ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПО СРЕДНЕЙ КАРЕЛИИ (ОЗ. ПИЗАНЕЦ И В. ВОТТОВААРА)
23 – 26 ФЕВРАЛЯ 2023 г
Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр.
Группа
Бертов Михаил.
Салтырёв Александр.
Маршрут
Москва – Санкт-Петербург (поезд) – ст. Суккозеро (поезд) – оз. Пизанец – в. Воттоваара – ст. Гимольская – Санкт-Петербург (поезд) – Москва (поезд).
Общая протяженность маршрута около 117 км.
Набор и сброс высоты по 1 км.
Примерный маршрут на сайте nakarte.me.
Источники информации
Про зимние походы на Воттоваару написано много, вот только все это в основном либо приглашения коммерсов, либо эмоции клиентов. Реально полезных отчетов нашел всего два, причем оба новогодние: 2015 г (лыжные – Карелия – 1 категория – 2015). 2021 г.
Общие сведения
Никаких ограничений по передвижению (заповедников, ООПТ, военных частей и пр.) на маршруте не было.
Большое количество старых лесовозных дорог, но большинство из них не наезжено. Очень много вырубок леса.
К подножию в. Воттоваара коммерсы возят на снегоходах клиентов. Есть 2 пути заезда: от ст. Суккозеро к северному подножию вершины, и от ст. Гимольская к южному. У нас с юга была хорошо набитая тропа, а вот с севера вела только старая и сильно засыпанная снегом буранка. При этом к ст. Суккозеро вела свежая буранка.
22 – 23 февраля, дорога туда
Поезд Сапсан Москва – Санкт-Петербург (9-40 – 13-32).
Поезд Санкт-Петербург – Костомукша (ходит по определенным дням) до ст. Суккозеро (16-15 – 3-47).
23 февраля, день 1
Ст. Суккозеро – оз. Пизанец (северная стоянка).
Пройдено около 41 км.
Погода: с утра и днем солнечно, вечером пасмурно и снег, температура поднималась от -30 град с утра до -10 вечером.
От ст. Суккозеро (приехали в 3-47) идем мимо одноименного поселка по почищенной и наезженной снежной дороге. Очень холодно, -30 град. На старте НГ похода по Саянам было -33, но, вероятно, из-за более сухого воздуха холод переносился намного легче. На небе показывают небольшое северное сияние.
В 8 утра уже полностью светло, встаем на завтрак. Ставим палатку, затапливаем печку. Миша взял самодельные санки из ПВХ, и на их дне за 4 ч движения по дороге протерлась огромная дыра. Пришлось ему перекладывать вещи из санок в рюкзак, а мне немного ему помочь, и положить в свои санки комнату от палатки.
После завтрака на градуснике уже -22 град. Продолжаем идти по дороге.
Доходим до сворота с дороги к оз. Пизанец. Здесь стоит заполненный бревнами прицеп, видны свежие машинные следы, идущие вперед по дороге. После сворота идем по не наезженной лесной дороге, глубина тропления 10 см. Подходим к северной оконечности оз. Пизанец, и встаем на ночевку неподалеку от обозначенной на OSM карте северной стоянки.
24 февраля, день 2
Оз. Пизанец (северная стоянка) – перед оз. Калмунги.
Пройдено около 21 км.
Погода: пасмурно, временами небольшой снег, -4 град.
На северной стоянке видны достаточно свежие снегоходные следы, приезжали спереди по дороге. Выходим на озеро, глубина тропления 10 см. Менее чем через 1 км слева п/х находится восточная стоянка, с нее на озеро ведут снегоходные и колесные следы.
По мере продвижения по озеру на юг по берегам появляются скалы и выходы крупного курума.
В южной оконечности находятся 2 небольших озерца, высота берегов тут уже метров под 50, и они сильно сближаются, образуя подобие каньона.
После второго озерца левый п/х берег крутой, под 40 град, но без скал. Поднимаемся по этому склону, и оказываемся на старой вырубке леса.
От вырубки по не расчищенной лесовозной дороге выходим на давно расчищенную дорогу. Видно, что трактор проехал туда-обратно, но после этого никто не ездил. Тропежка 5-7 см. Идем по дороге порядка 7,5 км до поворота направо. Поворачиваем на очередную не расчищенную лесовозную дорогу. Пройдя по ней 3,5 км с тропежкой порядка 15 см, встаем на ночевку рядом с вырубкой.
25 февраля, день 3
Перед оз. Калмунги – оз. Еконлампи.
Пройдено около 21 км.
Погода: пасмурно, временами небольшой снег, -4 град.
Вскоре после ночевки дорога заканчивается. Идем по лесу. Он не буреломистый и не густой, идется без проблем. Трепежка 15 см.
Чтобы поменьше тропить решаем пройти по льду оз. Калмунги (где она всего 5 см) до следующего приближения дороги к озеру. Далее еще 5 раз чередуем дороги, озера и небольшие лесные участки. В одном месте с необозначенной на карте дороги пришла буранка, но метров через 200-300 ушла в сторону уже на обозначенную дорогу. На ночевку встаем перед выходом на оз. Еконлампи.
Оз. Еконлампи – в. Воттоваара (417 м) – ст. Гимольская.
Пройдено около 34 км.
Погода: солнечно, -10 град.
Спуск на оз. Еконлампи короткий, но крутой. После узкого перешейка идем по длинному оз. Кейвотто.
Затем 500 м по лесу и выходим на буранку, которая вскоре выводит нас к повороту на северную тропу на в. Воттоваара. Накатанная буранка уходит вперед, по-видимому, к пос. Суккозеро, а к вершине ведет сильно заснеженная. Исходя из найденных в сети сведений, мы рассчитывали, что коммерсы возят клиентов с Суккозера, тем более на длинные праздники, и дорога будет накатана. Приходится тропить 10-15 см.
По мере плавного набора высоты меняется растительность – тайга заменяется лесотундрой с большим количеством различного размера камней и каменных поясов. Вершина платообразная, сильно всхолмленная, высшая точка никак не обозначена (или мы просмотрели), и какой из пупырей наивысший без карты не совсем понятно. На всей вершине большое количество следов и ботинок, и лыж. Сотовая связь (как минимум МТС) в наличии.
Спускаемся с вершины по южной тропе. Она хорошо набита ногами, местами видны и лыжные следы. Вначале тропа пологая, можно ехать на лыжах или прямо по тропе, или местами объезжая неприятные места. Но в самом конце, перед выходом к дороге с буранкой, очень крутой участок. Здесь только пешком.
В 21 ч выходим на станцию. Зала ожидания нет, но в здании есть теплый туалет и душ, которые охраняет охранник. Отходим немного от станции, ставим палатку, разжигаем печку и коротаем время до поезда. Перед посадкой показывают несколько большее, чем по приезду северное сияние. В 2-16 садимся в поезд.
27 февраля, дорога домой
Поезд Костомукша – Санкт-Петербург (ходит по определенным дням) от ст. Гимольская (2-16 – 13-09).
Поезд Сапсан Санкт-Петербург – Москва (15-10 – 19-05).