Все основные параметры Иволги (так же как и остальных лодок Сергея Каржаева - Синицы, Саламандры и Кулика) приведены на сайте Пакрафт Синица. Цены обговариваются при заказе. Если сравнивать лодки в минимальной комплектации, то при нынешнем курсе рубля получается раза в 2 с хвостиком дешевле, чем схожая модель Альпаки Explorer 42. В базовый комплект поставки входят 2 гермы из материала баллонов (большая литров на 50 и маленькая под документы), ремнабор (двухкомпонентный клей, заплаты на баллоны и дно) и мешок-насос из силиконки. Дополнительно могу заметить, что пакрафты изготавливаются двух цветов - красного или желтого в зависимости от наличия материала. При наличии обоих цветов можно заказать полосатую лодку, но только в парном количестве, это обусловлено кроем материала. Цвет дна снаружи черный (баллистический капрон), внутри желтый (нейлон с ТПУ пленкой). Брызгозащитный фартук делается или с Т-образной застежкой-липучкой, или под срывную юбку. С застежкой-липучкой делается из силиконки, под срывную юбку либо из силиконки, либо из материала баллонов для большей надежности.
Заказывали лодки вчетвером в конце сентября 2016 г. Каржаев сказал, что ему намного удобнее делать сразу несколько лодок и сделал скидку 5 %. Заказали 3 Иволги и Синицу, все лодки с фартуками. Моя Иволга и Синица с деками под срывные юбки и 2 Иволги с Т-образными застежками-липучками. 2 Иволги, в том числе и моя, были заказаны полосатыми. Дополнительные аксессуары немного разнились - кто-то заказал установку бедренных упоров, кто-то нет, кто-то заказал установку дополнительных пятаков, кто-то их заказал без установки. Я заказал юбку и 15 дополнительных пятаков без установки. От кольца для юбки отказался, поскольку у меня осталось кольцо от модернизированной Щуки-1, сделанное из 8 мм стоек от палатки (так же, как и у Каржаева), а в случае, если оно не подойдет, планировал его доработать. Также отказался от гермомешков из базового комплекта (и так различных герм дома куча), что принесло некоторую финансовую экономию.
Последняя предоплата была произведена 4 октября, а получили лодки только 13 марта, т. е. изготавливались они более 5 месяцев! И это при первоначальном обещании сделать за месяц! Постоянно писали, спрашивали о сроках, Каржаев сам звонил, извинялся за задержку, рассказывал про различные обстоятельства, обещал, что вот-вот, еще совсем немного. Я просил, чтобы лодки были присланы к середине февраля, чтобы с учетом полуторанедельного лыжного похода в начале марта до начала половодья у меня было время все проверить, приклеить необходимые пятаки, привязать необходимые чалки, леера и т. п. Половодье в Подмосковье в этом году было очень раннее, народ за Окой начал сплавляться уже с 8 марта. Я из лыжного похода вернулся 13 марта, и времени на доработку лодки уже не осталось. Сразу же, и то вынужденно (об этом чуть ниже) сходил на ней только 1 раз на относительно простую речку Лама. В последующие 2 выхода на более сложные речки пришлось брать Синицу, поскольку идти без пятаков под крепления рюкзака и гермы-сидушки не хотелось.
После получения лодки проверил комплектацию и взвесил. Получилось следующее:
- сама лодка с декой 3,03 кг;
- юбка 110 г;
- насос-мешок 60 г;
- кроме заказанных 15 пятаков были положены еще 4 пятака с пряжками-трехщелевками для бедренных упоров;
- двухкомпонентный клей, заплаты на дно и двух цветов на баллоны;
- 2 стропы с пряжками-фастами для фиксации лодки в скрученном виде.
Затем надуваю лодку. Красота изготовления желает оставлять лучшего - видны многочисленные подтеки клея на швах, вокруг пятаков и просто на баллонах. Синица 2,5 года назад была изготовлена намного аккуратнее. Но мне, как говорится, ездить, а не шашечки, к тому же в 2 раза дешевле, чем аккуратные аналоги.
Обращаю внимание на приклеенные заметно ниже, по сравнению с Синицей, 4 передних пятака. Судя по фотографиям последних лет, это стало обычным явлением. Есть подозрение, что это сделано для удобства хватания лодки в перевернутом виде.
Сбоку и сзади от очка приклеены 3 больших (10х10 см) липучки для удобства надевания юбки и во избежание ее случайного соскакивания. Забегая вперед, скажу, что после закрепления юбки на все эти липучки я не смог при вставании ее сорвать, да и с помощью рук это получилось сделать с большим трудом. Сразу возник вопрос, а при киле смогу ли я выпасть из лодки? Каржаев меня уверял, что когда липучки мокрые, то они хуже держат и проблем с выпадением не будет. На фото с доработанными Альпаками установлены узкие липучки только по бокам, к примеру, вот, при этом не возникает проблем ни с надеванием юбки, ни с ее случайным соскакиванием. Спереди на юбке пришита большая ручка для сдергивания.
Сажусь в лодку, пытаюсь по привычке прижаться спиной к хвостовому наплыву и … не умещаюсь!
Измеряю размеры:
- длина 273 см, соответствует заявленной, 3 см не принципиально;
- максимальная ширина 95 см при заявленных 98 см;
- длина кокпита 160 см, соответствует заявленной;
- максимальная ширина кокпита 33 см, при заявленных 38 см;
- диаметр баллонов ~30 см, соответствует заявленным 30,5 см.
Если в лодке сдвинуться сантиметров на 15 вперед, т. е. так, чтобы пятая точка находилась в районе максимальной ширины, то сидеть нормально, а получившееся немного сдвинутым назад очко не особо мешает посадке и вылезанию в походных условиях. Собственно, из-за этого момента и пришлось сделать один выход на неукомплектованной лодке на относительно простую реку, чтобы решить, оставлять лодку или возвращать назад. При сдвигании вперед обнаружились 2 минуса:
1) Под поясницей не стало упора, которым в Синице был хвостовой надув. Решение этого вопроса виделось такое - при большом количестве мягких вещей (когда набираются 2 гермы) одну из них крепить за спину (на второй сидеть), при наличии только одной гермы для сидения городить спинку. Небольшая легкая спинка у меня имеется - от Дракаровского Миникаяка.
2) Не стала нормально надеваться юбка - за поясницей образовывался зазор, а спереди кромка материала немного давит на живот. Надо перешивать надеваемый на пояс тубус немного вперед.
Решаю оставлять лодку и дорабатывать.
На следующий день после сплава по р. Лама позвонил Каржаев, чтобы узнать как лодка. Рассказываю ему про сжатие кокпита. Он не понимает, почему это произошло, говорит, что из материала баллонов деки делаются недавно, и будет разбираться. Насколько недавно я не уточнил, но, во всяком случае, прошлой весной-летом проходила испытание бурноводинговая модель Зимородок с таким же фартуком, но там сидение изначально немного сдвинуто вперед. Говорю, что лодку я оставляю, а он обещает дать дополнительную скидку 5% и прислать юбку со сдвинутым немного вперед тубусом. (По прошествии 2-х месяцев она так и не была прислана.)
По вечерам, в свободное время приклеиваю пятаки, привязываю леера, чалки, бедренные упоры, спинку. Всего приклеил 13 пятаков. Спинка от Дракаровского Миникаяка весом 55 г, немного ее доделал - укоротил стропы, сделал на них и сзади петельки. Бедренные упоры от Т-34 весом 155 г. Кстати, пятаки с пряжками не пригодились, поскольку на ВольноВетровских упорах они уже стоят. Липучку (крючки) по бокам лодки складываю пополам и сшиваю, а так же залепляю ответной частью (петлями), чтобы меньше загрязнялись. После сплава по Ламе пришлось их очищать от въевшегося мусора. Возможно, лучше на лодку крепить петли, а крючки на юбку. Липучку на корме сшивать пока не стал, только залепил. Все веревочки полипропиленовые диаметром 5 мм, ручка на носу 7 мм. Четырех секционный обруч от модернизированной Щуки-1 немного перегнул и добавил укороченную пятую секцию, вес получился 170 г.
Вес лодки со всеми приклеенными пятаками, мешком-насосом, с чалками и леерами получился 3,290 кг, а в максимальной комплектации - со спинкой, бедренными упорами, обручем и юбкой 3,78 кг.
Поскольку на каждой из двух секций Иволги стоит только по 1 клапану с запирающим лепестком (в носу и корме), то сдувать ее в отличие от Синицы, где одна секция и стоит дополнительный клапан для сдувания без лепестка, немного дольше. Надо засунуть в клапана кончики носовой и кормовой чалок, сложить пополам и только потом, скатывая выпускать воздух.
На второй выход на речку Таруса взял лодку со спинкой и бедренными упорами. Итоги тестирования получились такими:
1) Долго сидеть, прижимаясь спиной к спинке мне достаточно неудобно, надо выходить разминаться. Из-за чего это происходит - то ли из-за того, что спинка не заменяет большой кормовой надув, к которому я привык на Синице, то ли из-за того, что кокпит заметно уже Синичьего (люблю сидеть с широко разведенными коленями), то ли из-за отсутствия у меня привычки сидеть в лодке с очком (раньше много ходил на Щуке-1, но по большей части сидел на деке), я не понял. А, скорей всего, сразу из-за всех трех причин сразу.
2) Похоже, что бедренные упоры не особенно и нужны. Ну, разве только на что-то очень сложное, с бочками и большим количеством больших камней. В кокпит по ширине я умещаюсь достаточно плотно, а если еще упереться ступнями в герму, расположенную в носу лодки под фартуком, то в таком положении уже можно немного кренить лодку.
3) Если сидеть достаточно высоко, немного ниже уровня верхнего края баллонов, т. е. либо герму-сидуху сделать достаточно высокой, либо сложить 2 гермы одна на другую, то можно вполне комфортно и для поясницы, и для ног сидеть на привычном месте рядом с кормовым надувом. Конечно, такой вариант посадки возможен только на относительно спокойной воде. Бедренные упоры при этом надеть нельзя, точки крепления оказываются немного впереди, но можно приклеить еще 2 пятака ближе к корме, и тогда упоры уже будут работать.
4) Перед очком на фартук надо приклеить (и приклеил) пятак для пристраховки навигатора/фотика/спиннинга/снастей и т. п. На Синице можно фиксировать разную мелочевку на драйбэг, а на Иволге до него приходится тянуться.
5) Вполне ожидаемо драйбэг на носу в Иволге (если в него грузить все оставшиеся после загрузки гермы-сидушки вещи) значительно меньше, чем на Синице загораживает передний обзор. А если часть вещей положить в герму, расположенную в носу лодки под фартуком, то драйбэг будет почти пустым.
В Первомайском походе по рекам Пырошня и Песочня под поясницу подкладывал небольшую герму с палаткой. В отличие от спинки сидеть стало заметнее удобно. Для более высокой посадки на эту герму можно садиться сверху.
В поход на 9 мая по рекам Оять и Шокша взял уже и юбку с обручем.
Итоги следующие:
1) Сидел постоянно в нижнем положении. То ли из-за замены спинки на герму, то ли из-за того, что начал привыкать к сидению в очке, но того неудобства, которое было на Тарусе уже не стало.
2) Небольшой дискомфорт при надетой на очко юбке есть, давит на живот. Вода на шиверах за поясницу не заливается (была не та высота валов и почти полное отсутствие косых валов), но перешивать самостоятельно юбку не хочу. Надеюсь, что Каржаев все же пришлет новую, а эта останется для сидения в более высоком положении на спокойной воде со сдвигом назад.
3) Юбка нормально надевается без задней липучки, надо ее с юбки и лодки срезать. Площадь боковых сложенных пополам липучек избыточна, можно смело делать в 2 раз меньше.
Про 3 остальные лодки, со слов их владельцев.
1) Желтая Иволга с фартуком с Т-образной застежкой-липучкой.
Обнаружен 10 см перекос в корме лодки со стороны дна. Ходовые испытания показали, что на ровность хода практически не влияет. Есть договоренность с Каржаевым, что в ближайшее время будет изготовлена и прислана новая лодка с возвратом этой.
2) Синица с фартуком под срывную юбку. 8 марта позвонил Каржаев и сказал, что лодка травит, и предложил либо еще ждать, когда будет изготовлена новая лодка, либо без доплаты взять Саламандру с аналогичным фартуком. Выбрали Саламандру, у которой при получении оказался 5 см перекос в корме лодки со стороны дна, ее максимальная ширина и максимальная ширина кокпита оказались на 3 см меньше заявленных, и через несколько дней стояния в не сильно надутом состоянии на 10 см отошел проклеечный шов и на 2 см разошелся основной шов, в результате чего лодка сдулась. Была отослана обратно с возвратом денег.
3) Полосатая Иволга с фартуком с Т-образной застежкой-липучкой. Была прислана без фартука. После уточнения того, что фартук забыли приклеить отослана назад и получена доделанная обратно через 3,5 недели. После чего обнаружился 5 см перекос в корме лодки со стороны дна и отсутствие в обеих посылках герм.
По поводу перекоса Каржаев написал, что лучше он не сделает, а на ходовые характеристики это не влияет.
После этого я решил внимательно, с линейкой рассмотреть свою лодку и тоже обнаружился 4 см перекос. Но на ход лодки это действительно никак не влияет, и заметить можно только при внимательном сравнивании обоих бортов.
Очень хочется надеяться, что возникшие с нашими лодками проблемы разовые, они будут исправлены, и у остальных покупателей «птичек» и «земноводного» никаких проблем с качеством, комплектацией и со сроками изготовления не будет.
12 мая 2017 г.
- До похода срезал заднюю липучку под юбку и укоротил на 2/3 боковые. И в таком виде юбка нормально натягивается на очко.
- Тубус у юбки высокий, а лямок через плечи нет. В результате на порогах в складках скапливается много воды. Надо либо укоротить тубус, либо пришить лямки.
- Тубус надо сдвигать вперед, а то в дырку сзади затекает вода.
- Резинка у юбки слабая, при стряхивании воды несколько раз юбка частично срывалась. Нужно вшить дополнительную, более жесткую резинку.
- Посадка в уменьшенную ширину кокпита для моих 180 см/72 кг оказалась очень удачной. Сижу плотно, но при этом нет никаких болезненных сдавливаний таза и бедер. Благодаря плотной посадке оказались не нужны бедренные упоры. Ни разу их не надевал на порогах, хотя были и достаточно высокие валы, и серьезный слалом. Может для эскимосского переворота они будут полезны, но я этой техникой не владею.
- Спинкой служила силиконовая герма с палаткой, прикрепленная к хвостовому наплыву только в одной верхней точке. В случае переворота герма выпадет из лодки и может продраться. Нужно перейти на более плотную герму и приделать к ней с торца петлю для крепления к дну лодки. На дно лодки соответственно приклеить дополнительный пятак.
- Драйбэг в ногах работает отличным пяточным упором, обеспечивая тем самым дополнительную плотность посадки.
- Удобно использовать клапан драйбэга в качестве носовой сумки. Только надо учитывать, что молния на нем не герметичная, и все, что не должно промокнуть, надо класть хотя бы в тонкие гермы.
- По окончании похода на дне были достаточно сильные потертости спереди под тем местом, где лежал драйбэг и под хвостом. Под гермой-сидушкой они были минимальные.
Потертости под хвостом объясняются тем, что по какой-то причине (или так задумано, или по непонятной причине так получилось, как в случае с шириной лодки) нижняя часть хвоста Иволги отвисает вниз значительно больше, чем у Синицы. Хвост Иволги. Хвост Синицы.
Надо будет поставить заплату на нижнюю часть хвоста, и сделать либо подвеску под сидение и рюкзак в ногах по типу вот такого,
либо купить надувное дно.
В сентябре-октябре произвел небольшой ремонт и доработку Иволги по итогам июньского похода. И здесь сразу напишу про итоги октябрьско-ноябрьского похода на Кавказ, реки Псыш и Бол. Зеленчук.
Купил в Сплаве надувное дно для пакрафта. По размеру оно идеально подходит для Синицы, что и не удивительно, поскольку ее внутренние размеры одинаковы с размерами Трекрафта/Дрейкбота. Длина дна 150 см, при длине кокпита пакрафтов 130 см оно вкладывается с подсовыванием под борта. В Иволгу тоже нормально входит. Учитывая, что я сижу, не прижимаясь спиной к кормовому наплыву, а немного сдвинувшись вперед, его можно не запихивать под корму и тогда в носу остается зазор всего в 20 см, при этом драйбэг полностью лежит на надувном дне и не касается основного дна пакрафта.
Надувное дно позволило не замечать небольшого количества воды на дне лодки. Но 5 см толщины не всегда хватало для амортизации, иногда пятки чувствовали удары об камни.
Купил в Сплаве 25 л герму с клапаном, приклеил снизу пятак, еще один пятак приклеил на дно лодки у самой кормы. Получилась закрепленная в 2-х точках спинка.
На Кавказе не смог нормально уместиться в лодку со спинкой-гермой. Из-за большого количества вещей драйбэг получился максимально возможной длины, и ноги надо было сильно сгибать в коленях. В июне на Кольском и вещей в драйбэге было меньше, и сложный сплав был под конец маршрута, поэтому такой проблемы у меня не возникло. Но поскольку я не учел, что на дне лодки будет еще надувное 5 см дно и собрал герму-сидушку достаточно толстую, то удалось сесть максимально назад, при этом спинку подсунул под деку. Посадка, конечно, получилась немного высоковатая, поэтому на больших бурлях я сдвигал сидушку под колени и проваливался задом на надувное дно. Сидеть было достаточно комфортно, только при длительной гребле в таком положении немного уставали руки из-за того, что их приходилось высоко поднимать. Еще не получалось из такого положения быстро вылезать из лодки, требовались дополнительные несколько секунд. Хорошо, что требующих быстрого вылезания ситуаций не было. На будущее при большом количестве вещей надо будет собирать либо 2 тонкие длинные гермы, и или подсовывать их под деку, или крепить на деку, либо одну бОльшего размера и крепить ее на деку.
В ПВД на Киржаче была найдена крохотная дырочка в самом кончике хвоста, через которую с самого начала немного травило. Гелем-Моментом в несколько слоев поставил блямбу диаметром порядка 1 см.
Заклейка отлично держится и лодка не травит.
На потертость на дне под хвостом Гелем-Моментом поставил большую заплату. Материал - что-то типа кордуры (в 2005 г шел на деку в Щуках).
Заплата в походе заметно потерлась, а на остальном дне новых потертостей практически не появилось. Надувное дно рулит.
На юбке сдвинул на 10 см вперед тубус.
Липучки к юбке пришиты безо всякого усиления, и по краям стали немного рвать материал. Пришлось пришить усиление. А для более аккуратного сдергивания липучек пришил к ним стропочки-ухватки.
К верхней части тубуса пришил регулируемые плечевые лямки.
Купил и пришил понизу юбки поверх старой, с небольшим шагом, новую, более жесткую резинку-стропу.
Качество материала юбки и резинок-строп оставляют желать лучшего. Непонятный материал юбки, который нормально не оплавляется и осыпаются края. Резинка-стропа тоже весьма посредственная, из нее активно лезут нити и резиночки-лапша.
Из-за того, что мне в походе пришлось садиться в лодке максимально назад, юбка опять стала надеваться не идеально. Только теперь дырка стала не сзади, а спереди. А еще были опасения, что из-за невысокого уровня воды придется часто вылезать из лодки, и юбка будет в этом случае несколько неуместна. В результате весь поход прошел без юбки, хотелось проверить, насколько можно обойтись без нее. Вывод - если высокие валы и бочки не идут постоянно на протяжении нескольких сот метров, если есть возможность зачалиться и отлить воду, если можно не обращать внимание на забрызгивающую тебя воду (или вода теплая, или одет в сухую гидру, или поверх неопрена надета хорошая влагозащита), то вполне можно обойтись без юбки. В первый в третий (второй сплавной) дни вылезать из лодок, чтобы немного отдохнуть (сплав был довольно таки напряженный) приходилось каждые 15-20 мин, и была возможность отлить воду. Но воды было не настолько много, чтобы стало труднее управлять лодкой. В дальнейшем заливающих лодку валов и бочек стало меньше, и отливаться приходилось намного реже. Исключениями были шивера Зеленчукская в районе одноименного поселка и каньон Курлюк.
Поскольку самодельное кольцо временами расстыковывалось, то пришлось одну дугу (заднюю) сделать новую, на несколько сантиметров длиннее, а четыре других соединить по две резиновым шнуром.
Бедренные упоры в поход вообще не брал и отлично без них обошелся.