Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПО КОЛЬСКОМУ ПОЛУОСТРОВУ (КИЦКИЕ ТУНДРЫ)

4 – 10 МАРТА 2023 г


Группа

Салтырёв Александр. Соло поход.

Маршрут

Москва – Оленегорск (поезд) – поворот с дороги на Ловозеро на Саамскую деревню (такси) – траверс Кицких тундр – трасса Кола – аэропорт Мурмаши (такси) – Москва (самолет).
Общая протяженность маршрута с коэффициентом 1,2 около 115 км.
Набор высоты 3370 м, сброс 3500 м.
Примерный маршрут на сайте nakarte.me.

Источники информации

(1) Отчет о лыжном походе, рук. К. Бекетов.
(2) Отчет о лыжном походе 5 кс, рук. В. В. Трылис.
(3) Отчет о лыжном походе 2 кс, рук. А. Д. Зотов.
(4) Кроме этого я был в пеше-водном походе по Кицким тундрам в августе 2019 г, и имел некоторое представление о районе.

Общие сведения

Никаких ограничений по передвижению (заповедников, ООПТ, военных частей и пр.) на маршруте не было. Но западнее от нитки маршрута находится военная часть в пос. Бол. Рамозеро.
Почти на всех вершинах была сотовая связь и выход в интернет. Вначале работали вышки в районе пос. Протоки, затем вышки в поселках вдоль ж/д.
Со слов таксиста на заброске, все 3 дня до моего приезда был сильнейший снегопад, выпало до полуметра снега, хотя прогноз все дни показывал лишь небольшой снежок. При этом температура была немного ниже нуля. В мой первый ходовой день было пасмурно, и периодически шел небольшой снег. Со второго дня похолодало до -20 С ночью, -10…-12 С днем, и прояснилось. Такая погода продержалась почти 5 дней, до середины предпоследнего дня.
Подъем утром в 5-15, выход 7-30 – 7-45. Обед с установкой палатки и просушкой спальников занимал около 2-х часов. На ночевку вставал в зависимости от места нахождения от 17-45 до 18-30.
На маршруте не видел ни одной лыжни. До выхода вечером предпоследнего дня на старую лесовозную дорогу пересек 3 довольно свежих буранных следа, и немного прошел вдоль сильно заметенной буранки, отходящей от одной и пересеченных буранок.
За весь поход воду в жидком виде видел всего один раз. В предпоследний день в ручье, вытекающем из оз. 224 м была полынья длиной 2-3 м. Буквально за 100 м до этого, в устье ручья, я обедал, но там полынья была затянута льдом.
Изначально была мысль стартовать км 15 дальше по дороге на Ловозеро, и начинать маршрут с вершин Наум-Вань-Из (какое не Кольское название), Кулим, Горелая. Но в отчете (3) от 2020 г говорится, что на в. Кулим идет строительство РЛС дальнего обнаружения, космоснимки это подтверждают. В каком состоянии находится нынче станция не понятно, возможно, уже построена, какова охранная зона тоже не понятно, проходить даже поблизости от военного объекта совершенно не хотелось, поэтому отказался от такого начала.

3 – 4 марта, дорога туда

Поезд Москва – Мурманск до Оленегорска (0-41 – 9-40).
Такси Оленегорск – поворот с дороги на Ловозеро на Саамскую деревню, 35 км. Машину без проблем нашел на привокзальной площади.

4 марта, день 1

Поворот с дороги на Ловозеро на Саамскую деревню – седловина между вершинами Комариная (471 м) и 422 м.
Пройдено 12,9 км.
Погода: пасмурно и ветрено, -5 С, периодически небольшой снег.
Стартую в 10-30. Первое время от старта иду по лесу и небольшим озерцам, проблем с передвижением нет. Лес достаточно редкий, без завалов, глубина тропежки до 20-25 см, причем снег пушистый, без ветрового наста, а внизу он достаточно плотный, хорошо держит лыжи, тропить легко. После рассказа таксиста про 3-х дневный снегопад боялся, что будет хуже, особенно учитывая, что на НГ я сломал свой 189 см Фишер, и теперь иду на 179 см облегченных и с зауженной талией Саломонах. Для некоторого облегчения рюкзака (хотя он был бы не слишком тяжелый, порядка 16-17 кг) использую саночки.
Выхожу выше зона леса, тут тропежка порядка 10 см. Поднимаюсь на в. 438 м (последние метров 300 радиально, без вещей), прохожу соседнюю вершинку высотой около 400 м, а затем в. Комариная (471 м). На залесенной седловине перед началом подъема к в. 422 м встаю на ночевку.

Стартую от развилки дорог





5 марта, день 2

Седловина между вершинами Комариная (471 м) и 422 м – седловина между вершинами 455 м и Нинтпахк (587 м).
Пройдено 9,3 км.
Погода: с утра -19 С, днем -10…12 С. Солнечно, небольшие ветер и облачность.
Прохожу в. 422 м.


Далее в. 402 м, прорезанную несколькими тектоническими разломами, которые образуют каньоны со стенками высотой по 10-20 м. Поскольку каньоны находятся на границе зоны леса, то проблем с их прохождением нет, где можно подняться между скальными выходами хорошо видно.



На следующей седловине перед в. 455 м начинается самый сложный, и единственно подобный за весь маршрут участок. Какой-то скально-лесной хаос. Овраги, бугры, скальные стенки, курум, густой лес. Порой просто не понятно где вообще можно подниматься. Совсем немного упрощают движения 2 небольших озерца.






Выше границы леса идти уже нормально. Пройдя вершину, встаю на ночевку на следующей седловине, перед южным гребнем в. Нинтпахк (587 м).


Хребет с в. Нинтпахк (587 м)


6 марта, день 3

Седловина между вершинами 455 м и Нинтпахк (587 м) – седловина перед в. Юксвыд (551 м).
Пройдено 17,8 км.
Погода: с утра -19 С, днем -10…12 С. Солнечно, небольшие ветер и облачность.
Седловину прохожу без проблем, как и все последующие. В. Нинтпахк (587 м) отмечена заснеженной триангулой, похожей то ли на пингвина, то ли на мишку, то ли еще на какого-то зверя. Седловину после вершины пересекают старый и свежий буранные следы. Сегодня почти весь день иду выше зоны леса, только на седловине перед в. 463 м была полоса лесотундры.


В. Нинтпахк (587 м)





На обед всегда устанавливал палатку и сушил спальники.

Благодаря большому количеству снега все небольшие камни хорошо засыпаны снегом, торчат только редкие большие, склоны пологие и протяженные, не более 15 град, подниматься вверх просто, а катиться вниз одно удовольствие.







Ночую в редком лесу на седловине перед в. 422 м.

7 марта, день 4

Седловина перед в. Юксвыд (551 м) – седловина между вершинами Сытрантеч (552 м) и Волшепахк (612 м).
Пройдено 24,4 км.
Погода: с утра -20 С, днем -10…12 С. Солнечно, небольшая облачность, в первой половине дня периодически налетает туман. Ветер очень слабый.
Прохожу в. Юксвыд (551 м) с триангулой, и находящееся за ней всхолмленное плато, заканчивающиеся в. 448 м.



Посередине видна в. Вируайвенч (599 м)

Затем перехожу через залесенную седловину со снегоходным следом. Летом тут проходит вездеходка из пос. Бол. Рамозеро в сторону оз. Кицкое.


Длинный хребет после седловины заканчивается в. Сытрантеч (552 м). Изначально была мысль сходить от этой вершины радиально на весь день на вторую по высоте вершину Кицких тундр – Вируайвенч (599 м), а это туда-обратно 20 км. Но решил, что сказка (в смысле хорошая погода) не может длиться долго, через день-два испортится, и тогда придется либо пробиваться по гребню через непогоду, либо спускаться в зону леса, а это в любом случае потеря скорости и времени. Да и на выходе ждет длинный лесной участок, еще не известно, какая там будет тропежка. Учитывая, что я уже был на этой вершине в пеше-водном походе в августе 2019 г, и то, что ничего принципиально нового из видов я оттуда не увижу, решаю отказаться от радиалки.

В. Вируайвенч (599 м)



Со спуска с в. Сытрантеч (552 м) видна очередная залесенная седловина и высшая точка Кицких тундр – в. Волшепахк (612 м). Спускаюсь на седловину и встаю на ночевку в редком лесу.

В. Волшепахк (612 м)


В. Волшепахк (612 м)



8 марта, день 5

Седловина между вершинами Сытрантеч (552 м) и Волшепахк (612 м) – истоки р. Махкйок.
Пройдено 22,1 км.
Погода: с утра -20 С, днем -10…12 С. Солнечно, ветер очень слабый, но он поменял юго-восточное направление прошлых дней на западное.
Высота 612 м дает о себе знать :), поднимаюсь на вершину достаточно долго, крутизна посередине подъема непродолжительно была до 20-25 град. После вершины пологий спуск и такой же подъем на западную в. 594 м.

Сегодня полнолуние



В. Волшепахк (612 м)

В. Сытрантеч (552 м)




В. Сытрантеч (552 м)


На седловине между вершинами 612 и 594 м

Длинный пологий спуск с хорошей катухой приводит на залесенную седловину. Небольшие скальные выходы в начале леса легко обходятся. Прохождение зоны леса и подъем на следующий хребет проблем не вызвало.

Хребет с в. Куничья Шапка (512 м) (справа)



Вершины 594 м, Волшепахк и Сытрантеч




Вершины 594 м, Волшепахк и Сытрантеч


Впереди в. Куничья Шапка (512 м)

По хребту выхожу на в. Куничья Шапка (512 м) с согнутой триангулой и старыми следами росомахи. Это последняя вершина-пятосотметровка на моем маршруте. Впереди горки заметно ниже.


Спуск с вершины крутизной до 25 град, снег очень жесткий, местами обледенелый, это единственное место в походе, где пришлось спускаться до первых кустиков очень аккуратно. Внизу несколько росомашьих тропинок, сверху даже показалось, что это человеческие следы.

В. Куничья Шапка (512 м)


В. Куничья Шапка (512 м)

Через пологие увалы выхожу к истокам р. Махкйок. Здесь пересекаю свежую буранку, и вскоре встаю на ночевку среди невысоких лиственных деревцев.


9 марта, день 6

Истоки р. Махкйок – оз. 158 м.
Пройдено 23 км.
Погода: с утра -20 С, днем -10…12 С. С утра солнечно, но постепенно наползает облачность, к вечеру все серо. Выше зоны леса сильный ветер.
По совсем старой заметенной буранке иду на север в сторону оз. Красивое. Затем пологий подъем на в. 421 м. Удивительно, но триангула на вершине совершенно не облеплена снегом.


Оз. Красивое




Постепенно начинается довольно сильный и холодный западный (встречный) ветер. Приходится первый раз за поход пользоваться ветрозащитой лица (2 повязки). Иду справа от верха хребта, чтобы хоть немного прятаться от ветра. Но это не сильно помогает, замерзает один из смартфонов. У меня на шее под внешней ходовой и внутренней утепленной (аналог толстой флиски) куртками висят 2 смартфона, один используется как фотоаппарат, другой как навигатор. Так вот фотоаппарат, который висел слева, с наветренной стороны, через несколько секунд после очередного включения взял и выключился. Пробовал несколько раз его перезапустить, но не получилось. Перевесил направо, к другому смарту, на подветренную сторону. Минут через 15-20 он нормально включился, и даже не потерял имеющегося заряда аккумулятора. Сам я начинаю подумывать об утеплении штанами, курткой и верхонками, но решаю не продолжать траверс, а спускаться влево вниз, к подножию в. Кицкая (431 м).


Внизу ветра почти нет, долгое время тянется сначала тундра, затем лесотундра. Нормальный лес (но он, как и раньше, не очень густой), начинается только километра за 1,5 до озера 224 м. Затем в основном по болотам и лесотундре дохожу до озера 188 м, и далее до находящегося северо-западнее еще одного озерца. Тропежка порядка 10-15 см.

В. Кицкая (431 м)




А вот дальше был неприятный, но хорошо, что короткий, участок сначала каких-то бугров, скорей всего рукотворного происхождения (похоже, на выемку грунта), а затем мордохлыста. Затем опять редкий лес, болота, и, выхожу на старую лесовозную дорогу. К удивлению, она без буранки. Но это только сотня метров, после поворота налево она появилась. Встаю на ночевку, немного сойдя с дороги, на берегу озера 158 м.


10 марта, день 7

Оз. 158 м – поворот с трассы Кола к пос. Лопарская.
Пройдено 5,5 км.
Погода: с утра -12 С, пасмурно и ветрено. В 10 ч очень быстро, буквально за полчаса, раздувает до чистого неба, становится солнечно.
Иду по дороге по буранному следу. Прохожу мимо песчаного карьера. По космоснимкам он находится немного в стороне от дороги, и подъезд к нему дальше. Но, похоже, снимки давно не обновлялись. Карьер разросся, с дороги к нему ведет подъезд. Дальше дорога наезжена машинами, посыпана песком, приходится снимать лыжи и крепить их к санкам. Выхожу на трассу Кола, поворачиваю направо и прохожу 1,5 км до сворота к пос. Лопарская. Время 9 ч. Вызываю Яндекс-такси, время ожидания около 40 мин. Пока жду машину, упаковываю в чехол лыжи и палки. По приезду в аэропорт покупаю билет на ближайший рейс (вылет через 3 ч, Аэрофлот). Заранее никакой обратный билет не покупал. Спокойно переупаковываю рюкзак, привязываю к нему саночки, и иду в кафешку.

Праздник первого глотка :) в аэропорту


10 марта, дорога домой

Такси от поворота с трассы Кола к пос. Лопарская – аэропорт Мурмаши, 45 км.
Самолет Аэрофлот Мурманск – Москва (13-10 – 15-50).

Снаряжение, одежда, раскладка

При выборе вещей ориентировался на свой список похода 2019 г по Хибинам. Существенные изменения были следующие:
1) Вместо рюкзака Сплав Gradient 80 взял Баск Агрессор 60 + санки.
2) Не стал брать: кошки, ледоруб, лавинную ленту, книжку в поезд.
3) Из-за того, что на НГ поход сломал основную походную лыжу Fischer Outtabounds Crown, 189 см, 88-68-78 мм, пришлось брать облегченные и с зауженной талией Salomon XADV, 179 см, 89-60-78.
4) Штаны вместо 200 флиса надел 100 + в рюкзак положил утепленные укороченные (2/3 длины) брюки.
Все остальное было либо то же самое, либо другое аналогичное. Стартовый вес с учетом веса пустых саночек и заполненной чаем бутылочки 0,5 л около 18 кг.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru