домика. Подсекаю не раскатанную дорогу, идущую от пос. Хабайдак, и иду по ней уже по правому берегу Маны. Местами дорога нормальная, местами сильно разъезжена, глубокие колеи. Река замерзшая, только в одном месте посередине была длинная промоина.

Бывшая дер. Ангул


Дохожу до устья руч. Каменный, здесь большая стоянка. Дорога уходит круто вверх, и, согласно картам, вскоре заканчивается. Немного поднимаюсь вверх по склону, нахожу ровную площадку для ночевки.


Устье руч. Каменный


2 января, день 3

Правый берег р. Мана – Бол. Манский Порог – начало подъема к Соболиным скалам.
Пройдено 11 км.
Погода: пасмурно, временами ветер и небольшой снег. Температура около -22 град.
Выше устья руч. Каменный по правому берегу Маны надо идти по тропе, но она даже под небольшим количеством снега не читается (а может просто плохо искал). Выхожу на лед. Уклон реки до Бол. Манского Порога небольшой, промоин нет. Местами по центру есть небольшие полосы торошения. Иду в нескольких метрах от правого берега. На левом берегу есть несколько избушек и сарайчиков. В одном месте под моим берегом была совсем небольшая промоина, обошел по берегу.



Показались Манские Столбы

Избушка

Подошел к зоне торошения шириной во всю реку. Думал, что это окончание Бол. Манского Порога, оказалось, что нет. Выше снова был ровный лед. Прошел это место без проблем по берегу.

Немного дальше подхожу к окончанию порога. Тут уже постоянно идут промоины. Иду вдоль берега по тропинке. Видно, что порог катают, и заносят лодки вверх по течению. Периодически встречаются стоянки.




Баня

От бани до стоянки целая дорога


Стоянки

В районе крутого поворота реки на юг русло резко ссужается, увеличивается падение. Берег крутой курум. В одном месте стоит тренога с большим дырявым котлом.


Немного дальше треноги начинаю по диагонали подниматься наверх. Вначале полоса леса с курумом, затем безлесный курум. Чтобы не проваливаться между камней иду на лыжах.


Затем снова лес, но курум здесь сильно зарос мхом. Идти стало намного проще. Чтобы не закладывать серпантины снимаю лыжи и иду в лоб. Снега все еще не очень много, т. ч. проваливаюсь не сильно глубоко.

Сквозь деревья виден соседний гребень со скальными останцами.



Для установки палатки пришлось немного выровнять склон.



3 января, день 4

Подъем вдоль Соболиных скал.
Пройдено 4 км.
Погода: солнечно. Температура около -18 град.
Вчера прошел наиболее крутой участок подъема. Сегодня заметно положе, но снега стало намного больше, местами тропежка по колено. Иду на лыжах.

Выхожу к первому скальному останцу.


Дальше поднимаюсь справа по ходу от гребня. Скалы стоят почти непрерывно. К некоторым можно подойти вплотную, к некоторым подходы преграждают курумы или крутой склон. Лес достаточно чистый и легко проходимый. А вот полосы курума приходится или переходить, или обходить, зависит от их размера и уклона склона.













Ближе к вечеру, наступив на маленький сучек, ломаю под грузовой площадкой одну лыжу Fischer Outtabounds Crown ВС, шириной в носке 88 мм. 13 лет все было хорошо, а на 14-ом вот сломалась.

Приходится вставать на ночевку на 1,5 ч раньше времени. После ужина занимаюсь ремонтом поломки.



4 января, день 5

Подъем вдоль Соболиных скал – оз. Атласное – обход с востока в. Алат.
Пройдено 9 км.
Погода: переменная облачность, выше зоны леса сильный ветер. Температура около -15 град.
Результат вечерней починки – было 2 лыжи, стало 1,5. Хорошо, что вчера дошел до начала безлесных проплешин, где снег уже немного задут, и укороченная лыжа не так сильно проваливалась. А выше зоны леса я про нее уже и не вспоминал.

Вскоре после ночевки пересекаю мощную тропу. Интересно чья?


Впереди по курсу проглядывает безлесная, с курумистыми склонами вершина, находящаяся к югу от в. Алат. Иду траверсом ее южных и восточных склонов.







Вдали Улитка ползет к камню

Выхожу к оз. Алтасному. Его западные и северные склоны крутые, обрывистые, сверху свисают карнизы, некоторые из которых обвалены.






На оз. Атласное




По пологим склонам выхожу на плато с редкими низенькими деревцами восточнее в. Алат. Дует достаточно сильный юго-западный ветер, и судя по изогнутости деревьев, такой ветер здесь в приоритете. Идти на вершины Алат и Баян уже поздно, к тому же в этом случае будет дуть встречный ветер, поэтому решаю осмотреть скальные выходы на этом плато и уйти в сторону седловины между в. Алат и Северным (Ивановским) белком. Постепенно деревья полностью исчезают.



Вершины Баян и Алат


Скала Улитка, она же Бронтозавр, Динозавр, Лебедь


Скала Броненосец (Авианосец, Дредноут, Титаник)



Алат


Хорошо так дует



Показался Северный (Ивановский) белок

Выхожу севернее в. Алат, спускаюсь в сторону седловины между этой вершиной и Северным (Ивановским) белком, и встаю на ночевку между редкими соснами. Тут уже дует сильный юго-восточный ветер, и опять же, судя по деревьям, здесь преобладает именно такой ветер.

Алат

Туда спустился на ночевку



Северный (Ивановский) белок

Пока ставил палатку, пилил дрова, ветер стих, небо очистилось, вызвездило, и вышла яркая луна. А когда около 21 ч стал укладываться спать, опять поднялся ветер.
Заложил в печку несколько полешек, после того, как они разгорелись, оставил открытым только один нижний ряд дырок для поддува воздуха, снял и убрал очки, фонарик, утрамбовался в двух спальниках. И вдруг стало невозможно дышать, дым. По грудь вылез из спальников, нашел и надел очки, фонарик. Из печки изо всех дырок и щелей шел дым. Быстро открыл дверь палатки (спал я головою к выходу), продышался, полностью открыл дверцу печки, и пламя стало вырываться из печки наружу. При попытке закрыть ее опять пошел дым. Дал в течение минут 10-15 прогореть дровам до состояния углей, после чего при закрытой дверце дым уже не шел. Что случилось, разбираться не стал, снова улегся спать. С утра при попытке растопить печку, снова из нее в палатку стал идти дым или огонь. Вылез из палатки, и увидел, что торец трубы забит снегом. Т. е. получается, что с вечера при порыве ветра с ветки сосны, находившейся метрах в 2-х – 3-х от палатки, слетела шапка снега, пролетела почти горизонтально и попала в трубу под ее защитный грибок. А поскольку в режиме тления дров труба в верхней части на улице еле-еле теплая, да еще был морозец градусов -18 и дул ветер, эта пробка не смогла растаять. После того, как пробил ее полешком, печка снова стала нормально гореть.
Понимаю, что моя версия случившегося звучит неправдоподобно. Предлагали версию конденсата. Но конденсат если и намерзает, то медленно. А тут дым попер сразу.
Я после разжигания печки ещё с полчаса нахожусь на улице – разбираю рюкзак, допиливаю дрова. Печка горит в минимальном режиме (открыт нижний ряд отверстий для поддува воздуха). Конденсата никогда не видел. В 2 дня пурги я по паре раз вылезал погулять, напилить дров, набрать снега. Печка эти 2 дня всегда топилась по минимуму. Опять никакого конденсата. И минимальный режим у печки нормальное явление. Когда разгорится новая порция дров, я закрываю дверцу до состояния "открыт только нижний ряд дырок", иначе в палатке очень жарко. Почему ни разу не было конденсата, а если и был, то он не забивал полностью конец трубы. Ничего особенного по погоде в этот раз я не заметил, ветра были и раньше, и позже. Причем, в этот раз не было снега, а бывало, что он и был.
Есть идея на будущее завешивать грибок чем-то типа сетки. Ну, или надевать какую-нибудь длинную жестяную банку с кучей пробитых дырочек.

4 – 5 января, дни 6 – 7

Отсидка из-за пурги.
Погода: пасмурно, сильный ветер, периодически снег. Плохая видимость. Температура около -15 град.
Идти по зоне леса можно без проблем, но хочется наверх, да что бы еще были хорошие виды. Время еще есть.
На второй день отсидки приходится изменить дальнейший планируемый маршрут – отказаться от траверса Северного (Ивановского) белка, и надеяться на прохождение полного траверса вершин Алат – Баян – 1500,2 м.
Печку топлю в минимальном режиме все 2 дня. Примерно с середины второго дня замечаю, что стала уменьшаться тяга. При открытом для поддува только нижнем ряде дырок (как обычно), дрова начинают тухнуть, приходится дверцу держать полностью открытой. Проверил конец трубы – он чистый, снегом не забит. Разгадка пришла только на утро следующего дня, когда разбирал печку. Трубы были изнутри сильно покрыты пеплом, но это уменьшало их диаметр на доли процента, ну может на единицы, и не могло быть причиной такого ухудшения тяги. Когда же вытащил из печки нижнее колено трубы, то увидел, что под отверстием на полу камеры дожига лежала большая куча пепла. Получается, что в течение 2,5 дней работы печки ветром с трубы постоянно сшибало пепел, и он, падая, примерно наполовину перекрыл выходное отверстие печки. Вывод – при длительной работе печку и трубу надо чистить! Для кого-то это правило наверняка хорошо известно, для меня это только второй поход с печкой (годом ранее так же на НГ был 9-ти дневный по Юж. Уралу) плюс было несколько ПВДшек. Никогда ранее в походы с печкой не ходил.

Северный (Ивановский) белок




Пила, топор и лавинная лопата :)


7 января, день 8

Траверс: в. Алат (1765,6 м) + в. Баян (1699,5 м) + в. 1500,2 м – начало спуска к р. Ангул.
Пройдено 12 км.
Погода: переменная облачность, выше зоны леса сильный ветер. Температура около -12 град.
С утра погода более-менее нормальная, и имеет тенденцию к дальнейшему улучшению. Иду наверх. Поднимаюсь на лыжах серпантинами, обходя выходы курума. Крутизна склона до 20-25 град. Появляется сотовая связь (Теле2).


Северный (Ивановский) белок


Плато к востоку от в. Алат


Предвершинный взлет крутизной до 30 град прохожу в лоб уже без лыж. Состояние снега не равномерное – где-то он сильно задут, около камней проваливаюсь по колено, но в основном глубина тропежки всего несколько сантиметров. Наверху поземка, дует с запада. По вершинному плато иду на лыжах.

Спуск на седловину между вершинами Алат и Баян не круче 15-20 град. Здесь уже встречный ветер сильно переметает снег, постоянно забивая им очки. Приходится идти пешком, регулярно отворачиваться, оттирать очки и отогревать глаза (маску в этот поход я не брал).

В. Баян


В. Алат

На седловине растут редкие невысокие деревца. Ветра почти нет, его закрывает склон Баяна. Можно спокойно идти на лыжах.
На Баян поднимаюсь на лыжах по северо-восточному гребешку. Там немного положе, и меньше выходов курума. С вершины открываются хорошие виды на юг и юго-запад на многочисленные скальные гребни, поднимающиеся от р. Мана, в том числе и на Соболиные скалы, вдоль которых я поднимался. К сожалению, и без того не очень хорошая видимость периодически ухудшается.

Вид с седловины на в. Баян


Вид с в. Баян на юг…

и на запад, на в. 1500,2 м

Первая ступень спуска с Баяна до 15-20 град выводит на небольшое плато с низкорослыми деревцами и 2-ми скальными останцами ближе к следующей ступени спуска, к в. 1500,2 м.


Плато с 2-ми останцами, вдали в. 1500,2 м



В. Баян, первая ступень спуска на запад




Скала Танк

Вторая ступень спуска

Вторая ступень спуска до 20-25 град выводит в нормальный лес с тропежкой по колено. Хорошо, что полоса этого леса не широкая, порядка 400 м. За лесом практически безлесное плато с несколькими скальными останцами. Это и есть в. 1500,2 м.
На спуске показалось, что слышу голоса. Учитывая встречный ветер (тут он уже не такой сильный, как был на Алате), предположил, что кто-то есть у скал. Незадолго до выхода из леса подсекаю снегоступную тропинку. А вскоре вижу человека у скалы Кит. Разговорились. Их четверо, гуляют около этих скал. Тропинка не их, это в сторону Баяна прошли еще четверо. Узнаю про спуск. Говорят, что тропа маркирована и набита до самого низа, не собьешься. На OSM и Yandex картах эта тропа показана.

В. 1500,2 м

Вторая ступень спуска и полоса леса


Скала Кит



Народ с маленькими рюкзачками, тоже начинают спускаться, и быстро убегают вниз. Мне на лыжах по снегоступной тропе идти неудобно, да и крутовато, поэтому вначале спускаюсь серпантинами. После склон немного выполаживается, тут уже можно ехать по тропе. А вскоре прохожу совсем ровный участок, где и встаю на ночевку. Сотовая связь (Теле2) здесь еще есть, завтра в долине р. Ангул она пропадет.


Камень Сердце с синей маркировкой тропы


8 января, день 9

Спуск к р. Ангул – р. Ангул – пос. Хабайдак – ст. Мана.
Пройдено 26 км.
Погода: переменная облачность. Температура -4 град.
Утром, когда собрался, вниз прошли еще 4 человека. Оказалось, это те, чью тропинку я видел вчера. Они ночевали немного выше в избушке. До р. Ангул шли вместе.
Вскоре после моей стоянки тропа начинает достаточно круто спускаться вниз. При этом постоянно петляет, поворачивая зачастую на 90 град. Часть поперечных бревен пропилена, часть нет. Иду пешком, тропа хорошо набита.

Перед рекой народ уходит вниз к избушке, до нее пара километров, я же перехожу на другой берег и оказываюсь у стоянки Баня. Оставляю вещи, лыжи и иду к находящимся неподалеку скальным останцам.

Р. Ангул

Стоянка Баня

Тропа показана на Yandex картах, натоптана и промаркирована оранжевым цветом, есть указатели. Вскоре после Бани тропа выводит к старой дороге, и, пройдя немного по ней, сворачивает налево вверх. На развилке, на берегу Ангула, еще одна стоянка.

Старая дорога

Курум рядом со стоянкой


Прохожу развилку – направо к скале Подорожник, налево к Атаманке и Партизану. Иду налево. Осматриваю скалы, немного дальше большая стоянка. От нее также натоптанная тропа по дороге выводит к Подорожнику.

Скала Партизан


Скала Атаманка


Стоянка рядом с Атаманкой и Партизаном

Дорога к Подорожнику

Дорога с тропой идет вверх по долине к другим скалам: Фрегат, Бриг, Каравелла (локация Флот), но я туда не иду, далековато, и после осмотра Подорожника замыкая круг, точнее треугольник, возвращаюсь к Бане.


Дорога вверх по долине р. Ангул


Скала Подорожник


Маршруты пробиты шлямбурами




Видны названия маршрутов

На полпути между Баней и скалами тропа пересекает остатки старинной золотодобычи – желоб, по которому подавали воду для промывки золота.

От Бани тропа вниз вначале идет по правому берегу реки, затем выходит на русло. Иду без лыж.


Тропа по р. Ангул

Потом снова выходит на правый берег, где стоит избушка. До этого места можно проехать на машине высокой проходимости. Наезженная лесная дорога по долине руч. Таловка выводит к дер. Ивановка, куда народ из Красноярска приезжает на своих машинах.


Мне же в Ивановку не надо, оттуда до Хабайдака придется идти несколько лишних километров. Поэтому прохожу до развилки дорог, и продолжаю идти по долине р. Ангул. Здесь дорога не накатана, но снега мало, можно нормально идти пешком.

Дорога по правому берегу р. Ангул

Через 3 км дохожу до следующей развилки – налево через р. Ангул к бывшей дер. Ангул, и далее по правому берегу р. Мана до устья руч. Каменный (там я проходил 1 января), направо к Хабайдаку. Мне направо. Тут наезжено снегоходами, но снег мягкий, удобнее идти на лыжах. Снегоходка идет по дороге почти до поселка, но незадолго до него уходит налево, и выводит на ЛЭП, идущую по задворкам поселка. За 2-3 км до поселка появляется сотовая связь, покупаю билет на ночной поезд до Красноярска. На западной оконечности Хабайдака выхожу на проселок, выводящий на ст. Мана.


Периодически виден Северный (Ивановский) белок


С окраины Хабайдака видны оба белка

Время около 18 ч, магазины работают до 20. Закупаю пива и иду на станцию. В зале ожидания сушу ходовую одежду, перепаковываю вещи. Смотрю билеты на самолет до Москвы (их, как и на поезд, я заранее не покупал). С утра я могу успеть на 2 рейса, еще есть один вечерний. Цены на завтра (понедельник) и по четверг дикие, на утренние рейсы раза в 2 больше обычных, а на вечерний в 3 раза. При этом на эти же дни из Москвы в Красноярск нормальные цены. У меня была мысль днем погулять по Красноярским Столбам, а улететь вечером, но жаба задушила, решил лететь утром.
Периодически в зал ожидания заходят старшеклассники погреться и посидеть в интернете. Затем они заносят и кладут в угол вусмерть пьяного мужика, следом приходит его жена. Постепенно мужик приходит в себя и начинает выяснять отношения с женой. Здравствуй цивилизация! :(



9 января, дорога домой

Поезд Мана – Красноярск, 1-43 – 7-07. Ходит ежедневно из Абакана.
Такси в аэропорт.
Самолет Красноярск – Москва. Аэрофлот, 22,5 тр с учетом багажа и бесплатного провоза лыж.

Снаряжение


Лыжи Fischer Outtabounds Crown ВС, 189 см, 88-68-78 мм + крепления Rottefella BCX manual, 3,19 кг.
Чехол для лыж, 0,2 кг.
Горнолыжные палки Fischer Progressor Neutral с самодельными дополнительными ручками ниже имеющихся (пенка + пластырь), 0,65 кг.
Рюкзак Баск Aggressor 60 без родной пенки, 1,44 кг.
Санки Сноуплан-1 с тряпичным самодельным верхом + карабин 1,599 кг.
Палатка доработанный no name, 1,615 кг + печка Рдейка-2Н мини, 1,593 кг. Подробно описаны здесь.
Щетка-сметка, 0,097 кг.
Печной комплект, 0,407 кг:
- розжиг печки - ватные диски, пропитанные парафином;
- варежка строительная;
- стеклоткань;
- п/э сумка для дров;
- 3 зажигалки.
Ножовка складная, 0,215 кг.
Тесак, 0,284 кг.
Посуда, 0,485 кг:
- титановая кружка Toaks 450 мл, 0,074 кг;
- титановая миска Toaks 550 мл, 0,063 кг;
- титановая ложка Сплав, 0,027 кг;
- рюмочка - пластиковая баночка от фотопленки, 0,004 кг;
- термос Zojirushi 0,6 л, 0,244 кг;
- ПЭТ бутылочки 0,33 и 0,5 л, 0,016 и 0,024 кг:
- п/э пакет для снега на готовку, 0,025 кг;
- самодельный мешочек, 0,008 кг.
Коврик пенополиэтиленовый 4 мм, 0,192 кг.
Коврик надувной Therm-A-Rest Neoair Xtherm с родным мешком-насосом, 0,494 кг.
Сидушка - 2 сшитых куска коврика толщиной 1 см, 0,103 кг.
Спальник внешний синтетический Сплав Antris 60 в родном мешочке, 0,564 кг.
Спальник внутренний пуховый Rab Ascent 1100 в родной герме, 1,83 кг.
Лопата детская пластиковая, 0,053 г.
Аптечка, 0,199 кг: бинт стерильный, бинт не стерильный, полоски бактерицидного пластыря, ватные диски, таблетки активированного угля, дексалгина 25, пенталгина, ибуклина, мази ортофен и левомеколь, рулон широкого пластыря.
Гигиена, 0,209 кг: туалетная бумага, зубная щетка, ватные палочки, крем антибактериальный, носовой платок, маленькое полотенце Сплав, ночная ваза (ПЭТ бутылка 0,5 л с широким горлышком).
Ремнабор, 0,366 кг: заплатки, ремнабор для надувного коврика, запасное кольцо для лыжных палок, стропы, веревочки, булавка, пряжка, 3 зубца для фастексов, армированный скотч, 2 гильзы для ремонта каркаса палатки, нитки, иголки, полутрубка для ремонта лыжной палки, мультитул GERBER ArmBar Drive (отвертка, ножик, ножницы, шило), шурупы, клей полиуретановый, мешочек.
Электроника, 0,939 кг.
- смартфон Oukitel с аккумулятором 8 А и функцией повербанка, в гермочехле Сплав, использовался как навигатор, 0,353 кг;
- смартфон Xiaomi Mi Max 3 с аккумулятором 5,5 А, в гермочехле Сплав, использовался для связи, и как фотоаппарат, 0,266 кг. В оба телефона были загружены карты Яндекс, OSM, космоснимки, и планируемый трек;
- фонарик Nitecore NU25 с самодельной подвеской, 0,036 кг;
- запасной фонарик со встроенным аккумулятором (вело маячок Декатлон), 0,017 кг;
- 3 аккумулятора 18650 на 3500 мА с зарядно-разрядным устройством на 1 слот, сетевая зарядка, 3 кабеля, 0,267 кг.
Мелочевка, 0,383 кг: сеточный мешочек для убирания электроники в спальник, мази держания, запасные очки в чехле, маленький термометр на маленьком декоративном карабинчике, компас, бумажные карты, сигнал охотника с 6 зарядами, несколько п/э пакетов.

Одежда

На мне
Носки внутренние тонкие синтетические Сплав, 0,031 кг.
Паробарьер, 0,026 кг.
Носки внешние теплые синтетические, 0,103 кг.
Ботинки Madshus Glittertind ВС, 2,09 кг.
Бахилы самодельные, 0,315 кг.
Трусы Сплав Russian Winter long shorts, 0,105 кг.
Тонкие термокальсоны Helly Hansen, 0,18 кг.
Штаны толстый полар ноунэйм, 0,481 кг.
Брюки Сплав Action Tour мод.2, 0,463 кг.
Толстовка Rab, 0,141 кг.
Теплая термуха Bask Explorer Hood, 0,345 кг.
Куртка Сплав Barrier light, 0,340 кг.
Ветровка без мембранный софтшел Lowe Alpine, с самодельным капюшоном с меховой опушкой, 0,655 кг.
Шапка теплая с козырьком Norfin, 0,098 кг.
Самодельные двойные варежки (виндблок + флис) с капроновыми верхонками, 0,14 кг.
Пояс для санок + карабин, 0,094 кг.
Паспорт/деньги/карточки в п/э пакете в нагрудном кармане теплой термухи, ключи от квартиры на шнурочке на шее, часы Casio G-Shock, простейшая модель, резинка на очках.

В рюкзаке
Носки тонкие синтетические Сплав, 0,031 кг.
Носки теплые TKN, 0,091 кг.
Чуни синтетика Сплав Aleut, 0,14 кг.
Самодельные синтепоновые варежки, 0,066 кг.
Самодельные, утепленные тонким флисом, варежки-верхонки, 0,116 кг.
Перчатки Bask Polar Glove, 0,086 кг.
2 куртки, утепленные синтетикой, Декатлон Forclaz Trek 100. Одна на пару размеров больше, можно надевать поверх другой, 0,365 и 0,485 кг.
Брюки Сплав Quantum Primaloft, укороченные до чуть ниже колен, 0,255 кг.
Подбахильники самодельные синтепоновые, 0,14 г.
Шарф-повязка флисовая Декатлон, 0,038 кг.
Самодельная ветрозащитная полоска из виндблока 0,013 кг.
Мешочек под одежду Sea To Summit, 0,025 кг.
Рюкзачок для курток Сплав Сlever Web 25, 0,105 кг.

Раскладка

Завтрак, 152 г:
Мюсли, 50 г + сухое молоко, 25 г + сахарный песок, 15 г.
Батончик шоколадный, 50 г.
Кофе, 2 г.
Сахарный песок, 10 г.

Перекус, 87 г:
Орехи, 30 г.
Шоколад, 50 г.
Каркадэ, 7 г.

Ужин, 212 г:
Хлопья гречневые / кускус / вермишель яичная, 50 г // карпюр, 37 г + сухое молоко, 13 г.
Соль, приправы, 5 г.
Сало, провернутое с чесноком и черным перцем, 40 г.
Карпаччо куриное подсушенное, 30 г.
Сыр подсушенный, 35 г.
Батончик шоколадный, 50 г.
Чай, 2 г.

На 1 день 0,451 кг. Всего на 9 дней с учетом упаковок 4,292 кг. Как всегда много не доедал.

Спирт, настоянный на лимоне, 0,5 л (0,452 кг). В день 55 мл.

Стартовый вес:
В рюкзаке и санках с учетом заполнения термоса и бутылочки 0,5 л на половину 20,967 кг. Вес между рюкзаком и саночками поделен примерно поровну.
На мне вместе с лыжами, палками, двумя телефонами и наполовину заполненной бутылочкой 0,33 л 10,432 кг.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru