Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПО ХРЕБТАМ БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ШАТАК

31 ДЕКАБРЯ 2023 Г - 7 ЯНВАРЯ 2024 г


Группа

Александр Салтырёв. Соло поход.

Маршрут

Москва - Белорецк (поезд) - ст. Улуелга (эл-ка) - с. Ишля - хр. Большой Шатак - хр. Малый Шатак - с. Кага - Белорецк (автобус) - Москва (поезд).
Протяженность маршрута с К = 1,1 около 80 км.
Набор высоты 1600 м, сброс 1800 м.
Маршрут на OsmAnd, и на
ГГЦ 250 м.

Источники информации

Зимних отчетов по хребтам Большой и Малый Шатак найдено всего два, оба новогодние, довольно свежие и турклуба МГУ:
(1) И. Черемисова 2018 НГ, и
(2) Н. Котлярова 2021 НГ.

Общие сведения

Никаких ограничений по передвижению (заповедников, ООПТ, военных частей и пр.) на маршруте не было.
Погода по большей части плохая. Из 8 дней солнечным был только один. Еще пару раз немного проглядывало солнце. Все остальные дни пасмурно, ограниченная видимость, периодически снег, на открытых местах ветер. В один из дней был сильный снегопад, ветер, от МЧС пришло соответствующее предупреждение, пришлось делать дневку.
Температура с утра порядка -10…-12 град, днем немного теплее. И только в солнечный день с утра было -19 град, днем соответственно тоже немного теплее.
Снега в целом не много (видали на НГ праздники и значительно больше), наверху не более 1 м, внизу порядка полуметра. Но почти весь этот снег выпал за 3-4 дня до моего приезда (снегопады со слов встреченного местного начались с 27 января), и продолжил выпадать во время похода. Глубина тропежки в зоне леса не более 25-30 см, на открытых местах 10-15-20 см.
Согласно обоим отчетам, по гребню хр. Бол. Шатак проходят лесные дороги, которые во время проведения походов были накатаны снегоходами. Так же большое количество снегоходок и раскатанных лесовозок было и у подножия хребтов. Ориентируясь на эту информацию, я рассчитывал достаточно быстро и легко пройти оба Шатака, и закончить маршрут, пройдя находящиеся восточнее Сандлевские горы , на которых был 2 года назад. Но в итоге из-за плохой погоды никаких буранок по хребтам не было, и весь «горный» участок мне пришлось тропить. К тому же зачастую сама дорога либо плохо, либо совсем не читалась из-за засыпанных снегом сильно наклоненных кустов и деревьев. Местами дорога была заросшая кустарником (возможно, буранки накатывают немного в стороне). Все это способствовало медленному передвижению, при этом саму тропежку нельзя было назвать очень тяжелой. В результате при выходе в с. Кага на прохождение Сандлевских гор у меня остался всего 1 день, ничего интересного поблизости не было, и я на маршрутке уехал в Белорецк, где на сутки заселился в гостиницу.
С дровами на хребтах во многих местах имеются проблемы, особенно когда у тебя не большая пила+топор, а маленькая пилка+тесак. Основные породы леса на хребтах - это береза и лиственница, причем на участке от в. Яракташ и до южнее на пару километров в. Капкаташ (а это порядка 12 км) они все живые и в основном низкорослые. Местами встречаются достаточно большие безлесные участки. Сосен и елей, даже живых, практически нет ни где, сушины только крайне редкие большие лиственницы. Группа Черемисова ночевала примерно посередине этого участка, но они немного приспустились с хребта, где нашли сушину и сосну с сухими нижними ветками. А группа Котлярова проскочила этот участок за день.
Дополнительные проблемы с дровами создавало то, что ветки деревьев, в том числе и сухие, были облеплены снегом, а временами и покрыты льдом. Вероятно, недавно была оттепель.
На этапе подготовки к походу была мысль взять горелку и 1 дихлофосный баллон, но, когда собирал рюкзак, совершенно об этом забыл. Как оказалось впоследствии, зря.
Множество различных звериных следов, включая лосиные и волчьи, но никого не довелось увидеть. Птиц также большое количество. Иногда весьма крупные взлетали с веток, или вылетали из-под снега буквально в 10 метрах от меня.
Связь (пользовался МТС) была только временами на хр. Бол. Шатак, и то только голосовая или СМС сообщения. Возможно, на вершинах был интернет, но из-за сильного ветра не было никакого желания это проверять. В с. Кага МТС нет вообще.

29 - 31 декабря, дорога туда

Москва - Белорецк (поезд) - ст. Улуелга (эл-ка)
До Белорецка ехал на верхней купейной полке поезда Москва - Магнитогорск (ходит через день). Отправление в 21-40, прибытие через сутки в 4-28. Далее 3-х часовое сидение на вокзале в ожидании электрички (точнее одного вагона автомотрисы) Белорецк - Инзер, на которой за 35 мин доезжаю до ст. Улуелга.

31 декабря, день 1

Ст. Улуелга - с. Ишля - дорога в направлении с. Тукан - поворот к ур. Тумары
Пройденное расстояние 22 км.
От станции иду пешком по расчищенному грейдеру. Машины проезжают редко, примерно одна в 15 минут.

С. Ишля дорога обходит стороной.

С. Ишля

Сворачиваю с основной дороги на юг. Здесь дорога тоже прочищена.


Мне поворот налево


Дохожу до забора и ворот в виде 2-х поперечных бревен. Впереди какая-то ферма, слышен лай собак (ур. Тумары и Мокрая Поляна). Моя дорога уходит вправо, она под снегом, который давно не чищен. Возвращаюсь немного назад (чтоб не слышать собачий лай), отхожу с дороги в сторону, и встаю на ночевку. Когда собирался ложиться спать (около 21 ч), кто-то проехал по дороге.

1 января, день 2

Место ночевки - р. Бол. Авзян - 1 км западнее в. Караташ
Пройденное расстояние 13 км.
До обеда не глубокая тропежка по дороге, но с заметным набором высоты.

Когда уже заканчивал есть, снизу проехал трактор Беларусь с двумя мужиками и ребенком. Один мужик назвался хозяином фермы и там же расположенной базы отдыха, и сказал, что в 3-х км впереди находятся покосы с не вывезенным сеном, поэтому после снегопадов надо расчищать дорогу. Также он рассказал про снежную обстановку.
По тракторному следу иду пешком.


Выхожу на большую поляну со стогами сена. Тракторный след здесь заканчивается. Дальше иду по заснеженной дороге по лесу в направлении в. Караташ.

Выхожу на еще большую поляну (ур. Покать), прохожу ее и встаю на ночевку. Нормальных сушин здесь уже нет, только живые береза и лиственница. На дрова наломал нижние ветки лиственницы и какие-то сухие кусты. Но учитывая, что они полу обледенелые, и пропитанные водой, приходилось постоянно поддувать насосом в печку.




2 января, день 3

Место ночевки - верховья р. Кухтур - скальные выходы севернее в. Яракташ
Пройденное расстояние 6,5 км.
Ночью, как и было предсказано прогнозом погоды, вызвездило и похолодало до -19 град. Днем чистое небо, только по горизонту облака, и солнечно.
На в. Караташ решаю не идти - виды с нее не самые интересные, до других высоких горок достаточно далеко. Впереди, скорей всего, ожидают проблемы с дровами, придется их искать, а по прогнозу погоды впереди холода, надо получше просушить спальники. Сегодня с утра из-за плохих дров их просушил плохо.
Прохожу вчерашнюю огромную поляну (ур. Покать) на юго-запад, затем еще одну (ур. Купцовы Поляны) на юг, в лесу подсекаю пришедшую откуда-то сбоку немного засыпанную снегом буранку. Но вскоре она уходит влево (в с. Кагарманово?), далее приходится тропить. Прохожу очередную поляну в верховьях р. Кухтур, и по лесу начинаю подниматься на хребет севернее в. Яракташ. По пути пересекаю полу заметённую охотничью лыжню.
С дровами совсем плохо. Все, что есть - это редкие сухие нижние ветки лиственниц, и сухие палки кустарника.

Вдали на Ю-З показался хр. Бол. Шатак



В. Яракташ и скальный гребень севернее нее




Слева по ходу начинают встречаться скальные выходы северного гребня в. Яракташ.
Появляются редкие елки, а на скалах даже есть сушины. При этом создается ощущение, что елей много, но реально это просто лиственницы имеют их форму. При этом есть лиственницы и корявые, и разлапистые, напоминающие сосны.



Вижу под скалами 3 больших ели с большим количеством нижних сухих веток. И хоть время только часа 2, решаю вставать, дальше будет подъем рельефа, а значит опять не будет дров. К тому же вроде как согласно недельному прогнозу установилась морозная погода.

Вечером от МЧС получаю СМСку о сильном снеге и ветре на завтра.

3 января, день 4

Дневка по погоде
Пройденное расстояние 0 км.
Ночью поднялся ветер и пошел сильный снег, заметно потеплело. Идти по зоне леса можно, но смысл? Ничего не увидеть и быстро промокнуть. Решаю пурговать в надежде что это временное ухудшение погоды.

4 января, день 5

Место ночевки - в. Яракташ - в. Бол. Шатак (Канкаташ) - перед ур. Кужак-Залавок
Пройденное расстояние 10 км.
Утро не принесло хорошей погоды. Ветер и снег прекратились, и наступило почти белое безмолвие. Пасмурно, сильно ограниченная видимость.


Для галочки на лыжах поднялся на в. Яракташ. Правда, высота подъема была буквально 15-20 м. Рюкзак с саночками оставил метрах в 50 от вершины.

Немного южнее пришел мимо типа грота. Видны полу заметенные звериные следы, решил внутрь не заглядывать.


Далее вышел на дорогу. На местности она не везде читается, но это и не надо - лес или чистый, парковый, или вообще есть большие открытые пространства, можно идти на сотню-другую метров справа или слева параллельно дороге.



Снова для галочки поднимаюсь на вершину согласно карте OsmAnd находящуюся немного юго-западнее в. Бол. Шатак, а по карте ГГЦ 250 м называемую Канкаташ. Вершина отмечена залепленной снегом высокой металлической трубой с подвязанными ленточками. Нижнюю часть снега отбил лыжной палкой. Высота подъема от места оставления рюкзака и саночек не более 50 м, крутизна снежного склона с выходами камней до 25 град.


Видимость с вершины нулевая

Прохожу еще пару километров. Места полуоткрытые, деревца низкие. Дров нет совсем. Встаю на ночевку по холодному. Жаль, что не взял горелку и дихлофосный баллон. И хорошо, что я каждое утро заготавливаю достаточно много жидкости. 1 л холодного каркаде в ПЭТ бутылочках, 0,6 л горячего чая в термосе, и залитый полностью обеденный термос 0,45 л с вермишелью, сыром и мясом. К вечеру оставалось примерно 0,6 л каркаде и 0,3 л чаю. На утро залил чаем мюсли, и оставил пару глотков каркаде. А вечером вполне хватило примерно пол литра согретого на животе каркаде. Поужинал поездными остатками (хлеб, колбаса, майонез), и раскладочными мясом и сладостями. Какой-то жажды и чувства голода не было.

5 января, день 6

Место новевки - ур. Кужак-Залавок - в. Капкаташ - 1 км северо-восточнее в. Катушка
Пройденное расстояние 10 км.
Погода с утра немного лучше, чем накануне, под вечер даже наполовину очистилось небо.
Прохожу ур. Кужак-Залавок, тут уже почти тундра - деревьев совсем мало, а те, что есть совсем низенькие. Местами их нет вообще.





За урочищем находится в. Капкаташ - гребень из невысоких скал. Подъем до них пологий, иду с рюкзаком и саночками, и только последние 20-30 метров прохожу на лыжах налегке. На скалы не залезть, поэтому ограничиваюсь «перевалом».






Затем иду на находящийся метрах в 100 небольшой пупырек с хорошим обзором.



Далее по дороге или где-то рядом в направлении в. Катушка.



В километре к северо-востоку от нее находятся скальные выходы, около которых встаю на ночевку. На дрова сегодня идут нижние сухие ветки здоровой лиственницы, и палки какого-то кустарника.


6 января, день 7

Место ночевки - хр. Мал. Шатак
Пройденное расстояние 5,5 км.
Ночью небо опять затянуло, серо и печально.
С утра начался какой-то ад. Дорога не читается совсем, все заросло кустарником, к тому же низко наклоненному под шапками снега. То ли ездят в другом месте, то ли давно не ездили, и сильно заросло.

По навигатору стою на дороге

На в. Катушка решаю не идти, нахожу более-менее чистый от кустарника участок леса, и спускаюсь с гребня. Внизу уже нормальный лес, читаются дороги.

Сворачиваю с дороги, начинаю подниматься в сторону хр. Мал. Шатак. Зоны кустарника встречаются, но более-менее нормально обходятся.

Выхожу на гребень хребта немного юго-западнее высшей точки, в. 951 м. Тут масса скальных выходов.


Иду траверсом на восток по склону крутизной до 30 град. Затем спускаюсь на юго-восток по крупному куруму.






Внизу осинник без кустарника, периодически попадаются полосы курумника, которые проходятся без проблем.


На ночевку встаю в сосновых посадках. Деревья старые, снизу множество сухих веток. Но, все они мокрые, и горят очень плохо. Даже раздувание электронасосом практически не помогает. Довести до кипения воду невозможно.

7 января, день 8

Место ночевки - руч. Самозванка - р. Ирля - р. Белая - с. Кага
Пройденное расстояние 13 км.
С утра даже не связываюсь с печкой, более-менее горячая вода была залита в термоса, а теплая по бутылочкам с вечера.
Спускаюсь к руч. Самозванка. Чем ниже, тем больше кустарника. Около фермы подсекаю немного припорошенную снегом буранку, идущую на юг в направлении с. Кага. Изначально хотел выходить по треку группы Котлярова, через район в. Черная, к мосту трассы через р. Белая, но решаю воспользоваться халявой. По расстоянию оба варианта примерно равнозначны.
Почти сразу буранка поделилась на две - основная ушла вправо на запад (в с. Верх. Авзян?), моя пошла на юг по долине р. Ирля.



Через пару километров прохожу еще одно ответвление на запад, а потом через километр буранка делает круг, и уходит назад. Снова приходится тропить, но тропежка по дороге не представляет сложностей. Видно, что тут ездят, упавшие деревья пропилены.

В месте пересечения дороги с речкой речка открыта, глубина сантиметров 10. Перехожу по камушкам в лыжах, которые потом очищаю. Затем прохожу ЛЭП, после которой слева на склоне появляются скальные выходы.




За несколько сот метров до р. Белая справа приходит буранка. Выхожу к реке, тут по берегу уже целая дорога с тракторными следами. Сама река подо льдом, видны снегоходные следы. По берегам большие скальные выходы.



Прихожу в с. Кага.
У местного жителя уточняю про автобус, который должен идти в Белорецк примерно в 17-30. Затем иду в центр села, где находятся несколько магазинчиков, сельсовет, автобусная остановка. В магазине продавщица советует мне чтобы не мерзнуть садиться в автобус в 16-30, и ехать до конечной остановки (с. Верх. Авзян), и затем уже в Белорецк. У меня обратный поезд только в ночь на послезавтра, решаю заканчивать маршрут сегодня, и ехать в город в гостиницу. Чего-то интересного поблизости нет, а так посмотрю Белорецк. Покупаю на вечер продукты, спрашиваю разрешение у продавщицы оставить на часик в подсобке вещи, и иду гулять по селу. Единственная достопримечательность это Свято-Никольский храм.


Бывший заводской пруд и плотина


Р. Кага ниже плотины


7 - 10 января, дорога домой

С. Кага - Белорецк (автобус) - Москва (поезд)
Хорошо, что поехал через конечную остановку (Верх. Авзян). Туда автобус (точнее 17-ти местный микроавтобус) шел полупустой, удалось сесть около двери, где есть свободное место для рюкзака и санок. А вот обратно уже все места были заняты, двум девушкам, которые сели в Каге, пришлось стоять.
В Белорецке заселился на 1,5 дня в гостиницу с одноименным названием в 2-х местный номер.

Днем 8 января погулял по городу. Погода отличная - солнечно, и мороз градусов 20. Ближе к полуночи на такси приехал на вокзал. Далее верхняя купейная полка поезда Магнитогорск - Москва (ходит через день), отправление в 1-02, прибытие на следующий день в 6-10.

Снаряжение, одежда, раскладка

В целом, снаряжение и одежда те же, или аналогичные, что и на двух прошлых НГ походах с печкой по Юж. Уралу, и
Вост. Саянам. Существенных изменений было три. Первое коснулось лыж. Поскольку в Саянах была сломана лыжа Fischer Outtabounds Crown, 189 см, 88-68-78 мм, то теперь хожу на Salomon XADV, 179 см, 89-60-78. Второе раскладки. Немного уменьшил ее с прежних 450-460 г до 430 (убрал 50 г шоколадки Аленка, и добавил 25 г вермишели б/п + 4 г соли и приправ). Вермишель предполагалось есть на обед, а для ее приготовления, точнее запаривания вместе с подсушенным сыром и сыро-вяленным мясом, был взят 450 мл термос с широким горлышком (это третье изменение). В этом же термосе с вечера запаривались утренние мюсли. Теперь с утра они не требовали разогрева в отличие от запариваемых с вечера в кружка-миске в прошлые годы.
Стартовый вес рюкзака и саночек не взвешивал, но по опыту прошлых походов он должен был получиться около 20 кг.

Полностью все фотографии из похода можно посмотреть здесь.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru