Фотографии В начало ^ my-tour.ru

В Сторону Фантома Свободы.
Вольные заметки об экспедиции под руководством Саши С. по рекам Кица и Кола (Кольский полуостров). Август 2019.

Автор Николай Горшков https://vk.com/id423251816

«Во время сна человек держит вокруг себя нить часов, порядок лет и миров. Он инстинктивно справляется с ними, просыпаясь, в одну секунду угадывает пункт земного шара, который он занимает, и время, протекшее до его пробуждения; но они могут перепутаться в нем, порядок может быть нарушен.»
М. Пруст «В сторону Свана»

«Нужно достигать гармонии, счастья, добродетели, героизма, хлеба, женщин. А не пустоты. А Свобода есть просто пустота, простор. - Двор пуст, въезжай кто угодно. Он не занят, свободен.»
В. Розанов. «Опавшие листья. Короб первый»

Изложенное ниже является субъективным и дискуссионным мнением, и, надеюсь, не противоречат изложению фактического материала об экспедиции Саши С. Возможно, мои заметки кого-то заинтересуют.
Прощу прощения за стиль и за терминологию, но иногда хочется следовать манере изложения, скажем, В. А. Обручева, которая в XXI столетии не очень принята. Однако, это не научный отчет, поэтому позволю себе похулиганствовать.

Цели и задачи пакрафтинга и концепция экспедиции.
Я так и не могу уяснить для себя четкую задачу пакрафтинга. На бескрайних просторах Мировой Виртуальной Помойки попадаются отчеты Героев, которые проходят 200-300 км пешком, с восхождением на технически сложные вершины и перевалы, а после этого сплавляются 30 км по Реке. В связи с этим возникает вопрос - зачем тогда необходимо снаряжение для водной составляющей экспедиции? Не проще ли было планировать чисто пешеходное/горное мероприятие?
Полагаю, что здесь необходимы некоторые дефиниции. Либо пакрафт нужен для экспедиции, например, по Грендандии. Где это вынужденная необходимость и другого выхода нет. Для этого необходима ультра легкая лодка без бурноводинговых деталей.
См. также дневники штурмана В. Альбанова (1913-1914 г.) или Ф. Нансена (1887-88г.). Здесь также не было иного выхода, кроме как использования каяков для преодоления трещин и промоин в свежем льду в районе ЗФИ. Впрочем, это отдельная история и Арктика, однозначно, уже совсем не место для жизни…
Или вы ставите задачу сплава по Рекам, о которых нет достоверной информации и возможно наличие потенциально сложных порогов. Для этого, полагаю, нет смысла планировать ультра длинные пеших переходов. Экспедиция 2018 г. на Полярный Урал позволила при минимуме пеших переходов с грузом (50-60 км) пройти пять различных Рек и Ручьев. При этом акцент делался на сплав, а пешая часть являлись необходимой для достижения разнообразных по характеру Рек. Радиальные выходы налегке планировались как дополнение к основной сплавной составляющей.
Вода, даже Ровная (большие акватории), не говоря о Белой, не терпит пренебрежительного к себе. Я был наказан за это много лет назад. Ошибки повторял, но Урок усвоил.
Соответственно, подбор снаряжения не терпит компромиссов. МакЛауды, экипированные сплавными касками из ПЭТ бутылок, вызывают у меня чувство изумления и недоумения. Вас когда-нибудь било головой даже в хорошей каске об камни? Ощущения - весьма неоднозначные... Или спас-жилет, который мешает эффективно работать на Воде? Полагаю, что это - основные вопросы безопасности. Оверкиль и заплыв - это не лучший стиль, который может привести к непредсказуемым последствиям. Даже в условиях команды, а тем более одиночного сплава. Тем более, что эскимо-ролл, даже среди прорайдеров пакрафтинга, на серьезной Белой Воде практически не используется.
Здесь, возникает вечный вопрос - скитур или бэккантри-фрирайд? В настоящее время, однако, возможная некая вариантность. Сконструированы новые лыжи и пиновые крепления. И, все-таки, я выбираю фрирайд… Пока именно с тяжелыми райдовыми лыжами и платформенными креплениями. Так именно ощущается райд с красивыми фонтанами снега позади. Гармония и баланс…
Вопрос в том, что ты выбираешь - движение в сторону Фантома Свободы, поиска чувства Полета, чистого Фана, ощущения пульса Воды/Снега. Или перемещение груза. Из точки А в точку В. Я уже не люблю горный, лыжный туризм. Альпинизм. Фрирайд. White Water. Это квинтэссенция ощущения дыхания Гор/Воды.
Таким образом, мне представляется, что в бурноводном пакрафтинге в первую очередь основное внимание должно быть сосредоточено на снаряжении для Воды. Но и, конечно, обеспечение достижение определенной степени комфорта в лагере. При разумно малом весе. Ведь весь хабар едет на твоей спине долгое время. К сожалению, режим экспедиции никто не отменял.

Итак, заметки.
Продуктовая раскладка. Что немаловажно.
Необходимо отметить применение «запаривающихся» продуктов (мюсли, кускус, хлопья, сухие овощи), что сильно экономит расход топлива (газа) и времени. Спасибо коллегам за идею.
Горячий обед в данных условиях Заполярья был очень уместен. И рюмка спирта в обед, тоже. Нам везло, поскольку обед приходился на погоду без сильного дождя и ветра. Я, персонально, рассчитывал на холодный «перекус» (колбаса, trail-mix, сухари, питательный батончик). При этом я взял «на случай ядерной войны» несколько супов производства компании «Гала-Гала». Продукты хорошие, но неоправданно дорогие. Этого оказалось недостаточно и приходилось одну упаковку расходовать на 2 раза. По 10 г. Но все это было весьма эффективно при данной системе питания.
Правда, мне осталась не очень понятной идеология общественно-индивидуальной раскладки. Это, скорее, характерно для альпийского стиля восхождений. В Советском туризме это было не принято. Оприходована твоя едка, и сразу становится легче. В любом случае, ты берешь персональный НЗ, оставляешь «заначки», которые потом с жадностью съедаются… Зачем на куртке-анорак большой нагрудный карман? Чтобы с увлечением выковыривать оттуда слипшуюся отсыревшую смесь из чернослива, конфеток в обертке и сухарных крошек.
Тем не менее, такой подход вполне возможен.
Мой вес раскладки составил 470 г/день, что вполне поддерживало силы. Однако чувство голода при этом оставалось.
В этом плане меня крайне впечатлили дневники полярного штурмана В. Альбанова, чудесным образом приобретенные на борту ледокола «Ленин». «Ржаной сухарь, намазанный тюленьим жиром, представляет собой вкусную и питательную пищу». Экспедиция Г. Л. Брусилова перестала быть столь загадочной. Джеклондовщина является литературой. Очень хорошей. Альбанов и матрос Конрад. Двое оставшихся из 14 человек, ушедших с борта «Св. Анны». Это нереальные люди, но существовавшие в действительности.
Читайте книжку, кому интересно и необходимо. Это пример беспрецендентной одновременно Воли к Жизни и Воли к Смерти (Ницше).

Обувь.
Используемые коллегами сапоги из материала EVA, возможно, являются оптимальной для переходов по тундре и болотам по причине легкого веса, отличной теплоизоляции и сохранением ног в относительной сухости. Подобная обувь традиционно используется охотниками и рыболовами Заполярья. Однако такие сапоги не обеспечивают необходимой поддержки голеностопа, имеют сомнительный рельеф подошвы, а также образуют заметный конденсат при активном движении.
Советские резиновые «болотники», несмотря на все недостатки, обладали жесткой рельефной подошвой и обеспечивали достаточную поддержку голеностопного сустава при использовании портянок. Это известно.
Несмотря на утверждение моих коллег, что такая обувь является универсальной как для ходовой части, так для и сплава, такой подход мне представляется достаточно сомнительным и небезопасным. При возможной разгерметизации «квази-сухого» гидрокостюма заполнение сапог водой может привести к непредсказуемым последствиям. Как утверждалось, это исключено. Однако во внимание не принимается возможность разрыва гидроштанов, пусть и надежных о камень. Отметим, что любой hydro-suit (стоимость его запредельна) подразумевает использование «мокрой» обуви с герметичными манжетами в области голеностопного сустава. Даже яхтенный. Мне, когда-то давно, удалось порвать неопреновый комбинезон при ударе коленом об камень. Отвлекаясь уже от ощущений болезненного удара, прорез был значительным. Пришлось вшивать дополнительное усиление на коленную часть. Вспоминаю также Советский резиновый гидрокостюм с закруткой на поясе для герметизации. Крайне неприятно, когда внутрь попадает вода. Особенно весной, когда вокруг лежит снег. И ты мучительно терпишь до вечера, когда эту мокрую, холодную резиновую дрянь можно снять.
Выбранные мною легкие трекинговые ботинки Vasque Breeze III GTX промокли на второй день перехода. Вероятно, я зашел выше «ватерлинии». Ботинки просохли только к концу экспедиции, что однозначно говорит о неприменимости ботинок в тундре. Скорее, такая обувь уместна для горных районов Полярного Урала, Кольского п-ова, Саян, Алтая.
В таких условиях я бы предпочел использовать проверенные кроссовки Salomon, Amphibian с новыми (!!!) неопреновыми носками. Моим носкам (5 мм) уже не известно сколько лет. Обе конструкции не обеспечивают хорошей фиксации голеностопного сустава, за что я и был наказан разрывом связок голеностопа при неаккуратном движении с грузом по бездорожью. При этом кроссовки Salomon высыхают на ветру за 30 мин. Кроме того, как было показано ранее, при спуске с перевала Сев. Чоргорр по фирну, снегу и курумнику подошва Contagrip вполне соответствовала нагрузкам.
Отмечу, что в режиме соло все движения по сложному рельефу бессознательно выверяются, поскольку, понятно, что это может привести к непредсказуемым последствиям.
При всем этом, я, конечно, предпочел бы иметь относительно сухую обувь при данных погодных условиях. Возможно, разумной альтернативой является используемый М. Галкиной вариант «гидрочулков». Интересно было бы найти их детальный раскрой, кроме приводимых общих указаний.
Ну и, естественно, опорки из материала EVA (200 г) для лагеря, как было использовано ранее. Может быть, тапочки типа «Рокс», которые были у моих коллег.
Подчеркну еще раз, все высказанные рассуждения относятся к моей персональной идеологии пакрафтинга, как относительно нового направления в области достижения гармонии с Белой Водой.

Палатка.
«Среди льдов/тундры стоит палатка, пара-понци-по, словно красная заплатка, пара-понци-по, над палаткой днем и ночью черти мерзлые хохочут, пара-понци-по, ты попал в страну такую…» (Д-р Бегуонек/ Ю. Визбор, к/ф «Красная палатка»).
3Full Gear (China). 3.5 т. р. 800 г. Постановка на телескопическую палку или на разобранное весло (фото 1-3).


Фото 1. Давно не спал на такой кривой поверхности. А палатка стоит.

«Средь тундры стоит палатка, пара-понци-по, словно красная заплатка, пара-понци-по, над палаткой днем и ночью черти мерзлые хохочут, пара-понци-по, ты попал в страну такую… (Ю. Визбор, к/ф «Красная палатка»).


Фото 2. Ничего хорошего явно не предвидится. Вид из тамбура палатки.



Фото 3. Такой вот уют. Вполне комфортно.

Спасибо г-ну Р. Амундсену. Это его конструкция. Классическая арктическая шестигранная палатка, модернизированная при изучении быта эскимосов во время экспедиции по северо-западному проходу (1904-1905 г). Ветроустойчивость - не встречал подобной. Даже у зимних шатровых палаток. Замечательное изобретение китайских коллег - четырехгранные короткие колышки (Y-Shape), которые можно дополнительно купить в компании «Сплав», и пряжечные крепления углов палатки. Есть возможность найти позицию для такого колышка на практически любой поверхности. Большим преимуществом является возможность фиксации колышка надавливанием ногой с последующей подтяжкой углов палатки при помощи пряжечных затяжек. У меня, лично, таких конструкций не было. Очень удобная система крепления внутренней палатки (плотная москитная сетка, хорошее проваренное/клеенное (?) донное «корыто»). Даже при мокрой внешней палатке внутренняя часть всегда оставалась сухой. Необходимо, правда, довести действия по постановке до автоматизма. Шесть колышков, однако. Не очень очевидно, как такую палатку поставить на сильном ветре в одиночку, но полагаю, что вполне возможно. Единственный обнаруженный конструкционный недостаток это, пожалуй, отсутствие эффективной пряжечной затяжки на нижней точке крепления тамбура. Но это возможно дошить. Есть возможность ставить тент выше или ниже в зависимости от высоты ЦК (центрального кола, палка-телескоп). На ЦК возможно подвешивать сырое снаряжение (неопреновая одежда, включая носки), которая за ночь практически высыхает или достигает состояния комфортной степени влажности. При низкой постановке конвекционное поступление холодного воздуха внутрь палатки минимально. Это оказалось важным при достаточно холодной погоде. Градиент температур внутри палатки и снаружи был очень заметным. Правда, при такой постановке палатки образуется больше конденсата на тенте, но это не столь существенно при раздельной постановке внешней и внутренней палатки. Тент палатки, изготовленный, вероятно, из ткани с силиконовым покрытием, просыхает за 15-20 мин на ветру.
К достоинствам данной конструкции можно отнести и возможность сборов снаряжения при плохой погоде и при частично отстегнутой внутренней палатке.
Полагаю, что для экспедиции в формате соло можно обойтись без дополнительного тента, хотя это и комфортнее.
Я ожидал подвоха со стороны китайских коллег, но такового не обнаружилось.

Спальный мешок.
Red Fox. X-light, Primaloft , 800 g, T extr. -10C. Первый раз тестировался в таких условиях. Возможно, оптимальный спальник до температур около 0 С и для водных походов. Исходя из многолетнего опыта использования различных утеплителей в водных экспедициях, оптимальными являлись синтетические. В настоящем путешествии, пуховой жилет (150 г) даже при тщательной герметичной упаковке, оказывался слегка отсыревшим.
Итак, спальный мешок не отсыревает, утеплитель вполне выдерживает температуры до 0 С (что проверено ранее) и обеспечивает комфортный сон. «Бабские» ходовые рейтузы, basic layer, Polar-100 stretch, СУХИЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ. О, Чудо, Счастье и Просветление!!!. Пуховый жилет внутри спальника для комфорта, сырые носки. Вылезание из спальника с неудобным одеванием пухового жилета внутри согретого пространства в 6-00 сопровождалось стонами и громкими нецензурными ругательствами в адрес всего мира, экспедиции и собственной дурости.

Коврик.
Surf-mini («Сплав»). 500 г, купленный со страшной скидкой, как и все мое снаряжение. Живет уже 6-7 лет. Хотя, как я слышал, столько такие коврики не живут. Мне вполне комфортно, при моих скромных габаритах. Однако, каждый раз, беря его с собой в более-менее продолжительное путешествие, я думаю о том, что он может начать травить воздух в неизвестном месте в самый неподходящий момент. И тогда жизнь на камнях или снегу будет явно не комфортной. Заклеить такой коврик в экспедиционных условиях (особенно зимой) проблематично, поскольку для нахождения утечки воздуха желательно погрузить коврик в воду. А высушить его при плохой погоде - задача нетривиальная.
Но в условиях экспедиций на пакрафте я другого решения не вижу. Возможно, надо все-таки купить коврик Thermarest. (н-н-да, 10-16 тр).

Возможно, важное и полезное.
Лодка.
«Я - летчик. Я по земле хожу хуже, чем летаю. И если я говорю, что могу взлететь, значит, могу… И не думайте, что вернуться домой мне хочется меньше, чем Вам… (В. Чухновский/Н. Михалков, к/ф «Красная палатка»).
Здесь я постараюсь провести сравнительный анализ двух пакрафтов производства TimeTrial (С.-Путник) (фото 4) и «Тритон» (Nortic) (e.g. W.A.S.P., e.g. “BeeLine”) (фото 5-10, 12).


Фото 4. Северный-Путник. К старту готов (2017 г. р. Кунийок.)



Фото 5. Такие вот лодки на берегу р. Кола. Лодка W.A.S.P., («Тритон») справа.



Фото 6. W.A.S.P. Кокпит. Как пилот «Формулы-1». В качестве спинного упора - гермоупаковка (10 л). Гермо-упаковка для фото-камеры находится рядом со сляйдом. Палки-телескопы, спиннинг, каркас от рюкзака крепятся под декой на трех «пятаках».

Большим достоинством пакрафта С.-Путник является применение оболочки высокого давления из материала PVC. Накачивание судна до «звона» позволяет относительно четко контролировать его маневренность на струе даже при использовании примитивных ременных коленных упоров. Как я отмечал ранее, в пакрафтинге используются все элементы каякинга и без знания этой базовой техники сплав теряет многие ощущения фана и полного контроля над судном и Полета над Белой Водой.
С моей точки зрения (паддлер - рост 170 см, вес 55-57 кг), является излишним значительный диаметр баллонов (30 см). Безусловно, это обеспечивает высокую пассивную остойчивость, но практически исключает возможность эффективного управления кренами при нагруженной лодке в экспедиционном режиме. Также, при указанном весе и габаритах паддлера излишним является большой объем кормового наддува. Чрезмерной является и длина судна (260 см). Однако, при таких габаритах кокпита судна это, возможно, допускает посадку гребца более крупных размеров в экспедиционном режиме.
При моей посадке груз частично располагался под коленями, частично в носу, в качестве спинного упора и гермоупаковки на носу поверх судна. В качестве сидения использовалось штатное надувное сидение, напоминающее сляйд каяка и обеспечивавшее более четкий контроль движений. В качестве спинного упора использовалась гермоупаковка (10 л) с расходной сменой одежды. «И сижу я тут, сижу, весь пристегнутый ремнями и скопленье населенья наблюдаю под собой» (Ю. Визбор). Как пилот гоночного болида группы «Формула-1».
По своим гидродинамическим параметрам пакрафт вполне может использоваться для сплава по достаточно сложной Воде. Хорошо продуманная конструкция носовых скул и кормовой части позволяет эффективно проходить бочки и косые валы. На больших акваториях также были продемонстрированы высокие ходовые качества лодки. Скорость составляла около 5км/ч против ветра и заметной встречной волне.
При определенной технике владения судном возможен заход в суводи, сопоставимые с размерами лодки. Даже на груженой лодке возможен фронт- и сайд серф на небольших валах и бочках. Но в этом случае необходимо четко отслеживать момент «закусывания» внешнего борта, иначе это может привести к необратимой ситуации. Для восстановления критического крена возможно применения низких опор на весло с активным использованием двухточечных коленных упоров, которые в лодке высокого давления вполне эффективны.
Все это относится к несомненным достоинствам пакрафта С.-Путник, которое дает ощущения полета и чистого Фана при сплаве, что я ставлю основной задачей пакрафтинга.
При всех достоинствах использования пакрафта в условиях Белой Воды, такая конструкция не вполне удобна в плане упаковки и накачки ножным «нано» насосом, что занимает заметное время.
Здесь также возникает вопрос о компромиссе между судами высокого и низкого давления в баллонах… А также преимуществах материалов PVC versa TPU. И те и другие имеют множество достоинств и недостатков.
Увидев пакрафт Nortik 230Д (Тритон) с системой внутренней упаковки груза и протестировав его, я понял, что именно это мне необходимо.
Я являюсь коллекционером самого разнообразного снаряжения. От лыжного туризма, фрирайда, классического скитура до снаряжения и лодок для Воды. Всякой. Возможно, я готов экипировать небольшую экспедицию. Полностью. Поэтому появление в коллекции еще одной коллекционной лодки не явилось чем-то экстраординарным.
Лодка меня, в первую очередь, привлекла своими спортивными обводами. Форма носовых скул, конструкция кормы Габариты. Напомнило культовый в свое время каяк “Topo”, by Eskimo. Легендарный Шон Бейкер метался на такой лодке с 30 м дропов. Были Герои…
Второе, неоспоримое достоинство - это возможность упаковки груза внутри баллонов лодки. Это даже не патентованные water-zip by Alpaсka, которые может заклинить в самый неподходящий момент. Это потрясающая находка конструкторов «Тритон’а». Самое основное, что такая конструкция позволяет даже не столько герметично упаковывать груз, но и равномерно балансировать его по корпусу лодки. Это даже допустимо при весьма свободной (не слишком компактной) упаковке. Это замечательно! Для упаковки груза были использованы две гермоупаковки из материала TPU объемом по 40 л каждая. Возможно, это излишняя мера, поскольку внутрь баллонов при велькро-застежке практически не попадает вода. Это было проверено при оверкиле на ровной воде. Однако при повреждении моно-баллона этот параметр может стать критичным. Мною уже проверено, что порванный баллон пакрафта (Time-Trial) за 30-60 сек превращает могучее судно в кусочек тряпочки с весьма сомнительной плавучестью. И не понятно, как правильно действовать в такой ситуации. Автоматизма пока нет.
Но, наверное, можно использовать и более легкие гермоупаковки из силиконовой ткани, но которые в силу недостаточной герметизации закрутки все же пропускают воду. Т. о., вопрос остается дискуссионным.
Даже при упаковке груза внутри п/э каяка редко удавалось достичь такой балансировки судна. Я ранее не встречал подобной конструкции.
Следует отметить возможность эффективной компрессии груза внутри баллона судна. Это позволяет достигать полный его поддув и изоляцию от контакта со всякой водной нечистью - камнями, сучками, бревнами, русалками, водяными.
Параметры лодки составляли 230 см х 92 см. Диаметр баллона не указан, вероятно, 28 см. Материал TPU. Система низкого давления. Паспортный вес составлял 3.8 кг. Без учета дополнительного аутфиттинга, надувного дна, сляйда, юбки. Это уже находится на грани Добра и Зла.
Как, впрочем, и масса рассмотренного выше пакрафта конструкции компании Time-Trial.
Это, опять-таки, относится к Вашему выбору - или заметная Белая Вода, или путешествия по неизвестным Эйбеням с лодкой в заплечном мешке.
Обводы лодки отвечают параметрам сплава в условиях крикинга (реки с малым расходом воды). Это было проверено в верховьях р. Кица, где был крайне малый расход воды и встречались шиверы с заметным уклоном.
Лодку характеризует идеальная маневренность с возможностью захода в «нано-размерные» суводи.
Знакомство с моей (персональной) лодкой началось с проверки осуществления эскимо-ролла на родном озере. Итог был неожиданным и трагичным. Я с корнем оторвал оба штатных коленных упора. Пришлось сконструировать и доклеить более мощные точки крепления (фото 6). На фото 6 также видно крепление гермоупаковки для фотокамеры. Это не позволяет возможность быстрой фотосъемки на воде, впрочем, как и при размещении камеры в объемном кармане спас-жилета. Если это не water-resist camera. Также заметен отрезок силиконового шланга для подкачки лодки на воде через штуцер. Использовался сляйд с штатной, хорошо продуманной, системой крепления к днищу, дополнительное надувное дно. В качестве спинного упора уже упоминаемая гермоупаковка. В носу размещалась еще одна гермоупаковка - «самосвал», в качестве которой использовался мешок накачки. Очевидно, это не правильно, поскольку он изготовлен из тонкой TPU ткани, и его запросто можно проколоть камешками, прилипшими на подошвы. Ранее я использовал для этой цели мешок от рюкзака, где ехали предметы, не чувствительные к влаге. Такая система посадки обеспечивает очень неплохой контроль над судном.
На сайте компании «Alpacka» отмечается специально сконструированная носовая верхняя гермоупаковка с четырьмя точками крепления на носовую часть лодки. Возможно, это актуально для месячной экспедиции, но при таком «гига-размерном» внутреннем объеме бортовых баллонов, куда можно загрузить разобранный велосипед со складывающимися колесами, вероятно, это мало актуально.
Лодка НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ не подразумевает использования двухточеных строп в качестве эффективных коленных упоров. Такая система плохо работает за счет растяжения баллонов. Необходимо конструирование дополнительных точек крепления коленных упоров, которые бегло фигурируют на сайте компании Alpaсkа. Я, конечно, спроектирую такую систему «под себя» себя и представляю, как она будет выглядеть.
Это крайне важно, поскольку лодка частично «играет» при прохождении бочек и косых валов, сопоставимых с габаритами лодки. Это, впрочем, решаемо при подкачке лодки до необходимой жесткости. Но этот параметр может быть критичным, поскольку материал баллонов также может не выдержать рывков при излишних нагрузках.
То же относится и креплению спасательной ручки на корме лодки, чего я не стал делать умышленно. На фото 12, однако, в области центра тяжести видны мощные «пятаки», предназначенные для таких целей.
Разумное тестирование был проведено на нижнем каскаде р. Кица и на р. Кола. Категория сложности (I). Вода была очень «мягкой», т.е. валы и бочки были не удерживающими и препятствовали прохождению.


Рисунки 7-10. Класс White Water (I). Тест-драйв лодки. Ничего опасного, just FUN and FLY.

Спасибо Саше С. за эффектные снимки.


Рисунок 11.Спасибо Максу. Кто сказал, что не могем? Могем…

Несмотря на относительную нежесткость судна, при прохождении косых и пирамидальных валов, краев бочек заметного размера (куда я не стремился попадать), я могу констатировать, что лодка вполне подходит для рек с расходом воды около 20-30 м3/мин. Т. о. это привычный расход для каякинговых рек.
Непривычным явился элемент прохождения проблемных мест полулагом и даже на отрицательной скорости - приподнятой скулой лодки, что не вполне характерно для техники каякинга. При этом требовалось хорошее управление кренами с опорой на весло, что, как отмечалось, недостаточно эффективно реализуется.
При всем уважении к конструкторами «Тритон’а», которые разработали такой спортивный по гидродинамических характеристикам пакрафт, я бы рекомендовал обратить внимание на аутфитнниг лодки (эффективные коленные, спинной и ножные упоры), которые никак не представлены в данной модификации. Лодка, однозначно, предназначена для жесткого крикинга, даже в условиях автономного сплава. Что я надеюсь осуществить в следующем сезоне.
Я готов предоставить свои, возможно, неправильные разработки аутфиттинга пакрафта. Но хотелось бы, чтобы этим занялись специалисты по конструированию лодок.
Отдельно следует отметить устойчивость материала TPU к контакту с твердыми препятствиями (камнями). На любом другом типе судна такая Река Мечты, включая п/э каяки, требовала бы бесконечной проводки по причине мелководности. Пакрафты ввиду малой осадки проходили везде. При этом на днище остались слабозаметные царапины, даже не доходящие до кордовой ткани. Конечно, это и еще благодаря надувному днищу, грамотная конструкция которого также способствует созданию правильных обводов. Хотя, коллега Андрей, каким-то образом сделал два заметных прореза на аналогичной лодке. Возможно при ее транспортировке по прибрежным кустам и тундряному кочкарнику.
Я активно применял элемент rock-weel - вращение судна на 360о - на камнях при прохождении узостей. Материал PVC в подобных условиях является расходным материалом.
То же, вероятно, относится и к «стратегическому баллистическому капрону», примененному в материале днища на лодках производства С. Коржаева.
Занятно. Я на уровне бессознательного использовал технику буффа при прохождении бочек, сопоставимых с размером судна. Т. е. резкого рывка лодки коленями вверх. При этом происходило «приводнение» на плоское днище, а для выхода из «проблемного» места достаточно было одного сильного гребка вперед. Это также говорит о продуманной гидродинамике пакрафта.
Конструкция лодки позволяет также при полной экспедиционной загрузке осуществлять также и элементы play-boatng’а. Заметных play-spot’ов нам не встретилось. Однако мне удалось осуществить элемент flat-spin (разворот на 360 град) на небольшом вале-бочке. Front и side surf вполне реализуемы. Остается догадываться, какие возможности открываются при сплаве на пустой или мало загруженной лодке.
Замечу, что по моей персональной квалификации пройденная Белая Вода соответствует классу (I) (кое-что заметное), так же как и ранее пройденные мною ранее на пакрафте Реки. Класс (II) - Жопа связан с криминальными последствиями. Категория (III) - состояние полной безысходности из шести букв. Вероятность прохождения близка к суициду. Класс (0), соответственно, не означает ничего. Что и было на основной части Реки Мечты. Весьма разочарован. При этом такая классификация индивидуальна. Для кого-то дроп в 2-3 м является заметным challenge, да для кого-то 20 м - не предел. Зачем пытаться сделать то, что заведомо не можешь. Just Play and get Fun.

Спас-жилет.
Я всегда с большим интересом относился к различным системам спас-жилетов, поскольку сам занимался их конструированием на любительском уровне. Одним из моих любимых в коллекции спас-жилетов является модель «Рыбак» («Тритон»), вполне подходящий по своим характеристикам для сплава на каяке (фото 9, 12). Модель была несколько модифицирована, но как показала практика, такой спас жилет не вполне соответствует требованиям пакрафтинга. Очевидно, что традиционная концепция спас-жилетов плохо применима при наличии характерного для пакрафтов кормового наддува. Это сильно усложняет работу при низких опорах на весло с выходом корпуса на корму судна. Подходящий дизайн таких спас-жилетов я видел только на фото и видео (например, фото 13). Видна высокая посадка спас-жилета, его точная подгонка при помощи регулирующих плечевых строп, точки для крепления системы “long-life” в качестве страховочного средства, объемный нагрудной карман для размещения различных недотыкомок. Способ страховки с воды «трамвайчиком», очевидно, является наиболее эффективным как в каякинге, так и в пакрафтинге.
Реализуется подход с использованием емкости непотопляемости в спинной части, сильно смещенной вверх. При этом передние элементы плавучести также высоко подняты. Такая конструкция позволяет осуществлять эффективную работу корпусом при относительно низкой посадке в пакрафте и значительной ширине судна, по сравнению с каяком.


Рисунок 12. «Когда мы выходим на берег, то девочки радостно стонут …Но, снова завыла сирена – и мы быстро прыгаем в Воду, мы жить не привыкли на суше. Мы любим нырять и купаться….» («Аквалангисты», «Манго-Манго»).

Виден несовершенный спас-жилет, с самосбросом и системой “long-life”.


Фото 13. Coming in the hole. Дословный перевод весьма неоднозначен.

Видна высокая посадка спас-жилета, его точная регулировка при помощи плечевых строп, крепление системы «long-life» в качестве страховочного средства. Обводы лодки очень знакомы. И обратите внимание на эффективную работу кренами.
Здесь, пожалуй, стоить отметить жилет V4 («Tulum», Пермь). Современная, крайне грамотная и продуманная отечественная разработка для каякинга всех уровней. К достоинствам относится также относительно невысокий вес (750 г). Вероятно, такая конструкция будет удовлетворять задачам бурноводного пакрафтига, но без примерки покупать такой жилет как-то не хочется. Возможным решением является жилет «Чапай» («Тритон»), который в продаже давно не появлялся. Однако, и данная конструкция, вероятно, требует модификации.
Придется сесть за выкройки и швейную машинку. И подумать о материалах.
Возможно, мечта об эскимо-ролле на пакрафте может быть осуществлена?

Сплавная одежда.
Шорты (Неопрен, 3 мм). Мужчины! Храните самое ценное в тепле… Выходом являются хорошо подогнанные неопреновые шорты.
Я бы завел какие-то неопреновые наколенники. Колени и другие суставы за 35 лет насилия стали уже не очень.
Сплавные штаны. Легкие, быстро сохнущие, какой-то стрейч (150 г) («Декатлон», Noname).
Dry top «Тритон» с латексными манжетами и воротом.
Без неопреновой майки, возможно, можно было бы обойтись. Но учитывая потенциальную возможность оверкиля и заплыва в очень холодной воде, это было не лишнее. Да и на улице было явное заполярное лето. Т. е., не очень тепло.
Носки неопрен (5 мм).
Общий вес составил 600 г.
Под сплавную куртку надевал еще ветровку Red Fox (100 г) в качестве антиконденсатника и для утепления. Да, недорогой basic layer - polypropylene shirt (Wedz’e). Не снимал всю дорогу. Запах, по возвращении, оказался изумительным. Как изысканный парфюм от С. Дали из козьего помета. Впрочем, как и от всего экипа, который сушил на себе.

Сплавная обувь.
Разумный концепт сплавной обуви - ремешковые сандалии, также уже проверенные. Lizard, Vibram. 600 г. Достаточно тяжелые. Но высыхают очень быстро. Заполярье - не Непал, правда. Но вполне приемлемо.
Одна пара ходовой и сплавной обуви является идеальным вариантом. Salomon Amphibian.
Полагаю, что при любом уровне сложности Белой Воды сплавляться в хорошо подогнанной «мокрой» одежде соответствует требованиям безопасности. «Квази-сухой» гидрокостюм, используемый коллегами в условиях Воды класса (I) , вероятно, вполне допустим. Однако… См. размышления о ходовой и сплавной одежде.

Весло.
Ростовка 220 см (фирма «Тритон», RST) - для меня категорически не приемлема и мешает эффективно работать. Изначально весло предназначалось для надувного каноэ. Сама форма лопасти весла хорошо подходит для ровной воды, но не очень-то вразумительна и характеризуется нечеткостью движений на Белой Воде. Весло пару раз проваливалось не находя точки опоры, добавляя дополнительных эмоций, вероятно, и за счет непривычного разворота точно на 90 град.
С коротким ультра легким веслом четырех частной конструкции производства «Вольный Ветер» я уже сплавлялся в прошлом сезоне. Было очень неуютно. Весло вибрировало за счет сложно-составной конструкции. Профиль весла казался еще более непонятным, поскольку заметно «играл» на Воде и от него можно ожидать любых непредсказуемых непредсказуемостей.
Хорошее, прикатанное весло - это оружие, единственный способ выбраться из Жопы. Если умеешь им пользоваться. Правильно. Это известно.
Единственным выходом пока мне представляется распил мощного антикварного п/э весла Prijon, соответствующей ростовки с прекрасной и проверенной гидродинамикой. Но это является относительно сложной инженерной задачей. Каких-либо разумных весел на рынке я пока не видел.

Highlights and outlooks.
Шатровая двухслойная соло-палатка 3Full Gear (China) отвечает всем требованиям пакрафтинга и одиночных путешествий. Интересно, можно ли использовать такую конструкцию на снегу с использованием снежных якорей?
По итогам тестирования Пакрафта 230Д производства «Тритон» могу сказать, что лодка прекрасно подходит для сплава по Белой Воде с использованием практически всех элементов техники каякинга. Интересно, где границы ее использования, поскольку не убиваемых конструкций не бывает (за исключением -СН2-СН2-)? Вероятно, это покажут следующие экспедиции.
Полагаю, что необходимо разграничение задач пакрафтинга. Либо это сплав по заметной Белой Воде, где необходимо соответствующее снаряжение, либо это сверхдальние пешие экспедиции, где пакрафт используется как средство форсирования водных преград или сплава по ровной воде. Для этого нужна лодка весом, не превышающим 2 кг, например, Пакрафт 180 («Тритон»), или «Кулик» (С. Каржаев).
Я, конечно, понимаю, что при отпиливании ручки от зубной щетки и т. д, можно сэкономить до 0.5 - 1 кг веса, что, в общем то, заметно. Но, опять-таки, какие цели и задачи поставлены. И, полагаю, здесь компромисс здесь едва ли возможен. И так уже реализуется мечта любого эстета Белой Воды - сплав по труднодоступным Рекам с протяженной пешей частью экспедиции, что в традиционном водном туризме требует немалых сил и времени.
Я не призываю к стилю old-school - брезентовые штормовки, болотники, тушенка, но обеспечение безопасности на воде и достижение определенной степени комфорта в лагере представляется разумным.
Мой рюкзак на выходе весил около 27 кг (с едой в поезд и частью одежды, которая сразу же была одета). Лодка со ВСЕМ сплавным снаряжением весила около 9 кг, который я уменьшить уже не могу. Такой вес заплечного мешка при движении по полному бездорожью находится уже на моей персональной границе добра и зла. Излишними были мотявочки и другие прочие юркие недотыкомки, которые, впрочем, никогда не бывает лишними.

Вместо заключения.
Все вышесказанное относится к осуществлению Движения в Сторону неуловимого Фантома Свободы, в сторону Пустоты, за минуту пробуждения. Rapid eye movement. Фаза быстрого сна. Где сон, собственно, и снится. Все это, возможно, и было сном, ирреальностью - надобъемная тундра, ее непередаваемые цвета, Место Силы, лесотундрянная Река Мечты. Единение с Белой Водой. В зависимости от того, как ориентировать свое сновидение. Были достигнуты призрачные, иррациональные цели. Фантом Свободы, Пустоты, явился и пропал на неизвестное время.
В этом сне я шел до конца, как обычно. Done.
Возможно, в следующем сезоне планируется экспедиция на несколько Рек Кольского п-ова класса (II) - Жопа. Может быт и (III). Но это будет уже в другом формате. Неосознанное стремление в сторону неизвестности. Каньоны, возможен водопадинг. Райдер умирает в одиночку и с мечом в руках. Как многие из близких мне людей. Хорошо если быстро. Из смертных, никто не знает, когда закончится его миссия в жизни. (см. Эсхил. «Царь Эдип», «Эдип в Креонте»).
Но я уже завелся. Это - Пакрафтинг, детка. Новый Райд. Желающие суицида приглашаются.
Однако, всем, обсмотревшимся видео от прорайдеров пакрафтинга, не стоит пытаться сразу повторить подобное. Для этого нужна школа и чувство Воды…
Впрочем, надо еще вернуться из весеннего скитур/фрирайд путешествия…
А иначе ничего не имеет смысла. В следующую экспедицию возьму с собой в компаньоны М. Монтеня. Отличный чувак. А то - А. Рембо, Ж. Превер. Не тот драйв. Хорошо, наверное, внимательно перечитывать «Опыты» под равномерный стук дождя по палатке.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru