Фотографии В начало ^ my-tour.ru

ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ВОДНОМ ПОХОДЕ ПО ЛОВОЗЕРСКИМ И ХИБИНСКИМ ТУНДРАМ

4 - 18 ИЮНЯ 2017 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Саша.

Группа

Костя, Паша и я на пакрафтах Иволга,
Миша на пакрафте Drakeboat.
Паша на седьмой день планово покинул группу и по асфальту вышел в Ревду.

Карта с маршрутом



Общая протяженность маршрута 253 км, из них пешком 195 км, сплав 58 км. Набор высоты +3950 м, сброс -4000 м.

Разработка маршрута

Маршрут является логическим продолжением похода 2015 г. Изначально план был такой: доехать на «буханке» по бывшей ж/д («стройка № 509») до моста через р. Цага (бараки 82-й км), сплавиться по реке до Ловозера, пройти по озеру до устья р. Индичйок, пройти по горам по маршруту 2015 г до Сейдозера, радиально сплавиться по р. Сейдяврйок, пройти пер. Сев. Тавайок и выйти к Умбозеру. Далее, в зависимости от погоды и ветра, либо пересекать озеро до устья р. Тульйок, либо идти по бывшей ж/д на север и пересекать озеро в его северной оконечности до устья р. Кальйок, либо идти по геологической дороге в обход озера через мост на р. Сура и брод в зал. Чудалухт. Далее в первом случае выходить в долину р. Кунийок по рекам Тульйок, Каскаснюнйок и одному из перевалов: Юж. Рисчорр, Сев. Рисчорр, Умбозерский, Юж. Партомчорр. Во втором и третьем случае выходить в долину р. Кунийок по р. Кальйок и траверсом в. Лявйок. Затем сплавиться по Кунийоку и Куне до окончания оз. Куна и по лесной дороге вдоль ЛЭП выйти на ст. Имандра. По срокам решили идти первые 2 недели июня. В это время можно надеяться еще на достаточно высокую воду и отсутствие кровососущих. Но природа внесла существенные коррективы в наши планы. Весна в этом году в Мурманской обл. опаздывала на месяц, к концу мая там было еще только самое начало весны - большое количество снега, в горах более 1 м, все озера во льду, температура днем едва перешла в плюс, регулярно шел мокрый снег. Забросчик (Игорь Пирогов, dominica27@yandex.ru) сказал, что машина по бывшей ж/д не проедет, еще очень много снега. Решаю изменить начало маршрута - ехать до пос. Октябрьский, идти пешком 22 км до верхнего моста через р. Кица и сплавляться по ней, т. е. повторять начало маршрута 2015 г. Далее снова идти по бывшей ж/д в направлении на Ревду 13 км и выходить на Сейдозеро через пер. Чивруай. Далее продолжать маршрут по первоначальному плану и с учетом обстоятельств.

Литература

Все пройденные нами перевалы и вершины (Чивруай, Геологов, Юж. Рисчорр, Гольцовая, Аку-Аку, Юмъекорр) технически просты, на них имеется в сети большое количество отчетов и описаний, как по зиме, так и по лету, и приводить ссылки не имеет смысла. Дополнительно замечу, что все эти препятствия для меня хорошо знакомы как по летним, так и по зимним походам. А вот сплавы по Ловозерским и Хибинским рекам проводятся, судя по данным из сети, достаточно редко, а по Гольцовой вообще не удалось найти сведений.

Р. Цага
Простая речка, обычно ее ходят вверх, связывая потом пешкой с Паной-Варзугой. К примеру, вот несколько отчетов:
Отчет 1.
Отчет 2.
Отчет 3.

Р. Кица
Простая речка. При подготовке к походу 2015 г найдено всего одно описание Отчет.
Наш Отчет.

Р. Сейдяврйок
2,5 км протока между Сейдозером и Ловозером с падением 35 м. Найдено всего одно описание Отчет.
Наш просмотр реки в 2015 г.

Реки Кунийок и Куна
Судя по всему, по этому маршруту сплавляются, хотя и не часто. Вот все, что удалось найти:
Отчет 1.
Отчет 2.
Обсуждение на форуме.

Р. Гольцовая
Данных о прохождении не нашли.

4 июня, день 1

Пос. Октябрьский - полотно бывшей ж/д - верхний мост через р. Кица. (22 км).
Погода: преимущественно пасмурно, но иногда немного раздувает, ветрено, прохладно, временами небольшой дождик.
Миша, Костя и я на поезде в 5-35 приезжаем в Апатиты. Уже после покупки билетов выяснилось, что Паше в субботу надо быть в Москве, поэтому он сегодня утром летит на самолете, в аэропорту Апатит будет в 11 с минутами, в городе около 12. Сидим на вокзале примерно до 9 ч, далее идем гулять в город. Из интересного в Апатитах есть несколько музеев: геологический парк, геологии и минералогии, истории изучения севера, расположенных на одной улице недалеко друг от друга. Геологический парк это сквер под открытым небом со свободным доступом, на котором собраны большие образцы различных минералов, которые найдены в Мурманской области. Рядом находится бюст академика А. Е. Ферсмана. Музей геологии и минералогии по всем источникам на выходные не работает, а вот истории изучения севера по некоторым данным работает. Но, как оказалось, не работает.

Геологический парк в Апатитах



Бюст академика А. Е. Ферсмана

Находим неподалеку от музея истории изучения севера лавочку в лесопарке за монументом первым строителям г. Апатиты, где перекусываем и коротаем время. Пашу в аэропорту встречает микроавтобус, который будет нас везти до Октябрьского. Объясняем, где мы находимся и вскоре встречаемся. До поселка ехать около 50 км. В городе снега не было, только небольшие кучки где-то в тени под деревьями. А за городом его очень много, что будет в горах даже не хочется думать. Выгружаемся на окраине поселка, выходим на грунтовую дорогу, идущую параллельно с насыпью бывшей ж/д. Идти по дороге сложно, она никакая - полуметровой глубины лужи с приличными булыганами и бревнами внутри. Переходим на насыпь, по шпалам хоть и неудобно идти, зато нет луж, и не всегда есть снег.
И на дороге, и на насыпи огромное число больших и маленьких медвежьих следов.


Когда становится совсем много снега, то переходим на дорогу, здесь снег утрамбован проехавшим грузовиком, но местами есть глубокие лужи.

После поворота на Ревду на насыпи уже нет шпал. Идем то по насыпи, то по дроге, в общем, там, где кажется лучше.

Доходим до моста через Кицу. Находим сухое и бесснежное место для ночевки на небольшом бугорке - остатках полуразрушенной насыпи. Еле умещаем четыре наших одноместных палатки.

Р. Кица



5 июня, день 2

Верхний мост через р. Кица - сплав до моста в устье - полотно бывшей ж/д (сплав 19 км + пешком 7 км, сброс высоты при сплаве 25 м).
Погода: ночью был снег, под утро перешедший в дождь, весь день переменная облачность, временами небольшой дождик.
Стапелимся и сплавляемся по Кице. Уровень воды намного выше, чем в 2015 г, река заметно шире и полноводнее. На некоторых перекатах сейчас стояки в полметра и очень хорошее течение.



Птичья стайка







Мои попытки ловить рыбу на блесну ни к чему не привели, ни одного даже удара не было.
Проходим мост бывшей ж/д, и через несколько десятков метров разваливающейся автомобильный мост. Чалимся на правом берегу, антистапелимся. На левом берегу между мостами стоит буханка, к нам подходит рыбак, разговариваем. Говорит, что стоит 3 дня, в реке ничего не берет, на озеро не выплывал - оно все подо льдом, а в устье сегодня первый день, как лед растаял. Так же с его слов позавчера ЗИЛ-157 провез вперед группу туристов. Тешим себя надеждой, что они пошли на пер. Чивруай и нам не придется тропить. Пока мы собирались, рыбак на моторке пошел в устье реки.



Устье Кицы, впереди виден лед

Поднимаемся с дороги на ж/д насыпь и идем по ней на север.

Встаем на ночевку на ягельнике поросшим невысокими березками и сосенками в 30-50 м от дороги. Есть мобильная связь (на противоположном берегу Умбозера находится рудник).

Часа в 2 ночи просыпаемся от медвежьего рычания. По ощущениям мишка был на дороге метрах в 100 от нас. Затем все стихает, но через час вновь просыпаемся - на этот раз мишка обходил лагерь по краю леса в тех же 100 м, хрустел ветками и недовольно порыкивал. Я вылез из палатки, но его видно не было. Похоже, мы слишком близко от дороги поставили лагерь, и медведь по каким-то причинам не захотел проходить поблизости. Хотя рыбак говорил, что накануне медведь спокойно проходил рядом с ним по мосту и дал дёру только после того, как он ему посигналил машиной. А может это была медведица с медвежонком и побоялась проходить близко от людей.

6 июня, день 3

Полотно бывшей ж/д - руч. Киткуай - район в. Киткнюн (13 км, набор высоты +400 м).
Погода: ночью был небольшой минус и распогодилось, весь день тепло и солнечно.
Продолжаем идти по насыпи. Проходим бывшую дер. Пунча и одноименную реку, которая перспективна для весеннего короткого радиального сплава. При ее длине 4.3 км падение составляет 22 м. Попасть на Пунчозеро, из которого она вытекает можно по тракторной дороге, идущей по левому берегу реки.


Р. Пунча



Вскоре после глобального поворота насыпи налево сходим с нее и начинаем сначала идти по накатанной буранами просеке со следами медведя, а затем по лесу подниматься на юго-западный гребень в. Страшемпахк. Снега еще очень много и он плохо держит, постоянно проваливаемся по колено. Следов заехавшей пару дней назад группы не видно, или они пошли каким-то другим путем, или через другой перевал.
Надо заметить, что медвежьи следы до окончания похода мы выдели еще только пару раз. Похоже, что в районе бывшей ж/д нормальный лес был вырублен еще при ее строительстве, и во многих местах новый так и не вырос (где то местность стала заболоченная, где то наоборот сухая, где то теперь растет только кустарник), и медведям такие места удобно проходить по дороге, а не по болотам или зарослям. Во всех других местах, что в Ловозерье, что Хибинах есть нормальный лес и мишкам на дорогах особо нечего делать.




Выходим выше границы леса. Гребень местами уже без снега, а местами встречаются обширные снежные поля.




На ночевку встаем на сухом ягельном поле в районе в. Киткнюн.


7 июня, день 4

Район в. Киткнюн - юго-западный отрог в. Страшемпахк - пер. Чивруай - руч. Чивруай (16 км, набор высоты +400 м, сброс -700 м).
Погода: с утра переменная облачность, затем тепло и солнечно.
Продолжаем подниматься в направлении в. Страшемпахк. Склоны здесь уже полностью снежные. Регулярно проваливаемся по колено. Проходим немного западнее вершины и практически без сброса высоты выходим на платообразную седловину пер. Чивруай.

В. Страшемпахк



Перевальный взлет Чивруая из долины руч. Киткуай



Сейдозеро и Ловозеро

Спускаемся в долину руч. Чивруай в верхней части по достаточно узкому кулуару крутизной до 15-20 град. Со стенок свисают снежные карнизы, парочка уже обвалилась. Лавинной опасности практически нет, а вот карнизов надо опасаться. Поскольку направление долины северо-восток, то снег держит нормально, идем почти не проваливаясь.


Далее долина постепенно расширяется, стенки становятся высокими и скальными. Временами с них сходят небольшие лавинки вызванные падением карнизов, но до низа долины они не доходят.


Около места нашего обеда находится небольшое не оттаявшее озерко, лишь по центру есть лужа глубиной в несколько сантиметров. Миша решает прикольнуться и поплавать.


Продолжаем спускаться по долине. Стараемся прижиматься к правому борту, здесь склон меньше прогревается солнцем, и снег лучше держит.




Выходим к руч. Чивруай и идем по его правому берегу.


По бревну-мостику переходим ручей на левый берег. В 100 м находится избушка, в которой останавливаемся на ночевку. Внутри есть печка, стол, лавки, двухэтажная лежанка на 4-х человек, напиленные на чурбаки дрова, хозяйственная утварь, снаружи оборудованное кострище.




8 июня, день 5

Руч. Чивруай - Сейдозеро - руч. Эльморайок (11 км, набор высоты +150 м, сброс -50 м).
Погода: с утра пасмурно, после полудня тепло и солнечно.
Идем по левому берегу ручья. Снег почти не держит, постоянно проваливаемся выше колена. Временами приходится идти по руслу ручья.



Выходим к Сейдозеру. Оно полностью подо льдом, лишь иногда под берегом есть небольшие промоины. Сначала пытаемся идти по тропе, но под снегом она почти не читается, много снега и завалов. В одной из промоин оцениваем толщину льда. Под несколькими сантиметрами раскисшей каши оказывается отличный полуметровый монолит. Все, дальше по льду.
Знали бы про такое состояние льда, то могли бы не сплавляться повторно по Кице, а пройти по ж/д насыпи до Цаги, сплавиться по ней и по льду Ловозера выходить к Сейдозеру. При этом был бы шанс сплавиться и по Сейдяврйоку.




Куйва


Лед многослойный


Сам лед не настолько разнообразен, как на Байкале, но есть что пофоткать.

Занесенные ветром веточки протопили лед


В районе впадения ручьев Эльморайок и Уэлькуай огромная промоина, приходится выходить на берег. Поскольку совершенно не понятно, насколько будет прочен лед на Умбозере при его переходе от устья Тавайока (в случае прохождения пер. Сев. Тавайок) и до устья Тульйока, и чтобы в случае надежности льда Паше было бы меньше в одиночку тропить по насыпи бывшей ж/д до Ревды, решаем заменить пер. Сев. Тавайок на пер. Геологов. Начинаем подниматься по левому борту долины Эльморайока по границе зоны леса. Рельеф здесь хоть и сложнее, но можно идти, не проваливаясь в снег.






Переходим через старую лавину, сошедшую по желобу крутопадающего с борта долины ручья.


Постепенно спускаемся в долину и встаем на ночевку у последних елей.


9 июня, день 6

Руч. Эльморайок - плато севернее руч. Тулбнюнуай - пер. Геологов - район дороги рудник Умбозерский - Ревда (16 км, набор высоты +900 м, сброс -900 м).
Погода: весь день тепло и солнечно, на плато ветрено.
Подсекаем следы (снегоступы и ботинки), идущие по берегу руч. Эльморайок и некоторое время идем по ним. Судя по всему, это та группа, про которую нам говорил рыбак в устье Кицы и они пришли с пер. Сев. Тавайок. Подходим к слиянию ручьев Эльморайок и Тулбнюнуай.

Пер. Эльморайок

Взгляд вниз по долине


Справа пер. Эльморайок, налево руч. Тулбнюнуай

Распадок к пер. Эльморайок

Следы начинают подниматься по широкому гребню правее по ходу распадка ведущего к пер. Эльморайок. Мы же поднимаемся левее по ходу от этого распадка по широкому гребню крутизной до 20 град, а затем по пологим снежным полям уходим в сторону цирков Раслака.


Руч. Тулбнюнуай

Пер. Эльморайок



Выходим ко 2-му цирку Раслака, 1-й цирк остался немного в стороне. Далее практически без сброса высоты выходим на пер. Геологов.


2-ой цирк Раслака



Пер. Геологов



Иногда проваливаемся по развилку

После небольшого подъема (в. Аллуайв) начинаем постепенно спускаться на северо-запад. Входим в зону кустарников. За несколько сот метров до дороги, ведущей из Ревды на рудник Умбозерский, встаем на ночевку.



10 июня, день 7

Дорога бывший рудник Умбозерский - Ревда (плановый уход Паши) - озера Окуневские - р. Сура (переправа на пакрафтах) - Умбозеро (мыс Литт) (19 км, переправа 100 м, набор высоты +50 м, сброс -200 м).
Погода: весь день тепло и солнечно.
Выходим на асфальтовую дорогу. Прощаемся с Пашей, ему до Ревды 7 км пешком, далее автобус до Оленегорска и поезд до Москвы.
Сворачиваем на боковую, тоже асфальтовую дорогу, ведущую к бывшей ВЧ.

Перед началом ВЧ сворачиваем налево на лесную дорогу. Проходим мимо Окуневских озер. Снега и луж почти нет, идется легко, места красивые.

Умбозерский рудник



Несколько раз были разветвления дорог и где-то мы не правильно свернули. В результате выходим к р. Сура не в районе моста, а немного южнее. К мосту идем по болотине с вездеходным следом.

3 лебедя на Суре

Мост находится в правой основной протоке, в левой летом небольшой ручеек. Сейчас же тут сплавная речка. Островок полузатоплен, дорога полностью под водой. Приходится переправляться на лодках немного ниже по течению.


Затопленный брод через левую протоку


Мост в плохом состоянии, под правым берегом из-за высокой воды затоплен. Ниже находится 100 м шивера. По кромке берега идет рыбацкая тропинка, есть несколько кострищ. Я в течение получаса пытался безрезультатно ловить рыбу.

Продолжаем идти по дороге. Местами в низинах большие лужи, перешли несколько разлившихся ручейков, снега почти нет.




Цирк оз. Сенгисъявр

Куропатка


Выходим на берег Умбозера, мыс Литта. Сам мыс это почти километровая узкая песчано-ягельная коса с кустиками и не высокими деревцами. Все озеро подо льдом, там, где мы вышли, он вполне прочен. В районе протоки из Ниж. Чудозера льда нет. Встаем на ночевку неподалеку от брода через протоку. После ужина я опять безуспешно пытался ловить рыбу и в Умбозере, и в Ниж. Чудозере. Миша не усидел, тоже надул лодку и поплавал по озерам.

Ловозерье

Хибины




Здесь летом брод




11 июня, день 8

Умбозеро - западный берег Умбозера - залив Тульилухт (17 км, набор высоты +100 м, сброс -100 м).
Погода: весь день тепло и солнечно.
Проходим по косе немного назад, выходим на лед и идем на юг ближе к западному берегу. Лед вполне прочный, толщина порядка 40 см.

Ловозерье

Хибины


Подходим к полосе совсем плохого льда из-за впадающей в озеро р. Кальйок. Приходится обходить это место, забирая восточнее. Затем идет опять хороший лед. Структура льда здесь более разнообразная, чем на Сейдозере.



Но постепенно лед портится - становится тоньше, перестает быть монолитным. Приходится аккуратно, проверяя палками, выбираться на берег и идти по дороге.




Вот такая местами дорога


Переходим протоку из оз. Ниж. Ньюрявр.



Идем по ровной сухой дороге в сосновом лесу.


Выходим к наполовину оттаявшему заливу Тульилухт. Здесь дорога идет по песчаному берегу, за которым стена хвойного леса. Переходим протоку из оз. Пасъявр, затем р. Майвальтайок. В реке глубина по колено, боялись, что будет глубже и придется надувать лодки. Встаем на ночевку вскоре после брода. Второй раз подряд ночуем в райском уголке.

Протока из оз. Пасъявр



Залив Тульилухт



Бродим р. Майвальтайок



12 июня, день 9

Р. Тульйок - р. Каскаснюнйок - руч. Сев. Каскаснюнйок (16 км, набор высоты +150 м).
Погода: весь день тепло и солнечно.
Проходим немного по сосновому лесу и выходим к броду через р. Тульйок. Здесь, на нижнем участке при повышенном уровне воды она вполне сплавная, есть интересные порожистые участки. Идем вверх по течению по дороге по левому берегу.





Далее идем по левому берегу р. Каскаснюнйок. Река здесь достаточно спокойная, воды вполне хватает для сплава.



Постепенно на дороге появляется снег, заболоченные участки.



После слияния Сев. и Юж. Каскаснюнйоков воды уже совсем мало. Начинается почти сплошной снежный покров, а вместе с этим и проваливания по колено. Встаем на ночевку на небольшой оттаявшей опушке леса.






13 июня, день 10

Руч. Сев. Каскаснюнйок - пер. Юж. Рисчорр - руч. Рисйок - р. Кунийок (17 км, набор высоты +600 м, сброс -650 м).
Погода: переменная облачность, выше зоны леса ветрено.
Вначале месим снег по лесу, затем переходим через руч. Сев. Каскаснюнйок на правый берег и поднимаемся по 15 град почти безлесному склону. По пологим полям подходим под пер. Юж. Рисчорр.



Слева Сев. Рисчорр, справа Умбозерский



Слева пер. Сев. Рисчорр, справа пер. Умбозерский

Пер Юж. Рисчорр

По снежному склону крутизной до 20 град выходим на седловину. На подъеме видны сильно заплывшие следы.


Спускаемся с перевала по склону крутизной до 25 град по хорошим следам. Кто-то здесь спускался несколько дней назад.


Пер Юж. Рисчорр


Спускаемся вдоль руч. Рисйок то по одному, то по другому берегу. Постоянно выискиваем пути, чтобы меньше проваливаться в снег.


Подсекаем заснеженную буранку, идущую по правому берегу руч. Рисйок, и по ней спускаемся в долину р. Кунийок. Наверх промчались 2 снегохода. Выходим на дорогу, идущую по долине Кунийока, поворачиваем направо и вскоре выходим к базе КСС.


На базе встречаем тех самых двоих снегоходчиков, которые успели сделать колечко через перевалы Северный и Южный Рисчорр и сотрудника МЧС, который здесь находится в одиночку. Немного поговорили с ними. Узнали, что дня 2-3 назад со стороны оз. Академическое через Юж. Рисчорр спустилась группа и пошла на Сев. Чоргорр. Снегоходчики имеют какое-то отношение к гостевым домикам на базе и приехали из города оценить обстановку. МЧСник предупредил про большое количество медведей любящих пастись на вырубке чуть ниже по долине.
Отходим немного от базы вниз по течению Кунийока, ищем место для ночевки. Весь берег на протяжении нескольких сот метров неровный, в кочках и ямах с водой. Местами между кочек есть костровые ямы, но они, похоже, зимние, поскольку даже летом, когда сухо, рядом поставить палатки не реально. Переходим речку на левый берег, поднимаемся немного в горку и там находим большую стоянку.

Р. Кунийок






14 июня, день 11

Сплав по р. Кунийок - восточный берег оз. Гольцовое - сплав по р. Куна (сплав 8 км, пешком 3 км, сплав 10 км, сброс высоты при сплаве 80 м).
Погода: в первой половине дня пасмурно и прохладно, во второй небо быстро расчищается, снова тепло и солнечно.
Воды в речке мало, но проходимо. Я и Костя решаем сплавляться, Миша пойдет пешком. Договариваемся встречаться на берегу оз. Гольцовое в районе впадения руч. Лявойок.
Стапелимся, стартуем. Уклон у речки очень хороший, примерно 15 м/км, ширина 10…20 м, много под и над водных камней. Каких либо высоких сливов нет, все менее полуметра, просто крутопадающая шивера. Если активно маневрировать, то можно проходить достаточно чисто. Вылезать из лодки на мелководье пришлось раза 2-3. Ни завалов, ни древесного мусора нет совсем, только изредка под берегом лежит какое-нибудь бревно. Сами берега преимущественно высокие, временами за стеной леса видны горы.





Такой характер реки сохраняется примерно 3-4 км, затем уклон быстро уменьшается, ширина немного увеличивается, берега становятся низкими, течение ослабевает. 2 коротких обноса через одинарные упавшие елки.





Уже кажется, что вот-вот за следующим поворотом покажется озеро, но тут берега опять повышаются, русло сжимается, и идет короткий спортивный участок с двумя горками-шиверками, после чего выходим в озеро.



На озере в районе устья реки льда нет, но дальше идут ледовые поля. На берегу в районе впадения руч. Лявойок нас ждет Миша.




Миша вначале шел по берегу реки, затем поднялся наверх и вышел на дорогу, идущую от базы КСС к озеру. Масштабы вырубки под планировавшейся рудник, а затем прошедшего по ней пала поражают - в длину почти от базы и до озера, в ширину на половину долины - к востоку от реки и до подножия гор.



Антистапелимся и идем к истоку реки, которая после озера согласно картам называется Бассейная Куна. Вначале дорога идет по песчаному берегу, затем уходит в лес. Немного ниже истока рядом с дорогой есть большая стоянка, где обедаем и стапелимся.



До оз. Травяное идет очень красивый участок - чередуются простенькие перекаты и шиверки, озерные расширения, а сзади видны горы.










Из оз. Травяное вытекают 2 протоки, идем правой. Узкое русло с горкой-порожком, по берегам нависающие кусты, что за поворотом не видно. Сразу вспомнилась позапрошлогодняя р. Сара. Хорошо, что здесь не оказалось завалов.

После небольшого расширения и спокойной воды вторая горка-порожек, но на этот раз русло более широкое и просматривается с воды.

Далее после еще одного небольшого озерного расширения, где сливаются протоки, идет самый сложный на Куне порог. На пологом сначала левом, а затем правом повороте резкое сужение русла, череда полуметровых сливов с бочечками, валы высотой более полуметра, камни под берегом, но посередине чисто. Протяженность порядка 200 м, берега высокие, со скальными выходами. Окончание порога - 100 м шивера с левым поворотом. Я прохожу первый, перед шиверой встаю под левым берегом в улов на мелководном участке. Миша идет вторым, где-то видимо под берегом наезжает на полуподводный камень и киляется (с его посадкой по такой воде это не мудрено). Не ожидая, что на реке будут подобные препятствия (хотя описания реки были), он не привязал к лодке рюкзак. В результате лодка, рюкзак, Миша и весло (которое было выбито из рук) поплыли отдельно. Мише удается схватить рюкзак и с ним выбраться на берег. Костя успешно проходит порог, заталкивает Мишину лодку в улов и спрашивает, не проплывало ли весло. Весла не было, и только примерно через минуту, когда на противоположном берегу появился Миша, из-под воды всплыло весло. Получается, что примерно половину порога весло тащило донным течением, при этом его еще где-то тормознуло. После шиверы весло прибивает к правому берегу, где его подбирает Миша. Я привязываю Мишину лодку на укороченный метров до 5 спасконец, закрепленный на моей лодке с самосбросом, и проходжу выходную шиверу. Следом ее проходит Костя. Собираемся все вместе на правом берегу, делимся впечатлениями и идем просматривать порог.


Окончание порога, видна Мишина лодка


Выходная шивера



Проходит Костя


Окончание порога

Сам порог, его отдельные ступени



Вскоре после порога начинается оз. Долгое, на котором находим стояку.




15 июня, день 12

Сплав по р. Куна - ЛЭП - дер. Имандра - р. Гольцовка (сплав 14 км, пешком 14 км, сброс высоты при сплаве 25 м, набор высоты на пешке +100 м).
Погода: весь день тепло и солнечно.
Проходим цепочку небольших озер разделенных не сложными перекатами и шиверками. После последнего оз. Калеваевского находятся несколько интересных протяженных шивер, последняя из которых, километровая, самая длинная и мощная. Ширина реки на шиверах порядка 30 м, большинство камней под водой, но иногда встречаются и выступающие на поверхность. Присутствуют локальные бочечки, цепочки валов высотой более полуметра. При желании все это можно объехать, а можно и собрать. Каждый из нас выбирал свою линию движения в зависимости от опыта и лодки.






Вскоре после последней шиверы начинается 4-х километровое оз. Куна, нам надо идти в его самый дальний угол. Ветер западный, т. е. спереди-слева, не сильный, но волну порядка 30 см поднимает.


Хибины

Мончетундры


Доходим до окончания озера, чалимся слева от истока реки на рыбацкой стоянке. Рядом проходит лесная дорога, идущая вдоль ЛЭП. Смотрим продолжение реки - она здесь вся заросла кустарником и деревцами, которые образовали многочисленные островки. До оз. Имандра еще 2 протоки и небольшое озерцо с общей длиной чуть более 2 км и падением русла 7 м. Идти по Имандре с боковым ветром и волной, которая нагоняется на 6-10 км плесе, нет никакого желания, поэтому решаем антистапелиться и идти пешком по дороге.



ЛЭП совсем недавно прочистили, по обочинам лежат спиленные деревья. Дорога более-менее нормальная, за исключением 2-х огромных луж.




Мостик через ручей

Проходим через деревню и одноименную станция Имандра. Деревня, судя по внешнему виду, уже не живет, а выживает. В единственном магазине набор товаров немногим лучше, чем в 1990 г. Небогатый выбор консервов, печенья-пряников, шоколадок, сока-газировки и т. п., что-то из бытовой химии и хозтоваров, и полное отсутствие спиртного, в том числе и пива.
На этом запланированная часть нашего маршрута закончилась, а до поезда осталось 3 дня. Предлагаю сделать колечко в район перевалов Хибинпахкчорр, Аку-Аку, Юмъекорр и просмотреть на счет сплава р. Гольцовку. Как мы посмеялись - поход закончился, начался 3-х дневный ПВД.
После деревни по продолжению той же самой дороги выходим к броду через р. Гольцовка. Обозначенного на туристской схеме почти 30-ти летней давности мостика нет, приходится бродить по колено глубиной. (Через 3 дня во время сплава снесенный мостик обнаружился немного ниже на острове.) В целом уровень воды не высокий, но речка вполне сплавная.


Проходим по тропе левого берега вверх по течению почти до притока, вытекающего из-под пер. Хибинпахкчорр, и встаем на ночевку на большой стоянке. К нашему удивлению, есть даже 2 металлические бочки заполненные мусором, верхние части которого кем-то (мишкой, птицей) выкинуты на землю. Метрах в 50 от стоянки находится большой, частично разоренный муравейник. Это уже точно дело мишкиных лап.


16 июня, день 13

Р. Гольцовка - в. Гольцовка - пер. Хибинпахкчорр - ущ. Аку-Аку (12 км, набор высоты +700 м, сброс -600 м).
Погода: ночью прошел дождь, в первой половине дня переменная облачность, во второй пасмурно, короткий, но сильный дождь, вечером еще один.
Со слов Миши ночью кто-то крупный близко подходил к палаткам, но после его окрика ушел.
После дождя и очень теплой ночи вода в реке заметно поднялась.

Поднимаемся по тропе по левому берегу притока, вытекающего из-под пер. Хибинпахкчорр. Затем тропа переходит на правый берег. (Возможно, она продолжается и по левому, но мы ее потеряли под снегом.) Брод находится чуть выше небольшого водопада (метр-полтора), а с левого берега немного ниже спадает водопад-приток высотой в несколько метров.



Проходим немного по правому берегу и упираемся в ручей-приток, протекающий в глубоком забитом снегом овраге. Вылезаем наверх по крутому склону по еле заметной тропинке и оказываемся на широкой ягельной полочке со стоянкой. Затем поднимаемся еще немного выше, переходим забитые плотным снегом верховья ручья и идем траверсом вверх по северному гребню в. Хибинпахкчорр. Постепенно открывается вид на Имандру и горы на противоположном берегу озера.





Ст. Имандра и р. Гольцовка


Пер. Хибинпахкчорр, слева в. Гольцовая

Выходим на в. Гольцовая, отличную обзорную точку. Затем по пологим склонам спускаемся к началу ущ. Аку-Аку.





Пер. Хибинпахкчорр

Проходим верхние 2/3 ущелья до «Звездочки», места, где расходятся 5 путей - два в северную и южную часть Аку-Аку, вниз по ручью к Имандре, к перевалам Хибинпахкчорр и Юмъекорр. В ущелье снег более-менее нормально держит. Попадаем под сильный, но короткий дождевой заряд. После озера приходилось постоянно перепрыгивать с одного берега ручья на другой, почти вся тропа под водой или снежной кашей.

Ущ. Аку-Аку








Куропатки







Встаем на ночевку на «Звездочке». Здесь несколько стоянок, выбираем самую сухую и не заснеженную. Начинается не сильный дождь.




Смайлик


17 июня, день 14

Ущ. Аку-Аку - пер. Юмекорр - руч. Часнайок (8 км, набор высоты +400 м, сброс -400 м).
Погода: ночью и с утра дождь, с полудня понемногу распогаживается.
Сидим, пережидаем дождь. Напилили и накололи кучу дров, прибрались на стоянке. Миша даже на соседней стоянке через ручей прибрался. С 10 ч дождик перестал идти, стали появляться куски синего неба. После обеда выходим. Подъем на пер. Юмъекорр и спуск с него пологие.

Пер. Юмъекорр


Пер. Хибинпахкчорр





Спускаемся по левому берегу ручья. Там, где на правом повороте находится прижим, приходится вылезать наверх. Летом на такие мелочи не обращаешь внимание - если надо, то без проблем переходишь на другой берег. А сейчас, когда и ручей протекает в метровом снежном каньоне, и у воды чувствуется мощь, просто так не походишь с берега на берег.




Практически в начале зоны леса выходим к небольшому, не обозначенному на картах озерцу. Стоянки на его берегах не видно, или она находятся еще под снегом. Место настолько красивое, что, не смотря на то, что для постановки палаток оно не очень подходящее (сырой ягельник на камнях), решаем вставать здесь на ночевку.


Пер. Ферсмана и в. Палгасвумчорр


18 июня, день 15

Руч. Меридиональный - сплав по р. Гольцовка - оз. Имандра - ст. Имандра (пешком 3 км, сплав 7 км, пешком 3 км, сброс высоты пешком 150 м, при сплаве 112 м).
Погода: весь день переменная облачность.
По лесу без тропы выходим к руч. Меридиональный немного ниже слияния с левым притоком, вдоль которого мы шли вчера. До впадения правого притока руч. Маннепахк уклон порядка 25 м/км, но расход воды не большой. Здесь река, в принципе, сплавная, но с нашим опытом только после предварительной разведки, прохождением отдельными участками, с сухой гидрой, с постановкой страховки и 2-3 обносами.



Впадение руч. Маннепахк

По тропе по левому берегу доходим до слияния с руч. Маннепахк. С этого места реку называют Гольцовка. Метров через 150 большая обустроенная стоянка, где стапелимся. Сплавляться решаю я и Костя, Миша пойдет пешком.


Ширина Гольцовки 20-30 м, средний уклон 16 м/км и по длине распределен довольно равномерно за исключением последних нескольких сот метров после ж/д моста, где уклон постепенно уменьшается. Каких либо сливов более полуметра нет, просто крутопадающая шивера с большим количеством обливных камней и стояками порядка 50 см. Ни завалов, ни свисающих с берега бревен нет. Похоже, что деревья в Хибинские реки падают редко, а если и падают, то сносятся паводками. Мест для чалки мало, уловов почти нет, даже вдоль берегов есть хорошее течение. Сами берега преимущественно высотой не менее полуметра и заросшие кустарником. Есть 3 порогообразных участка, где увеличивается уклон, уменьшается ширина и появляются большие камни. Первый был минут через 15 после старта и ушедший раньше меня и Кости Миша нас там поджидал. Пока мы отдыхали, Миша пошел дальше и немного ниже заснял нас еще один раз. Больше до антистапеля мы с ним не пересекались. В целом, сплав весьма напряженный, временами хорошо умывало и после минут 10 хотелось зачалиться, передохнуть, слить из лодок воду: у меня она просачивалась через недоработанную юбку, у Кости по липучке (подробнее в разделе Личное снаряжение). Всего сделали 3 остановки.



Первый порог (12 фото)












Второй порог



Остров чуть ниже брода


После пешеходного мостика и сразу за ним ж/д моста уклон реки начинает уменьшаться, скорость течения ослабевает, река расширяется. Чалимся к правому берегу в лесу перед самым началом песчаной косы. Вскоре приходит Миша. Антистапелимся.


В устье Гольцовки причудливая коса, словно отлив на море


Полярный мак

До станции порядка 3 км, выходить можно двумя путями:
1) По тропинке вдоль берега до ж/д моста 500 м, затем по шпалам.
2) Сначала вдоль озера по песчаной косе 1.5 км, затем по шпалам.
Выбираем второй вариант. Несколько раз приходилось переходить небольшие мелкие, но заиленные заливчики и ручейки. Вдоль берега в большом количестве лежит вынесенный волной различного размера плавник. Зал ожидания и касса на станции уже давно закрыты, в ожидании поезда тусуемся у выполняющего роль зала ожидания навеса типа автобусная остановка с расписанием останавливающихся поездов и электричек.
Далее вечером поезд до Мурманска, рейсовый автобус до аэропорта Мурмаши и ночной самолет до Москвы.

Снаряжение

Общественное снаряжение
1) Котелки круглые, 2 и 2,5 л - транспортировочные банки от советских примусов Шмель-2 и 4, ручки из стальных 2 мм тросиков, убираются один в другой. Вес 600 г.
2) Самодельная титановая печка-экран. Сделана из листа толщиной 0,3 мм. Верхний диаметр 21 см, нижний 29 см, высота 25 см, вес 350 г. За счет малых потерь тепла из-за низкой теплопроводности титана обладает высоким КПД. Для закипания котелка достаточно буквально нескольких веток. Не страшен ветер, дождь. Последнее время перестали вставлять котелок внутрь печки, ставим его сверху. Это позволяет более полно загрузить печку, для кипячения воды хватает одной загрузки, а при готовке каши-супа нет избыточного тепла, содержимое котелка почти не убегает. При готовке на горелке работает как ветрозащитный экран.
3) Ножовка, вес 370 г.
4) Тесак. Куплен в советском хозяйственном магазине, можно колоть дрова диаметром примерно до 15 см. Вес 300 г.

5) Горелка «Sharp» Track. За 3,5 года активного использования никаких нареканий. Загрязнение жиклера из-за не качественного газа не в счет. После прочистки по-прежнему отлично работает. Цена значительно меньше аналогов.
6) 2 газовых баллона Kovea 450 мл. Последнее время стали замечать плохое качество газа в дихлофосных баллонах, в том числе и Kovea, что выражается в загрязнении жиклеров горелок различных фирм. Теперь перешли на использование только резьбовых баллонов, с которыми нет проблем.
7) Тент общественный Cowl Сплав. При заявленном размере 2,7х3,0 м реально оказался 2,6х2,7 м.
Вес с шестью 5 м оттяжками из паракорда диаметром 2,5 мм 525 г.
За 15 дней похода тент натягивали всего 2 раза на первой и предпоследней ночевках.
8) Хознабор (половник, щетка, чапельник, перчатки, рюмочки, 2 пластиковых 1 л банки из-под соленых огурцов/капусты (мечтали поймать рыбку)).
9) Аптечка 1,5 кг.
10) Фольга Саянская Гриль, 20 мкм (самая толстая), ширина 29 см, 1 рулон. Для запекания рыбы и как крышка на котелок при готовке на горелке.
11) Газовый резак для разжигания костра.
12) Газовый дихлофосный баллон Kovea для резака.

Личное снаряжение
Некоторые элементы моего личного снаряжения
1) Палатка - пирамида от Легковеса, тент и
внутрянка.


Активно использую с лета 2016 г. Заменил прилагаемые совсем тоненькие веревочки на паракорд (такой же, как и на тенте), колышки из спиц на обыкновенные колышки,
клеванты, на которых подвешивалась внутрянка, на пряжки карабин крючок. Общий вес с учетом 12 колышков и Л-коннектора 1,2 кг.
Устанавливал на треккинговые палки Trail Black Diamond , с которыми шел на пешках.
2) Надувной коврик NeoAir Therm-a-Rest. Активно использую в теплое время с лета 2014 г. Прошлым летом в районе головы появилась совсем небольшая грыжа (разошлась одна внутренняя перегородка), похоже, сильно накачал.
3) Самодельный спасжилет-пенка. Пользуюсь первый год, конструкцию можно признать удачной, правда, плавать в нем еще не пробовал.
4) Пуховый спальник ED 150 Evolution Camp весом 400 г + самодельный бивик (конденсатник) из не мембранного материала весом 220 г.
Такой комплект спальников с ковриками совместно с одеждой (2 теплых термухи, свитер из тонкого прималофта и штаны из полара 100 позволяет нормально спасть примерно при нулевой температуре.
5) Рюкзак - герморюкзак (драйбэг) Гидра 85 от Нова Тур (в настоящий момент снята с производства). Мой обзор драйбэгов. На одном из форумов было сообщение о крайне плохом качестве пришивания лямок и силовых строп. Прошил дополнительно вручную миллиметровой ниткой, изнутри промазал клеем. Активно использую с осени 2015 г. Никаких проблем при загрузке 25…27 кг не было.
6) Обувь. Для облегчения рюкзака решил объединить в одно сплавную-ходовую обувь и обувь для лагеря-цивилизации. По наводке одного друга, который уже несколько лет их использует на весеннее-осенних сплавах, купил ПВХ ботинки Nordman, которые использовал с 3 и 5 мм неопреновыми носками (родной сапожок был оставлен дома). На стоянке выливал из них воду, притирал сухой тряпочкой, вставлял дополнительную стельку и надевал на простой и теплый носок. Посередине похода обнаружил на одном из ботинок два 3-х см пореза, которые заклеил изнутри толстыми ПВХ заплатками. Общее впечатление положительное - подошва достаточно толстая, на снегу и камнях сильно не скользят. Из минусов - если бы язычок был сделан едино с основным ботинком, то заливание происходило бы при несколько большей глубине воды. В отличие от ребят, которые шли в сапогах, ноги всегда были мокрые, но с учетом 8 мм неопрена всегда теплые.


7) Брюки Ronwe Hiko, ходовые и сплавные. Активно эксплуатирую третий год. Достаточно неплохая мембрана, неопреновый пояс с липучками, манжеты тоже с липучками, сам материал немного жесткий и при намокании, в отличие от обычных мембранных или ветро-брызгозащитных брюк, не прилипает к ногам. Два минуса - липучки узкие и короткие и достаточно быстро перестали держать крючочки. Пришлось после года эксплуатации купить широкую 45 мм липучку и заменить ею штатную.
8) Пакрафт Иволга


Мой обзор лодки написанный до этого похода. Вот некоторые добавления, уточнения и что надо доделать по итогам этого похода:
- До похода срезал заднюю липучку под юбку и укоротил на 2/3 боковые. И в таком виде юбка нормально натягивается на очко.
- Тубус у юбки высокий, а лямок через плечи нет. В результате на порогах в складках скапливается много воды. Надо либо укоротить тубус, либо пришить лямки.
- Тубус надо сдвигать вперед, а то в дырку сзади затекает вода.
- Резинка у юбки слабая, при стряхивании воды несколько раз юбка частично срывалась. Нужно вшить дополнительную, более жесткую резинку.
- Посадка в уменьшенную ширину кокпита для моих 180 см/72 кг оказалась очень удачной. Сижу плотно, но при этом нет никаких болезненных сдавливаний таза и бедер. Благодаря плотной посадке оказались не нужны бедренные упоры. Ни разу их не надевал на порогах, хотя были и достаточно высокие валы, и серьезный слалом. Может для эскимосского переворота они будут полезны, но я этой техникой не владею.
- Спинкой служила силиконовая герма с палаткой, прикрепленная к хвостовому наплыву только в одной верхней точке. В случае переворота герма выпадет из лодки и может продраться. Нужно перейти на более плотную герму и приделать к ней с торца петлю для крепления к дну лодки. На дно лодки соответственно приклеить дополнительный пятак.
- Драйбэг в ногах работает отличным пяточным упором, обеспечивая тем самым дополнительную плотность посадки.
- Удобно использовать клапан драйбэга в качестве носовой сумки. Только надо учитывать, что молния на нем не герметичная, и все, что не должно промокнуть, надо класть хотя бы в тонкие гермы.
- По окончании похода на дне были достаточно сильные потертости спереди под тем местом, где лежал драйбэг и под хвостом. Под гермой-сидушкой они были минимальные.

Потертости под хвостом объясняются тем, что по какой-то причине (или так задумано, или по непонятной причине так получилось, как в случае с шириной лодки) нижняя часть хвоста Иволги отвисает вниз значительно больше, чем у Синицы.
Хвост Иволги.
Хвост Синицы.
Надо будет поставить заплату на нижнюю часть хвоста, и сделать подвеску под сидение и рюкзак в ногах по типу вот такого.
9) Весло 3-х секционное Вольный Ветер. Брал длиной 210 см и постепенно укоротил до 197 см.
10) Куртка сплавная от Tribord. Мембрана весьма посредственная, при движении пешком сильно отпотевает. Неопреновый пояс с липучками, манжеты и горловина тоже с липучками. В настоящий момент в продаже нет, появилась схожая, но ткань не мембранная.
11) Герметизация неопреновых манжетов.
12) Каска Vector Black Diamond. Решил не брать тяжеленный Bumper и обойтись легкой альпинистской.
13) Самодельный спасконец.
Вес рюкзака на старте был 25,5 кг.

После похода Миша, Паша и Костя написали свои отзывы о примененном ими в этом походе новом снаряжении и одежде.
Миша:
«Понравились сапоги из материала EVA. Очень легкие, терморезистивность выше всяких похвал. Одевал на тонкий носок и никогда не подмерзал, несмотря на обилие снега и холодной воды. Ноги были почти всегда сухие и в тепле. После 2-х недель похода поверхность снаружи выглядит слегка потертой. Никаких разрезов или разрывов не появилось. Хоть у меня и была сплавная обувь, решил попробовать сплавляться в сапогах. Просто одевал неопреновый носок, вместо тонкого обычного. Это на случай, если зальет. Впечатления только положительные. При использовании этих сапог стоит учитывать возможность засыпания снега через верх сапога. Проблема решается подбором штанов, у которых есть снизу затяжка или молния. Размер сапог стоит подбирать из расчета, что толстый носок не понадобится - так они меньше будут болтаться на ноге. Первое время было не привычно, как они пружинят и сминаются. Но быстро привык и перестал замечать эту особенность. Держание на камнях считаю хорошим. По крайней мере, мне попадались горные ботинки, что держат заметно хуже на мокрых камнях.
По лодке Splav Drakeboat.


Лодка маленькая, поэтому с размещением вещей могут быть проблемы. Я решил класть рюкзак перед собой, а ноги укладывать сверху по бортам. Т.к. разбирать рюкзак по гермам мне не приходилось, то переход из положения стою с рюкзаком, лодка в рюкзаке, в положение сижу в лодке с рюкзаком на дне занимала 10 минут. Открытая дека не дает возможности использовать эту лодку на реках 2 к.с. и выше. Она идеально подходит для переправ и не сложных подмосковных покатушек.»

Паша

Костя
«Пакрафт Иволга


Смешанные чувства оставила эта лодочка в исполнении Сергея Каржаева... С одной стороны конструкция лодки весьма хороша: «клюв» в килевой части позволяет лодке более или менее хорошо держать курс, достаточно удобная посадка и есть место для вещей и вытянутых ног. С другой стороны качество исполнения изделия не выдерживает никакой критики:
- все баллоны обляпаны клеем;
- в моем экземпляре весьма ощутимый «винт», который надо компенсировать правильным расположением вещей и высокой посадкой гребца (иначе левую руку приходится поднимать немного выше для нормального гребка.
Отдельный момент Т-образная дека на липучке. Такой вариант подходит, только если нужна защита от дождя и только при условии расположения багажа в носу лодки таким образом, чтобы они выпирали вверх и делали некое подобие двускатной крыши. Кроме этого вся липучка растрепалась и осыпалась буквально за один поход!
Для себя понял, какие доработки могут улучшить лодку, но на это придется потратить время:
- съемная дека;
- сделать липучку по периметру вместо Т-образной;
- обязательно сделать подвесную систему для сидения и вещей в ногах, таким образом, чтобы при нагрузке и натяжении вся система висела над дном в нескольких сантиметрах. Это особенно важно для прохождения шивер и порогов. Вариант с гермой на дне в качестве сидушки приводит к тому, что дно сильно выпирает и именно в этом месте лодка начинает протираться об камни.
Ветровка Сплав Action Flex
Проходил в ней буквально весь поход. Очень удобная, немного продувается, хорошо сохнет. После похода следов истираемости материала в районе плечевых лямок рюкзака не обнаружил, только немного истрепались манжеты на рукавах. При стирке очень сильно линяет, даже в обычной холодной воде без моющих средств.
Спальник Сплав Adventure Light
Легкий. Внешний слой хорошо защищает от влаги - спальник можно было не сушить. Понравилась утяжка на капюшоне - она одна, поэтому сложно запутаться. Внутренний объем для моего телосложения весьма удобный. Спал в теплых носках, штанах и флисе. В холодную и ветреную погоду запихивал в спальник еще пару вещей, а ноги в рюкзак и было ок. В теплую плюсовую температуру спал расстегнутым.
Мембранка Сплав Minima 3L
Пользовался мало. Небольшой дождь выдержала без проблем. Маленький вес и объем в сложенном виде. Главный минус - есть только нагрудные карманы.
Коврик Сплав Surfing Mini 2.5
Легкий, немного скользкий. Подкладывал под середину ковра тонкую короткую пенку, голова лежала на клапане от рюкзака, а ноги на/в рюкзаке. Холода не ощущал. На снегу была одна ночевка, да и то под палатку была постелена байдарка, поэтому не в счет. Сам коврик практически не надувается, поэтому всегда приходилось надувать его ртом.
Рюкзак Сплав Gradient 80
Купил его специально под поход, но в последний момент все переложил в старую проверенную Анаконду и не пожалел. Вес получился около 27 кг, и это показалось многовато для Градиента. Идти с таким весом нормально, но все операции с рюкзаком надо делать очень аккуратно, чтобы ничего не оторвалось. На мой взгляд, максимальный рабочий вес для Градиента 80 не более 25 кг.
Палатка Naturehike 2


Палатка полностью оправдала свои ожидания. Легкая, достаточно быстро ставится в одиночку. Можно ставить сначала тент, а потом изнутри прицеплять к дугам саму палатку. Один человек помещается в нее полностью со всеми вещами. Использовал без футпринта и без дополнительных оттяжек. После намокания приходится чуть подтягивать оттяжки (как и у всех силиконок), чтобы внутренняя палатка не касалась внешнего тента. Главный минус палатки - ненадежный тройник, в котором пресекаются три дуги. В него надо очень аккуратно вставлять самую длинную дугу. За две недели эксплуатации гнездо от этой дуги в тройнике заметно деформировалось, из-за чего она периодически выскакивала при установке. В будущем тройник надо заменить на что-то самодельное и/или более надежное. В остальном нареканий к палатке нет.
Сапоги Nordman Light
Настоящее открытие не только для меня, но и для других участников похода! Легкие, теплые, универсальные. В них ходили по снегу, камням, использовали в качестве сплавной обуви. Нужно только подобрать правильно носки, стельки и не забывать проветривать ноги и сапоги на привалах. Также их надо беречь от острых камней и помнить, что вибрама на подошвах нет и на скользких участках надо быть аккуратнее. Некоторые жалуются на натирание голени сапогами. У меня таких проблем не возникало. Также не помешает взять в общественный ремнабор клей для ЭВА-обуви.
Гермы силиконовые
Легкие, несколько цветов и объемов. В Сплаве продают точно такие же по ттх, но слегка дороже. Использовал в качестве промежуточной гермы для упаковки еды, одежды, документов вместо привычных пакетов. Остался доволен.
Рюкзак Сплав силиконовый Clever Web 25
Очень удобный сверхлегкий рюкзак. Герметичный, с проклеенными швами. Можно использовать как дополнительную герму или шмотник. Объем достаточный для того чтобы брать его в простую радиалку со всеми необходимыми вещами хоть на целый день.
Кепка buff
Простая и достаточно технологичная кепка. Сзади единственная резинка для затягивания по форме головы. Сохнет быстро. Главное - не теряет формы при сминании и разворачивании, т. е. ее можно реально сжать в комок и потом кепка восстановит форму. Козырек немного коротковат, но в паре с солнцезащитными очками получается очень хорошая защита.
Носки мембранные Waking sock Keeptex
По назначению так воспользоваться и не пришлось. Только пару раз одевал на биваке.»

Раскладка

Традиционно в моей группе общественно-индивидуальная. Общественная часть, вес 200…215 г:
Завтрак - вермишель, рис, гречка, мюсли по 50 г, сухое молоко 30 г, соль, чай.
Обед - супы (гороховый,
вермишелевый,
харчо) по 30 г, сухое мясо 10 г, приправы, соль, чай.
Ужин - чечевица, вермишель, гречка по 60 г, карпюр 45 г, сухое мясо 15 г, приправы, соль, чай.
Индивидуальная часть полностью по желанию. Суммарный вес раскладки у всех был примерно 500 г в день.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru