Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПО САНДЛЕВСКИМ ГОРАМ И ХРЕБТАМ СРЕДНЯЯ И СЕВЕРНАЯ КРАКА

31 ДЕКАБРЯ 2021 Г - 8 ЯНВАРЯ 2022 г


Группа

Александр Салтырёв. Соло поход.

Маршрут

Москва - Белорецк (поезд) - пос. Узян (такси) - траверс Сандлевских гор - траверс хр. Средняя Крака - траверс хр. Северная Крака - дер. Шигаево - Белорецк (2 попутки) - Москва (поезд).
Общая протяженность маршрута около 100 км.
Набор и сброс высоты примерно по 2,9 км.
Примерный маршрут


Источники информации

Хребты Крака, особенно в части зимних походов, практически не известны как место проведения туристических походов. Я впервые узнал про эти хребты из отчета 2019 г И. Черемисова.
В этом отчете есть ссылки на все отчеты, которые удалось найти руководителю группы по этому району - один зимний рассказ, две летних ПВДшки, а так же статью-обзор Б. Прохорова.
Ближе к времени проведения похода нашелся еще один отчет И. Черемисова за 2021 г,
а буквально за несколько дней до отъезда отчет Н. Котлярова тоже за 2021 г.
Мне маршрут менее 100 км показался коротковат для 9 дней, и я обратил внимание на Сандалевские горы, находящиеся немного западнее Краки. По этому району не удалось найти вообще никакой информации, за исключение нескольких строк из энциклопедии Урала Н. Рундквиста. По итогам похода можно сказать, что Сандлевские горы во многом схожи с хребтами Крака, и начинать маршрут можно было бы от их северной оконечности.

Общие сведения

Никаких ограничений по передвижению (заповедников, ООПТ, военных частей и пр.) на маршруте не было. Единственная пройденная дер. Катарыш это несколько жилых (и то, возможно, только летом, хотя трансформаторный шкаф тихонечко гудел) и несколько полуразрушенных домиков.
Похода на очень хорошая. Солнечный день был только один, на 6 день похода. В первый день было пасмурно, но хорошая видимость. В остальные дни пасмурно, ограниченная видимость, в приделах 1-2-3 км, т. е. хребет, по которому идешь, нормально видно, а вот соседние хребты, а иногда и долину внизу, не всегда, часто шел небольшой снег, на открытых местах ветрено, особенно в последние 2 дня. Температура ночью плавно опускалась с -20 до -5 град, а днем с -12 до -2.
Снега в целом не много. Глубина тропежки внизу 10-15 см, наверху в зоне леса на ровных поверхностях 20-25, на склонах, даже на небольших, 10-15 град, увеличивалась до 30-35 см. Под елками-соснами снега заметно меньше, чем в других местах. На открытых местах глубина тропежки сильно зависит от направления гребней, их подверженности воздействию ветра. Местами снега почти вообще нет (хр. Бол. Крака на Сев. Краке), местами до 30-35 см. Желание челночить не возникло ни разу.
В долинах огромное количество лесовозных дорог, и дорог к покосам. Не все они накатаны, не все показаны на картах и читаются по космоснимкам, но все равно облегчают передвижение от одного хребта к другому, надо только отслеживать их направления.
За весь поход встретил только 2-х человек на тракторе, которые тащили с десяток сосен по дороге куда-то вверх по долине р. Катарыш, да видел проезжающие в стороне 2 трактора в районе дер. Хамитово, и 2 буханки в дер. Катарыш. Ни одной лыжни, за исключением охотничьей (широкие лыжи и без палок) в районе летовок на р. Лев. Саранга, и следов от нескольких лыж при спуске по гребню к дер. Шигаево. На этом же спуске была видна и сильно заметенная тропа, видно иногда все же зимой кто-то приезжает прогуляться по гребню.
В северной части хр. Сев. Крака проводится горный полумарафон Kraka race. Есть набитые летние тропы, на деревьях висит разметка.
Множество различных звериных следов, но довелось метров с 50 увидеть только лося.
Птиц также огромное количество. Иногда весьма крупные взлетали с веток, или вылетали из-под снега буквально в нескольких метрах рядом со мною.
Связь (пользовался МТС) была в первый день (кроме места ночевки) - в пос. Узян есть вышка. Наличие интернета не проверял.
Около дер. Хамитово полное отсутствие сигнала.
На в. 1037,2 м (Центр. Крака) и немного восточнее на телефоне 2 палочки, но связь не устанавливалась.
При подъеме на в. Первая (842,0 м, южная оконечность Сев. Краки) уверенный прием. Наличие интернета не проверял.
В последние 2 дня также уверенный прием. В прямой видимости Шигаево, и поселков к северу (от места последней ночевки) есть интернет.
Утром будильник ставил на 6-00, но всегда просыпался минут на 10-15 раньше, выходил около 9-00. Обедал в 12-00. Если из-за ветра и снега ставил палатку (6 раз), то обед занимал 1 ч, если ветра и снега не было (2 раза), то минут 35. На ночевку вставал примерно в 16-30 плюс/минус 15 минут в зависимости от наличия ровной площадки и дров для печки. Отбой в начале десятого.
Все географические названия в тексте даю по генштабовской километровке.
На маршруте пользовался распечатанной генштабовской километровкой, а также картами Яндекс и OSM залитыми в смартфон.

29 - 31 декабря, дорога туда

До Белорецка ехал на верхней купейной полке поезда Москва - Магнитогорск.


От вокзала до пос. Узян на заранее заказанном такси. За 50 км дороги запросили 1200 р.

31 декабря, день 1

Пос. Узян - траверс Сандалевских гор.
Пройденное расстояние 9 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, но видимость хорошая, ветра наверху нет, под вечер на юге раздуло и показалось солнце.
На окраине Узяна был в 5-30 утра. Иду по накатанной буранке по показанной на некоторых карта дороге, ведущей через Сандлевские горы в долину р. Сухоляд и к дер. Роща. К 6-45 подхожу к перевальному взлету (крутизна дороги увеличивается градусов до 15). До рассвета еще часа 2, поэтому ставлю палатку, стелю пенку, сдвоенную сидушку, надеваю обе утепленные куртки и, не снимая ботинок, залезаю в тонкий синтетический спальник. До 9-00 дремлю, затем продолжаю путь. Подъем короткий, прохожу, сняв лыжи. Выхожу на седловину перевала, и начинаю подниматься по залесенному гребню. Крутизна до 25 град, есть поваленные деревья, приходится много петлять. Выхожу на преимущественно безлесный гребень и иду по нему до вечера. Гребень сильно неровный, постоянные подъемы-спуски. Из-за крутизны склонов (до 25 град), часто подниматься приходится серпантином. Тропежка не глубокая, до 20-25 см. Во все стороны отличные виды.


На западе виден хр. Шатак



В центре северная оконечность Сандлевских гор, слева проглядывает Узян, справа вдалеке Сев. Крака

Вдалеке Сев. Крака, справа массив у дер. Катарыш


Центр. Крака

На запад свисают карнизы


Долина р. Белая и хр. Шатак





Слева в. 855 м

Под вечер дохожу до разветвления основного хребта, поворачиваю на восток, спускаюсь на залесенную седловину, и встаю на ночевку.

1 января, день 2

Продолжение траверса Сандалевских гор - лесная дорога на дер. Хамитово.
Пройденное расстояние 12,3 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, ощутимый западный ветер, небольшой снег, видимость ограниченная.
По некоторым картам высшая точка Сандлевских гор 850,8 м находится в 1 км западнее моей ночевки, а по ГГЦ 250 м высшая точка 855 м, и находится она восточнее в 1 км. Иду через в. 855 м.

Гребень к в. 855 м

Гребень к югу от в. 855 м



Видна в. 850,8 м

Перед в. 855 м находится в. 845 м, и от их обеих на юг уходит по гребню. Я, поднявшись на в. 855 м, совсем забыл, что более протяженный гребень уходит от в. 845 м, т. е. мне надо было бы вернуться 300 м назад, и начал спускаться с в. 855 м. Про свою ошибку вспомнил (точнее, посмотрел на карту) только через 1 км. Была бы хорошая видимость, я бы вернулся назад, а так решил идти по короткому гребню с дальнейшим выходом на проселочную дорогу вдоль руч. Шейшный.

Слева в. 855 м


Соседний более длинный гребень с залесенной вершиной на левом фото


Кабаны разрыли склон на несколько сот метров


Истоки руч. Шейшный находятся в настоящем каньоне

Показанная на карте дорога по долине руч. Шейшный проходит по склонам, а вдоль самого ручья нашлась еще одна не раскатанная дорога. Вначале иду по ней, затем слева подходит обозначенная наезженная дорога.

Слияние дорог

Прохожу летнюю ферму - 6 деревянных изб с выбитыми окнами и дверьми, загоны для скота.

Окончание длинного гребня от в. 845 м

В нужную мне сторону, к дер. Хамитово, по картам ведет дорога, которая начинается от устья руч. Спорный. Но реально там все заросло, и дорога совершенно не читается ни на местности, ни по космоснимкам, хотя по ним немного дальше дорога уже начинает прослеживаться. В поисках дороги прошел немного вниз по долине. А вот по долине р. Черная тоже есть показанная на картах дорога, и она накатана буранами. Иду по ней, постоянный небольшой набор высоты. Прохожу пару развилок, и встаю на ночевку в истоках р. Черная.



2 января, день 3

Лесная дорога на дер. Хамитово - окрестности дер. Хамтово - начало подъема на хр. Средняя Крака.
Пройденное расстояние 11,4 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, небольшой снег, видимость ограниченная.
Вскоре после выхода прохожу слияние с не наезженной дорогой по р. Спорный. Постепенно то справа, то слева подходят лесовозные дороги, некоторые наезжены. Чередуются небольшие подъемы и спуски. Подхожу к ЛЭП перед дер. Хамитово, пересекаю руч. Тальник. Вверх по долине ручья проехали с некоторым интервалом 2 трактора, там, на подходах к ЛЭП слышался звук пилы и лаяла собака. Подъем на противоположный склон ручья по просеке ЛЭП весьма затруднен - крутой и заросший кустарником склон. По левому берегу ручья обнаруживается не наезженная лесная дорога. Прохожу немного по ней, затем переваливаю через залесенный отрожек, пересекаю р. Черный Ключ (по обоим ее берегам тоже есть не наезженные лесные дороги), и начинаю подниматься по юго-западному гребню на хр. Сред. Крака.

Слияние с дорогой по р. Спорный



Переваливаю через залесенный отрожек


Дорога по долине р. Черный Ключ


Прохожу 2 пупырика с редкими соснами и лиственницами, и спускаюсь на залесенную седловину с лесной дорогой со старыми буранным и лосиным следами. Несмотря на то, что время только начало пятого, встаю на седловине на ночевку, т. к. нет уверенности, что дальше будут ровные места и дрова. По карте выше показан открытый гребень.





3 января, день 4

Траверс хр. Средняя Крака.
Пройденное расстояние 5,8 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, небольшой снег, видимость ограниченная.
Выше седловины по диагонали вверх идет просека с буранным следом, причем проезжали тут несколько раз, кто-то шел пешком. Поднимаюсь без лыж, т. к. достаточно круто. Минут через 10 выполаживание, огромная ровная площадка в лесу, есть дрова, просека закончилась. Можно было и здесь вставать на ночевку. Еще минут 10 подъема и схожая площадка. Буранка ушла по склону вниз. Выше идет либо открытый гребень, либо с редкими соснами и лиственницами. После каждого подъема идет небольшой залесенный спуск. Боковые склоны крутизной до 25 град. Подниматься приходится в основном серпантинами.

Внизу на седловине я ночевал




Юго-восточный гребень


Окончание юго-восточного гребня


Виден пройденный путь по безлесному гребню


Впереди соединение ю-з и ю-в гребней




Пройденный путь

Вскоре после соединения гребней хребет расширяется, выполаживается, и вскоре переходит в залесенное плато. Местами встречаются кусты и низкие сосенки. Тут идти сложно, постоянно проваливаешься по колено в пустоты. Затем подсекаю непонятно откуда взявшуюся дорогу, идущую по хребту, и отмеченную на OSM карте. Местами она нормально читается, местами сильно заросла, и без навигатора ее не отследить. Красивый зимний лес чередуется с полуоткрытыми участками. Справа, со стороны гребня, подходит еще одна плохо читаемая дорога. Немного не доходя до отметки 1015,5 м, встаю на ночевку.



На закате порозовело на востоке


4 января, день 5

Окончание траверса хр. Средняя Крака - лесная дорога между деревнями Катарыш и Шарипово
Пройденное расстояние 17 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, небольшой снег, видимость ограниченная, под вечер немного прояснилось.
Выхожу к поваленной деревянной триге у отметки 1015,5 м. Вершиной ее можно назвать с очень большой натяжкой, подъем не более 5 град. С этого места дорога читается уже нормально. Прохожу высшую точку хребта - такую же условную в. 1037,2 м (по ГГЦ 250 м 1041 м), также с поваленной деревянной тригой. На дороге было всего 2-3 места, откуда совсем немного проглядывали окрестности, все остальное глухой лес. От вершины, судя по OSM карте, дорога сворачивает на восточный гребень, затем поворачивает на юг, и спускается к дер. Шарипово.

Вот и все солнце за день


В. 1015,5 м




В. 1037,2 м

Второй день идется очень тяжело, боюсь, что продолжение траверса без дороги займет много времени, и его не останется для прохождения более интересного и видового хр. Сев. Крака. Поэтому решаю не продолжать траверс на север, а спускаться по дороге по восточному гребню, а в месте поворота дороги на юг уходить на северо-восток на дорогу между деревнями Шарипово и Катарыш.

Некоторое время после схода с дороги иду по лесу с небольшим уклоном вниз, затем спускаюсь по безымянному распадку с достаточно крутыми бортами. Иногда приходится перелезать или обходить по борту поваленные деревья.


Снизу подходит тракторная дорога с достаточно свежим следом. Зачем сюда вообще пробили дорогу, и зачем ездили не понятно - лес здесь никакой, только если на дрова, но на дрова можно напилить и внизу, да и не видно никаких вырубок. Ниже есть еще несколько боковых ответвлений дороги.

Вверх по склону уходит боковая дорога


Распадок заканчивается, внизу полно лесовозок, сходятся-расходятся, отходят вбок, но все, кроме основной, которая с тракторным следом, не наезжены. Выхожу на идущую по лесу дорогу между деревнями Шарипово и Катарыш. По ней также вниз по долине ведет тракторный след. Прохожу пустоши с сараями, загонами и стогами сена. Затем тракторный след начинает круто забирать влево в лес, вижу стоящий в моем направлении трактор, и двух курящих мужиков. За трактором этаким плотом прицеплены десяток очищенных от веток сосен. Несколько минут поговорили, выяснил, что эта дорога ведет на делянку. Возвращаюсь на основную дорогу. Километра за 2 до дер. Катарыш встаю на ночевку, немного отойдя от дороги.


Все истоптано кабанами




5 января, день 6

Лесная дорога между деревнями Катарыш и Шарипово - дер. Катарыш - начало подъема на хр. Северная Крака
Пройденное расстояние 13,5 км (с К = 1,1).
Погода: с утра пасмурно, затем солнечно.
Вскоре после выхода прохожу дер. Катарыш - десятка полтора домов, половина полуразвалившиеся, несколько выглядят вполне жилыми. По соседней улице вверх по долине проехали 2 грузопассажирские буханки.

Вскоре после деревни развилка - налево уходит наезженная дорога в сторону пос. Узян, мне прямо. Через р. Узян перехожу по замороженному бревну, брод безо льда.

Прошел по бревну в правой части фото

Затем еще одна развилка - основная дорога пошла направо вверх по долине р. Узян, мне налево по буранке, вверх по долине р. Саранга к летовкам в ее среднем течении. Р. Саранга полностью под льдом-снегом, проблем с переходом нет. Через пару километров замечаю, что солнце светит не с той стороны. Сверился с навигатором и действительно ушел влево по другой дороге. Несколько отвороток в разные стороны было, но все они были не наезженные. Рядом с тем местом, где я остановился вправо отходит не наезженная лесовозка. Решаю не возвращаться назад, все равно придется тропить, а идти по лесовозке, а там разберемся, впереди показаны обширные вырубки. В итоге, где по лесовозкам, где по лесу, где по вырубкам все же вышел на нужную мне дорогу (она действительно оказалась не наезжена), и по ней вышел к летней ферме - домик, загоны, полуразвалившееся ферма. Кто-то в домике недавно был - есть охотничья лыжня (широкая и без дырок от лыжных палок), следы, ведущие к открытой воде на ручье.



Охотничья лыжня



Летняя ферма

От фермы по лесовозке начинаю подниматься на гребень. Р. Саранга здесь тоже под льдом-снегом. Прохожу большую вырубку леса, лесной участок, обширные безлесные участки, редколесье.


Начинается гребень. Отсюда хорошо видна ферма, и подходящая к ней с запада наезженная дорога. Вполне вероятно, что если бы я продолжил идти по не правильной дороге, то через 1,5 км вышел бы в долину р. Сергапка, и по ней дошел до фермы.
Вдалеке виден пос. Узян, у МТС уверенный прием.


Иду по достаточно узкому (несколько метров) гребню в направлении в. Первая (842,0 м). Южные склоны преимущественно безлесные, снега не много, северные лесные, снега значительно больше. Иногда попадаются скальные выходы, которые приходится обходить ниже по склону с южной стороны. От основного гребня периодически отходят боковые отроги. Вершина Первая ничем не примечательна, подобных пупыриков на гребне было несколько штук. В моем направлении недавно прошел волк-одиночка. По его следу буду идти сегодня до вечера и завтра почти полдня.


Боковой отрог



На ночевку встаю прямо на гребне (а других вариантов на этом участке и нет) с видом на красивый закат. Надеюсь, что ночью не поднимется ветер, и меня не сдует.



6 января, день 7

Продолжение траверса хр. Северная Крака.
Пройденное расстояние 12,1 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, южный ветер, небольшой снег, видимость ограниченная. Под вечер совсем немного прояснилось.
Ночью погода испортилась, под утро начало задувать.
Продолжаю идти по гребню. Прохожу узловую в. 988,9 м, здесь сходятся сразу 3 гребня.



Фигня типа "Киса и Ося были тут" на узловой вершине

После узловой вершины иду на север. Вначале короткий спуск и ребро расширяется. Здесь чисто лесной участок.

После леса гребень ссужается до нескольких метров. Вправо-влево отходят боковые отроги, по ним легко уйти куда не надо, приходится постоянно ориентироваться. Подобная картина будет и сегодня весь день, и завтра. Раза 3 все же уходил не на много по боковым отрогам.

Свисают карнизы


Боковой отрог



После снова широкий лесной участок с боковыми отрогами в обе стороны, который продолжается узким, местами до 1-2 м основным гребнем со скальными выходами. Причем спуск из леса на этот гребень не виден, я немного промахнулся, в итоге ушел немного ниже. Пришлось по весьма крутому склону вылезать наверх. По гребню прохожу где-то поверху, где-то скальные выходы приходится обходить по склонам.

Вот из этого леса надо спуститься на гребень




Взгляд назад


Еще один взгляд назад


И снова взгляд назад

Немного дальше в. 971,7 м по карте OSM показано начало дороги. От этого места гребень снова расширяется, на запад идет плато хр. Суртанды. На местности дорога местами читается. Иду на высшую точку Сев. Краки в. 1045,0 м. Вершины как таковой нет, как и нет даже триги. После вершины иду по широкому залесенному хр. Акбиик. Немного не доходя до бокового отрога с в. Бабай (969,9 м) встаю на ночевку.



7 января, день 8

Продолжение траверса хр. Северная Крака. Полудневка.
Пройденное расстояние 6,6 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, достаточно сильный южный ветер, небольшой снег, видимость ограниченная.
Ночью неплохо так задуло с юга, несмотря на то, что стоял в лесу. Правда, лес редкий лиственничный. При этом я неудачно поставил палатку, с подветренной стороны оказалась грань, около которой стояла печка. Несмотря на имеющуюся от грани оттяжку, ветер периодически пытался прижать ее к печке, утром во время завтрака и сборов приходилось придерживать грань рукой.
Сегодня периодически чередуются лесные участки и достаточно широкие (не менее 5 м) гребни. Постоянно то вверх, то вниз. Появляется связь (МТС).



Большой боковой отрог


Налево отходит хр. Мал. Крака


Инфраструктура забега Kraka race немного южнее в. 966,1 м



Хр. Бол. Крака, справа внизу дер. Шигаево


Хр. Бол. Крака


Хр. Бол. Крака

Местами на восток с гребня свисают карнизы до 1 м, стараюсь близко к краю не подходить. Но в одном месте примерно в 1,5 м от меня рушится карниз на длине 4-5 м.

Рухнувший карниз



Хр. Бол. Крака на запад

Поднимаюсь на узловую в. 1008,2 м. Видна заметенная тропа, кто-то сюда спускался с вершины, поскольку ранее никаких следов не было видно.

Подъем к в. 1008,2 м


Взгляд назад

Относительно хр. Бол. Крака в. 1008,2 м никак не выделяется. Тут стоит столик и столб с указателями, видны заметенные следы. Работает интернет. На обед (он сегодня получился на полчаса позже, вместо 12 в 12-30) немного приспускаюсь на север, здесь почти не дует. До окончания маршрута осталось 4 км спуска по гребню в дер. Шигаево. Оставляю его на завтра. После обеда была мысль пройтись на запад до в. 1018,3 м, но туда идти по лесу, хороших видов на соседние хребты не будет, да и видимость плохая, периодически падает до нескольких сот метров. В итоге после обеда ставлю печку, заготавливаю дрова, и провожу время до ужина в интернете.

На в. 1008,2 м



8 января, день 9

Окончание траверса хр. Северная Крака - дер. Шигаево.
Пройденное расстояние 5,7 км (с К = 1,1).
Погода: пасмурно, сильный южный ветер, небольшой снег, видимость ограниченная.
Собирался не торопясь, получше подсушил спальники. Все вещи из санок убираю в рюкзак, оставляю только не свернутую палатку, раскладываю ее равномерно по всем санкам, а их креплю к фасаду рюкзака. Моя лыжня с вершины за ночь полностью переметена снегом, не читается. Ветер сегодня заметно сильнее. Несколько раз, стоя на гребне, подвешивал за темляк лыжную палку, и она при порывах ветра поднималась более чем на 60 град. А это уже очень неплохой ветер даже для более серьезных гор.
Иду по пологому гребню, ширина местами несколько метров.



Видно понижение в гребне со скальными выходами


Дохожу до спуска на гребень со скальными выходами. Снега мало, он задут до полу ледяного состояния, идти достаточно скользко, да и задувает временами весьма прилично. Надеваю кошки для гололеда, иду в них почти до дер. Шигаево. Вначале попытался идти по гребню за скальными выходами, но за ними много надутого снега, местами проваливаюсь выше колена. Пошел по тропе. Скользко, но кошки более-менее держат. Если сорваться, то по полу обледенелому склону можно улететь далеко.



После скальных выходов ширина гребня снова увеличилась до нескольких метров, появился уклон вниз, и намеки на дорогу. Можно идти без кошек, но садиться и снимать их на таком ветру неохота, иду в них, они не мешаются.






Последний километр перед Шигаево прохожу не по широкому открытому склону, а по краю соснового леса. Здесь почти не дует, кошки заменил обратно на лыжи. Деревню прохожу по самому краю, по лесной дорожке выхожу на заснеженную дорогу, ведущую от шоссейки в деревню, через 500 м дохожу до шоссейки.

8 - 10 января, дорога домой

С окраины Шигаево позвонил Коле Мирошкину, с группой которого мы должны ехать в Москву на одном поезде, правда, в разных вагонах. Они закончили свой маршрут в пос. Тирлянский, и в этот момент грузились в машину, чтобы ехать на вокзал Белорецка. Затем стал вызывать такси, но все безуспешно. Какие-то номера не прозванивались, какие-то находились вне зоны доступа, по каким-то говорили, что в этом районе машин нет. В итоге пошел пешком не голосуя, и минут через 10 остановилась легковушка с тремя мужиками, которые предложили подвезти полпути до Серменево. Далее ситуация повторилась - 10 минут, и меня везли до вокзала Белорецка. Спасибо Вам добрые люди!
Группа Коли была уже на вокзале, немного посидели пообщались, затем на маршрутке поехали в город (вокзал Белорецка находится в нескольких километрах в стороне от города), там перекусили в столовке, закупили в магазине продукты на вечер и обратную дорогу, и на 4 часа пошли в сауну, заранее заказанную Колиной группой. Затем обратно на вокзал на такси, поскольку маршрутки поздно вечером ходят крайне редко, и часа через 2 сидения погрузка в обратный поезд Магнитогорск - Москва. Снова ехал на верхней купейной полке.

Снаряжение

Приведенные ниже ссылки на снаряжение и одежду совсем не означают, что вещь была куплена в этом магазине и за эти деньги. Но в целом старался указать тот магазин, где покупал данную вещь. Если нет ссылки, значит что она или очень старая (некоторым вещам более 10-15 лет), и ссылки на нее не смог найти, или самоделка.
1) Лыжный комплект:
Горнолыжные палки Fischer. Наконец то сделал (вспомнил до похода, а не во время) самодельные дополнительные ручки ниже имеющихся (пенка + пластырь).


ВС лыжи Fischer Outtabounds Crown, 189 см, 88-68-78 мм.
Крепления Rottefella BCX manual.


Ботинки Madshus Glittertind ВС.
Мазь держания (клистер) Swix 0/-20 град.
2) Рюкзак Баск Aggressor 60, старая модель.
3) Санки Сноуплан-1.
Доработаны вот так.


4) Палатка и печка. Подробно описаны здесь.

5) Печной комплект:
Розжиг печки - ватные диски, пропитанные парафином.
Перчатка строительная. Особо не пользовался, открывать дверцу печки можно или обычной флисовой перчаткой/варежкой, или деревяшкой.
Стеклоткань. Расстилал перед дверцей печки во избежание прожигания дна палатки вылетающими искрами (реально, искры вылетают крайне редко).
Ножовка.
Тесак. Куплен еще в советские времена в хозяйственном магазине.
3 зажигалки.
6) Посуда:
Титановая миска Toaks 550 мл.
Титановая кружка Toaks 450 мл.
Пластиковая ложка Пчелка.
Ножик Gerber.
Рюмочка - пластиковая баночка от фотопленки.
Термос Zojirushi 0,6 л.
ПЭТ бутылочки 0,5 и 0,33 л.
7) Спальный комплект:
Коврик пенополиэтиленовый 4 мм.
Коврик надувной 4-х сезонный Therm-A-Rest Neoair Xtherm с родным мешком-насосом.
Спальник внешний синтетический Сплав Antris 60 в родном мешочке.
Спальник внутренний пуховый Rab Ascent 1100 в родной герме.
Сидушка - 2 куска коврика толщиной 1 см.
8) Лопата - переделка из байдарочной лопасти. Вес 274 г, что намного меньше имеющейся у меня нормальной лавинной лопаты (600 г, правда, с ручкой). Не для копания плотного снега, гнется. Хотя если нацепить на палку, то должно стать заметно лучше. Достаточно удобно держать двумя руками в варежках. Копал снег для готовки, присыпал оттяжки. А большее от нее в этом походе и не требовалось, копать костровые ямы я не планировал.


9) Аптечка: бинт стерильный, бинт не стерильный, 5 полосок бактерицидного пластыря, 2,5 облатки активированного угля, облатки пенталгина и панадола, тюбики ортофена и левомеколя, рулон пластыря. Ничего не пригодилось.
10) Гигиена: туалетная бумага, зубная щетка, 15 мазков сушеной зубной пасты, крем Бора Плюс, носовой платок, маленький кусочек мыла.
Ночная ваза - ПЭТ бутылка 0,9 л с широким горлышком. Брал на всякий случай, а реально пользовался по 2 раза в день - утром и вечером перед сном. Оказалось, что вылезать на улицу из теплой палатки в теплых чунях не здорово, они намокают, и их перед залезанием в пуховый спальник надо подсушивать (на будущее уже сшил на чуни верхонки с подошвой из пенки). Переобуваться в ботинки было лениво, поэтому бутылочка оказалась весьма к месту.
11) Ремнабор: заплатки, запасное силиконовое кольцо для разделки трубы печки, ремнабор для надувного коврика, алюминиевая пластина для ремонта лыж, запасное кольцо для лыжных палок, 2 кусочка стропы, несколько веревочек (они же вязка лыж в транспорте), круглая резинка, 2 булавки, пряжка, 3 зубца для фастексов, армированный скотч, 2 гильзы для ремонта каркаса палатки, нитки, иголки, полутрубка для ремонта лыжной палки, самодельная отвертка (держатель бит) совмещенная с шилом, 2 биты (крест и прямая) для отвертки, шурупы, клей-момент. Ничего не пригодилось.
12) Электроника:
Смартфон Oukitel K10000 с аккумулятором 10 А и функцией повербанка, в гермочехле, использовался как навигатор.
Смартфон Xiaomi Mi Max 3 с аккумулятором 5,5 А, в самодельном мешочке, использовался для связи, и как фотоаппарат.
В оба телефона были загружены карты Яндекс, OSM и космоснимки.
Фонарик Nitecore NU25. Родная тяжелая подвеска заменена на круглую шнур-резинку.
Запасной фонарик. Родной держатель заменен на маленькую петлю из круглой шнур-резинки. Не пригодился.
3 аккумулятора 18650 на 3500 мА с зарядно-разрядным устройством на 1 слот, сетевая зарядка, 2 кабеля. Подзарядил телефон/фотоаппарат в поезде по дороге туда. На маршруте посередине похода подзарядил фонарик от одного из аккумуляторов. От этого аккумулятора в поезде на обратной дороге подзарядил телефон/фотоаппарат.
13) Кошки для гололеда. Перед походом долго думал - брать или не брать? В итоге взял, и не прогадал. Пригодились 1 раз при спуске с хр. Бол. Крака. Без них идти по полу обледенелой тропе по 25 град склону было бы стремновато, а лететь там можно далеко.


14) Мелочевка: п/э сумка для снега на готовку, сеточный мешочек для убирания электроники в спальник, щетка-сметка, запасные очки в чехле, маленький термометр на маленьком декоративном карабинчике, компас, 3 бумажных карты, сигнал охотника с 6 зарядами, несколько п/э пакетов, паспорт/деньги/карточки в п/э пакете в нагрудном кармане теплой термухи, ключи от квартиры на шнурочке на шее, часы на руке.

Одежда

На мне
Носки внутренние тонкие синтетические Сплав.
Паробарьер.
Носки внешние теплые синтетические TKN.
Фонарики Salewa. Очень старые, безмембранные, пропитка давно облезла.
Бахилы Yoko. Про неопрен напутано, реально типа кордура + искусственный мех.
Трусы Сплав Russian Winter long shorts.
Тонкие термокальсоны Helly Hansen.
Штаны полар 200 ноунэйм.
Штаны спортивные ЭФСИ.
Тонкая термуха Glissade.
Теплая термуха Bask Explorer Hood, старая модель.
Утепленная куртка Demix.
Ветровка ЭФСИ.
Доработанный до шапки шарф-воротник.
Двойные рукавицы:
Внутрянки тонкий флис, самодел.
Внешние перешитые из перчаток Redfox Transmitten, старая модель.
В рюкзаке
Шапка теплая с козырьком Norfin.
Носки тонкие синтетические Сплав.
Носки Сплав Power Stretch.
Чуни синтетика Сплав Aleut.
Варежки-верхонки тонкий полар обшитый капроном, самодел.
Перчатки Bask Polar Glove, старая модель.
2 куртки утепленных синтетикой Forclaz Trek 100. Одна на пару размеров больше, можно надевать поверх всей одежды.
Рюкзак для одежды Сплав Сlever Web 25.
В поезд
Носки Сплав Comb.
Брюки ветрозащитные Сплав.
Футболка Kalenji, старая модель.
Тапочки РЖД.

Раскладка

Завтрак 168 г:
Мюсли, типа таких, есть разные наполнители, 50 г + сухое молоко 20 г + песок 10 г = 80 г. Все это положено в п/э пакетик, завязано, пакетик вывернут и еще раз завязан. Итого получается двойной п/э пакетик для избежание просыпания.
Сыр подсушенный, 25 г. Жирность не менее 45 %.
Шоколадный батончик Бабаевский 50 г.
Кофе 3 г.
Сахарный песок 10 г.

Обед 130 г:
Сало, провернутое с чесноком 30 г.
Карпаччо куриное, подсушенное, 15 г.
Хлебцы 25 г
Шоколад молочный Аленка 50 г.
Каркаде 10 г. Засыпал в кипяток в термос 0,6 л, а также в теплую воду в бутылочки 0,5 и 0,33 л. 0,5 л убиралась в теплые вещи в рюкзак, а 0,33 л была на мне за пазухой.

Ужин 162 г:
Хлопья гречневые/рисовые/гороховые 50 г // кускус 50 г // карпюр 38 г + сухое молоко 12 г // + мясо самодельное варено-сушеное 10 г + соль, приправы 5 г = 65 г. Все это положено в п/э пакетик, завязано, пакетик вывернут и еще раз завязан. Итого получается двойной п/э пакетик для избежание просыпания.
Сало, провернутое с чесноком 30 г.
Карпаччо куриное 15 г, подсушенное.
Шоколадный батончик Бабаевский 50 г.
Чай 2 г.

Суммарный вес раскладки 460 г. Опять много, не доедал, в основном это сыр и карпаччо, а в первые дни и шоколадки. Правда, с поезда осталось немного еды, доедал ее на перекус первые 3 дня. От варено-сушеного мяса можно отказаться, заменить его провернутым с чесноком салом. Хорошо зашел каркаде, причем, в теплой воде он пился приятнее, чем в кипятке.

Спирт, настоянный на лимоне, 0,5 л. В день 60 мл (1 рюмочка - 15 мл в обед, и 3 рюмочки - 45 мл за ужином).

Стартовый вес:
Санки 10,7 кг (вес самих санок с упряжью 1,68 кг).
Рюкзак 8,0 кг (вес самого рюкзака 1,45 кг с вынутым родным ковриком) + 0,6 л кипятка в термосе + 0,5 л теплой воды в бутылочке + 0,5 кг остатков еды с поезда. Всего 9,6 кг.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru